Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Переход в другой монастырь 5 глава




Тягчайшие брани помысла: блуд, уныние. Надо сми­ряться. Смирение привлекает помощь Божию. Растлева­ющее действие блудных помыслов от услаждения ими — надолго отступает благодать Божия, привлечь которую опять можно только покаянием искренним и воздержани­ем от этих помыслов (преп. Никон, 20, с. 21).

 

...Страстные волны и <бури> чрез помыслы и сонно-мечтаниями обуревают твою душу, и во оных находишь себя виновною нерадением, леностью и прочим. Это спра­ведливо, что вины подаешь, но во всех оных твоих пополз­новениях всегда приноси Богу покаяние с сокрушенным сердцем и всегдашним самоукорением, и Бог не попустит возобладать врагу твоим сердцем, только ты сама, сколько можно, сопротивляйся страстным помыслам, не допускай их до сердца, а прибегай к Богу молитвою и сознанием своей немощи. <Хорошо и> об страстных делах не иметь никаких разговоров, кроме откровения <духовной> матери, которое весьма бы было для тебя полезно, но я вижу, ты по оным пред нею закосневаешь от стыда, и сие есть вид гордости (преп. Лев, 161).

 

...Упоминаете, что иногда блудною мыслию побеждаетесь и сребролюбием, не иметь таковых совершенно мыслей свойственно только естеству ангельскому, а не человеческому. Нам же, ежели что и когда прилучится чем и поползнуться, то немедленно прибегаем с покаянием, себя же укорением ко Врачу Небесному; человеколю­бивый Господь мало того что прощает наши бесчисленные грехопадения, но еще и в сыновление приемлет истинно кающихся, для сего-то Он, пришедший на землю, стал при­зывать сперва грешников, дабы никто из нас своего спа­сения не отчаивался (преп. Лев, 206).

 

Смиряйся пред младшими тебя, живи воздержанно, не наедайся до сытости, ибо от сего умножаются помыслы. Если будешь себя очень смело и вольно держать, то не миновать тебе лютой плотской борьбы (преп. Иосиф, 11, с. 262).

 

В страстных и греховных помыслах не должно раз­бираться, но употреблять против них меч духовный. Это тебе и В. говорю, а размышлять о страстных помыслах и разбирать их — только усиливать их. От пристрастия да хранит всех Господь. Исповедовать свои помыслы надо с сердечным сокрушением, с сознанием своей греховности, с покаянием, так же и выслушивать исповедь надо с молит­вою, то и вреда не будет. А лишних разговоров или под­робных разъяснений не надо делать (преп. Иосиф, 113).

 

Значит, тебя обманывает лукавый и льстит. При на­поре блудных помыслов клади поклончики по силе. А без брани ни одна душа не вошла в рай. Победители же венчаются (преп. Анатолий, 7, с. 324).

 

Против нечистых помыслов меч духовный употреб­ляй — имя Божие. Покаяние надо приносить Господу; не должно и от духовного отца скрывать. Объявляемые струпы скоро исцелеют (преп. Иосиф, 101).

 

Помыслы о самоубийстве

 

Братья твои Владимир и Василий и сестра Вера люди свободомыслящие. — Жаль их. Но что же делать? Мо­лись о них усерднее такою молитвою: «Устрой, Господи, о братьях моих и сестре (имена) полезное и спасительное по воле Твоей Святой». — Сестре твоей Вере, склонной к самоубийству, великую пользу могла бы принести ис­кренняя и смиренная исповедь пред духовным отцом в своих заблуждениях (преп. Иосиф, 104).

 

Помыслы хульные

 

Очень жалею о твоем смущении, от врага происхо­дящем. Ты считаешь себя такою грешницею, что и по­добной нет, не понимая того, что враг борет тебя хульными помыслами, влагая в мысль твою неподобные и неизъяснимые слова его, а ты думаешь, что они от тебя происходят, а ты, напротив, не имеешь оных, но ужасаешь­ся, скорбишь и смущаешься, тогда как они совсем не твои, а вражеские; твоего участия в них ни малейшего нет, и даже в грех вменять их не должно, а надобно быть спокойным, нимало не обращая на них внимания и ни во что вменяя, они и исчезнут. А когда ты смущаешься о сем, скорбишь и отчаиваешься, то врага это утешает и он еще более на тебя оными восстает. Ты отнюдь не считай их за грех, то и успокоишься; какая тебе нужда скорбеть за грехи врага, он и на небе хулил Господа... Но с твоей стороны вот какая вина и грех: ты думаешь о себе много, увлекаешься гордостью, зазираешь других, осуждаешь их и подобное, и мало о сем печешься, за то-то и попускается на тебя этот бич, чтобы ты смирилась и считала себя последнейшею всех, но не смущайся, ибо смущение-то и есть плод гордости. Перестань осуждать, не думай о себе много, не презирай других, то и отойдут хульные помыслы (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 252-253).

 

Святые отцы вообще хульные мысли почитают не нашими, а вражиими прилогами, и когда мы с ними не соглашаемся, но и скорбим о том, что они к нам на ум лезут, то это и есть знак нашей в оных невинности. От­нюдь не надо смущаться о том, что они приходят. Ибо если человек смущается, то враг более на него восстанет, а когда не внимает оным, ни во что вменяет и за грех не считает, тогда и помыслы исчезают. О сем ясно пишет святитель Димитрий Ростовский в «Духовном врачевстве». Но помыслы сии хотя не суть грех, но попущением Божиим находят от врага за возношение наше, за мнение о себе или о своих исправлениях и за осуждение ближних. Когда человек, познав в этом свои грехи, смирится и не станет осуждать других, а принесет о сем покаяние, то получает от них освобождение... (преп. Макарий, 24, т. 2, с. 165-166).

 

В хульных помыслах тебе нет никакого греха, они не твои, а вражии, это доказывается тем, что ты не хочешь их, но и скорбишь, когда они на ум лезут. Враг же, когда видит, что ты смущаешься от его внушения, радуется сему и больше на тебя нападает... Что в них нет греха, то всяко­му известно, но они обличают наш грех гордости, который мы и не признаем за грех, а оный весьма близок к нам. Если мы что делаем хорошо, что бы то ни было, утешаемся этим и, по наущению врага, обольщаемся нечто иметь бла­го, и хотя по маковому зерну — прибавляется, возрастает, а нам надобно всегда помнить слово Господне: «и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие» (Лк. 17, 10), и вся наша жизнь должна проникнута быть смирением и покаянием. Смирение сокрушает все сети и козни вражии (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 774—775).

 

Хульные помыслы старайся не принимать и не веруй им, и Господь простит тебя. Когда помыслы находят, не принимай их и не отражай, а тем больше не заклинай их и не противоречь — это не твоей меры! А прибегай к Гос­поду с молитвою и смирением. Блудный помысл и боязнь попускаются за гордость нашу. Укоряй себя и старайся не глядеть на соблазняющего — и минует искушение (преп. Анатолий, 7, с. 98).

 

А когда хульные помыслы смущают тебя, ты и не борись с ними, а просто презирай, т. е. не обращай на них внимания: они не наши помыслы, а диавольские, а потому мы за них и не ответим. А мы, монахи, любим Бога, ибо ради Господа оставили мир. А хулы подмещет диавол, а не мы (преп. Анатолий, 7, с. 114).

 

А что помыслы скверные лезут — не смущайся. Они и к старухам лезут. Да те как знают, что Бог за раскаянные помыслы не наказывает, то и не боятся их (преп. Анатолий, 7, с. 130).

 

...Сомнения, все равно как блудные помыслы и хулы, надо презирать, не обращать на них внимания. Прези­райте их — и враг-диавол не выдержит, уйдет от вас, ибо он горд, не вынесет презрения. А если будете входить с ними в разговоры, ибо все блудные помыслы, хулы и сомнения — не ваши, то он закидает вас, завалит, убьет. Верующий человек, любящий Бога, не может хулить, а тем не менее замечает в себе две нити: и любит, и хулит. Очевидно, что есть еще какая-то сила злая, навевающая сомнения. Заметьте, ведь это — серафимский ум. Поэтому нисколько не удивительно, что он может возбудить, под­нять сомнения, да еще какие! Не обращайте на них вни­мания. Сколько было искренних верующих людей, которые сильно пострадали оттого, что принимали эти сомнения, рассматривали, рассуждали... Поэтому надо презирать эти сомнения, и хулы, и помыслы блудные, тогда они вам ни­сколько не повредят, особенно если будете их открывать старцу-наставнику. Но открывать их надо не подробно, иначе можно повредить и себе и старцу. Особенно блуд­ные помыслы засыпать, закрыть надо навесом... эту смер­дящую яму, а не копаться в ней (преп. Варсонофий, 5, с. 20-21, от 06.02.1908).

 

Ты испугалась помысла, который тебе шепнул, что ты будешь святая: что ж тут страшного, а даже очень хорошо. И мы тогда стали бы чествовать тебя. Но только знай, что настоящие святые, совершившие все добродетели, считали себя в глубине сердца худшими всех, хуже тварей, хуже бесов. А мы с тобой не начинали еще добрых дел. А пугаться его нечего. Это диавольское дело — хульный помысл. Ты не принимай только его, т. е. не медли в нем и не увлекайся им, а смущаться тут нечем, мы знаем, что ты еще не преподобная (преп. Анатолий, 7, с. 170).

 

От мыслей богохульных не смущайся, а старайся пре­зирать их. Бог за них не взыщет, они — от диавола (преп. Анатолий, 7, с. 172).

 

Хульные помыслы умножаются и укрепляются от гор­дости и осуждения других. Поэтому того и другого осте­регайся, и хульные помыслы увянут. Так же презирай их, как лающих щенков, потому что они не твои, а враг хулит, и за них не будешь отвечать Богу (преп. Анатолий, 7, с. 202)

 

Особенно не тревожься хульными помыслами, которые явно происходят от зависти вражией. Со стороны же человека поводом к оным бывает или горделивое само­мнение, или осуждение других. Поэтому в нашествии хульных помыслов прежде всего укоряй себя за осуждение других и гордое мнение, за настоящее или прошедшее, нисколько не беспокоясь тем, что слышим неизреченные хулы вражий. А благовременно иногда произноси против оных слова святого Иоанна Лествичника: «иди за мною, сатано! Господу Богу моему поклонюся и Тому Единому послужу, а болезнь твоя и слово сие да обратится на главу твою, и на верх твой хула твоя да взыдет в сем и в будущем веце» (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 11—12).

 

...Необходимо тебе в настоящее время иметь в виду и твердо помнить совет Исаака Сирина; он пишет в 56-м Слове: «когда человек, заботясь об очищении внутреннем, милостью Божиею будет приближаться к первой степени духовного разума, т. е. разумения твари, тогда враг от зависти сильно вооружается на него хульными помысла­ми. И ты... да не станешь в стране сей без оружий, да не вскоре умрешь от подседающих и прельщающих тебя. Да будут же тебе оружие слезы и частое пощение. И охраняйся не прочесть догматов еретических; сие бо есть во­оружающее на тя яко наимножайше дух хулы. Егда же насытишь чрево твое, да не возбезстудствуешь испытать что от божественных вещей и разумений, да не раскаешься. Во чреве наполнение разума тайн Божиих несть». Вни­мая сим словам сего великого отца, старайся иметь по­сильное воздержание в пище и в питии и сокрушенное и смиренное пред всеми сердце, чтобы прибрести спаси­тельный плач о прежних и настоящих согрешениях и чрез то сохранить себя безвредно в настоящем твоем искушении от духа хулы. Знай, что враг, если не может кому сделать вреда, то по злобе своей силится по крайней мере смущать его, досаждать ему разными помыслами и злыми внушениями (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 12).

 

...Ты не можешь сознавать себя грешнее и хуже дру­гих. Чувство это явно горделивое, от которого и рожда­ются, и укрепляются хульные помыслы и хульные глаголы, как свидетельствует святой Лествичник, говоря: «корень хулы есть гордость». Если желаешь смирить себя, то помни всегда слово одного святого, глаголющего, что самая исправ­ная жизнь человека-христианина подобна только купели, а заповеди Божий подобны неизмеримому морю, как глаго­лет псаломник Господу: «заповедь Твоя широка зело» (Пс.118, 96). Если сравнить великое море с малою кадочкою воды, то и нечем будет возноситься возносящемуся. Не вотще говорит и Апостол: «все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его» (Ср.: Рим. 3, 23—24). Чтобы смирить себя, прими в помощь и слова преподобного Гри­гория Синаита, написанные в 115-й главе, и почаще повто­ряй их себе. Знай, что кроме смирения и слез невозможно избавиться от хулы (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 26-27).

 

А хульные помыслы известно за что борют: первое — за возношение, второе — за осуждение. Смирись, не думай о себе, что ты лучше других, не зазирай никого, а себя за согрешения и поползновения укоряй, то и хульные помыс­лы утихнут. Впрочем, во всяком случае, не смущайся — невольные хульные помыслы святые отцы не считают гре­хом, а их причины — грех (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 77).

 

Знай, что хулу, внушаемую врагом на кого-либо, впол­не повторить грешно, и вредно, и оскорбительно (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 82).

 

Помыслами хульными не смущайтесь, а только укоряй­те себя в это время за горделивое расположение души и за осуждение других. Первые без последних не вменяют­ся в грех (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 199—200).

 

Если придут хульные помыслы и осуждающие других, то укоряй себя в гордости и не обращай на них никакого внимания (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 75).

 

Поношения

 

Если тебя за уединение считают гордою — радуйся. Если мешают молиться, не унывай, а смиряйся (преп. Ана­толий, 7, с. 64).

 

...Пошла Бога ради в монастырь, терпеть все Господа ради, ради Жениха Иисуса, положившего за нас живот Свой, умершего бесчестною смертью на кресте. Вот Он и тебе готовит Свою славу скорбями и поношениями. И будешь с Ним во веки: и уверял, и уверяю тебя истин­ным словом. Не моим грешным словом, а словом Его, Госпо­да Иисуса: «где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26). «Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8, 17) (преп. Анатолий, 7, с. 156).

 

Попущение Божие

 

Тебя блазнит то, что, может быть, по козням вражиим мать Игуменья не заставляет теплить лампаду пред мощами. Апостол Павел был повыше матери Игуменьи, да и тот о себе пишет: «раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана» (1Фес.2,18). Поэтому ничему не удивляйся, а считай это попущением Божиим. И ни на что не блазнись, а лучше последуй совету свято­го Лествичника, который пишет так: если хочешь иметь гнев и злопомнение, то имей их не на людей, а на бесов, искушающих людей. Также оставь и неуместную ревность, почему то или другое не делается по порядку, как тебе думается, а лучше... внимай себе, и довольно будет дела этого для тебя, по сказанному: каждый бо от своих дел прославится или постыдится (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 54).

 

Послушание

 

...Послушание есть то, что направляет нас на путь совершенства... (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 27).

 

..Какое дадут тебе послушание, я не знаю, только во всяком надобно иметь страх Божий и внимание... (преп. Макарий, 24, т.3, с. 91).

 

...О послушании скорбь твоя проистекает из тех же источников — тщеславия и самомнения, — но плода сми­рения нимало в сем не усматривается. Святой Иоанн Лествичник пишет: «от послушания рождается смирение» — а у тебя напротив. Послушание состоит не в том одном, чтобы укачествоваться в каком-нибудь деле, но в отверже­нии своей воли и разума и покорении оных другим. За сие бывает брань и смиряет нас. Полезно и участвовать в делах послушания, но когда случающиеся нам при оном досады и укоризны принимаем без ропота, но с самоукорением и познанием своей немощи, отчего наша славолюбивая часть укрощается, также и яростная изнемогает. А когда только питаемся мыслию, что мы проходим послушание, то больше еще гордостью обольщаемся и вместо пользы вред полу­чаем, ибо «плод духовный есть любы, радость, мир, долго­терпение...» (Гал.5, 22) (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 125)

 

...Возлюбленное чадо мое, если хочешь видеть дни свои благи и избегнуть всех сетей вражиих, явных и тайных, то ничего не скрывай и не утаивай от святой и преподобной Матери своей. Сердце твое пред нею, как книга разогнутая, да будет всегда раскрыто; самосмышлению своему не верьте ни в чем; без благословения и одобрения духовной матери своей ничего не начинайте, не только рукоделия какового и внешнего упражнения, но и самая молитва, т. е. келейное правило, количество покло­нов, чтение книг, воздержание, пост, бдение, труды и про­чее, если не будут рассмотрены, одобрены и благословлены святою Материю вашею, то и Богу не будут приятны (преп. Антоний, 22, с. 233—234).

 

...Когда Сам Христос Спаситель наш послушлив был не на время некое краткое, но до смерти, посему если и мы с вами будем всегда послушливы, то будем всегда и счастливы. Но то наше горе, что лютая страсть самолю­бия соделала волю нашу железною, то есть непреклонною к послушанию: часто представляется нам, что мы и умны, и лучше можем видеть других, и прочее (преп. Антоний, 22, с. 242).

 

Зачем же Паша собирается уходить? Надо и помысл сей прогонять от себя. Послушание есть великая добро­детель, и если вред какой думает она получить от послуша­ния, то благодать Божия покроет ее, только чтобы сама не предавалась нерадению и беспечности (преп. Иосиф, 110).

 

С Анютой же управляйтесь, как вам Господь внушит. Написали вы, что показывали ее доктору, который говорил, что она должна, как можно тяжелее, нести труды физиче­ские, а она между тем всегда сказывается бессильной. Тя­желые труды и здорового человека могут сломать и сделать бессильным. А по моему грешному мнению, пусть она хоть и легкое имеет занятие, только чтобы всегда была за делом. Для рассеяния угнетающих помыслов и это полезно. Дела же такие должны быть, чтобы она была в движении, напри­мер, мести пол, мыть посуду и подобное (преп. Иосиф, 81).

 

Два письма от вас, одно по почте, а другое с оказией, получил. Поскорбнываете, что живете в суете и попечении о разных постройках и перестройках. Эта суета за послуша­ние творится. Нужно же кому-нибудь заботиться об обите­ли. При суетных по видимому делах в обители старайтесь, Матушка, помнить, что дела эти вы исполняете по пове­лению Господа Бога, за послушание к Нему, и мысль о Боге должна обвеселять вас, по слову Пророка: «Помянух Бога и возвеселихся» (Пс.76,4) (преп. Иосиф, 86).

 

Если тебе вредно послушание в часовне, то можно по­пробовать отпрашиваться у матери Игуменьи, ссылаясь на слабость своего здоровья, что не по силам тебе сидеть в лавке и не на пользу, много развлекаешься и увлекаешься, и больна через это (преп. Анатолий, 7, с. 192).

 

Послушание всякое спасительно и потому почти всегда тяжело, по мере пользы его, а отрадное послушание не так полезно, а бывает, что и вредно. Святой Лествичник гово­рит: «Если послушник в своем послушании исполняет свое желание, то он прелюбодей» (преп. Анатолий, 7, с. 199).

 

Ваша же многосложная и суетливая деятельность не должна смущать вас, потому что это послушание ваше, а всякое послушание душеспасительно, когда оно проходит­ся достодолжно, в смирении и безропотно (преп. Анатолий, 7, с. 306).

 

Ты молишься без усердия, но только из послушания ко мне, и думаешь, что это зело нехорошо! Глупенькая! И в книгах, и в устных увещаниях ты, я думаю, слышала тысячу раз: послушание выше поста и молитвы! (преп. Анатолий, 7, с. 75).

 

...Очень сожалею, что Г. не слушает меня, не почитает старших сестер, гордится, упрямится, не просит прощения. За это и оставляет ее Господь Своею помощью, и сквернит ее диавол нечистыми помыслами. А как я тебя просил, чтобы ты была смиренна, послушна, покорна, потому что таких послушниц любит Матерь Божия, и Господь, и все добрые люди. И бывают покорные послушницы любимы на­чальницами, и мир такой у них всегда на душе! (преп. Анатолий, 7, с. 92).

 

Послушание исправляй со страхом Божиим, а какой добродетели не снискала, укоряй себя и проси у Бога. Но не смущайся (преп. Анатолий, 7, с. 108).

 

Когда не ходишь в церковь ради послушания, не смущай­ся. За тебя помолятся в церкви (преп. Анатолий, 7, с. 111).

 

Послушание вообще трудно исполнять, а ваше руко­делье — барское. Многие желали бы такой-то работы — да нет (преп. Анатолий, 7, с. 116).

 

Надо иметь готовность по воле Божией все делать. Надо различать два рода послушания: внешнее — для сред­них дел, и внутреннее — для духовных дел. Во внешнем нужно полное повиновение: без рассуждения исполнять, что скажут. Во внутреннем — нужно всегда обращаться к духовнику, спрашивать его, какова воля Божия. Но его совет надо проверять Святым Писанием и святыми отцами, и если он скажет не согласно с ними, то можно сказать ему: не могу так. Хорошо желать только то, что будет. Если делаешь то, что тебе самой желательно и приятно, то это не приносит особенной пользы для души, только вред здесь умеряется все-таки тем, что получает­ся благословение. А настоящее послушание, приносящее душе великую пользу, происходит тогда, когда делаешь наперекор себе, тогда Сам Господь на Свои руки берет тебя, благословляет твои труды (преп. Никон, 6, с. 234).

 

...Описала ты тягостное состояние свое по послуша­нию и пишешь, что, прочтя письмо мое, оскорбилась серд­цем и духом, подумала, что я ко всем имею любовь и сострадание, одну только тебя оставляю скорбеть. — Не­правда, я и к тебе сострадаю и еще больше других по твоему неумиротворению жалею и печалюсь, что ты до сих пор никак не приладишься и не успокоишься на своем послушании, а я неоднократно писал тебе и теперь дол­жен подтвердить то же: ни чем иным не спастись тебе, как своим настоящим послушанием, если и тысячу отдашь, а своей воли не отдашь, ничтоже успеешь, хотим мы, чтобы все было по-нашему, а не так, как Богу угодно, тогда как с нашей стороны должно быть только произволение с усердием к возложенной обязанности, а совершать все — дело Божие; сделается или что не сделается, как бы тебе хотелось, должна быть покойною, в чем и да поможет тебе Господь, сердечно желаю!., (преп. Иларион, 30).

 

Писала ты еще о том, как нелегко переменить для тебя прежний куколь свой на наметку. — На это скажу тебе: послушание, которое окажешь этим начальнице, спасет тебя лучше, нежели старый твой куколь, и если сердце твое не согласуется, как говоришь ты, со словами, ты не верь ему (преп. Иларион, 31).

 

Писала насчет послушания казначейского, что матушка Игуменья желает непременно тебе его вручить, и ты представляла свою неспособность, но она не принимает никаких резонов и хочет отставить старую казначею за неспособностью, тебе же ее жаль, почему и думаешь по­просить матушку Игуменью погодить еще хоть на год. — Объяснись с матушкой Игуменьей обо всем, что тебя удер­живает и какие предлоги имеешь, — и как она решит, так и будь согласна и покойна (преп. Иларион, 42).

 

Примите совет на всю вашу жизнь: если начальники или старшие вам предложат что-нибудь, то, как бы трудно ни было или как бы высоко ни казалось, не отказывайтесь. Бог за послушание поможет (преп. Нектарий, 13, с. 30).

 

Всякое послушание, которое нам кажется тяжелым, при исполнении бывает очень легко, потому что делается как послушание (преп. Нектарий, 18, с. 495—496).

 

Что вы с помощью Божиею располагаетесь в совер­шенное повиновение, сие для вас и вообще для всех, по свидетельству святых отец, душеспасительно; вам сие из­вестно уже довольно, чувство веры откроет вам и более того, не неприятно же сие ваше расположение к нам о Господе, Господь да поможет вам, только же я вас не принуждаю к тому, и если вы собственно расположитесь, то и большее утешение возможете ощущать, поручаю вас покровительству Божию и чрез искреннее советие м. А. питаю себя надеж­дою, что вы поправите себя, Господь же да усовершит ваше благомудренное предложение и подвиг (преп. Лев, 189).

 

...Послушай, дочь Л., поелику мы должны приобучать себя ко умиротворению и смирению не в таковой буре, волнуемой и покрывшей ваши чувства душевные и телесные! Но заблаговременно послушание оказывать маменьке и ни в чем не составлять по своей воле, но худо ли, или хорошо, согласоваться, как маменька сорассудит и утвердит, на то и понуждать себя, чтобы так исполнить, как мамень­ка утвердила, писано есть: даждь кровь, прийми дух (то есть хотя и очень не нравится каковая вещь, и тебя побивают десять мыслей лучших), но ты должна с великим понужде­нием и пролитием крови внутрь себе согласиться на выше­означенное маменькою определение и мало-помалу благостию Божиею в таковое устроение придешь, что даже за большую тягость будешь почитать, что только по своему разумению соделать или что кому советовать, а во время великого смущения и ожесточения, описанного вами, можно бы вам себя укротить. Ежели бы вы да имели благогове­ние и веру достодолжную к своей <маменьке>, то бы и в таковое время могли бы ее увещательными словами оста­новиться и смирить себя, но как вы издавна закоснели в своенравии, а ко <маменьке> непокорливы, и по вашему высокомудрию кажется она вам недостаточною к руковод­ству и окормлению! Но прошу и молю, как можно, понуди сердце свое к повиновению и послушанию, чем и обрящешь в душе своей покой и мир Божий приобрящешь во утешение себе! (преп. Лев, 259).

 

...Из письма твоего видим твое сердечное смущение и обуревание, какое ты подъемлешь в прохождении твоего послушания, и даже до того помысл твой простирается, что готов... перейти в штатный монастырь, где надеешься сего послушания избавиться. На сие, возлюбленный наш брате, что имамы тебе сказать в утешение? При сердечном о тебе сожалении скажем то, что вси есмы в бедах, скорбях и искушениях, которыми живот вечный стяжавается, и без скорбей спасться невозможно. Ибо, по Писанию, «многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие» (Деян.14, 22), но скорби сии различии суть: одному — сии, другому — иного рода, одному — телесные, а сему душевные, тому — бедность, а некоторому — поношение, иному — болезни, все же они посылаются по всепремудрому Промыслу Божию. По силе каждого и по мере нужды в его устроении. Поистине, мы соучаствуем тебе в скорби по твоему послушанию, но скажи, ручаешься ли ты за сие, когда бы был в обители, избежал ли бы ты скорбей другого какого рода или суда своей совести за преслушание? Ты знаешь, что отец Игумен не понудил бы тебя насильно ехать и отнюдь не теснил бы за сие. <То> сие более бы тебя уязвляло. Ты взираешь на будущее время и помышля­ешь для избежания сего послушания о переходе в штатный монастырь. Чего ты ожидаешь, одобрения сего помысла или противоречия ему? Одобрить это значит подвергнуть себя впоследствии всегдашнему от тебя нареканию. А луч­ше предать сие совершенной твоей свободе и дабы оная соображалась с волею Божиею. Между прочим, можешь сказать нечто в противоречие, но не понудительное: скажи, пожалуй, ручаешься ли ты за будущие твои не только годы жизни, но за дни и минуты? И что будет вперед, кто знает? Ежели ж и продлит Господь жизнь твою, ты перейдешь в штатный монастырь — избежишь скорби по послушанию сбора, но ручаешься ли ты, что не встретят тебя там го­раздо важнейшие скорби, даже и до раскаяния?...Впрочем, не должно полагать, что всегда на тебя бу­дет падать жребий сего послушания, в обители людей до­вольно (преп. Лев, 149).

 

...Ваше намерение посвятить жизнь свою на служе­ние Богу, оставя суету мира, — благо, но требует Божиего содействия и помощи и вашего тщания; вы хотя и думаете о себе, что имеете твердое намерение к исполнению сего обета, но на оное не надейтесь, а более отдавайтесь в волю Божию и просите Его помощи. Вам еще неизвестны вра­жий козни и <подсады>: он и десными и шуиими старается людей смущать и испужать попущением Божиим к наше­му смирению, и чтобы не надеялись на свои силы и на свой разум, но в сем, последнем, повинулись бы опытным и ис­кусным людям, которые сами прошли деятельно путь сей, но теперь для вас еще неясны мои слова, когда же сподо­бит Господь вас прияти на себя легкое Его 6pv мя и благое иго, тогда в действительности уразумеете и познае­те силу слов <моих> и пользу, происходящую от отвер­жения своей воли и покорения оной другому <Бога> ради и спасения души своей (преп. Лев, 115).

 

Если спрашивать меня — так и слушать, а если не слушать — так и не ходить ко мне (преп. Лев, 12, с. 60).

 

...Это справедливо, что кто бы ни был, подвижник или постник, но живущий по своей воле и сам собою окормляяся, утверждения и благого рассуждения в нем отнюдь не увидишь. Того-то ради святой Симеон Новый Богослов пишет в Слове 6-м, что лучше учеником ученика именоваться, нежели самочинно жить. О сем же и святой Марк Подвижник в послании к Николаю иноку в 1-й части «Добротолюбия», на обороте 37-го листа пишет: «...мнози многими труды и постничеством, и злостраданием проидоша и труды многи Бога ради потерпеша, но самочинне, нерассуждение и нетребование от ближнего пользы, таковые их труды нетвердыми и суетными соделаша» (преп. Лев, 12, с. 339-340).

 

...Не столько искусство и опыты старческие действуют, сколько вера со упованием вопрошающих благодать Бо­жию на нас вообще привлекают... (преп. Лев, 12, с. 342)

 

...Нам пренужно самим изыскивать кому повино­ваться и объяснять свои деяния и помышления, отчего и сами ведомее будете и, по возможности сил, и к вам при­ходящим благоуспешнее будете преподавать благие сове­ты... (преп. Лев, 12, с. 351).

 

Иди, куда поведут, смотри — что покажут, и все гово­ри: да будет воля Твоя! (преп. Амвросий, 1, ч. 1, с. 104).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...