Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Переход в другой монастырь 11 глава




 

Иной суд человеческий, и иной суд Божий. Глаголет Господь чрез пророка: «Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ср.: Ис.55, 9). По человеческому мнению, путь спасения, казалось бы, должен быть путь гладкий, тихий и мирный, а по Евангельскому слову, путь этот прискорбный, тесный и узкий. «Не мир,- глаголет Господь, - пришел Я принести, но меч» (Мф.10, 34), дабы разлучить боголюбивых от сластолюбивых и смиренномудрых от миролю­бивых. Вообще спасение наше, по слову преподобного Пет­ра Дамаскина, находится между страхом и надеждою, чтобы не иметь самонадеянности и не отчаиваться, а с благою надеждою и упованием на милость и помощь Божию ста­раться проводить жизнь во исполнении заповедей Божиих. Ты ошибочно ищешь полного и совершенного успокоения душевного на земле, будучи подстрекаема к этому с шуией и противной стороны от искусителей, а вместе с этим и просто помышляешь об этом от неопытности духовной, тогда как такое состояние принадлежит будущей жизни, а «В мире будете иметь скорбь» (Ин.16,33), сказал Господь апо­столам и всем прочим (преп. Амвросий, 23, ч.1, с. 30-31).

 

Сам Господь во Святом Евангелии прямо и ясно гово­рит: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11, 29). Слова эти показывают, во-пер­вых, что несение ига Христова прежде всего заключается в кротости и смирении. Во-вторых, наставление и нази­дание для собственной жизни должно брать более с при­мера Христа Спасителя, нежели с примера людей, в кото­рых невозможно обретать полного совершенства, по немощи человеческой. И потому, под благовидным предлогом, не должно смущаться тем, что некоторые не подают нам назидательного примера так, как бы мы желали. При этом может быть ошибка и в том, что мнения и намерения людей различны, — один думает и рассуждает так, а другой иначе. Потому и религиозные взгляды на вещи неодина­ковы. — Сердца же человеческие знает только один Бог. Поэтому и говорится: ин суд Божий, и ин человеческий без причины Господь ключи Царствия Небесного вручил апостолу Петру, а ключи ада и смерти удержал у Себя. Святитель Димитрий Ростовский объясняет эту причину так: чтобы и великие святые, по несовершенству человече­скому, не посылали во ад таких людей, которые по сокро­венному добру, ведомому одному Богу, достойны наследия Царствия Небесного. В-третьих, слова Спасителя показы­вают, что беспокойство наше и смущение происходит не от других, а от нас самих, по недостатку в нас кротости и смирения (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 63—64).

 

...У тебя есть немощь: простой путь Господень разветв­лять на многие стези, тогда как и Святое Писание, и самый опыт доказывают, что нужно упрощать евангельский путь жизни, меньшие заповеди и добродетели совокупляя во едины большие. — Святой псалмопевец Давид говорит об этом так: «вси пути Господни милость и истина» (Пс.24, 10), т.е. всякий христианин, если будет ближнему оказывать всякую милость и всякое снисхождение в его недостатках, а от себя одного потребует всякой истины Божией, то этот христианин будет искусный исполнитель велений Божиих, многие пути Божий совокупляя как бы только в две стези. — И в Евангелии сказано: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7, 12). «Се, ныне время благоприятно» (2Кор. 6, 2), говорит Апос­тол. — Вот отныне и начнем многие стези и разветвления собирать в единообразный путь Господень... Это средство тем хорошо, что человеку-христианину дает возможность успокоиться, чего человек не достигает, если решится на многие стези, раздробляя и разветвляя простой путь Божий. Когда же человек успокоится, тогда он способен бывает направляться к исполнению всех заповедей Божиих, глаголя со Псаломником: «Все повеления Твои - все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу» (Пс.118, 128) (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 76).

 

Отселе постараемся положить твердое начало не раз­ветвлять путь Христов на многообразные отрасли, но со­бирать воедино главное: любить Господа от всей души и иметь мир и святыню со всеми, ни о ком не думая дурно и подозрительно (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 89).

 

В том-то и вся ошибка с нашей стороны, что не хотим покоряться воле всеблагого Промысла Божия, указующего нам чрез обстоятельства душеполезный путь, а все ищем своего какого-то покойного пути, который существует толь­ко в мечтательности, а на самом деле его на земле нет; не всем, а некоторым только будет покой тогда, когда про­поют: со святыми упокой. Земной же удел человечес­кий — скорбь, труд, болезни, подвиг, печали, недоумения, теснота, лишение того или другого, оскорбления, смущения, восстание страстей, борьба с ними, одоление, или изнемо­жение, или безнадежие и подобное сим. Не вотще сказал пророк Давид: «несть мира в костех моих от лица грех моих» (Пс. 37, 4). И праведный Иов взывал: «не искуше­ние ли есть человеку житие сие» (Ср.: Иов 7, 1). А мы все путаемся на том: нельзя ли как устроиться в покое и на покое, и часто думаем: если бы не такое-то неудобство, и не такие-то обстоятельства, и не такой-то поперечный человек, то, может быть, было бы мне удобнее и покойнее, а забываем, что неудобства сии часто исходят извнутрь нас, как и злые помышления. Где лежат страсти, оттуда исходят и все наши неудобства, неладицы, неурядицы и неустройства. Но да упразднит все сие Пришедый грешных спасти, если восхощем покаяться, смириться и поко­риться (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 112).

 

...В последнем письме ты выражаешь свое удивление и даже недоумение о том, как труден путь спасения. Это давно объявлено Самим Господом в Евангелии: «тесен и прискорбен путь, вводящий в жизнь вечную» (Ср.: Мф.7, 14). Потому Господь и ублажает ходящих путем сим неуклонно, глаголя: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11,28—29). И тогда «иго Мое» будет для вас «благо, и бремя Мое легко» (Мф.11, 30). Согласно сему и все святые утверждают, что терпение и смирение, на все победа (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 103).

 

Начало же спасения состоит в том, чтобы оставить свои хотения и разумения и сотворить Божии хотения (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 124).

 

Вопрос: «Как спастись?» Ответ: «...Елико имаши силы уничижай себя нощь и день, понудися увидети себя под всяким человеком: сей есть истинный путь, кроме бо сего ин несть хотящему спастися, о укрепляющем его Христе» (преп. Макарий, 24, т. 2, с. 396).

 

Правда, после тех прыганий да выездов — нечего и ждать духовной радости, чуждой миролюбцам и совершенно им неведомой. Но все-таки на твоей стороне та выгода, что ты хоть и непричастна свету, но и тьма тебя не прельщает: ты уже чувствуешь сердцем бессмысленную мглу светских удовольствий. Но эту истину не всякий может понять, а ему же дано будет свыше. «Никтоже может прийти ко Мне, аще не Отец Мой привлечет его, и Аз воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 44). И разум этот, и чувство это даются не всем, а избранным, испрошенным, так сказать, Самим Спасом нашим у Бога: «не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне... Отче Святый! соблюди их во имя Твое, [тех], которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин.17. 9, 11) (преп. Анатолий, 7, с. 313—314).

 

... «Иисус утверди лице Свое ити во Иерусалим...» (Лк. 9, 51), решил, приготовился идти во Иерусалим на подвиг Свой. В духовном смысле это означает, что всякий христианин, который, подобно Христу, решил идти в Горний Иерусалим, то есть проводить духовную жизнь ради Цар­ства Небесного, должен «утвердить лице свое», пригото­вить себя к этому путешествию, решиться на прохождение подвижнической жизни. Надо уготовиться и решиться, ибо путешествие это требует именно подвига, понуждения себя на совершение всех добродетелей, коими достигается Цар­ство Небесное. Надо уготовиться и решиться, ибо самому совершению добродетелей противодействуют и противо­стоят различные скорби, соблазны, препятствия, и прежде всего от людей, подущаемых врагом нашего спасения. Враг желает воспрепятствовать доброму намерению и внушает людям мира сего ненависть к рабам Божиим (преп. Никон, 8, с. 291-292).

 

Не забивайтесь в гору, не ищите высоких дарова­ний, но со смиренными ведитеся: «яже глаголете в серд­цах ваших, на ложах ваших умилитеся» (Пс.4,5), зазри­те себя и укорите о неисправлениях, это лучше будет высоких ваших исправлений с самомнением о себе. Пока находимся мы на сей войне, не должно ни дерзать, ни от­чаиваться. О сем много вам было писано, впрочем, да на­ставит вас благодать Божия, все восполняющая (преп. Ма­карий, 24, т. 1, с. 44).

 

Мать N! Чадце мудреное и постоянства неимущее! то уже горе' ты паче меры простираешься, то паки долу паче меры нисходиши, как это видно из письма твоего... - Чтобы поправить сбивчивое свое положение, ты просишь дозволения заняться тебе преимущественно чтением духов­ным, а молитвенное правило ослабить. — Но в Евангелии повелевается сие творить и оного не оставлять. — Этому правилу и последуй, держась всегда средины и умеренности в том и другом случае. — Тогда и положение твое и распо­ложение душевное уравняется. — Святой Исаак Сирин го­ворит: умеренному и притрудному деланию цены несть. — Так оно ценно, так полезно и спасительно, а крайности названы бесовскими, т. е. от внушения и подстрекания бесовского происходящими, почему, несмотря на свою бла­говидность, всегда вред душевный приносят, избегая чего, попеременно читай и молись в меру, не ослабляясь совер­шенно, ни от разленения, ни от житейских попечений, ни от претензий на других. — Богомудрые отцы научают нас всегда и во всем лучше себя укорять и во всяком непри­ятном случае на себя возлагать вину, а не на других. — Тогда и обрящем покой и мир душевный и удержимся на истинном пути спасения (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 86).

 

Пьянство

 

Прочитал ваше письмецо, в котором описываете свою пагубную пьянственную страсть, которую втайне питаете. По многим моим вам советам дабы исправиться вам, но, к несчастию, безуспешно, молитесь уже сами ко Господу Богу о избавлении сего мучительного ига, но, может, подумаешь, что ныне недостоин к Богу с молитвою приступить, то когда же достоин будешь, когда сие достоинство будет. Недостоинство твое не повредит тебе, только и требу­ется от тебя, чтобы ты оставил прихоти свои и с покаянием ко Отцу Небесному прибегнул бы, и Господь, видя обращение твое, простит тебе грехи твои, идеже умножится грех, тамо <преизобыточествует> благодать, осмотритесь, Н., всем нам явиться подобает пред Судищем Христовым: Суду Божию, не человеческому, предстанешь и ты, не неради о себе... Бог хочет тебя спасти, да будет же и твое хотение, и спасешься... (преп. Лев, 154).

 

Поздравляю и тебя, почтенный Н., с радостью и с при­бавлением семейства: дай Бог, чтоб благочестие водвори­лось у вас в доме, и ты бы на радостях перестал браться за рюмки. Знаешь, и русская пословица говорит: «Пить до дна — не быть добра». Я советовал и приказал тебе, как духовный отец, перестать куликать — худо, очень худо — себе наживешь беду, попадешь в кабалу, две рюмки в день можно, если уж так трудно отстать, а то, брат, придется тебя по-монастырски поставить на поклоны, чтобы молил своего тезоименитого Угодника Святителя Николая, дабы отучил тебя от пьянства (преп. Лев, 150).

 

...Писанием твоим изъявляешь мне свою слабость, от коей не только не воздержался, но еще и более ослабел. Желаешь получить чрез мою худость наставление к исправлению твоей жизни. Я не отрекаюсь написать тебе во врачевание души твоей от писания святых отец. Ты сам видишь: чрез свое поведение Небесного Царствия лиша­ешься и здешнего наслаждения и благоденствия. Но чем нам возвратить святость и невинность первого состояния? Прошу тебя — не отчаивайся о спасении своем, но уповай на беспредельное Божие благоутробие, и мири себя пред Богом и человеки, и брата своего проси советов, и Господь призирает на кроткого и смиренного, а гордым противится... (преп. Лев, 153).

 

Писание ваше прочитывал, где описываете свои неисправности по жизни христианской, душевно сожалею о будном состоянии души твоей, скажи, пожалуй, как нам явить­ся пред Спасителем нашим, когда придет судить нас, каки­ми глазами будем смотреть на Него, когда не хотим и паль­цем коснуться Святого Креста Его, т. е. не хотим нисколько повоздержаться от страстей наших, прошу и молю вас, Н., любовью Господа Иисуса Христа, обратите внимание на жизнь вашу, которою, может быть, Самое имя Божие хули­те, коснитесь хотя мыслию единою и потщитесь немножко повоздержаться от сего пагубного мучителя, ибо нуждницы восхищают Царствие Божие, и вторично прошу понудиться, и Господь вам поможет, только с верою призовите имя Спасителя Господа Иисуса Христа, ибо Он как есть Всесилен, малодушного укрепляет, изнемогающего утверж­дает, падающему руку помощи подает, сумнящегося настав­ляет (преп. Лев, 151).

 

Прискорбно мне слышать, что ты следуешь влиянию своих помыслов и, исполняя их, готовишь себя гневу Божию. Я много раз тебе советовал вооружиться всею си­лою против злых, пагубу творящих помыслов... если они в угодность плоти требуют греха, — вспомни Суд Божий и свою смерть, тогда не только пить, но и есть не захочешь... Старайся воздерживаться, и Господь поможет ти... (преп. Лев, 155).

 

...Писаньице твое получил, из коего видно, что в нас с тобою во исправление жизни нашей к назиданию душевно­му понуждения никакого не оказалось и пребываем яко безгодные смоковницы, а потому до избытка и унываем, что советов душеполезных не исполняем, но однако хотя отныне да положим начало благое, с помощью Всевышнего потщись <постарайся, поусердствуй> о своей трезвенности, а всего нужней совесть свою не марать, а все худые мысли братцу открывать и тем себя предохранять... (преп. Лев, 156).

 

Пишешь ты, что муж твой чрезмерно предан винопитию, а ты с ним жестоко обращаешься, бьешь его, когда он бывает в нетрезвом виде. Боем ничего не выбьешь, а хуже в досаду его приведешь. А ты лучше с верою и усердием молись за него святому Иоанну Крестителю Господню и мученику Вонифатию, чтобы Всеблагой Господь, за молит­вами Своих угодников, отвратил его от пути погибельного имиже весть Сам судьбами и возвратил его на путь трез­вой воздержной жизни (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 206).

 

 

Список использованной литературы

 

1. Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Ч. 1—2. М.: Изд. Введен­ской Оптиной Пустыни, 1900.

2. Беловолов Г., иерей. Оптинский старец Анатолий Потапов//Русский паломник. 1993. № 7. С. 19-45.

3. Варсонофий (Плиханков), схиархим. Беседы//Б-ка Оптиной Пусты­ни. № 3017. Машинопись.

4. Варсонофий (Плиханков), схиархим. Келейные записки 1892—1896. М., 1991.

5. Дневник иеромонаха Никона//Б-ка Оптиной Пустыни. № 4412. Ма­шинопись.

6. Дневник последнего старца Оптиной Пустыни иеромонаха Никона Беляева. СПб.: Сатис, 1994.

7. Житие и поучения иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова). М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1994.

8. Житие иеромонаха Никона. М.: Изд. Введенской Оптиной Пусты­ни, 1996.

9. Житие иеросхимонаха Анатолия. М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1995.

10. Житие иеросхимонаха Илариона. М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1993.

11. Житие иеросхимонаха Иосифа. М.: Изд. Введенской Оптиной Пу­стыни, 1993.

12. Житие иеросхимонаха Льва. М.: Изд. Введенской Оптиной Пус­тыни, 1994.

13. Житие иеросхимонаха Нектария. М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1996.

4. Житие схиархимандрита Варсонофия. М.: Изд. Введенской Опти­ной Пустыни, 1995

15. Житие схиархимандрита Исаакия I. М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1995.

16. Житие схиархимандрита Моисея. М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1992.

17. Житие схиигумена Антония. М.: Изд. Введенской Оптиной Пус­тыни, 1992.

18. Концевич И. М. Оптина Пустынь и ее время. Сергиев Посад: Свя­то-Троицкая Сергиева лавра, Издат. отд. Владимирской епархии, 1995.

19. Лев Наголкин, иеросхим. Советование к сохранению заповедей: Из писем Оптинского старца иеромонаха Леонида, в схиме Льва, скон­чавшегося в 1841 г.//Калужские епархиальные ведомости. 1962. № 9. С. 127—132; Троицкие листки. 1880. № 24. С. 105—108.

20. Никон (Беляев), иером. Оптиной Пустыни. Завещание духов­ным детям: Записки, сделанные на полях книги еп. Игнатия Брянчанинова (Соч. Т. 5). Куйбышев, 1990.

21. Отец Никон, иером. Оптиной Пустыни//Б-ка Оптиной Пустыни. №4813. Машинопись.

22. Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Малоярославского Николаевского монастыря. М.: Изд. Оптиной Пустыни, 1869.

23. Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеро­схимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. 1—3. 1-е изд. Сергиев Посад, 1908.

24. Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеро­схимонаха Макария. Т. 1—6. М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1862.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...