И опять в полусвете ночном
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Средь верёвок, натянутых туго, На доске этой шаткой вдвоём Мы стоим и бросаем друг друга. И чем ближе к вершине лесной, Чем страшнее стоять и держаться, Тем отрадней взлетать над землёй И одним к небесам приближаться… Кто он - автор стихотворения «На качелях»? Воображение рисует портрет наивного восторженного мальчишки. А поэту, когда он написал эти стихи, было семьдесят лет. Стихи «Вечерних огней» вызывали восторженный энтузиазм современников поэта – тонких ценителей лирической поэзии, круг которых был неширок, но включал в себя таких корифеев русской культуры, как Лев Толстой, Я.Полонский, П.Чайковский. Критики же утилитаристы на протяжении всего фетовского творчества отторгали его за гражданскую неотзывчивость, а Писарев в полемическом раже так прямо и заявлял на более раннем этапе, что эти стихи принесут практическую пользу лишь тогда, когда книготорговцы за отсутствием спроса на стихи Фета со временем их "продадут пудами для оклеивания комнат под обои и для завёртывания сальных свечей, мещерского сыра и копчёной рыбы". Грубых нападок не избежали и «Вечерние огни». Не прав был Писарев: не на обои и не на обёртки пошла она – на музыку! Поэзия Фэта, и в частности книга «Вечерние огни», породила беспрецендентное число замечательных интерпретаций: стихи вдохновили Аренского, Бородина, Гольденвейзера, Рахманинова, Чайковского и многих других композиторов. Нас, однако, интересует реакция современников, понимавших новаторское значение «Вечерних огней». Н.Страхов писал в связи с первым выпуском книги: "Каждый стих у него с крыльями, каждый сразу поднимает нас в область поэзии". Андрей Белый вспоминал уже в 30-е годы XX столетия, как потрясла его, восемнадцатилетнего юношу, книга Фета: "Встреча с поэзией Фета - весна 1898 года; место: вершина берёзы над прудом: в Дедове; книга Фета - в руках; ветер, качая ветки, связался с ритмами строк, заговоривших впервые". Он же пишет далее, что «Вечерние огни» с их песенным ладом и их неожиданными интонационными ходами и сквозным мотивом "радости страдания" стали "утренней зарёй" для творчества Александра Блока, послужили связующим звеном меж лирикой эпохи Жуковского и позднейшим русским символизмом.
Уже современниками была отмечена и оценена особая смелость и даже "дерзость" поэта, которая выразилась в разнообразии ритмического рисунка и синтаксиса, а также строфических форм: большая часть из них встречается в «Вечерних огнях» однократно. Как писал уже в наше время исследователь фетовской поэзии Б.Бухштаб: "Разнообразие ритмико-синтаксических отношений и соответствующих им мелодических линий в лирике Фета безгранично". «Откуда у этого добродушного, толстого офицера… такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов? – писал Лев Толстой о Фете. «Лирическая дерзость»… Нельзя точнее определить основное качество фетовской поэзии
Заключение Стихи А. А. Фета любимы у нас в стране. Время безоговорочно подтвердило ценность его поэзии, показало, что она нужна нам, людям XX века, потому что задевает самые сокровенные струны души, открывает красоту окружающего мира. Творчество Фета - хрестоматийный пример разницы между автором и лирическим героем. Этот термин для того и используется в науке о литературе, чтобы не путать личность самого писателя с тем образом, который он создаёт в своих произведениях. Очень часто текст, написанный от первого лица, лишь на первый взгляд кажется рассказом о самом себе. "Я" в художественной литературе лукаво и изменчиво. "Я" принадлежит лирическому герою. Он может быть очень похож на своего создателя, во многом повторять его судьбу и характер. Но бывает и по-другому.
Например - песни В.С. Высоцкого. Известно, что слушатели нередко приписывали ему всё то, что рассказывали о себе его персонажи. Он пел о войне - значит, * был на фронте. О заключённых - сидел в тюрьме. О спортсменах - ставил рекорды на соревнованиях... Но ничего этого с ним никогда не происходило. Просто он вживался в каждый образ настолько, что заставлял всех поверить. Его лирический герой был всегда разным: то молодым, то старым, то интеллигентным, то малообразованным, то романтически благородным, то опустившимся. И это подсказывает читателю и слушателю: что-то здесь не так! Перед нами не исповедь, не автобиография, а множество сменяющихся художественных образов. С Фетом дело обстоит ещё сложнее. Он не менял масок, не сочинял всё новых и новых вариантов собственной судьбы. Он был одним в жизни и другим в стихах. Он жил параллельно - в жестокой реальности, где надо помнить о выгоде, вести хозяйство, считать деньги, заниматься политикой, и в вымышленном мире, озарённом светом луны, пронизанном прекрасной музыкой, далёком от всякого зла. Как знать, окажись его реальная биография иной, не будь он ещё в детстве унижен и озлоблен, может быть, и не рвался бы он так страстно к идеалу любви и красоты и не создал бы вселенную, в которой мы и сегодня отдыхаем душой... Впрочем, такие предположения не имеют особого смысла. Фет прожил свои семьдесят два года в страданиях, обидах, борьбе за то место под солнцем, которое он для себя избрал, и всё это время в его поэзии царили другие законы.
Список использованной литературы
1. Русский сонет: Сонеты русских поэтов 18 – начала 20 века. Сост. Б.Романова, Москва, 1983г. 2. “Русское обозрение” 1990 г. 3. Путешествие в страну Поэзия. Лениздат. 1976г. 4. Маймин Е. А. “ А. А. Фет ”, Москва, 1989г. 5. Фет А. А. “Избранное”, Москва, 1985г. 6. А. Фет. “Воздушный город” М.- 1995г. 7. Журнал “Русская словесность”, № 4, 1996г. 8. Журнал «Литература» № 46, 1997г. 9. Журнал «Литература» № 1, 1999г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|