Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Детские и молодёжные объединения в системе средств социально - педагогического процесса




Введение

В условиях экономических, социальных и нравственных кризисах, потрясших Россию ещё во второй половине 20 века, когда началась регрессия государственных и социальных институтов и, как следствие, деградация моральных норм и нравственных ценностей общества, продолжающие влиять на развитие страны до сих пор, с особой остротой нужно задумываться о детях, их развитии и будущем.

Наше время характеризуется не только как кризисное, но и как время прогресса. Научно - техническая революция позволила вывести жизнь людей на новый план. Сегодня почти невозможно представить, каково это - жить без телефонов, компьютеров, телевизоров и пр. Конечно, всегда «быть на связи», узнавать свежие новости, общаться, играть в онлайн - игры и так далее - это неплохо. Но с другой стороны, наши дети находятся в огромной опасности, когда их социализации, развитию и личностно - нравственному росту мешают «вездесущие» социальные сети. Когда ребёнок настолько «затянут» в них, что он уже не может адаптироваться в обществе, завести «реальных», а не «виртуальных» друзей.

Сейчас как никогда ощущается необходимость вовлечения детей в разнообразные виды деятельности, чтобы они учились свободно выражать своё мнение, имели возможность внутреннего личностного роста и развития своего творческого потенциала, чтобы у них был прочный фундамент для самореализации и успешной социализации в обществе. Детские общественные объединения, на наш взгляд, превосходно могут справиться с этими задачами, при условии правильной внутренней организации и грамотной помощи взрослых.

 

Сущность детских и молодёжных объединений

Детские и молодёжные объединения в системе средств социально - педагогического процесса

«Общественное объединение - некоммерческое объединение граждан, создаваемое на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей» [11]. Цели их деятельности затрагивают такие области как образование, наука, благотворительность, права человека, искусство и т.д. Никитина Н.И. считает, что детское общественное объединение - это то объединение, которое «…создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой, осуществляет социально-творческую деятельность и не ставит своей (уставной) целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения» [7]. Детскими признаются общественные объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 граждан до 18 лет от общего числа членов.

«Возможными формами общественных объединений выступают:

. Общественные организации (совместная деятельность для достижения социально значимых целей с обязательным оформлением членства, выбором руководящего органа);

. Общественное движение (массовое движение с общественно полезными целями, где нет членства, но есть участники и руководящий орган);

. Общественный фонд (учреждается для формирования имущества на основе добровольных взносов и других законных поступлений и использования данного имущества на общественно полезные цели; не предполагает членов и участников, высший орган - правление, надзор осуществляется попечительским советом);

. Общественное учреждение (создается для предоставления учащимся конкретного вида услуг; предполагает наличие учредителей, участников и потребителей услуг);

. Орган общественной самодеятельности (учреждается для совместного разрешения социальных проблем, возникших у граждан по месту жительства, работы или учебы; участвуют все заинтересованные в решении этих проблем; не имеет вышестоящих органов, управление - на выборной основе)» [11].

«Детская организация является особым типом общественного объединения и характеризуется следующими признаками:

наличие ценностной идеи (цели), ради которой осуществляется совместная деятельность детей и взрослых;

добровольное вступление в организацию и свободный выход из нее;

организационная самостоятельность, самоуправление, совместное социальное творчество;

четко выраженная структура, определяющая положение в организации каждого;

установленные для всех нормы и правила;

гарантированные для всех членов организации права субъектов совместной деятельности (право выбора видов, форм и способов осуществления деятельности)» [18].

Основные принципы детских объединений: добровольность, равноправие, самоуправление, законность (соответствие деятельности, нравственных ориентиров действующему законодательству), гласность (открытость, публичность) деятельности любого объединения.

Наиболее важным принципом существования детских и юношеских организаций и объединений является добровольность. «Объединение детей в организацию возможно лишь при условии, что они видят в ней перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов» [7].

«Для образования общественного объединения любой из возможных форм необходима инициатива отдельной личности или группы лиц, связанных общей проблемой, и проведение учредительного собрания» [11].

«Принципиальным отличием современных детских объединений является их общественный характер. Государство обеспечивает правовую защищенность, материальную, финансовую поддержку, но не является учредителем и не регламентирует их деятельность. Детские и молодежные объединения приобретают самостоятельный социальный статус» [7].

Стремление детей к объединению зависит от совокупности ряда факторов:

педагогических (проявляется в целях, которые ставятся перед воспитанием ребёнка), социальных (социализация личности) и психологических (превращение общения подростков в самостоятельный вид деятельности, рост самосознания, стремление быть самим собой, поиск смысла жизни). В силу того, что дети (да и человек вообще) не могут успешно развиваться и самореализоваться вне социума, они, пишет Никитина Н.И., создают свои объединения, различные по характеру и направлениям деятельности, обладающие меньшей или большей устойчивостью, для защиты своих специфических интересов и выхода в сферу общественных отношений [7]. Объединяясь, дети собирают воедино свои возможности и силы для достижения поставленной цели в какой-либо деятельности.

Функции детских объединений:

. Развивающая

1.Ориентационная

2.Компенсаторная

«Развивающая функция обеспечивает гражданское, нравственное становление личности ребенка, развитие его социального творчества, умение взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать значимые для всех и каждого цели» [6].

«Ориентационная функция обеспечивает условия для ориентации детей в системе социальных, нравственных, культурных ценностей» [7].

«Компенсаторная создаёт условия для реализации потребностей, интересов, актуализации возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, членом которых он является, для устранения дефицита общения и соучастия» [6].

«Задачи молодёжных и детских общественных объединений:

. Обеспечение адекватности всей работы с детьми в организациях новыми социально-экономическими отношениями;

. Помощь в решении самых актуальных проблем детства, добиваясь социального благополучия каждого ребёнка;

. Взаимодействуя с другими социальными институтами;

. Обеспечение равных возможностей в социальном становлении детей;

. Создание условий для самореализации личности на основе индивидуального и дифференцированного подхода» [14].

В цели деятельности детских и молодёжных общественных объединений можно выделить два аспекта:

цель, ставящаяся самими детьми, связанная с их успешной социализацией;

воспитательная цель, ставящаяся взрослыми.

«Детская общественная организация как форма детского движения - это объединение четко выраженной социальной, идеологической направленности, создаваемое, как правило, взрослыми сообществами, государственными структурами. Это относительно закрытая, многоступенчатая структура с подчиненностью нижестоящих вышестоящим, фиксированным членством, обязанностями и правами каждого члена, органа самоуправления, должностного лица. В основе организации - система малых первичных детских структур, через которые реализуется цель, задачи организации, ее законы, права и обязанности. Деятельность организации, ее программу определяют перспективы как организации, так и каждого члена (разряды, степени, звания, должности)» [24].

Общественные объединения и организации могут:

1.Создавать свои программы, чтобы получить государственную поддержку (на конкурсной основе)

2.создавать условия для благоприятного и полноценного развития личности

.взаимодействовать с другими социальными институтами, в организации социальной помощи населению

.создавать органы самоуправления, для решения имеющихся проблем и др.

«Современное детское движение представляет довольно пеструю картину. Его отличительной особенностью является вариативность:

1.организационно - правовых форм (объединения, организации, движения, союзы, ассоциации, лиги, содружества, центры, клубы и т.д.);

2.масштабов и уровней (международные, республиканские, межрегиональные, региональные);

.целей и направленности содержания деятельности;

.организационных структур, их внешнего оформления;

.периодической печати детских и молодежных движений (газеты, журналы, альманахи, информационно-методические бюллетени, вестники и т.д.)

.Баз формирования детских объединений (общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования и т.д.)

.в названии организатора деятельности детского объединения (руководитель, лидер, вожатый, инструктор, мастер, социальный педагог, организатор детского движения)» [7].

Детские объединения могут различаться:

по содержанию деятельности (трудовые, досуговые, общественно-политические, религиозные, патриотические, познавательные и др.)

по времени существования (постоянные, временные, ситуативные)

по форме управления.

«Площадкой для формирования молодежных и детских общественных объединений являются учебные заведения всех типов и уровней, учреждения дополнительного воспитания и образования, клубы по месту жительства, центры и учреждения для молодежи и т.д.» [14].

 

Таким образом, детские объединения и организации способствуют успешной социализации ребёнка в обществе, «расширяют зону формирования общей культуры, способствуют становлению внутреннего мира детей, формированию новых ценностных ориентаций, стимулируют социальное развитие ребенка» [24].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...