Детские и молодёжные объединения в системе средств социально - педагогического процесса
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Введение В условиях экономических, социальных и нравственных кризисах, потрясших Россию ещё во второй половине 20 века, когда началась регрессия государственных и социальных институтов и, как следствие, деградация моральных норм и нравственных ценностей общества, продолжающие влиять на развитие страны до сих пор, с особой остротой нужно задумываться о детях, их развитии и будущем. Наше время характеризуется не только как кризисное, но и как время прогресса. Научно - техническая революция позволила вывести жизнь людей на новый план. Сегодня почти невозможно представить, каково это - жить без телефонов, компьютеров, телевизоров и пр. Конечно, всегда «быть на связи», узнавать свежие новости, общаться, играть в онлайн - игры и так далее - это неплохо. Но с другой стороны, наши дети находятся в огромной опасности, когда их социализации, развитию и личностно - нравственному росту мешают «вездесущие» социальные сети. Когда ребёнок настолько «затянут» в них, что он уже не может адаптироваться в обществе, завести «реальных», а не «виртуальных» друзей. Сейчас как никогда ощущается необходимость вовлечения детей в разнообразные виды деятельности, чтобы они учились свободно выражать своё мнение, имели возможность внутреннего личностного роста и развития своего творческого потенциала, чтобы у них был прочный фундамент для самореализации и успешной социализации в обществе. Детские общественные объединения, на наш взгляд, превосходно могут справиться с этими задачами, при условии правильной внутренней организации и грамотной помощи взрослых.
Сущность детских и молодёжных объединений Детские и молодёжные объединения в системе средств социально - педагогического процесса
«Общественное объединение - некоммерческое объединение граждан, создаваемое на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей» [11]. Цели их деятельности затрагивают такие области как образование, наука, благотворительность, права человека, искусство и т.д. Никитина Н.И. считает, что детское общественное объединение - это то объединение, которое «…создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой, осуществляет социально-творческую деятельность и не ставит своей (уставной) целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения» [7]. Детскими признаются общественные объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 граждан до 18 лет от общего числа членов. «Возможными формами общественных объединений выступают: . Общественные организации (совместная деятельность для достижения социально значимых целей с обязательным оформлением членства, выбором руководящего органа); . Общественное движение (массовое движение с общественно полезными целями, где нет членства, но есть участники и руководящий орган); . Общественный фонд (учреждается для формирования имущества на основе добровольных взносов и других законных поступлений и использования данного имущества на общественно полезные цели; не предполагает членов и участников, высший орган - правление, надзор осуществляется попечительским советом); . Общественное учреждение (создается для предоставления учащимся конкретного вида услуг; предполагает наличие учредителей, участников и потребителей услуг); . Орган общественной самодеятельности (учреждается для совместного разрешения социальных проблем, возникших у граждан по месту жительства, работы или учебы; участвуют все заинтересованные в решении этих проблем; не имеет вышестоящих органов, управление - на выборной основе)» [11].
«Детская организация является особым типом общественного объединения и характеризуется следующими признаками: наличие ценностной идеи (цели), ради которой осуществляется совместная деятельность детей и взрослых; добровольное вступление в организацию и свободный выход из нее; организационная самостоятельность, самоуправление, совместное социальное творчество; четко выраженная структура, определяющая положение в организации каждого; установленные для всех нормы и правила; гарантированные для всех членов организации права субъектов совместной деятельности (право выбора видов, форм и способов осуществления деятельности)» [18]. Основные принципы детских объединений: добровольность, равноправие, самоуправление, законность (соответствие деятельности, нравственных ориентиров действующему законодательству), гласность (открытость, публичность) деятельности любого объединения. Наиболее важным принципом существования детских и юношеских организаций и объединений является добровольность. «Объединение детей в организацию возможно лишь при условии, что они видят в ней перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов» [7]. «Для образования общественного объединения любой из возможных форм необходима инициатива отдельной личности или группы лиц, связанных общей проблемой, и проведение учредительного собрания» [11]. «Принципиальным отличием современных детских объединений является их общественный характер. Государство обеспечивает правовую защищенность, материальную, финансовую поддержку, но не является учредителем и не регламентирует их деятельность. Детские и молодежные объединения приобретают самостоятельный социальный статус» [7]. Стремление детей к объединению зависит от совокупности ряда факторов: педагогических (проявляется в целях, которые ставятся перед воспитанием ребёнка), социальных (социализация личности) и психологических (превращение общения подростков в самостоятельный вид деятельности, рост самосознания, стремление быть самим собой, поиск смысла жизни). В силу того, что дети (да и человек вообще) не могут успешно развиваться и самореализоваться вне социума, они, пишет Никитина Н.И., создают свои объединения, различные по характеру и направлениям деятельности, обладающие меньшей или большей устойчивостью, для защиты своих специфических интересов и выхода в сферу общественных отношений [7]. Объединяясь, дети собирают воедино свои возможности и силы для достижения поставленной цели в какой-либо деятельности.
Функции детских объединений: . Развивающая 1.Ориентационная 2.Компенсаторная «Развивающая функция обеспечивает гражданское, нравственное становление личности ребенка, развитие его социального творчества, умение взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать значимые для всех и каждого цели» [6]. «Ориентационная функция обеспечивает условия для ориентации детей в системе социальных, нравственных, культурных ценностей» [7]. «Компенсаторная создаёт условия для реализации потребностей, интересов, актуализации возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, членом которых он является, для устранения дефицита общения и соучастия» [6]. «Задачи молодёжных и детских общественных объединений: . Обеспечение адекватности всей работы с детьми в организациях новыми социально-экономическими отношениями; . Помощь в решении самых актуальных проблем детства, добиваясь социального благополучия каждого ребёнка; . Взаимодействуя с другими социальными институтами; . Обеспечение равных возможностей в социальном становлении детей; . Создание условий для самореализации личности на основе индивидуального и дифференцированного подхода» [14]. В цели деятельности детских и молодёжных общественных объединений можно выделить два аспекта: цель, ставящаяся самими детьми, связанная с их успешной социализацией; воспитательная цель, ставящаяся взрослыми. «Детская общественная организация как форма детского движения - это объединение четко выраженной социальной, идеологической направленности, создаваемое, как правило, взрослыми сообществами, государственными структурами. Это относительно закрытая, многоступенчатая структура с подчиненностью нижестоящих вышестоящим, фиксированным членством, обязанностями и правами каждого члена, органа самоуправления, должностного лица. В основе организации - система малых первичных детских структур, через которые реализуется цель, задачи организации, ее законы, права и обязанности. Деятельность организации, ее программу определяют перспективы как организации, так и каждого члена (разряды, степени, звания, должности)» [24].
Общественные объединения и организации могут: 1.Создавать свои программы, чтобы получить государственную поддержку (на конкурсной основе) 2.создавать условия для благоприятного и полноценного развития личности .взаимодействовать с другими социальными институтами, в организации социальной помощи населению .создавать органы самоуправления, для решения имеющихся проблем и др. «Современное детское движение представляет довольно пеструю картину. Его отличительной особенностью является вариативность: 1.организационно - правовых форм (объединения, организации, движения, союзы, ассоциации, лиги, содружества, центры, клубы и т.д.); 2.масштабов и уровней (международные, республиканские, межрегиональные, региональные); .целей и направленности содержания деятельности; .организационных структур, их внешнего оформления; .периодической печати детских и молодежных движений (газеты, журналы, альманахи, информационно-методические бюллетени, вестники и т.д.) .Баз формирования детских объединений (общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования и т.д.) .в названии организатора деятельности детского объединения (руководитель, лидер, вожатый, инструктор, мастер, социальный педагог, организатор детского движения)» [7]. Детские объединения могут различаться: по содержанию деятельности (трудовые, досуговые, общественно-политические, религиозные, патриотические, познавательные и др.) по времени существования (постоянные, временные, ситуативные) по форме управления. «Площадкой для формирования молодежных и детских общественных объединений являются учебные заведения всех типов и уровней, учреждения дополнительного воспитания и образования, клубы по месту жительства, центры и учреждения для молодежи и т.д.» [14].
Таким образом, детские объединения и организации способствуют успешной социализации ребёнка в обществе, «расширяют зону формирования общей культуры, способствуют становлению внутреннего мира детей, формированию новых ценностных ориентаций, стимулируют социальное развитие ребенка» [24].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|