Деятельность социального педагога с детскими общественными объединениями
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Детское общественное объединение - одна из структур в многообразии молодежных движений, форма организации детской самодеятельности, социальной активности, самореализации; особая, педагогически организованная, среда жизнедеятельности ребенка; педагогически преобразованный социум. Основная цель детских объединений - развитие самодеятельности детей и подростков. «Под личностно значимыми целями понимают стремление к самовыражению и самореализации во время самостоятельной деятельности, к исполнению различных социальных ролей в коллективе, к раскрытию своего творческого потенциала» [7]. «Объединения призваны помочь человеку в определении как ближайших, так и стратегических жизненных планов. Социальный педагог, организатор детского движения должны оказать помощь в определении доминирующих целей, предупредить о возможных трудностях, которые могут возникнуть при их реализации» [11]. Система образования и детское движение имеют общие задачи: развитие творческой личности; формирование у детей активной гражданской позиции; реализация прав и свобод, определенных Конвенцией ООН о правах ребенка; создание условий для приобретения детьми социально значимых отношений и так далее. Функции социального педагога в деятельности общественных объединений: выявление интересов и потребностей детей и подростков; оказание им социальной помощи и поддержки; создание условий для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время; выступление посредником между личностью обучающихся и детскими общественными объединениями в школе и другие. «Социальный педагог создает условия для выбора сферы социальной деятельности и организует подготовку к этой деятельности (диагностика индивидуальных особенностей, ознакомление с вариантами выбора будущей деятельности, соответствующей возможностям, и т.п.)» [11].
Социальному педагогу необходимо работать с каждым ребенком, в рамках имеющегося общественного объединения, используя ресурсы, как самого индивида, так и объединения, чтобы предотвратить его асоциальные поступки, которые могут быть совершены в силу нравственной бедности и склада личности.
«…Воспитательные задачи в процессе коллективного творческого дела ставятся и решаются воспитателями по преимуществу незаметно для воспитанников, как бы «по ходу», в глубине решения жизненно - практической задачи, и открываются воспитанникам в той или иной степени - при обсуждении результатов. Этим коллективные творческие дела принципиально отличаются от остальных воспитательных мероприятий, где перед воспитанниками цели ставятся открыто» [22]. Алгоритм коллективно - творческой деятельности: 1.Постановка общей цели (каждая группа представляет свой проект для достижения цели). Происходит объединение детей. 2.Выбирается один проект. Создаётся орган коллективного управления. .Подготовка и реализация выбранного проекта, распределение обязанностей между группами и контроль их деятельности. Осуществляется выбранным органом коллективного управления (Совет дела). «Дети приобретают опыт коллективной деятельности, учатся понимать друг друга, заботиться друг о друге, оказывать помощь, получают различные практические умения и навыки, развивают или открывают свои способности» [11]. .Анализ проведённого проекта. «Формирование у детей умений анализировать деятельность свою и других, вносить в нее коррективы, а также развитию объективной положительной самооценки, так как на обсуждениях никогда не затрагиваются личные качества детей» [11].
.Ближайшее последствие. «Главный смысл этого этапа - расширение круга добрых дел. Педагогу важно поддержать и развить хорошие начинания, закрепить и способствовать улучшению тех отношений - отношении дружбы творческого сотрудничества взрослых и детей, отношений взаимопонимания, подлинного товарищества - которые были рождены и создавались в процессе подготовки и проведения общего дела» [22]. Типы коллективно - творческих дел: ·Представление - не предусматривает выдачу заданий. Примеры: «коллективные песни, игры, концерт, концертные номера + игры с залом, беседы с залом (разновидности диспутов, лекции)» [22]. ·Малое творческое дело - не требует предварительной подготовки. Задания выполняются сразу. Примеры: «телевизионные игры, перемещение по станциям, конкурсы, не сценарные ролевые игры» [22]. ·Большое творческое дело - организаторы дают задание участникам. Требует подготовки. Примеры: «конкурс или набор постановок, сценарные ролевые игры, разновидности диспутов» [22]. Стадии принятия группового решения: 1.Установление фактов 2.Оценка фактов .Поиск решений .Принятие решений Примерные технологии организации групповой деятельности: I.«Мозговой штурм (брейнсторминг) как групповой метод порождения идей активно используется в работе социального педагога как с детскими группами, так и с педагогическим коллективом» [11]. Фазы брейнсторминга: вступительная фаза (15 минут) основная фаза (1 час) Заключительная фаза II.«Синектика (совмещение разнородных элементов) - методика исследования, основанная на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности, предложенная В.Дж. Гордоном. Является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма» [19]. «Синектика - своеобразная модель групповой творческой деятельности, предусматривающая семь основных шагов: . Первоначальная постановка проблемы. . Анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации компетентным лицом (педагог, подготовленный член группы, специально приглашенное лицо). . Выяснение возможностей решения проблемы. . Переформулирование проблемы. Каждый член группы работает самостоятельно, исходя из собственного понимания.
. Совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы (первоначальная формулировка временно откладывается) . Выдвижение образных аналогий. Педагог побуждает группу к поиску ярких, образных, метафорических аналогий для заложенных в проблемной ситуации явлений. Этот этап - ключевой для синектики. Используются личностные, символические и фантастические аналогии. . Подгонка намеченных группой подходов к решению проблемы или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы. III.Групповая дискуссия - целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истины, причем все участники - каждый по-своему - участвуют в организации этого обмена» [11]. Действия педагога: Первый этап. Формирование дискуссионных процедур (выявления различных точек зрения, способов аргументаций, их сопоставление т.д.) Второй этап. «Сопоставление интерпретаций сложных явлений, выход за пределы непосредственно данной ситуации, поиск личностных смыслов» [11]. «Виды дискуссий: ·с педагогом в роли ведущего; ·с одним из членов группы в роли ведущего; ·без ведущего (самоорганизующаяся)» [11]. Формы дискуссии: . Круглый стол . Заседание экспертной группы (панельная дискуссия) . Форум . Симпозиум . Дебаты . Судебное заседание . Техника аквариума «Ориентиры для социального педагога в выборе темы: -соответствие темы социально-педагогическим задачам; -значение и своевременность, значимость для всех членов группы; -подготовленность самого педагога; -достаточная зрелость членов группы для понимания и подробного изучения темы; -отсутствие у них чрезмерной эмоциональной напряженности, связанной с данной проблемой. Социальный педагог не должен допускать какого бы то ни было открытого или косвенного давления на участников группы; ему следует приучать их к самостоятельности суждений, дать им возможность самим прийти к решению проблемы» [11]. Условия для организации коллективных дел: «1. временная протяженность групповых дел, от замысла до их реализации, должна быть небольшой, иначе теряется интерес, гаснет эмоциональный накал;
2. минимальная подготовка дела требует простых форм, не влияющих на текущие события жизни ребёнка; 3. успех любого дела определяется четким распределением полномочий каждого ребёнка в подготовке и проведении мероприятия; 4. каждое дело должно способствовать духовному росту ребёнка, развитию взаимоотношений в группе; 5. деятельность группы становится фактором развития личности, если она организуется с опорой на инициативу и самодеятельность» [22]. «Духовный рост ребёнка, развитие его личностных качеств, неразрывно связаны с коллективной деятельностью. Обретение личностных духовных ценностей невозможно без соприкосновения с миром других людей, без взаимного обмена ценностями. Обретение своего духовного «Я» - процесс длительный, многофакторный, взаимодействие «коллектив - личность» предполагает и влияние коллектива на личность, и вклад личности в коллектив» [22]. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что деятельность социального педагога с детскими общественными объединениями является опорой для становления личности ребёнка, её развития, полноценной социализации ребёнка в социуме, выбора направленности его действий и поступков. Причём воздействие на личность через коллектив должно быть незаметным. Социальный педагог должен достигать этого, ставя перед коллективом цели и задачи, ведущие к эволюции личности, и в целом группы, а не к её регрессу. Его методы должны приводить к сплочённости коллектива, благоприятному психологическому климату в нём, к созданию дружеских и товарищеских отношений между членами группы, к здоровой конкуренции, чтобы коллектив не застаивался, чтобы он развивался, а не «стоял на месте». Группа должна сама воспитывать своих членов (умело направляемая социальным педагогом), помогая им преодолевать трудности, связанные как с общим делом, так и с личными проблемами. Для того, чтобы осуществить это, в арсенале социального педагога должны накапливаться необходимые игры, методики, упражнения, задания, различные технологические сценарии и др., для осуществления «грамотности и четкости деятельности в конкретной ситуации, и для создания условий для творческого преобразования собственной практики»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|