Грузовые характеристики судна.
Характеристики судна
Линейные характеристики судна
К линейным характеристикам в первую очередь относятся габаритные размерения судна
Lex- максимальная или наибольшая длина судна (м),(замеренная между крайними точками носовой и кормовой оконечностей судна);
L - длина судна (м) (или расстояние, измеренное на уровне летней грузовой ватерлинии от передней кромки форштевня до оси баллера руля, или 96% длины судна, измеренной на уровне этой ватерлинии от передней кромки форштевня до крайней кромки кормовой оконечности судна, смотря по тому, что больше);
Вех - наибольшая ширина судна (м),(измеренная на мидельшпангоуте между наружными кромками шпангоутов);
В - ширина судна по ватерлинии (м),(измеренная на мидель-шпангоуте, в плоскости летней грузовой ватерлинии, между наружными кромками шпангоутов);
D - высота борта (м).(Вертикальное расстояние, измеренное на миделе от верхней кромки горизонтального киля до верхней кромки бимса верхней палубы у борта. На судах, имеющих закругленное соединение верхней палубы с бортом, высота борта судна измеряется до точки пересечения продолженных теоретических линий верхней палубы и борта, как если бы это соединение было угловым);
d- осадка судна (м).(Расстояние, измеренное по вертикали на миделе от верхней кромки горизонтального киля до соответствующей ватерлинии).
Помимо указанной выше осадки судна на миделе, различают осадку судна носом d н и кормой d к, которые обычно замеряют по маркам углубления, нанесенным на бортах судна в его оконечностях. Марки углубления наносят на правом борту в дециметрах и обозначают арабскими цифрами, на левом борту - в футах и обозначают римскими цифрами. Высота цифр на левом борту и расстояние между ними по вертикали равно, 1 фут.
Высота цифр на правом борту и расстояние между ними равно 1 дм. Замеренные осадки судна по маркам углубления дают расстояния по вертикали между нижней кромкой горизонтального киля и линией ватерлинии, по которую плавает судно, в тех местах по его длине, где нанесены марки.
Осадку на миделе или среднюю осадку рассчитывают как полусумму носовой и кормовой осадок. Разность осадок носом и кормой называется дифферентом судна. Если нос судна погружен в воду больше, чем корма, то говорят, что судно имеет дифферент на нос, и наоборот.
Объемные характеристики судна
- грузовместимость судна W (м3) объем всех судовых помещений, предназначенных для перевозки груза. Различают грузовместимость при перевозке штучных грузов - в кипах и груза насыпью (в зерне);
- киповая грузовместимость судна Wк (м3), или объем всех грузовых помещений между внутренними кромками выступающих конструкций (шпангоутов, бимсов, карлингсов и т. п.) и защищающих их деталей;
- грузовместимость судна насыпью Wз (м3) - суммарный объем всех имеющихся в грузовых помещениях свободных объемов.
Грузовместимость судна насыпью всегда больше грузовместимости в кипах;
- удельная грузовместимость судна (м3/т), или грузовместимость судна, приходящаяся на одну тонну его чистой грузоподъемности;
w = W/∆ч.
Для исчисления взимаемых с судов сборов за пользование каналами, лоцманские услуги, постановку в доки и т. п., а также для статистического учета флота устанавливают так называемую валовую вместимость судна и чистую вместимость судна, которые измеряются в регистровых тоннах (1 peг. т. = 100 куб. фут или 2,83 м3).
Контейнеровместимость - измеряется в ДФЭ (TEU'S). ДФЭ - двадцатифутовый эквивалент (TEU'S - twenty feet equivalent unit's), т. е. указывается какое количество двадцатифутовых контейнеров может разместить судно в трюмах и на палубе. СКН/700 - судно контейнеровоз-навалочник, контейнеровместимостью 700 двадцатифутовых контейнеров. На место двух двадцатифутовых контейнеров, как правило, возможно, поставить один сорокафутовый контейнер и наоборот.
Грузовые характеристики судна.
К грузовым характеристикам судна относятся следующие данные о нем:
а) удельная грузовместимость,
б) коэффициент конструктивной неравномерности трюмов,
в) количество и размер люков,
г) коэффициент лючности,
д) количество палуб и их площадь,
е) допустимые нагрузки на палубы,
ж) количество и грузоподъемность судовых грузоподъемных средств,
з) технические средства вентиляции и регулирования микроклимата в грузовых помещениях.
Поскольку удельная грузовместимость судна связана с его чистой грузоподъемностью, она может считаться величиной постоянной лишь при данной чистой грузоподъемности судна.
Для нефтеналивных танкеров важнее другая качественная характеристика судна - удельная грузоподъемность танкера.
Удельная грузоподъемность танкера - показывает, какое количество тонн (кг) приходится на 1 кубометр вместимости.
Регистровый тоннаж подразделяется:
Брутто-регистровый тоннаж - это объем всех помещений судна под палубой и в надстройках за вычетом объема: балластных танков, рулевой рубки, помещений на палубе для вспомогательных механизмов, камбуза, световых люков и др.
Нетто-регистровый тоннаж - это объем помещений, служащий для перевозки грузов и пассажиров, т. е. используемый в коммерческих целях, и применяется в основном для исчисления портовых сборов и налогов. Он получается в результате исключения из брутто-регистрового тоннажа объема помещений жилых и служебных
помещений, румпельной и цепного ящика, штурманской рубки, водяного балласта вне междудонного пространства, помещений для котлов и вспомогательных механизмов вне машинного отделения.
На основании обмера Регистром судну выдается документ, именуемый мерительным свидетельством.
б) Коэффициент конструктивной неравномерности трюмов
Значение коэффициента колеблется для большинства судов в пределах 0,6-0,9, чем меньше коэффициент, тем ниже норма грузовых работ, следовательно, увеличивается стоянка судна под грузовыми операциями.
Количество и размер люков являются важнейшим фактором, определяющим продолжительность грузовых операций. От количества люков зависит, на какое количество рабочих ходов можно вести погрузку-разгрузку судна, что имеет решающее влияние на скорость его обработки. Размеры люков определяют степень удобства, а следовательно быстроту погрузки-выгрузки, при широком раскрытии палубы судна они значительно снижают горизонтальное перемещение груза в трюмах наиболее трудоемкий процесс, лимитирующий погрузочный процесс.
Степень удобства и приспособленности судна к выполнению грузовых операций характеризует коэффициент лючности, который представляет собой отношение суммарного объема грузовых помещений, находящегося под просветом люков, к общей грузовместимости судна.
в) Количество палуб и их площадь.
Допустимые нагрузки на палубу.- Глубина трюма имеет важное значение на однопалубных судах, так как позволяет перевозить тарно-штучные грузы в несколько ярусов и в тоже время лимитирует перевозку грузов, состоящих из высоких грузовых мест.
Однако большая часть генеральных грузов имеет ограничения по высоте укладки (количеству ярусов) с целью предохранения нижних ярусов от раздавливания.
Поэтому на универсальных судах устанавливают промежуточную палубу - твиндечную палубу, с помощью которой предохраняется груз от раздавливания и снижается давление груза на палубу трюма.
Помимо этого, твиндечная палуба увеличивает общую площадь грузовых палуб, что позволяет разместить на судне большее количество объемных грузовых мест (крупногабаритных), которые перевозятся в один, максимум в два яруса.
Допустимые нагрузки на палубу - количество тонн на один кв. метр (т/м2), в основном, должен соответствовать высоте грузового помещения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: