Из исследовательского дневника (16.10.06)
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 ....говорили о стройности женского тела. Андрей стал рассуждать: «Я не понимаю вас, девушек, почему вы следите за ногами – делаете депиляцию, краситесь много (активно стали комментировать остальные это факт), при этом активно изображая как это девушки делают, но не обращаете внимания на тело, ведь, когда утром вы просыпаетесь, у вас вашу стройность никто не заберет!...» Но среди мужской части компании были и те, кто считал девушек достойными и равными членами сообщества. К примеру, один из лидеров компании, инициировал создание скин-группы (младших по возрасту) во главе с девушкой – скин-герл. Третья особенность коммуникативных практик в компании — это то, что все они разворачиваются вокруг нескольких общих интересов: это занятия спортом и «бои без правил». Музыкальные увлечения, о которых мы уже говорили выше, также являлись основой коммуникации. Немаловажное значение в компании имели питейные и наркотические практики, Интернет и мобильная коммуникация. Нельзя сказать, что, в целом, общение в компании строилось только вокруг принадлежности к скинхедству, но в определенный период (начало 2000-х) субкультурный ресурс стал тем объединяющим началом, на основе которого прогрессировали другие культурные интересы. В 2006 году, когда я познакомилась с информантами, активная коммуникация вокруг скинхедства очевидно была меньше, что связано, во-первых, со снижением субкультурных коллективных практик. Например, проведение акций, драк, посещение рок концертов. Во-вторых, многие члены группы под влиянием внешних факторов отошли от субкультуры (отъезд за пределы Воркуты, угроза уголовного наказания). В-третьих, произошла трансформация индивидуальных интересов, развитие которых стало ограничиваться, по мнению некоторых респондентов, субкультурными рамками. Несмотря на снижение скин-активности в 2006 году, основные члены компании продолжали собираться вечерами в зале. Зал был предназначен не только для спортивных тренировок, но и для общения, в основном, для досуговых практик, таких как распитие спиртных напитков, приколов, перфомансов, употребление «травки».
В 2007 году после конфликта лидеров спортивный зал перестал быть местом досуговых практик и общения.
Из исследовательского дневника (16.09.07): ...Что касается зала — то теперь, по словам Андрея, там порядок. Он провел хитрую операцию стратегически продуманных шагов по выживанию Славы. По мнению Андрея, право на зал имел только Сергей, а Слава — нет. Поэтому он на слова Славы «я вас выживу отсюда, сожгу зал» в адрес Андрея и Васи, по мнению Андрея, дали ему право сделать то, что «его в принципе не красит» по отношению к самому Славе. Теперь в зале занимаются от силы 3-4 человека... ...Теперь, по словам Славы, «в зале не то, что прежде», когда они с Сергеем там все держали в своих руках, «ты же помнишь как там было? сейчас там срач, все запущено».
С другой стороны, зал для Славы, настроенного на активное общение с окружающим миром (особенно после переезда Сергея – близкого друга, в Санкт-Петербург), перестал быть таким значимым, как прежде:
Из исследовательского дневника (23.09.07): ...Слава говорил в интервью, что он сейчас сам по себе и общается со всеми, что изменился, что свободен, что раньше был ограничен одной компанией практически. Получается сейчас – он находит тех, с кем общается через то, с кем покурит... Игорь спросил у Славы, как у них там зал, что там сейчас? Слава ответил, что там теперь зал для спорта. Если раньше там был зал тусовки, отдыха и спорта, то теперь только для спорта. И там сейчас Андрей и Вася, и все. «А синька? Андрей курит?» «Нет, только спортом занимается...»
Таким образом, после конфликта ситуация изменилась и, прежде всего, это отразилось на повседневности каждого из информантов, в том числе и соответственно на их образе жизни. По мнению Славы, он «сейчас сам по себе и общается со всеми, что свободен, что раньше был ограничен одной компанией » (Из исследовательского дневника (23.09.07). Из исследовательского дневника (18.09.07): ...у Андрея другая ситуация...он больше ушел в себя что ли, «в свои личные интересы», как сам Андрей говорил, что он практически сейчас не пьет пиво, т.к. не с кем, потому с друзьями в основном пьешь пиво же. Андрей все свои силы направил на интернет-общение и «Бои без правил»...
Коммуникативные практики совместно со спортивными тренировками, посиделками, просмотрами футбола, приколами, распитием спиртного в зале стали неактуальны после конфликта в компании. Возникли новые интересы и приоритеты — для одних - это работа, семья, неформальная экономическая деятельность, для других — это коммуникация в новых компаниях, новые тусовки, для третьих - ночные клубы, и, в целом, «нормализация» наркотических и других практик, в корне не соответствующих скин идеологии. Четвертая характерная черта коммуникативных практик компании связана именно с ситуацией после конфликта. Потребность в новом общении, отвечающей его культурным интересам, для лидера группы — Андрея реализуется с помощью Интернета. После конфликта Андрей все большее внимание стал уделять онлайн общению (Контакт.ru, Vole Tudo.ru, завел свой блог, форумы), и все больше отдаляясь от прежних единомышленников, сохранял, по его выражению, верность скин принципам. Слава наполнил свою жизнь новым «реальным общением». Новая офлайн коммуникация дает ему основание оценивать свой прошлый опыт с позиции взрослого человека. По его мнению, “скин идея – это детство ” (Из исследовательского дневника (18.09.06), и те рамки, в которых он жил, когда принадлежал только одной компании, мешали ему развиваться и ограничивали его возможности познания окружающего мира. Развитию же новых коммуникативных практик вовне скин компании способствовали, прежде всего, трудовая деятельность, отношения с девушками, поездки в отпуск за пределы Воркуты, а также новые формы досуга и развлечений. Конфликт в компании между лидерами и, прежде всего друзьями стал той точкой, с которой у каждого начался новый этап в выстраивании собственной жизни. Для Славы стремление расширить границы коммуникации неразделимо от желания все испытать самому.
Из исследовательского дневника (18.09.06): ...Слава не раз повторял, что он попробовал практически все наркотики “от белого до зеленого”, таблетки, кроме кокаина, некого “шалфея”, голландских шишек, которые ждет, чтоб попробовать. Все его пробы, по его словам, связаны со стремлением приобрести личный опыт - “нужно попробовать все даже не только для себя, для собственного опыта, но и для того, чтобы понять других”, т.е. опробование в жизни всего, в том числе и наркотиков, это один из путей понять поведение других людей. Лозунг “я понял, что доверять никому нельзя, кроме лично самому, своему опыту” - повторялся неоднократно...
Нужно отметить, что наркотические практики не ограничивались только личным употреблением, но и подразумевали под собой и неформальную экономическую деятельность, а именно закупку, поиск клиентов, обман и перепродажу «нечистого» наркотического продукта, т.е. это былопотребление, вокруг которого выстраивалась целая сеть новых отношений и знакомств.
В качестве заключения Индивидуальные жизненные стратегии, выраженные в желании достичь успеха в жизни, пусть даже подвергая себя опасности, стремление приобретать жизненный опыт самостоятельно, опираясь исключительно на собственные возможности, не только способствовали трансформации скинхедов в «бывших скинхедов», делению их на «настоящих и ненастоящих» в самой группе, но и вели к разрыву многолетних дружеских отношений и к кризису компании как некой общности. Сделанный когда-то субкультурный выбор объединил, позволил преодолеть социальные ограничения и приобрести сеть знакомств и связей, но позднее стал причиной разногласий в компании, после чего многие стали выстраивать новые коммуникативные отношения, ориентируясь прежде всего на индивидуальный жизненный проект.
Другими словами, субкультурный выбор оказал влияние на жизнь информантов: он определил круг друзей, позволил приобрести ценный опыт, включаясь в разные практики. Однако изменения приоритетов в сфере общения привели, в итоге, не только к расколу в компании скинов, но и, в целом, к осознанию многими ограниченности развития в рамках лишь одной субкультуры, одной компании. Лидер компании комментировал это так:
Ничего не развалилось... произошел естественный процесс эволюции, после которого слабые отступили, а сильные стали еще сильнее... есть такая песня «Прирожденный скинхед»… это про меня. Скинхед движение дало мне политическое направление моих мыслей... Мне без разницы как меня зовут — скинхед, фашист — для меня это ничего не значит. Моя философия основывается не на музыке, униформе или еще каких-то внешних атрибутов, прежде всего, это моя вера в то, что бесконечная череда моих предков сражались, выживали, умирали и терпели тягости... для того, чтобы продолжить свой род, чтобы дать мне более светлое будущее, чем их настоящее... Сейчас же эти ценности всячески маскируют... (Из письма респондента автору в феврале 2008 года).
Опыт, приобретенный, будучи в скин-движении, в свое время позволил выделиться на фоне мейнстрима, завоевать авторитет и занять определенное место в социальном пространстве. Субкультурный капитал стал основанием для приобщения к музыкальным, спортивным, коммуникативным и другим культурным практикам. Кроме того, коллективные практики, продиктованные субкультурой, превращали довольно однообразную повседневность респондентов незабываемыми впечатлениями и яркими эмоциями. Однако, коллективные культурные практики и интересы, как показало исследование, не всегда отражали их субкультурную принадлежность, и даже более того, иногда они противоречили скин-идеологии. Многие из информантов, выстраивая свою жизненную стратегию, пришли к скинхедству из других субкультур или их объединяла многолетняя дружба, совместные уличные практики. Включенное наблюдение, с помощью которого мы пытались понять многие смыслы повседневности информантов, открыло тот факт, что причисление респондентов к растиражированному образу скинов и рассмотрение их культурные стратегии только через призму субкультуры, не совсем верно. Жизненный мир респондентов гораздо разнообразнее и зависит от обладания разными ресурсами и возможностями. Однако, субкультурный опыт и коммуникативная сеть на основании субкультурного выбора стали основой символического преодоления структурных ограничений. Мы исходим из того, что жизнь каждого информанта представляет собой уникальный жизненный проект, где субкультурные ресурсы давали возможность на определённом этапе стать другими, найти себя и свое место в существующей среде, приобрести смысл. И то, что сегодня «бывших скинов» до сих пор продолжает объединять общее прошлое (несмотря на разность взглядов, разъезды, карьеры), демонстрирует значимость прежних субкультурных практик и интересов, которые уже трансформировались в новые и не менее важные.
В настоящее время у респондентов новый жизненный этап, новые стремления, которые не просто не сочетаются с открытой демонстрацией скинхедства, а скорее препятствуют достижению жизненного успеха. Поэтому, естественно, что часть компании вполне благополучно восприняла «социально одобряемые» роли — вступили в брак, строят карьеру, заводят детей, другая часть — переключилась на активное общение с другими компаниями, наркотические практики, третьи — превратились в так называемых «виртуальных скинов». В определенный отрезок жизни субкультурное имя помогало наполнить повседневность смыслом, преодолеть существующие ограничения, найти свое место в окружающей среде, способствовало формированию индивидуальности. Со временем коллективные интересы и практики, основанные на скинхедстве, стали ограничивать свободу выбора, возникли другие интересы. Тем не менее, влияние субкультурного прошлого не прошло бесследно: оно проявляется до сих пор в музыкальных пристрастиях бывших членов компании, в их жизненных принципах, в увлечениях, в поддержке прежней сети связей, сложившейся в ходе субкультурной активности. Субкультурный выбор помог отчасти вырваться из того довольно «бедного» по возможностям пространства. Исследовательский опыт наци-скинхедов «показал сложные и неоднозначные переплетения идеологии скинхедов со стереотипами повседневной ксенофобии» [Омельченко Е., 2010]. Патриотические высказывания и патриархальные ценности стали основой для формирования идентичности и вполне вписались в субкультурный выбор скинхедства. Все это, безусловно, позволило, выстроить картину мира, которая объясняла для них многое из тех социальных факторов несправедливости, которые они наблюдали. Ксенофобские воззрения, циркулирующие в повседневной жизни, в этом смысле стали неотъемлемой частью восприятия социальных ограничений общества, их причин и способов преодоления.
Список источников Беликов С. В. Бритоголовые. Всё о скинхедах. Эксклюзивные материалы. М.: Издательский центр РГТУ, 2002. Беликов С.В. Бритоголовые // Молодежные субкультуры Москвы / Сост. Д.В. Громов, отв. ред. М. Ю. Мартынова. М.: ИЭА РАН, 2009. С. 224-253. Бурдье П. Формы капитала / Перевод М.С. Добряковой // Экономическая социология // Том 3. № 5. ноябрь 2002 // http://www.ecsoc.msses.ru/Transl.html) Громов Д. В. Молодежь: конструирование экстремальности // Мужской сборник. Мужчина в экстремальных ситуациях. Вып. 3. СПб.: Индрик, 2007. С. 67-84. Ильин В. И. Потребление как дискурс. СПб: Интерсоцис, 2008. Кожевникова Г. Радикальный национализм в России и противодействие ему в 2007 году / Под ред. А. Верховского // www.sova-center. Лихачев В. Нацизм в России. М.: РОО Центр «Панорама», 2002. Омельченко Е. Л. Молодежь: Открытый вопрос. Ульяновск: изд-во Симбирская книга, 2004. Омельченко Е. Л. Антифа против Фа: Молодежь по разные стороны баррикад, или размышления о «новых» версиях патриотизма // Полит.ру. 24 мая 2010 // http://www.polit.ru/analytics/2010/05/24/antifa.html Стеббинс Р. А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга. Пер. Кувардиной, 2000. С. 69. // http://www.ecsocman.edu.ru/data/465/174/1217/009.STEBBINS.pdf. Тарасов А. Наци-скины в современной России. Доклад для Московского бюро по правам человека. 16 октября 2002 – 11 февраля 2004 // http://scepsis.ru/library/id_115.htm1#ftnref7. Тарасов А. Порождение реформ: бритоголовые, они же скинхеды // Свободная мысль-XXI, 2000. № 4, 5; Дружба народов, 2000, № 2 // http://scepsis.ru/library/id_115.html. Тарасов А. Призрак национализма бродит по России, 2005 // http://scepsis.ru/library/id_115.htm1#ftnref7. Тарасов А. Учебники для скинхедов, 2002 // http://scepsis.ru/library/id_115.htm1#ftnref7. Шнайдер А. Скинхеды // Проза.ру. // http://www.proza.ru/rec.html? Шнирельман В. А. Чистильщики московских улиц: скинхеды, СМИ и общественное мнение.М.: Academia, 2007 // http://all-ebooks.com/2008/04/02/print:page,1,chistilshhiki-moskovskikh-ulic.html. Breton D.L. Playing Symbolically with Death in Extreme Sports // Body & Society, 2000. 6: 1, Р. 1-11. Brown T. S. Subcultures, Pop Music and Politics: Skinheads and "Nazi Rock" in England and Germany // Journal of Social History, 38.1. 2004. P. 157-178. Frith S. Sound Effects. Youth, Leisure, and the Politics of Rock`n`roll, London: Constable, 1983. P. 55-225. Griffin, C. Representation of Youth. The study of youth and adolescence in Britain and America // Polity Press, 1993. P. 253. Frith, S. (1983) Sound Effects. Youth, Leisure, and the Politics of Rock`n`roll, London: Constable, P. 55-225. Hesmondhalgh, D. Subcultures, Scenes or Tribes? None of the Above //Journal of Youth Studies. Vol. 8. № 1, 2005. P. 21 — 40. Pilkington, H. The weight of the Vorkuta sky: Placing youth cultural identities // «Russian skinheads: exploring and rethinking lives» (with Omel`chenko E, Garifzianova A.) – London and New York, Routledge Taylor and Francis Group, 2010
Гарифзянова Альбина Раисовна – кандидат философских наук, доцент кафедры рекламы УлГУ, ведущий специалист НИЦ «Регион» Email: albina.garifzyanova@gmail.com
[1] На примере изучаемой в ходе включенного наблюдения компании воркутинских наци-скинхедов (2006-2007 гг.), начиная с 2008 по 2010 гг. с ключевыми информантами регулярно велась переписка. [2] Этнографическая экспедиция в Воркуту проводилась в несколько этапов: в сентябре-ноябре 2006 года и затем – в октябре-ноябре 2007 года в рамках одного проекта «Общество и жизненные стили» (Европейская Комиссия). Были поставлены следующие исследовательские задачи: с помощью помощников найти компанию, в которой распространены ксенофобные настроения, включиться в нее, занять определенную позицию, присоединиться к повседневным практикам, взять интервью с ключевыми информантами, подготовить группу к возможным видеосъемкам, к приезду новых исследователей, но главное – это завоевать доверие в компании и подготовить компанию к повторной экспедиции. Кроме того, следует отметить, что в 2009 г. в рамках исследования 'Post-socialist punk: The double irony of self-abasement'. Fond - Arts and Humanities Research Council, 2009-2013 гг. выход на панков был осуществлен именно через информантов из рассматриваемой скин-компании. [3]Дело в том, что в Воркуте живут свыше 50 представителей различных национальностей. Частично этот факт объясняет прошлое Воркуты, связанное с репрессиями и лагерями. Кроме того, в советское время Воркута – центр угольной промышленности, и многие приезжали сюда на заработки со всего Советского Союза.
[4] С одним из ключевых информантов (проводником) исследователи НИЦ Регион познакомились в рамках проекта «Бытовое, но не «нормальное». Употребление наркотиков и молодежные культурные практики в России» в 2003 году. [5] НС-скинхеды (Nazi skinheads или National Socialist skinheads) — молодёжная субкультура правых воззрений, представители которой придерживаются национал-социалистической идеологии. НС-скинхеды появились к концу 1982 г. в Англии в результате политической агитации лидера рок-группы Skrewdriver (которая впоследствии стала культовой для НС-скинхедов) — Яна Стюарта Дональдсона и Британского национального фронта в среде аполитичных скинхедов. Тогда же, под влиянием творчества Srewdriver ("Отвертка") Яна и американского публициста Дэвида Лейна складывается и идеология движения наци-скинхедов – White Power (Белая власть) – смесь национал‑социализма и доктрин Третьего рейха.
[6] вид спортивного единоборства, где допускается использование технических приемов из арсенала различных единоборств, включая удары руками и ногами, броски, захваты, борьбу в стойке и в партере; поединки проходят в полный контакт с использованием минимума защитных средств.
[7] На втором этапе исследования (2007 г.) между ключевыми информантами и друзьями произошел конфликт, последствия которого привели к окончательному распаду скин-компании и расколу внутри движения, в целом. Конфликт отчасти был вызван определением властных ролей, отчасти связан с делением ресурсов, в частности, спортивного зала, который, по мнению одного лидера был предназначен для тренировок, а по мнению другого – как тусовочное место. Причиной распада кампании послужил и общий кризис скин идеологии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|