Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Архетип Персоны и сновидения, сопровождающие процесс психической инфляции




Индивидуация Самости встречает на своем пути множество препятствий. Одним из наиболее типичных становится влияние архетипа Персоны, воплощающего социокультурную детерминацию активности личности. Идея Персоны как такой стороны личности, которая является более или менее произвольно выбранным фрагментом коллективной психики, содержится у Юнга уже в "Психологических типах". Здесь он рассматривает Персону как комплекс психических функций, осуществляющих гибкое приспособление личности к окружающей действительности.
Необходимость Персоны, этой юнгианской трактовки "личности как совокупности общественных отношений", обусловлена социальной природой человеческой психики. Коллективные истоки Персоны воплощают в себе ту часть личности, которая всячески противится процессу индивидуации. "Как определенные социальные функции и потребности находятся в противоречии с интересами отдельных индивидуумов, так и у человеческого духа есть определенные функции или тенденции, которые в силу своей коллективной природы находятся в противоречии с индивидуальными потребностями" (66, с.203).
Персона как социальный архетип, охватывающий систему компромиссов, необходимую для жизни в общине, имеет свои корни в примитивной психической жизни. Юнг считал, что формирование Персоны начинается с того момента, когда в рамках первобытной родовой общины-семьи появляются возможности для развития индивидуальности, требующие вытеснения фрагментов коллективной психики. Личностное развитие у дикаря, (точнее, развитие лица — Person) есть вопрос магического престижа. Элементы особенного, отличного оформления внешности создают сакральную отстраненность, которая делается еще сильнее благодаря обладанию ритуальными тайнами. Так дикарь производит вокруг себя оболочку — Персону (маску). Благодаря ей индивидуум, казалось бы, покидал сферу коллективной психики, и в той мере, в какой ему удавалось идентифицировать себя со своей Персоной, он и впрямь ее покидал. Однако Персона была лишь заменителем, субститутом индивидуальности, так что личностное развитие рано или поздно сталкивалось с этой маской как с препятствием на пути индивидуации.
Почти все перечисленные Юнгом особенности и свойства примитивной Персоны сохраняются у данного архетипа и на более высоких стадиях развития общества. Магическая природа Персоны находит отражение в эзотерических аспектах профессиональной принадлежности (от жаргона "посвященных" до должностного дозирования информации — "не для всех"), внешняя атрибутика сопровождает практически все проявления Персоны, но главное — чем ярче выражен этот архетип в бессознательной основе личности, тем мощнее иллюзия последней относительно масштаба собственной индивидуальности.
Сновидения, включающие Персону, очень интересны и непросты для толкования. В нашем обществе противоречия между интересами Персоны и задачами индивидуации имеют специфический характер, так что Самость и Персона часто предстают двумя равно возможными (и одинаково привлекательными) направлениями жизненного пути. Вот сновидение современной деловой женщины:
Я собираюсь пойти в кино, очередь за билетами очень большая. Кинотеатр "Россия" во сне — это кинотеатр моего детства, куда я часто ходила, когда была маленькой. Очередь двигается быстро, но я побаиваюсь, что билетов может не хватить. Наконец, впереди меня остается всего два человека. Но им нужно несколько билетов, а мне всего один. Я очень хочу попасть в кино, поэтому протягиваю кассирше деньги раньше них, и она начинает заниматься мною. Говорит: "Вы ведь не хотите сидеть в последнем ряду?" Я вижу у нее в плане хорошее место в середине, и она дает мне билет.
Затем ситуация переносится в зрительный зал, я сижу с кем-то (подруга, знакомая?) и разговариваю с ней о работе, несделанных делах. В зале горит свет, это похоже на какое-то собрание или совещание, а не на киносеанс. Я громко обращаюсь к своему коллеге Е. В, (знаю, что он в зале), прошу его подойти ко мне. Сон заканчивается тем, что мы с этой (по-прежнему неявной) знакомой выходим из кинотеатра. Она оказывается моей одноклассницей Галей Тониной. Галя долго смотрит на меня и за что-то благодарит.
Данный сон показывает два варианта возможного будущего сновидицы. Первый — это поход в кино (деятельность на уровне Персоны). Символично название кинотеатра. В сновидении изображены очередь (социальная конкуренция), нежелание сновидицы "сидеть в последнем ряду", обращение к коллеге, который ассоциируется со значимым социальным достижением.
Вторая возможность — это семейная жизнь и воспитание детей. Подруга Галя — женщина, которая отказалась от стратегии социальной конкуренции во имя семейных забот На символическом уровне Галя занята проблемами Самости, а сновидица — заботами Персоны. У нее есть выбор, и сновидение пытается помочь взвесить все "за" и "против"
Персона есть проявление или свойство личности, противоположное ее подлинности, аутентичности. Юнг писал "Мы не очень погрешим против правды, сказав: персона — это то, чем человек в действительности не является, но в то же время то, чем он сам, равно как и другие, себя считает" (57, с.376). Влияние этого архетипа приводит к различным искажениям процесса индивидуации, в частности, к психической инфляции. Этим понятием в аналитической психологии обозначают непомерное расширение, раздутость личности вследствие ассимиляции бессознательных содержаний и идентификации с ними. Психологическим эффектом инфляции может быть либо мания величия либо чувство неполноценности — в зависимости от того, в каком направлении происходит активизация отношения к внешнему объекту: в активном, при котором коллективный аспект расширяет сферу своего действия, или в реактивном, когда расширяется сфера претерпевания.
Процесс инфляции как удаление от Самости есть движение в направлении, обратном индивидуации. Оно сопровождается диссоциацией психических содержаний, нарастанием расщепления в системе личности, антагонизмом сознательной и бессознательной установок. В такой ситуации резко увеличивается компенсаторная функция сновидений, которые часто остаются единственным мостиком, соединяющим индивида с его подлинной сущностью. В процессе индивидуации необходимо не только осознать искажающее влияние Персоны, но и преодолеть его. Это сопряжено с более или менее болезненным крушением сознательной установки, которое, по словам Юнга, напоминает "гибель мира в миниатюре, в результате чего все снова возвращается в начальный хаос. Чувствуешь себя брошенным на произвол судьбы, дезориентированным, кораблем без кормила, отданным на волю стихий" (66, с.224). Такая потеря равновесия может быть целесообразной, если в конечном результате инстинктивная деятельность бессознательного устанавливает новое равновесие, а сознание оказывается в состоянии ассимилировать, т.е. понять и переработать произведенные бессознательным содержания.
Но зачастую личность выбирает для себя линию наименьшего сопротивления и падает обратно в коллективное бессознательное, которое отныне берет на себя руководство психической жизнью. В этом случае наблюдается либо регрессивное восстановление персоны, при котором человек находит для себя новую социальную роль, более мизерную и ничтожную, чем раньше, либо идентификация с коллективной психикой, собственно инфляция в чистом виде, когда личность мнит себя носителем тайного знания, божественной мудрости, владельцем сокровища или обладателем непобедимого оружия — в метафизическом смысле, т.е. преувеличивает свою важность, ценность и значимость и демонстрирует неадекватное поведение в социальной сфере. Сновидения могут рисовать более реалистичную картину положения вещей — хороший пример приводит Юнг, описывая сон одной дамы, считавшей себя всегда правой и наиболее достойной всеобщего уважения и почитания. Дама эта в своем высокомерии была глуха к любым доводам рассудка. Однажды во сне она увидела себя пришедшей в гости на великосветский прием. Хозяйка приветствовала ее словами: "Входите, все Ваши друзья уже здесь". Дама отворила дверь и оказалась... в коровнике. Так сновидение метафорически указало ей на ее подлинное место.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...