Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания с методическими рекомендациями по их выполнению




Задания с методическими рекомендациями по их выполнению

1. Внимательно прочитайте информационные материалы; обратите особое внимание на определения основных понятий.

Опираясь на изученный теоретический материал, выполните в тетради (если материал самостоятельных работ компонуете в электронном виде, то для контроля переносите на листы А4) несколько заданий:

 Напишите, почему бихевиористы именно поведение сделали предметом своего изучения?

 Поясните классическую формулу бихевиоризма: S → R.

 Структуру личности человека образуют 3 сферы: Эго (“Я”), Супер-эго (“Сверх-я”) и Ид (“Оно”). Дайте характеристику каждой сферы. Объясните, почему отношения между этими сферами изначально конфликтны.

2. Заполните табл. 1, в рамках которой постарайтесь сопоставить между собой основные направления психологии. В таблице должны быть отражены основные положения (основополагающие принципы, цели, отношение к сознанию, а главное – то, как именно понимается человек в контексте каждой психологической теории, какими ключевыми словами он при этом описывается), предмет и методы исследования.

Таблица 1

Концептуальная таблица

Направление психологии Предмет исследования Метод исследования Основные положения
Структурализм (В. Вундт)      
Функционализм (У. Джеймс)      
Психоанализ (З. Фрейд)      
Аналитический подход (К. Юнг)      
Индивидуальная психология (А. Адлер)      
Неофрейдизм (К. Хорни, Э. Фромм)      
Бихевиоризм (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скинер)      
Необихевиоризм (Э. Толмен, К. Халл)      
Гештальтпсихология (Кофка, Келлер, Вертгеймер)      
Когнитивная психология (Нейсер, Брунер, Дж. Келли, А. Бандура)      
Генетическая психология (Пиаже)      
Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс, Х. Хенхаузен)      
Трансперсональная психология (С. Гроф, К. Юнг)      
Культурно-историческая теория (Л. С. Выготский)      
Теория деятельности (А. Н. Леонтьев)      

 

3. Составьте словарь ключевых слов (глоссарий).

Рекомендуемая литература

1. Андреева, Г. М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: учеб. пособие для вузов / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. – М., 2002.

2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 2006.

3. Марцинковская, Т. Д. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. Д. Марцинковская. – М., 2004.

4. Петровский, А. В. Основы теоретической психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М., 2003.

5. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М., 2000.

6. Интернет-ресурсы

 

Самостоятельная работа № 2
«Культурно-историческая концепция развития человека Л. С. Выготского»

Образовательные задачи:

– Понять основополагающие положения культурно-исторической теории и теории деятельности о роли сознания в психологической жизни человека, о психологической активности человека, о принципиальном отличии психики человека от психики животного и т. д.

– Освоить понятийно-терминологический аппарат культурно-исторической теории и теории деятельности.

– Учиться видеть проявления теоретических положений на конкретных примерах.

 

Задания с методическими рекомендациями по их выполнению

1. Изучите теоретический материал по предложенным литературным источникам и разработкам.

Внимательно прочитайте предложенные материалы несколько раз, обратите особое внимание на определения основных понятий.

2. Опираясь на изученный теоретический материал, выполните в тетради(если материал самостоятельных работ компонуете в электронном виде, то для контроля переносите на листы А4) несколько заданий:

 Запишите в тетради и объясните, что такое “ высшие психические функции”, “интериоризация” и “культурно-исторический знак ”. Приведите примеры и обязательно прокомментируйте свои примеры.

 Дайте определение психологической категории “ сознание ”. Какую роль, с точки зрения Л. С. Выготского, сознание играет в психической жизни человека?

 Почему, с Вашей точки зрения, теория Л. С. Выготского получила название культурно-исторической теории развития человека? Чем принципиально психика человека отличается от психики животного?

3. Поясните, чем традиционная для психологической науки диада “ сознание – поведение ” отличается от введенной в мировую психологию Л. С. Выготским триады “сознание – культура – поведение ”?

 

Рекомендуемая литература

1. Гамезо М. В. Атлас по психологии: информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М., 2001.

2. Леонтьев, А. Деятельность. Сознание. Личность / А. Леонтьев, Д. Леонтьев, Е. Соколова. – М., 2005.

3. Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. для вузов / А. Г. Маклаков; под общ. ред. Е. Строганова. – СПб., 2005.

4. Петровский, А. В. Основы теоретической психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М., 2003.

5. Психология: учеб. / В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова, Л. И. Вансовская и др.; под ред. док. психол. наук, проф. А. А. Крылова. – М., 2001.

6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб., 2002.

7. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М., 2000.

8. Интернет-ресурсы

 

Самостоятельная работа № 3
«Психологическая теория деятельности»

Образовательные задачи:

– Понять инструментальность теории для описания и объяснения психической и психологической жизни человека.

– Учиться видеть проявления теоретических положений на конкретных примерах.

– Учиться сопоставлять различные теории.

Задания с методическими рекомендациями по их выполнению

1. Изучите теоретический материал по предложенным литературным источникам и разработкам.

Внимательно прочитайте предложенные материалы несколько раз, обратите особое внимание на определения основных понятий.

2. Опираясь на изученный теоретический материал, выполните в тетради(если материал самостоятельных работ компонуете в электронном виде, то для контроля переносите на листы А4) несколько заданий.

Дайте определение:

а) деятельности,

б) активности,

в) субъектности,

г) личного смысла.

Обратите внимание на то, что при выполнении данного задания Вы встретитесь с определениями разных авторов, обязательно укажите сущностное отличие данных характеристик.

Схематически представьте:

а) структуру деятельности,

б) покажите этапы развертывания деятельности.

Для выполнения данного задания необходимо будет вспомнить какой-либо пример знакомой Вам деятельности (деятельность педагога, управленческая деятельность) и разобрать его с точки зрения структуры и этапов.

 Приведите примеры:

а) видов деятельности, действий, операций;

б) личностных смыслов.

Вам необходимо не просто привести пример, но и обосновать выбор материала, описать сущность всех структурных характеристик.

3. Поразмышляйте на тему «Деятельность».

 Почему, с Вашей точки зрения, данная теория называется психологическая теория деятельности?

 Почему одна сторона деятельности называется мотивационно-потребностной, а другая – операционно-технической?

 Почему категория субъектности играет такую важную роль в теории деятельности?

 Какого человека, с Вашей точки зрения, можно назвать субъектом жизнедеятельности? Приведите примеры проявления субъектности.

4. Самостоятельно составьте глоссарий по теме «Деятельность»

 

Рекомендуемая литература

1. Гамезо М. В. Атлас по психологии: информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М., 2001.

2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 2006.

3. Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. для вузов / А. Г. Маклаков; под общ. ред. Е. Строганова. – СПб., 2005.

4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб., 2002.

5. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М., 2000.

6. Интернет-ресурсы

 

 

Самостоятельная работа № 4
«Сознание и самосознание»

Образовательные задачи:

– Понять ключевые идеи психологии сознания и самосознания.

– Осознать роль социальных процессов и труда в происхождении высших психических функций.

– Усвоить основные понятия психологии сознания.

– Уяснить роль бессознательного в жизнедеятельности человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...