Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 6. Управление и экономика здравоохранения




1.Значение и задачи развития здравоохранения.

2. Основы управленческой системы здравоохранения.

3. Основы формирования страховой медицины.

4. Основные экономические показатели развития здравоохранения.

 

 

Охрана здоровья людей - одно из важнейших завоеваний цивилизации. В сфере её влияния находится все без исключения населения страны, независимо от пола и возраста, занятости в общественном производстве, социальной принадлежности.

В систему здравоохранения входят учреждения, основным функциональным назначением которых является охрана здоровья населения и оказание медицинской помощи.

Они обеспечивают снижение заболеваемости и смертности, увеличивают продолжительность жизни, повышают уровень работоспособности.

Основной задачей здравоохранения является усиление его профилактической направленности, введение ежегодной диспансеризации населения, повышение качества и культуры медицинского обслуживания, улучшение обеспечения медикаментами, совершенствование организации работы первичных звеньев здравоохранения.

Основным документом, регулирующим деятельность учреждений здравоохранения, является закон Украины " Об охране здоровья населения".

Медицинское обслуживание обеспечивает пока бесплатное оказание медицинской помощи через государственные медицинские учреждения, а также путем проведения профилактических мероприятий по охране окружающей среды и предупреждения заболеваемости граждан.

Однако общее состояние медицинских учреждений страны и медицинское обслуживание не отвечает современным требованиям. Ухудшается обеспеченность медицинским оборудованием и медикаментами, увеличивается заболеваемость редкими инфекционными заболеваниями и др.

Территориальная сеть учреждений медицинского обслуживания связана с системой расселения людей. Значительная часть этих учреждений концентрируется в городах. Сегодня города становятся центрами специализированного медицинского обслуживания.

Немаловажный аспект территориальной сети медицинских учреждений - качество обслуживания жителей села. Сохраняет свою актуальность проблема укрепления материально-технической базы центральных районных больниц как основного звена сельского здравоохранения, расширения сети межрайонных специализированных отделений, укрепления участковой службы, развития передвижных видов амбулаторной помощи.

Большая часть наиболее квалифицированного медицинского персонала, естественно, также сконцентрирована в крупных городах.

Практически в каждом крупном регионе имеются города с крупными специализированными медицинскими учреждениями.

Размещение больничных учреждений "привязывается", как правило, к определенным региональным и промышленным центрам, а больные госпитализируются независимо от места проживания.

Здравоохранению должны принадлежать широкие полномочия как направляющему и регулирующему органу в развитии сфер, имеющих прямое или косвенное отношение к укреплению здоровья населения через их влияние на образ жизни, быт, условия труда, производство пищи, одежды, развитие санитарно-гигиенических знаний, физической и социальной активности.

Управление здравоохранением осуществляется через систему Министерства охраны здоровья. На местах - органами управления являются областные и городские управления здравоохранения, местные советы и государственные администрации.

Сеть учреждений здравоохранения включает:

- лечебно-профилактические (амбулатории, поликлиники, скорая помощь);

- санитарно-профилактические (СЭС);

- судебно-медицинская экспертиза;

- аптечные учреждения.

Кроме того, существует сеть ведомственных лечебных учреждений медицинско-санитарные части, санатории и другие.

 

В Украине приняты концептуальные основы страховой медицины, согласно которой страховая медицина должна включать:

- специализированные страховые компании;

- банки медицинского страхования;

- блок лечебных учреждений.

В состав блока лечебных учреждений входят:

1. Муниципальные лечебные учреждения, предназначенные для лечения инвалидов, детей, малоимущих;

2. Лечебные учреждения универсального типа с развитой системой медицинского обслуживания полного цикла, они предназначены для обслуживания клиентов страховой компании, а лечение в них осуществляется на платной основе по страховому полису;

3. Коммерческие лечебные учреждения (центры) - поликлиники, амбулатории диагностического типа;

4. Индивидуальные лечебные кабинеты, частные практики, осуществляющие лечение на коммерческой основе, но сохраняются льготы для клиентов страховых компаний.

Источниками финансирования для страховой медицины должны стать:

- средства госбюджета для муниципальных лечебных учреждений;

- страховые отчисления предприятий;

- средства добровольного медицинского страхования;

- отчисления и налоги от деятельности коммерческих учреждений;

- добровольные пожертвования.

 

При сбалансированном развитии всех типов учреждений и мероприятий охраны здоровья исходной базой является количественная и качественная оценка показателей здоровья населения, потребностей его в профилактических, лечебных и оздоровительных услугах, оценка их территориальных различий, выявление тенденций изменения этих показателей в динамике.

Активным направлением совершенствования развития системы учреждений здравоохранения является благоустройство и модернизация интенсификация его материально-технической базы. Это направление характеризуют такие показатели: мощности, деятельности сети учреждений; обеспеченность основными фондами, физическое состояние основных фондов (зданий, оборудования, транспорта); инженерное и санитарно-гигиеническое благоустройство - наличие водоснабжения, в том числе горячей воды, отопления, канализации, освещения, телефонизации; обеспеченность учреждений площадями, медицинской техникой, повышение эффективности её использования.

Эффективность мероприятий здравоохранения определяется на основе социального и экономического эффекта. Социальный эффект непосредственно выражается в снижении заболеваемости, смертности, инвалидности, сокращение длительности заболеваний. Экономический эффект является следствием социального и проявляется в росте объема общественного производства во всех сферах народного хозяйства.

Основными экономическими показателями развития здравоохранения являются:

1. Число больничных учреждений;

2. Количество больничных коек;

3. Мощность амбулаторных, поликлинических учреждений;

4. Число врачебных должностей;

5. Уровень обеспеченности населения медицинской помощью оценивается:

- числом врачебных посещений 1 жителя в год;

- численность врачей на 10 тыс. жителей;

- число больничных коек на 10 тыс. жителей.

Для определения потребностей в медицинской помощи учитываются следующие факторы:

- численность населения,

- половозрастной состав населения,

- состав хозяйства региона,

- состояние окружающей среды,

- уровень и структура заболеваемости.

Потребность в коечном фонде определяется по формуле:

 
 

где Ч - численность населения;

b- процент госпитализации;

Дср - среднее количество дней пребывания больного на койке;

Дг - количество дней использования койки в году;

Ок - оборот койки в год.

Обеспеченность населения больничными койками определяется на 10 тыс. жителей на конец года и утверждается отдельно для городских и сельских больниц (в % от городских).

Количество дней использования койки в году используется для анализирования использования коечного фонда. Малое количество дней ведет к снижению обеспеченности населения стационарной медицинской помощью.

Длительность лечения больного используется для оценки деятельности стационарного лечебного учреждения. Сокращения среднего срока лечения может быть обеспечено за счет совершенствования диагностики, внедрения новых методов лечения.

Обеспеченность амбулаторно-поликлинической помощью - количество посещений в смену. Исчисляется исходя из численности населения и норматива мощности этих учреждений в смену.

Общая потребность во врачебных должностях включает потребность в амбулаторно-клинических и стационарных учреждений.

Для амбулаторных учреждений используется формула:

 

Bj = Gн((Н·П)/Nj)

Для стационара:

Bj = Gн (Kij/Nj),

где Н- численность населения к-населенного пункта в i-том году;

П- число посещений 1 жителем в год;

Nj - норматив нагрузки 1 врача на смену;

Kij - плановое число больничных коек j-того типа в i-том году.

Нормативная обеспеченность врачебными кадрами составляет 11,8 должностей врача на 10 тыс. взрослого населения.

Таким образом, в данной лекции рассмотрены принципиальные основы функционирования и дальнейшего развития сети учреждений здравоохранения.

 

Лекция 7. Управление и экономика развития пассажирского транспорта

1. Сущность и задачи развития пассажирского транспорта. Виды транспорта.

2. Проблемы управления пассажирским транспортом.

3. Основные показатели деятельности и развития пассажирского транспорта.

 

 

Транспортное обслуживание населения играет важную роль в системе социальной инфраструктуры.

Пассажирский транспорт удовлетворяет потребности населения в передвижениях и создает предпосылки для нормального функционирования экономики региона, служит решению задач социального прогресса общества, способствуя увеличению свободного времени людей, предоставлению им возможностей пользования услугами территориально рассредоточенных звеньев социальной инфраструктуры.

Основной задачей деятельности пассажирского транспорта является максимальное удовлетворение потребности населения в пассажирских перевозках.

Пассажирский транспорт - крупное подразделение народного хозяйства. В состав, которого входят такие виды транспорта, осуществляющие пассажирские перевозки: железнодорожный, автомобильный, водный (речной и морской), авиатранспорт.

 

Актуальной проблемой управления развитием пассажирского транспорта является вопрос оценки достигнутого уровня его развития и степени удовлетворения населения его услугами.

В научно-методической литературе по данному вопросу существует несколько точек зрения, применяются различные критерии. При этом общим во всех случаях является положение, согласно которому пассажирский транспорт, как и транспорт, вообще, должен соответствовать уровню развития основных отраслей экономики и удовлетворять потребности населения в его услугах.

Многовидовой состав пассажирского комплекса создает возможности для рационального использования автомобилей, железной дороги, авиации, ориентируясь на оптимальные (различные для каждого вида транспорта) радиусы их эффективного использования,

Недостатки развития транспортного обслуживания населения приводят к значительным экономическим потерям. Специалисты считают, что вследствие транспортной усталости пассажиров производительность их труда снижается на 8-10%. Рациональная организация транспортного обслуживания даст значительный экономический эффект, расширит возможности для более полного удовлетворения социально-культурных и коммунально-бытовых потребностей граждан.

Улучшение транспортной освоенности сельских территорий является одной из задач улучшения условий жизни на селе. Часто из сел в близ лежащие города совершается только 1-2 рейса. Одной из основных причин недостаточного развития пассажирских перевозок в сельской местности является отставание в строительстве и реконструкции дорог от потребностей в их развитии.

Среди причин, препятствующих эффективному решению проблем развития пассажирского транспорта, можно назвать отсутствие единства взглядов на место пассажирского транспорта в системе подразделений хозяйства страны, что создает путаницу в статистике, трудности в практике планирования и управления данной сферой.

Согласно одной из имеющихся точек зрения, пассажирский транспорт относится к материальному производству. Однако противопоставление материального производства и непроизводственной сферы методологически некорректно. Производя нематериальные потребительские стоимости (услуги) для населения и,таким образом, входя в состав отраслей общественного производства, пассажирский транспорт относится к той его части, которая получила наименование "нематериальное производство".

Другой преградой повышения эффективности пассажирского обслуживания населения является то, что пассажирский транспорт с начала своего возникновения не был оформлен в самостоятельное подразделение народного хозяйства, а был раздроблен по видам и объединен с грузовым транспортом в различных министерствах, между которыми отсутствовала надежная координация деятельности.

Управление пассажирским транспортом и сейчас осуществляют отдельные министерства и ведомства (Министерство путей сообщения, Министерство гражданской авиации и др.), усиливающие размежевание данных видов транспорта.

 

Система показателей уровня развития пассажирского транспорта состоит из трех основных блоков:

1) показатели мощности: плотность транспортных линий, насыщенность линий подвижным составом, развитие производственно-технической базы;

2) показатели качества: скорость сообщения, регулярность и интервал движения пассажирского транспорта на маршрутах, степень наполнения подвижного состава в часы "пик" и др.;

3) показатели пользуемости транспортом включают данные о подвижности населения (количество поездок на общественном транспорте в год, приходящимся на человека), среднее расстояние поездки пассажиров, долю поездок на общественном транспорте в общем, передвижении населения и другие.

Обособление третьего блока показателей обусловлено тем, что его составляющие в большей степени, чем остальные показатели системы, отражают влияние нетранспортных факторов и связаны с размещением производства, объектов социальной инфраструктуры в исследуемом районе; демографическими (половозрастными) характеристиками; уровнем благосостояния, культуры, образования и квалификации населения; в какой-то степени особенностями (национальными и местными) жителей - привычками, традициями, соображениями престижа.

Для сравнения транспортных ситуаций территорий, схожих по отмеченным параметрам целесообразно использовать показатель транспортной подвижности населения как отражающий в обобщенном виде уровень развития пассажирского транспорта. Но его нужно дополнять расчетами и других показателей системы.

Сложность использования названных показателей заключается в необходимости регулярного проведения социологических обследований в сочетании с исследованиями пассажиропотоков, что связано с большими организационными работами и требует единства методики и репрезентативности результатов обследований для сравнительного анализа по различным регионам и территориям.

Сравнительный анализ желательно проводить по всем блокам системы показателей уровня, что, однако, не всегда возможно в связи с отсутствием необходимой информации. А, завершая анализ, необходимо отразить специфические, обусловленные особенностями технологии, организации и управления направления роста его эффективности с учетом видового состава транспортной системы.

План пассажирских перевозок включает следующие показатели: количество перевозимых пассажиров, среднюю дальность поездки и объем пассажирооборота.

По железнодорожному транспорту эти показатели разрабатывают в целом и по каждому виду сообщения (прямое, местное, пригородное). В качестве расчетных показателей используют также среднюю населенность на один вагон, учитывая при этом структуру парка пассажирских вагонов, густоты пассажиропотоков по сети железных дорог и создания комфортных условий для пассажиров.

Объем пассажирских перевозок определяется исходя из потребностей населения на основании данных прошлых лет с учетом действия различных факторов, влияющих на масштабы перемещения населения (размещение курортных центров, учебных заведений, развитие туризма, освоение новых районов, сокращение рабочих дней в неделе и пр.).

Пассажирские перевозки планируются на основе численности населения и его подвижности. Среднегодовая численность населения берется с учетом среднегодового прироста населения, а подвижность населения исходя из намеченного увеличения доходов населения.

Общий объем пассажирооборота распределяется между отдельными видами транспорта по видам сообщения, исходя из наличия перевозочных средств и изменения удельного веса каждого из них в общем объеме пассажирских перевозок.

При этом в пригородах целесообразно перевозить пассажиров автобусами и электропоездами; в зоне средних расстояний (до 500 км) - железнодорожным транспортом, а при отсутствии его - автобусным, речным или воздушным; в зоне дальних расстояний (свыше 500 км) - железнодорожным и воздушным транспортом. Причем с увеличением дальности роль воздушного транспорта возрастает.

При планировании объема пассажирских перевозок по видам транспорта учитываются сложившиеся тенденции изменения структуры пассажирооборота в связи с более высокими темпами развития воздушного и автомобильного транспорта.

 

Таким образом, в лекции рассмотрены основные виды пассажирского транспорта, особенности его функционирования, управления и развития на перспективу.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...