Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 8. Экономика учреждений просвещения




1. Особенности, задачи и звенья системы просвещения,

2. Специфика размещения учреждений просвещения,

3. Основные показатели развития и подготовки кадров в системе народного образования.

 

 

В целях обеспечения наиболее благоприятных условий преемственности в обучении и воспитании подрастающего поколения систему просвещения подразделяют на следующие звенья переходящих ступеней: дошкольное воспитание, общее среднее образование, внешкольное воспитание, профессионально-техническое образование, среднее специальное и высшее образование.

Просвещение представляет собой частью народнохозяйственной системы, оказывающей активное воздействие на все стороны социального развития общества и формирование здорового образа жизни. Основными её составляющими выступают:

Детские дошкольные учреждения. Начальное звено народного образования представлено детскими яслями и комбинированными учреждениями (ясли-сад). Они оказывают помощь семье в нравственном становлении и физическом развитии детей. При формировании сети детских учреждений необходимо учитывать уровень рождаемости в регионе, систему расселения, которая зачастую не благоприятствует сосредоточению детей в отдельных пунктах, обеспеченность квалифицированными кадрами, а также возможностями строительства типовых зданий.

Школы - основное звено организации учебно-воспитательного процесса, работы с детьми и молодежью. В целях развития разносторонних интересов и способностей школьников организуются факультативные занятия и классы с углубленным изучением отдельных предметов, видов труда, искусства и спорта, производственного обучения. В системе школьного образования предусмотрена организация всех типов школ, которые в своей совокупности призваны обеспечить доступность школьного образования и всеобщность обучения.

Следующим звеном продолжения образования является подготовка кадров. В систему попадают выпускники 9-11 классов. Формирование контингента учащихся в системе подготовки кадров приобретает межрегиональный характер, и ориентируются на возможности материально-технической базы и квалифицированных специалистов.

Профессионально-технические училища производят подготовку рабочих с высокой квалификацией. Особое место занимает подготовка кадров для сельского хозяйства.

Средние специальные учреждения (техникумы) готовят младших специалистов (техников), так и высококвалифицированных рабочих, формирование сети техникумов и училищ определяется ориентацией региона на развитие тех или иных отраслей, а также требованиями НТП, порождающими новые специальности.

Высшие учебные заведения - академии, университеты, институты, консерватории, училища - представляют собой высшую ступень структуры народного образования, где завершается подготовка и формирование новых специалистов для всех отраслей. Высшая школа не только подготавливает кадры, но и активно участвует в научных исследованиях. На преподавательские коллективы возложена обязанность постоянного совершенствования учебного процесса, внедрение новых методик обучения.

Интенсивный рост численности студентов вузов свидетельствует о необходимости углубления полученных знаний и приобретения новых.

Развитие просвещения как социального комплекса идет по укреплению единства всех его составляющих и развития новых видов учебных заведений - гимназий, колледжей, лицеев.

 

При размещении учреждений системы народного образования учитываются следующие условия: численность населения, прирост населения, уровень рождаемости, наличие детей соответствующей возрастной группы, наличие необходимых учреждений просвещения.

Размещение предприятий, уровень их отраслевой и территориальной концентрации и специализации является одним из основных факторов размещения учреждений по подготовке кадров.

Размещение учреждений по подготовке кадров в непосредственной близости от базовых предприятий обеспечивает тесную их связь. Наличие мощной производственной базы, используемой для прохождения практики, производственной и социальной инфраструктуры значительно повышает уровень знаний и умений выпускников. Близость базовых предприятий позволяет учитывать специфику производства, привлекать для проведения занятий опытных специалистов, способствует повышению закрепляемости знаний на производстве.

 

Основными экономическими показателями народного образования являются установление контингента учащихся, развитие сети детских дошкольных учреждений, школ, учреждений среднеспециального и высшего образования.

Развитие среднего образования характеризуется следующими показателями:

- контингент учащихся - всего, по группам классов, с выделением количества учащихся в школах и группах с продленным днем;

- общее количество учащихся в школах-интернатах;

- прием учащихся в I и X классы;

- выпуск учащихся из IX и XI классов;

- количество классов;

- среднее количество учащихся в одном классе с распределением по группам классов;

- сеть школ;

- сменность занятий;

- развитие сети школ-интернатов.

Важнейшим показателем является контингент учащихся в плановом периоде, в соответствии, с которым устанавливаются остальные показатели: потребность в педагогических кадрах, материальных и финансовых ресурсах.

Потребность в педагогических кадрах определяется на основе контингента раздельно по группам классов: по I-IV классам она соответствует количеству классов, по V-IX и X-XI классам рассчитывается на основе количества классов, числа ставок на один класс, обусловленного недельной учебной загрузкой школьников и недельной нагрузкой учителя.

В настоящее время в системе высшего образования обеспечивается целевая подготовка кадров на основе договоров, заключаемых между предприятиями, учреждениями, организациями для которых готовятся кадры.

Основные показатели подготовки специалистов с высшим образованием:

- прием в высшие учебные заведения и выпуск специалистов по группам специальностей, видам обучения и вузам.

Потребность в специалистах определяется по номенклатурам должностей и штатным расписаниям (для производственной сферы) и прямым счетом исходя из планов развития отдельных учреждений (для непроизводственной сферы).

Выпуск специалистов рассчитывается по исчисленным коэффициентам выпуска, дифференцированным по специальностям, срокам и формам обучения, путем умножения численности учащихся на различных курсах на коэффициент выпуска, соответствующий данному курсу и форме обучения:

 
 

где β - процент отсева учащихся данного курса за все оставшиеся годы.

Планы подготовки специалистов в регионе должны учитывать местную демографическую ситуацию, перспективную потребность в кадрах, состояние и возможности развития учебных заведений в регионе. Имеющиеся диспропорции в подготовке специалистов могут быть устранены путем территориальной увязки места жительства, учебы и будущей работы специалистов.

Экономическая эффективность подготовки специалистов определяется на основе сопоставления отдачи вложенных средств в виде прироста продукции и услуг или увеличения экономического потенциала страны и совокупности затрат на образование, затраты на подготовку высококвалифицированных кадров включают как прямые затраты государства, предприятий, населения, так и косвенные затраты, вызванные временным отвлечением от производительного труда трудоспособных работников на период их учебы.

Осуществление мероприятий по развитию высшего и среднеспециального образования обеспечивается, главным образом, за счет ассигнований из общественных фондов потребления, а также за счет средств предприятий и населения.

 

Таким образом, в настоящей лекции были рассмотрены особенности развития просвещения в современных условиях, а также основные звенья системы просвещения и показатели, характеризующие их деятельность.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...