Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура государственных финансов Австралии




 

Организационное построение государственных финансов Австралии, соответствующее структуре управления которая имеет три звена, следующее: финансы федерального правительства, правительств штатов и местных органов власти. В свою очередь финансовая систем каждого звена состоит из бюджета и финансов государственных предприятий, принадлежащих администрации соответствующего уровня или контролируемых ею.

Ниже приводятся цифры, свидетельствующие о возрастающем значении централизованных финансов в Австралии (%) [ 2, с.28]:

 

  1938/39 г. 1950/51 г. 1960/61 г. 1970/71 г. 1976/77 г.
           
Доля федерального правительства в государственных доходах 45,6 85,9 77,2 78,2 78,9
           
Доля федерального правительства в государственных рас­ходах 32,3 53,7 46,9 47,5 48,3

 

Если в 30-е годы главную роль в перераспределении совокупного общественного продукта и национального дохода играли финансы штатов и местных органов власти, то начиная со второй мировой войны это соотно­шение изменилось в пользу центральных органов, при­чем оно сохранялось без особых изменений до 70-х го­дов. Доля федерального правительства в общей сум­ме доходов правительственных органов составляет в среднем около 80 %, а в расходах - 50 %, что соответ­ствует степени финансовой централизации во многих развитых капиталистических странах и даже превыша­ет ее.

В Австралии 97 % средств, мобилизуемых и перерас­пределяемых государством, проходит через бюджета федерального правительства, правительств штатов и местных административных единиц. Здесь отсутствуют распространенные во Франции, Японии и Англии многочисленные внебюджетные фонды, а финансовые ресурсы, проходящие через государственные предприятия, отно­сительно невелики.

Австралийская статистика публикует сведения по бюджетам, а также по доходам и расходам правитель­ственных органов. В этих материалах находят отраже­ние не только бюджетные операции, но и результаты финансовой деятельности государственных предприятий, Суммарные различия этих показателей не превышают 3 - 5 %. Поэтому представляется целесообразным в ряде случаев, когда статистические материалы ограничены, вместо соответствующих показателей бюджета пользо­ваться данными аналогичных статей доходов и расходов федеральных органов и наоборот.

На финансы федеральных органов власти Австралии приходится около 80 % получаемых доходов и ими покрывается (за вычетом переводов дотаций штатам и местным органам власти) более 50 % всех расходов.

Расходы федерального правительства.

 

Расходы федерального правительства Австралии по­стоянно растут. За неполные 10 лет, с начала до конца 70-х годов, их объем в текущих ценах увеличился в 4 ра­за. За этот же период ВВП увеличился в 3 раза.

Важнейшей статьей расходов федерального правительства являются расходы на оборону и содержание административно-управленческого аппарата. В течение 70-х годов первые выросли в 2,7 раза, вторые - в 3,5 раза (табл. 5).

 

Таблица 5. Расходы федерального бюджета Австралии*

 

 

1970/71 г.

1974/75 г.

1976/77 г.

1979/80 г.

  млн. долл. % млн. долл. % млн. долл. % млн. долл. %
Оборона   1 081 13,9 1 628 9,1 2 182 9,0 2 887 9,1
Содержание административно-управленческого аппарата 620 8,0 1 294 7,3 1 614 6,7 2 137 6,7
Образование   299 3,8 1 672 9,4 2 228 9,2 2 570 8,1
Здравоохранение   560 7,2 1 284 7,2 2 544 10,5 3 165 10,0
Социальное страхование и обеспечение   1 380 17,8 3 703 20,8 6 361 26,4 8 925 28,2
Жилищное, региональное строительство, охрана окружающей среды 215 2,8 1 081 6,1 800 3,3 454 1,4
Культура   89 1,1 237 1,3 256 1,0 319 1,0
Экономика, включая коммунальное хозяйство   1 403 18,1 2 346 13,2 1 602 6,6 1 931 6,1
Прочие платежи, не прошедшие по вышеперечисленным статьям В том числе: 2 126 27,3 4 588 25,8 6 535 27,1 9 304 29,4
штатам и местным органам власти 3 701 20,8 5 123 21,2
проценты по долгам 887 5,0 1 412 5,9
                 
ИТОГО: 7 772 100,0 17 831 100,0 24 121 100,0 31 692 100,0

 

* [ 2, с.31].

 

Военные мероприятия являются исключительной прерогативой федерального правительства. В 1980/81 г. из общей суммы прямых военных расходов в 3 277 млн. долл. примерно 10 % приходилось на капитальные вложения и 90 % - на текущие затраты (основным элементом последних является денежное довольствие). Доля прямых военных расходов в ВВП в Австралии в середине 70-х годов составила 2,7 %, а США - 6,4, Англии - 5,8, ФРГ - 4,1, Франции - 3,8, Италии - 3,0 %.

Вторую важную группу расходов федерального бюд­жета составляют расходы на социальное обеспечение и страхование. В 70-х годах эти расходы выросли в 6,5 ра­за. Основными статьями в дан­ной группе являются пенсии по старости или инвалид­ности, пособия по безработице и болезням, пособия на детей и т.п.

В годы правления лейбористского правительства значительно возросли затраты федерального бюджета н образование и здравоохранение. Лишь за первое пятилетие 70-х годов доля статьи «образование» в общей сумм расходов увеличилась с 3,8 % до 9,4 %.

Что касается расходов на здравоохранение, то их внезапный рост (более чем в 2 раза) за один 1975/76 г. объясняется введением лейбористами системы государ­ственного медицинского страхования «Медибэнк». С са­мого начала она в значительной степени осуществлялась за счет страховых взносов самих трудящихся.

Важной статьей расходов федерального бюджета ос­тается экономика, хотя доля этой статьи неуклонно сни­жается. Большая часть ассигнований направляется в две отрасли - сельское хозяйство и производственную ин­фраструктуру. Государство играет активную роль в сти­мулировании экспорта, в первую очередь продукции от­раслей обрабатывающей промышленности. В 1979/80 г. размер экспортных субсидий составил более 200 млн. долл.

Австралия является одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров сельскохозяйственной про­дукции. Страна занимает первое место по экспорту шерсти, третье - пшеницы. Издержки на производство сельскохозяйственной продукции Австралии одни из самых низких в мире. Тем не менее сельское хозяйство как важный сектор австралийской экономики требует постоянной финансовой поддержки государства.

Система оказания помощи сельскому хозяйству в Австралии включает полтора десятка различных прог­рамм прямого и косвенного субсидирования, стабилиза­ции цен, государственных закупок продукции фермеров по фиксированным ценам, предоставления займов. Госу­дарство берет на себя проведение научных исследований в области сельского хозяйства. В 70-х годах прямые пра­вительственные субсидии, поступающие в отрасль, сос­тавляли 250 - 320 млн. долл. в год.

Велика роль федеральных финансов в развитии про­изводственной инфраструктуры. В условиях Австралий­ского континента создание сети дорог национального значения, строительство ирригационных сооружений, объектов электроэнергетики (в частности, гидроэнерге­тический комплекс в Снежных горах) требуют колос­сальных капитальных вложений, которые зачастую не доступны частному капиталу, имеют длительный период окупаемости, также не стимулирующий частные инвестиции.

В век научно-технической революции исключительно важное значение для развития всех отраслей экономию приобретает наука. В Австралии доля ВВП, расходуемого на исследования и научные разработки, во второй половине 70-х годов равнялась 1,3 % (в США - 2,2 % в Великобритании - 2,1, в ФРГ - 2, в Японии и в Франции - 1,8 %) [ 2, с.36]. Такой относительно низкий показатель для Австралии объясняется в первую очередь тем, что иностранные компании, доминирующие во всех наукоемких отраслях, предпочитают импортировать изобретения материнских компаний, а не проводит собственные исследования.

Из общей суммы расходов на исследования и научные разработки на частные предприятия (главным o6pазом, филиалы иностранных компаний) приходится 36 % на федеральное правительство - 31 %, университеты - 22 % и правительства штатов - 11 %. Если учесть, что университеты осуществляют научную работу за счет правительственных субсидий, то окажется, что доля государства в расходах на научно-исследовательские опытно-конструкторские работы (НИОКР) в Австралии превышает аналогичный показатель для других капиталистических стран (США - 55 %, Франция - 60 %, ФРГ - 47 %, Италия - 46 %, Япония - 29 %) [ 2, с.37].

В годы правления лейбористов увеличились ассигно­вания на жилищное и коммунальное строительство. В частности, бюджет 1973/74 г., названный австра­лийской прессой «бюджетом реформ», увеличивал их по сравнению с предыдущим годом в 5,5 раза. Резко воз­росли расходы, связанные с развитием отдаленных рай­онов и охраной окружающей среды.

Отличительной чертой финансовой системы Австралии является высокая доля в расходах федерального правительства субсидий и дотаций штатам и местным органам власти (в отдельные годы - от 20 до 25 %).

Доходы федерального правительства.

 

Как уже отмечалось, через федеральные финансы перераспределяется 4/5 доходов, мобилизуемых органа­ми государственной власти всех уровней. Доходы феде­рального бюджета на 92 - 96 % формируются из налого­вых поступлений, среди которых основными являются подоходный налог с населения, налог на прибыли ком­паний, акцизы, налог с продаж (табл. 6).

 

Таблица 6. Доходы федерального бюджета Австралии*

 

 

1970/71 г.

1974/75 г.

1976/77 г.

1979/80 г.

  млн. долл. % млн. долл. % млн. долл. % млн. долл. %
Налоговые поступления В том числе: 7 183 96,1 14 084 92,3 19 641 91,9 27 119 91,9
Подоходный налог                
с населения 3 175 42,5 7 714 50,5 11 054 51,7 15 128 51,3
с компаний 1 427 19,1 2 447 16,0 2 921 13,7 3 400 11,5
Налог на недвижимость, наследство и дарения 80 0,5 88 0,4
Акцизы 1 054 14,1 1 729 11,3 2 486 11,6 4 771 16,2
Налог с продаж 633 8,5 1 154 7,6 1 650 7,7 1 900 6,4
Таможенные пошлины 466 6,2 841 5,5 1 274 6,0 1 664 5,6
Прочие налоги 428 5,7 119 0,8 169 0,8 256 0,9
Проценты, рента, дивиденды   293 3,9 1 174 7,7 1 626 7,6    
Чистые поступления от государственных предприятий 12 0,07 85 0,4 2 380 8,1
Доход от продажи земли и строений   18 0,1 30 0,1    
                 
ИТОГО: 7 475 100,0 15 265 100,0 21 382 100,0 29 499 100,0

 

* [ 2, с. 38].

 

Подоходный налог в Австралии, как и в других капи­талистических странах, играет решающую роль в бюд­жетных поступлениях[2]. Впервые подоходное обложение было введено еще в колониях в последней четверти XIX в. Федеральное правительство ввело федеральный подоходный налог в 1915 г., воспользовавшись военным временем.

Сумма поступлений подоходного налога с населения постоянно растет, а удельный вес в бюджете неуклонно повышается. Если в 1965/66 г. доля подоходного налога с населения в общей сумме доходов федеральных орга­нов составляла 39,2%, то в 1975/76 г. она увеличилась до 53%.

Подоходный налог с населения в Австралии взима­ется двумя способами: «у источника» (в этом случае налог вычитается из заработной платы рабочих и служащих бухгалтерией частного или государственного пред­приятия и перечисляется финансовым органам), по на­логовой декларации (этим способом пользуются при обложении налогом доходов лиц свободных профессий - художников, писателей, деятелей театра и кино, врачей).

Размер подоходного налога в Австралии определяется следующим образом. Из валовой суммы доходов, по лученных физическим лицом в течение года, делаются вычеты сумм, не подлежащих обложению (некоторые виды пенсий и пособий), а также специальные льготные вычеты (проценты по некоторым видам потребительских ссуд, скидки на содержание иждивенцев, сомнительные долги и т.п.). К облагаемому доходу, определенном этим путем, применяются следующие ставки (1978/79 г.) [ 2, с.40]:

 

Облагаемый доход, долл. Ставки налога
   
3 893 -16 608 33,5 цента с каждого доллара свыше 3 893
   
16 608 - 33 216 4 260 долл. + 47,5 цента с каждого доллара свыше 16 608
   
33 216 и выше 12 142 долл. + 61,5 цента с каждого доллара свыше 33 216

 

Необлагаемый минимум в 1978/79 г. составлял 3 893 долл. На практике сумма налога вычитается бухгалтерией предприятия при выплате заработной плат: т.е. несколько раз в месяц, и устанавливается в процентах от общей суммы заработка. В конце финансового года производится окончательный перерасчет. Если сумма текущих отчислений подоходного налога превышает сумму, определенную с помощью перечисленных выше ставок, разница возвращается налогоплательщику. Предприниматель выдает квитанцию, удостоверяющую уплату налога за год.

На протяжении 50 - 60-х годов система взимания подоходного налога с населения в Австралии не претерпе­ла каких-либо существенных модификаций, которые бы свидетельствовали о ее коренном изменении. Все основ­ные положения, касающиеся налогообложения, - объект обложения, субъект обложения, формы и виды скидок, нормы, регламентирующие взимание налогов отдельны­ми административными единицами, даже налоговая став­ка - оставались прежними.

Вторым по значению источником поступлений феде­ральных органов является налог на прибыли компаний (подоходный налог с компаний). Ставка этого налога зависит от юридического статуса компании (частная или акционерная, резидент или нерезидент, коммерческая или некоммерческая). Но, как правило, особо больших, различий между размерами ставок нет.

С начала 60-х и до середины 70-х годов налоговая ставка для акционерных компаний в среднем составляла от 35 до 47,5 % (в конце 70-х годов - 46 %) облагаемого дохода свыше 10 тыс. долл. (Облагаемый доход опреде­ляется как валовая прибыль компании за вычетом из­держек производства.) На первые 10 тыс. долл. обла­гаемого дохода ставка обычно на 5 - 10 пунктов ниже[3].

Хотя абсолютные суммы этого налога неуклонно растут, что отражает рост прибылей предприятий, их доля в доходах бюджета понижается, а темпы роста уступают темпам роста подоходного налога с населения.

Третьим и четвертым по значению источником поступлений федеральных органов являются косвенные налоги - акцизы и налог с продаж. Акцизы - одни из старейших налогов Австралии. Впервые они были введе­ны еще в 1825 г. Это налог, взимаемый с покупателей товаров широкого пользования в виде надбавки к цене. Более 90 % поступлений от акцизного обложения прихо­дится на три группы изделий: автомобильное топливо, табачные изделия, пиво и алкогольные напитки. Налог с продаж взимается таким же способом почти со всех товаров. Наиболее распространенная ставка - 15 % к це­не товара, она дает более половины поступлений налога с продаж. Ставка аналогичного налога в странах ЕЭС, кроме Франции, например, составляла 7,5 %, а во Фран­ции - 20 % [ 2, с.45].

Во второй половине 70-х годов увеличение доходов федерального бюджета Австралии происходило главным образом за счет роста поступлений от акцизов. В 1978/79 г. при общем росте налоговых поступлений в 2 400 млн. долл., 1 100 млн. долл. дало акцизное обло­жение.

Исторически первым источником доходов правитель­ственных органов Австралии являлись таможенные пош­лины. Установленные в 1800 г. на импортные алкоголь­ные напитки и предметы роскоши, они на протяжении XIX в. оставались одним из основных источников дохо­дов во всех колониях, будь то фритредерский Новый Южный Уэльс или протекционистская Виктория.

 

В XX в. их фискальное значение постоянно снижается, однако и поныне доля пошлин в доходах бюджета Австралии выше, чем в бюджетах основных промышленно развитых капиталистических государств, что объясняется наличи­ем в Австралийском Союзе относительно высоких тамо­женных барьеров. По подсчетам Международного Ва­лютного Фонда (МВФ), в конце 70-х годов средний уровень тарифов в группе 16 ведущих промышленно раз­витых стран на готовые изделия составил 9,8 %, на по­луфабрикаты - 8 и на сырье и материалы - 2 %. Для Австралии соответственно - 21 %, 11,1 %, 0,9 % [ 2, с.46].

В целом же можно отметить, что таможенные пошлины хотя и потеряли свое фискальное значение, но сохранили значение защиты национальной промышленности Австралии.

Группа «другие налоги» содержит около десятка различных налогов и сборов, включающих налоги на проценты и дивиденды, налог на недвижимость, переходящую по наследству, налог на дарения, почтовые сборы, налог на сельскохозяйственную продукцию, налог на заработную плату, отчисления в фонды специального страхования для выплаты пособий на детей и некоторые другие.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...