Финансы штатов, местных органов власти и государственных предприятий.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 В силу особенностей исторического развития Австралии финансовая система штатов и местных органов власти в Австралии так же, как в США и Канаде, сложилась раньше, чем финансы центральных органов власти. Как доходы, так и расходы этих подразделений заметно отличаются по своей структуре от расходов и доходов федерального правительства. Финансы штатов. В расходах штатов преобладают затраты на образование, на экономику - в основном электро-, газо-, водоснабжение и транспорт, на здравоохранение (табл. 7). На штаты возложена также значительная часть расходов по социальному обеспечению и страхованию. Через финансы штатов осуществляется большая часть мероприятий но охране окружающей среды. Доходная часть бюджетов штатов на 60 % формируется за счет субсидий федерального правительства, что свидетельствует о высоком уровне финансовой централизации в Австралии (для Франции и США аналогичный показатель равен 20 %, для Японии - 42, для Англии - 52 %). Остальная часть доходов почти исключительно состоит из налогов, среди которых преобладают налог на заработную плату (отчисления в фонды социального страхования и обеспечения), сборы и лицензии за регистрацию и использование личного транспорта почтовые сборы, налоги на азартные игры. Правительства штатов активно используют финансы для привлечения новых инвестиций.
Таблица 7. Структура расходов и доходов органов власти штатов*, %
Через специально организованные учреждения - департамент промышленного развития и децентрализации Нового Южного Уэльса, департамент развития штата и децентрализации Виктории, департаменты промышленного развития Западной Австралии и Квинсленда - они предоставляют средне- и долгосрочные займы с низкими процентными ставками, дают гарантии банкам о платежеспособности клиентов, предоставляют налоговые скидки корпорациям, сокращают потребителям плату за воду, электроэнергию, транспорт, гарантируют покупку правительством штата в течение ряд всей продукции вновь созданного предприятия. Наибольшие льготы предоставляет правительство Западной Австралии. В Новом Южном Уэльсе и Виктории эта политика носит ярко выраженный региональный характер: льготы предоставляются только тем компаниям, которые осуществляют строительство за пределами промышленно развитых районов, таких, как Сидней, Мельбурн, Ньюкасл [ 2, с.50].
Финансы местных органов власти. На органы местного самоуправления Австралии возложены основном экономические функции: строительство и эксплуатация объектов производственной инфраструктуры, в первую очередь автомобильных дорог, жилищно-коммунального хозяйства. На эти цели идет около 2/3 расходов местных органов (табл. 8). Их доходная часть на 60 % формируется за счет налогов на недвижимость Ввиду ограниченной собственной финансовой базы местных органов власти важную роль играют субсидии штатов и федерального правительства.
Таблица 8. Структура расходов и доходов местных органов власти*, %
Финансы государственных предприятий. Государственная собственность, не получила в Австралии широкого распространения. Только в четырех отраслях - связи, воздушном и морское транспорте, торговле - их валовые доходы и издержки в 1976/77 г. превышали 100 млн. долл. (табл. 9). Однако данные о валовых издержках и прибылях государственных предприятий не могут дать истинного представления об их значении в экономике пятого континента. Дело в том, что они почти все сосредоточены в низкоприбыльных инфраструктурных отраслях, без которых не может функционировать народное хозяйство. Невысокие прибыли государственных предприятий объясняются также политикой государства, которое отпускает монополиям продукцию по заниженным ценам, а покупает по завышенным. Исключительно высока роль государственных предприятий в капиталовложениях. На их долю в 70-х годах приходилось примерно 1/6 валовых, или половина всех государственных инвестиций.
Таблица 9. Доходы, расходы и валовая прибыль государственных предприятий в 1976/77 г.*, млн.долл.
Государственный долг
С момента своего возникновения государственные займы и государственный долг были характерными чертами экономического развития австралийских колоний в XIX в. и федерации в XX в. Займы, полученные в Великобритании, служили основным средством финансирования всех социально-экономических мероприятий, осуществляемых правительствами колоний. В XX в. в связи с интенсивным развитием австралийского хозяйства все большее значение стали приобретать внутренние источники финансирования, в первую очередь налоги и доходы от государственных предприятий. Перед второй мировой войной займы покрывали только 12 % государственных расходов, но тем не менее общая величина займов постоянно увеличивалась. Резкий рост задолженности произошел в годы второй мировой войны, когда займы покрывали около половины расходов бюджета. После окончания войны и до начала 60-х годов темпы роста государственной задолженности оставались умеренными в связи с тем, что в целом устойчивое развитие австралийской экономики не требовало государственных «вливаний», поэтому федеральный бюджет в эти годы сводился без дефицита. Рост государственного долга происходил за счет займов штатов и местных органов власти. Новый скачок задолженности был отмечен в середине 60-х годов в связи с ростом военных расходов, а затем в середине 70-х годов, когда лейбористы предприняли ряд мер в области социальной политики, и начались соответствующие структурные изменения в системе государственных финансов (табл. 10).
Таблица 10. Динамика государственного долга Австралии*, млн.долл.
По уровню задолженности (доля государственного долга в ВВП и национальном доходе), равной примерно 30 - 40 %, Австралия стоит в ряду основных государств-должников. Для США соответствующий показатель составляет 40 %, Италии - 50, Англии - 65 % [ 2, с.52]. Все три административных подразделения (федерального правительство, правительства штатов и местные органы власти) имеют право самостоятельно заниматься эмиссионными операциями. Однако в Австралии практикуется выпуск ценных бумаг федеральным правительством для покрытия дефицита бюджетов штатов, которые мобилизуют таким образом до 3/4 заемных средств. Поэтому, когда говорят о выпуске ценных бумаг федеральным правительством или о ценных бумагах, не оплаченных федеральным правительством, имеют в виду выпуск, предназначенный для покрытия дефицита не только федерального бюджета, но и в значительной степени бюджетов штатов. Основными видами ценных бумаг, выпускаемых федеральным правительством, являются именные облигации (inscribed stock), не обращающиеся на рынке, казначейские билеты и векселя (treasury bills and notes), предназначенные для покрытия краткосрочных, например сезонных, потребностей бюджета, и специальные облигации (special bonds), которые выпускаются обычно в связи с расходами, имеющими целевой характер. Все выпуски с точки зрения валюты погашения и места размещения делятся на два вида: выпускаемые в австралийской и иностранной валюте. Доля займов, размещаемых за границей, равна 7 - 10 % от общей суммы эмиссии, т. е. подавляющую часть средств государство мобилизует на внутреннем рынке. В 70-е годы государственные заграничные займы размещались в основном в США, ФРГ и Великобритании, причем доля последней обшей сумме государственных займов неуклонно снижается. Основными держателями государственного долга Австралии являются государственные компании, Резервный Банк, коммерческие банки и компании по страхованию жизни. В 70-е годы в структуре государственного долга произошли заметные изменения. Понизилась доля государственных учреждений и увеличилась доля коммерческих банков. Во второй половине 70-х годов уменьшилось значение институтов кредитной системы как основного места размещения государственного долга, а также усилившийся спрос на ссудный капитал со стороны капиталистических предприятий.
Государственные финансы выполняют жизненно важные для современного государства функции, без которых его существование немыслимо. Список использованной литературы
Монографии и учебники 1. Налоги зарубежных стран: уч. пособие. -М., 1996. - 436 с. 2. Рубцов Б.Б. Финансы, денежное обращение и кредит Австралии. -М.: Наука, 1981. -214 с. Периодическая литература 1. Амиров В.Б. Экономика Австралии в середине 90-х гг. // МЭиМО. - М., 1997. - №4. - с. 114-119. 2. Князев В.Г. Тенденции развития налоговых систем в зарубежных странах. // Налоговый вестник. - М., 1998. - №9. - с. 5-8. Интернет
использованы книги и статьи, изданные в Австралии, периодические издания, отчеты и выступления государственных деятелей. Источниковой базой послужили данные официальной статистики Австралии и ООН, публикации центрального банка страны и министерства финансов, а также отчеты частных коммерческих банков, фондовых бирж и прочих учреждений. Книга не претендует на детальное и всеохватывающее освещение проблемы. Автор стремился дать общую характеристику системы государственных финансов, денежного обращения и кредита Австралийского Союза, а также показать главные особенности формирования и развития этой системы на современном этапе общего кризиса капитализма. и политике Англии. М., 1963; В. Н. Шенаев. Байки и кредит в системе финансового капитала ФРГ. М., 1967. Назовем также серию «Финансовые и денежно-кредитные системы капиталистических стран» под редакцией Л. Н. Красавиной и В. Н. Шенаева, включающую книги по семи крупнейшим государствам - США, Японии. ФРГ, Франции, Англии, Италии и Канаде. [1] Особенно значительным это повышение было в годы второй мировой войны. После её окончания ставки понизились, но всё равно остались выше предвоенного уровня. Быстрое развитие австралийской экономики в послевоенный период, а также относительно стабильный рост доходов населения в 50 - 60-е годы обеспечили неуклонное увеличение объема этих поступлений. [2] До второй мировой войны самым важным источником доходов Федерального правительства были таможенные пошлины и акцизы. В 1938/39 г. они составляли 2/3 доходов бюджета. [3] Аналогичная ставка в Англии составляла 52 % (для мелких предприятий 42 %), ФРГ и Франции - 50, Голландии - 48, Дании - 37, Италии - 25 % [253, октябрь 1978, с. 44]. [ÈÂ1]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|