Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Финансы штатов, местных органов власти и государственных предприятий.




В силу особенностей исторического развития Австралии финансовая система штатов и местных органов власти в Австралии так же, как в США и Канаде, сложилась раньше, чем финансы центральных органов власти. Как доходы, так и расходы этих подразделений заметно отличаются по своей структуре от расходов и доходов федерального правительства.

Финансы штатов. В расходах штатов преобладают затраты на образование, на экономику - в основном электро-, газо-, водоснабжение и транспорт, на здравоохранение (табл. 7). На штаты возложена также значительная часть расходов по социальному обеспечению и страхованию. Через финансы штатов осуществляется большая часть мероприятий но охране окружающей среды.

Доходная часть бюджетов штатов на 60 % формируется за счет субсидий федерального правительства, что свидетельствует о высоком уровне финансовой централизации в Австралии (для Франции и США аналогичный показатель равен 20 %, для Японии - 42, для Англии - 52 %). Остальная часть доходов почти исключительно состоит из налогов, среди которых преобладают налог на заработную плату (отчисления в фонды социального страхования и обеспечения), сборы и лицензии за регистрацию и использование личного транспорта почтовые сборы, налоги на азартные игры. Правительства штатов активно используют финансы для привлечения новых инвестиций.

 

Таблица 7. Структура расходов и доходов

органов власти штатов*, %

 

  1970/71 г. 1974/75 г. 1976/77 г.
РАСХОДЫ      
Содержание административно-управленческого аппарата 9,1 9,1 9,7
Образование 24,2 30,0 29,3
Здравоохранение 10,6 13,1 16,9
Жилищно-коммунальное хозяйство, защита окружающей среды 5,0 5,8 5,4
Экономика В том числе: 27,2 20,3 20,1
сельское и лесное хозяйство 4,2 3,4
электро-, газо-, и водоснабжение 8,2 6,1
железнодорожный транспорт 2,5 1,7
автодорожный транспорт 7,4 5,6
Денежные выплаты населению по социальному страхованию и обеспечению, субсидии, ссуды 23,9 21,7 18,6
ИТОГО: 100 100 100
ДОХОДЫ      
Налоговые поступления В том числе: 26,4 32,6 31,6
налог на заработную плату 10,4
сборы на регистрацию автомашин 6,8 5,2
почтовые сборы 6,3 5,3
налоги на азартные игры 3,5 3,1
налоги на наследство и дарения 3,9 2,0
налоги на собственность 2,7 1,9
прочие налоги и сборы 3,2 3,7
Субсидии федерального правительства 58,4 60,3 60,9
Доходы от правительственных предприятий 9,8 2,4 2,8
Проценты за кредиты 5,4 4,8 4,7
ИТОГО: 100 100 100

 

 * [ 2, с. 47].

 

Через специально организованные учреждения - департамент промышлен­ного развития и децентрализации Нового Южного Уэльса, департамент развития штата и децентрализации Виктории, департаменты промышленного развития Западной Австралии и Квинсленда - они предоставляют средне- и долгосрочные займы с низкими процентными ставками, дают гарантии банкам о платежеспособности клиентов, предоставляют налоговые скидки корпорациям, сокращают потребителям плату за воду, электроэнергию, транспорт, гарантируют покупку правительством штата в течение ряд всей продукции вновь созданного предприятия. Наибольшие льготы предоставляет правительство Западной Австралии. В Новом Южном Уэльсе и Виктории эта политика носит ярко выраженный региональный характер: льготы предоставляются только тем компаниям, которые осуществляют строительство за пределами промышленно развитых районов, таких, как Сидней, Мельбурн, Ньюкасл [ 2, с.50].

 

Финансы местных органов власти. На органы местного самоуправления Австралии возложены основном экономические функции: строительство и экс­плуатация объектов производственной инфраструктуры, в первую очередь автомобильных дорог, жилищно-коммунального хозяйства. На эти цели идет около 2/3 рас­ходов местных органов (табл. 8). Их доходная часть на 60 % формируется за счет налогов на недвижимость Ввиду ограниченной собственной финансовой базы местных органов власти важную роль играют субсидии штатов и федерального правительства.

 

Таблица 8. Структура расходов и доходов

местных органов власти*, %

 

  1970/71 г. 1974/75 г. 1976/77 г.
РАСХОДЫ      
Управление 16,3 16,9 17,9
Образование 0,2 0,4 0,7
Здравоохранение 2,1 2,3 2,3
Социальное страхование и обеспечение 0,6 0,8 1,3
Жилищно-коммунальное хозяйство 8,9 10,6 11,2
Культура 9,9 10,6 12,3
Экономика 50,1 45,0 42,0
Прочие расходы 11,9 13,4 11,3
ИТОГО: 100 100 100
ДОХОДЫ      
Налоги В том числе: 68,8 60,4 63,8
на землю 67,0 58,4 61,5
лицензии 1,8 2,0 2,3
Субсидии штатов и федеральных органов 14,9 12,3 13,9
Доходы от государственных предприятий 16,3 27,3 22,3
ИТОГО: 100 100 100

 

 * [ 2, с. 48].

 

Финансы государственных предприятий. Государственная собственность, не получила в Австралии широкого распространения. Только в четырех отраслях - связи, воздушном и морское транспорте, торговле - их валовые доходы и издержки в 1976/77 г. превышали 100 млн. долл. (табл. 9). Од­нако данные о валовых издержках и прибылях государ­ственных предприятий не могут дать истинного пред­ставления об их значении в экономике пятого континен­та. Дело в том, что они почти все сосредоточены в низкоприбыльных инфраструктурных отраслях, без кото­рых не может функционировать народное хозяйство. Невысокие прибыли государственных предприятий объ­ясняются также политикой государства, которое отпус­кает монополиям продукцию по заниженным ценам, а покупает по завышенным. Исключительно высока роль государственных предприятий в капиталовложениях. На их долю в 70-х годах приходилось примерно 1/6 ва­ловых, или половина всех государственных инвестиций.

 

Таблица 9. Доходы, расходы и валовая прибыль

государственных предприятий в 1976/77 г.*, млн.долл.

 

ОТРАСЛЬ Валовые доходы Издержки производства Валовая прибыль
Обрабатывающая промышленность 55 53 2
Электроэнергетика 96 48 48
Водоснабжение и мелиорация 10 6 4
Транспорт и связь В том числе: 3 549 2 599 950
воздушный транспорт 809 723 86
железнодорожный транспорт 123 170 -47
морской транспорт 283 231 52
городской транспорт 17 19 -2
связь 2 317 1 456 861
Торговля 147 161 -14
Прочие 70 114 -44
ИТОГО: 3 928 2 935 993

 

 * [ 2, с. 49].

** Без учета амортизации и процентов по ссудам

 

Государственный долг

 

С момента своего возникновения государственные займы и государственный долг были характерными чертами экономического развития австралийских колоний в XIX в. и федерации в XX в. Займы, полученные в Великобритании, служили основным средством финансирования всех социально-экономических мероприятий, осуществляемых правительствами колоний. В XX в. в связи с интенсивным развитием австралийского хозяйства все большее значение стали приобретать внутренние источ­ники финансирования, в первую очередь налоги и доходы от государственных предприятий. Перед второй мировой войной займы покрывали только 12 % государственных расходов, но тем не менее общая величина займов пос­тоянно увеличивалась.

Резкий рост задолженности произошел в годы второй мировой войны, когда займы покрывали около половины расходов бюджета. После окончания войны и до начала 60-х годов темпы роста государственной задолженности оставались умеренными в связи с тем, что в целом устой­чивое развитие австралийской экономики не требовало государственных «вливаний», поэтому федеральный бюд­жет в эти годы сводился без дефицита. Рост государст­венного долга происходил за счет займов штатов и местных органов власти.

Новый скачок задолженности был отмечен в середи­не 60-х годов в связи с ростом военных расходов, а за­тем в середине 70-х годов, когда лейбористы предприня­ли ряд мер в области социальной политики, и начались соответствующие структурные изменения в системе госу­дарственных финансов (табл. 10).

 

Таблица 10. Динамика государственного

долга Австралии*, млн.долл.

 

  1950/51 г. 1960/61 г. 1970/71 г. 1974/75 г. 1978/79 г.
Общий долг федерального правительства и правительств штатов В том числе: 5 803 7 280 10 790 14 718 28 081
в австралийской валюте 4 736 5 876 9 245 13 536 24 081
в иностранной валюте 1 067 1 413 1 545 1 182 4 000**
Задолженность местных органов власти и государственных предприятий 716 2 347 5 260 7 800** 9 000**
Общий государственный долг (за вычетом взаимной задолженности государственных органов) 5 741 8 061 13 350 18 666 33 892
Доля государственного долга в ВВП, % 84,8 55,6 37,3 33,0 31,3

 

 * [ 2, с. 51].

** Приблизительные данные

 

По уровню задолженности (доля государственного долга в ВВП и национальном доходе), равной примерно 30 - 40 %, Австралия стоит в ряду основных государств-должников. Для США соответствующий показатель составляет 40 %, Италии - 50, Англии - 65 % [ 2, с.52].

Все три административных подразделения (федерального правительство, правительства штатов и местные органы власти) имеют право самостоятельно заниматься эмиссионными операциями. Однако в Австралии практи­куется выпуск ценных бумаг федеральным правительством для покрытия дефицита бюджетов штатов, которые мобилизуют таким образом до 3/4 заемных средств. Поэтому, когда говорят о выпуске ценных бумаг феде­ральным правительством или о ценных бумагах, не оп­лаченных федеральным правительством, имеют в виду выпуск, предназначенный для покрытия дефицита не только федерального бюджета, но и в значительной степени бюджетов штатов.

Основными видами ценных бумаг, выпускаемых федеральным правительством, являются именные облига­ции (inscribed stock), не обращающиеся на рынке, каз­начейские билеты и векселя (treasury bills and notes), предназначенные для покрытия краткосрочных, напри­мер сезонных, потребностей бюджета, и специальные облигации (special bonds), которые выпускаются обычно в связи с расходами, имеющими целевой характер. Все выпуски с точки зрения валюты погашения и места размещения делятся на два вида: выпускаемые в австралийской и иностранной валюте. Доля займов, размещаемых за границей, равна 7 - 10 % от общей суммы эмиссии, т. е. подавляющую часть средств государство мобилизует на внутреннем рынке. В 70-е годы государственные заграничные займы размещались в основном в США, ФРГ и Великобритании, причем доля последней обшей сумме государственных займов неуклонно сни­жается.

Основными держателями государственного долга Австралии являются государственные компании, Резервный Банк, коммерческие банки и компании по страхованию жизни. В 70-е годы в структуре государствен­ного долга произошли заметные изменения. Понизилась доля государственных учреждений и увеличилась доля коммерческих банков. Во второй половине 70-х годов уменьшилось значение институтов кредитной системы как основного места размещения государственного дол­га, а также усилившийся спрос на ссудный капитал со сторо­ны капиталистических предприятий.

Государственные финансы выполняют жизненно важ­ные для современного государства функции, без которых его существование немыслимо.

Список использованной литературы

 

Монографии и учебники

1. Налоги зарубежных стран: уч. пособие. -М., 1996. - 436 с.

2. Рубцов Б.Б. Финансы, денежное обращение и кредит Австралии. -М.: Наука, 1981. -214 с.

Периодическая литература

1. Амиров В.Б. Экономика Австралии в середине 90 гг. // МЭиМО. - М., 1997. - №4. - с. 114-119.

2. Князев В.Г. Тенденции развития налоговых систем в зарубежных странах. // Налоговый вестник. - М., 1998. - №9. - с. 5-8.

Интернет

 

использованы книги и статьи, изданные в Австралии, периодические издания, отчеты и выступления государ­ственных деятелей. Источниковой базой послужили дан­ные официальной статистики Австралии и ООН, публи­кации центрального банка страны и министерства фи­нансов, а также отчеты частных коммерческих банков, фондовых бирж и прочих учреждений.

Книга не претендует на детальное и всеохватываю­щее освещение проблемы. Автор стремился дать общую характеристику системы государственных финансов, де­нежного обращения и кредита Австралийского Союза, а также показать главные особенности формирования и развития этой системы на современном этапе общего кризиса капитализма.

и политике Англии. М., 1963; В. Н. Шенаев. Байки и кредит в системе финансового капитала ФРГ. М., 1967. Назовем также се­рию «Финансовые и денежно-кредитные системы капиталистических стран» под редакцией Л. Н. Красавиной и В. Н. Шенаева, включаю­щую книги по семи крупнейшим государствам - США, Японии. ФРГ, Франции, Англии, Италии и Канаде.


[1] Особенно значительным это повышение было в годы второй мировой войны. После её окончания ставки понизились, но всё равно остались выше предвоенного уровня. Быстрое развитие австралийской экономики в послевоенный период, а также относительно стабильный рост доходов населения в 50 - 60-е годы обеспечили неуклонное увеличение объема этих поступлений.

[2] До второй мировой войны самым важным источником доходов Федерального правительства были таможенные пошлины и акцизы. В 1938/39 г. они составляли 2/3 доходов бюджета.

[3] Аналогичная ставка в Англии составляла 52 % (для мелких предприятий 42 %), ФРГ и Франции - 50, Голландии - 48, Дании - 37, Италии - 25 % [253, октябрь 1978, с. 44].

[ÈÂ1]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...