Объекты и органы регулирования в российской экономической системе.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Объект – это то, что противостоит субъекту и на что направлено его воздействие. Объектами государственного регулирования экономики в настоящее время являются: национальная экономика; сферы и отрасли; регионы; ситуации, условия и явления социально-экономической жизни страны; экономический цикл; хозяйственная конъюнктура; отраслевые и территориальные структуры; накопление капитала; занятость; денежное обращение; состояние платежного баланса; государственный сектор экономики; цены и инфляция; конкурентная среда и предпринимательство; инвестиции и НИОКР; социальная сфера и трудовые отношения; внешнеэкономическая деятельность; окружающая среда. Органы государственного регулирования: Президент – в своих посланиях определяет основные направления внутренней и внешней политики; Государственная Дума – принимает законы, регулирующие ГРЭ; Исполнительная власть – Правительство, состоящее их министерств – определяют основные направления политики, агентства – оказывают услуги, службы осуществляют контроль.8.Государственное прогнозирование: понятие, классификация, функции и методы. Структурные элементы и этапы разработки комплексных социально-экономических прогнозов.
9.Государственное планирование: сущность, функции, виды, модели.
10.Программирование социально-экономического развития: необходимость, технология разработки и реализации программ.
8-9.планирование и прогнозирование в экономике РФ: нормативно-правовая база, инструменты, основные направления Прогнозирование служит основой для формирования социальной и экономической политики и разработки соответствующих государственных программ.
Прогноз социально социально-экономического развития страны – это оценка вероятного состояния ситуации в стране через определенный период времени. Главные задачи прогнозирования: 1) научный анализ социальных, экономических и научно-технических процессов и тенденций; 2) оценка сложившейся ситуации и выявление узловых проблем хозяйственного развития; 3) оценка действия выявленных тенденций в будущем и предвидение новых экономических ситуаций, новых проблем, требующих своего решения; 4) выявление возможных альтернатив развития в перспективе для обоснованного выбора той или иной возможности развития и принятия оптимального планового решения. Например, основными приоритетами прогнозного развития России до 2030 г. названы: - сохранение и преумножение численности ее народа и этносов; - сохранение территории страны и среды жизнедеятельности; - сохранение и развитие уклада и образа жизни народа. Существует два подхода к прогнозированию: Генетический подход – отражает инерционный характер развития и экономики и сводится к перенесению зависимостей, характерных для прошлого и настоящего на будущее. Нормативный подход – основан на принципе управляемости экономикой и исходит из целей развития, которых желательно достичь в прогнозируемом периоде. Суть его состоит в определении параметров воспроизводства необходимых для достижения заданных целей. При таком подходе учитывается взаимосвязь настоящего, прошлого и будущего. Он обеспечивает переход от сложившихся тенденций развития к оптимальным. Планирование – это сложный и многоступенчатый процесс и в масштабах государства он начинается с предплановых исследований и разработки прогнозов. Планирование – одна из функций управления, с помощью которой достигается целенаправленное развитие всех звеньев объекта управления. Эта функция состоит в составлении плана (комплекса социально-экономических показателей и мер по развитию общественного производства) и контроль за его исполнением.
Планирование отличается от прогнозирования тем, что это процесс принятия и практического осуществления управленческих решений. Тогда как прогнозирование – формирование возможных предпосылок принятия решений. • Сферы планирования: • общегосударственное планирование; • частное государственное партнерство; • планирование на предприятиях. Общегосударственное планирование включает в себя следующие виды: бюджетное планирование; стратегическое планирование; государственное социально-экономическое программирование; целевые комплексные программы; планирование развития государственного сектора экономики; государственные заказы. Система общенациональных планов состоит из планов и прогнозов секторов экономики и отраслей экономики в отдельности. Роль планирования заключается в том, что оно увязывает в единую систему интересы государства, бизнеса, регионов. Планы имеют числовые параметры и составляются на основе прогнозов. Прогнозирование является первым этапом планирования. Социально-экономическое планирование осуществляется на всех уровнях: федеральном и региональном, на местном уровне органами местного самоуправления и на уровне предприятия. Различают следующие виды планирования: 1. Директивное, обязательное и адресное. В СССР планирование было централизованным, был единый плановый орган Госплан, планирование носило директивный характер и строилось по принципу «сверху-вниз», планировалась вся номенклатура изделий. 2. Индикативное планирование – это рекомендательная форма государственных программ для частного сектора экономики. В индикативных планах содержатся основные показатели объемов, структуры, темпов роста производства и потребления, динамики цен, экспорта, импорта, инвестиций. Такие планы также включают систему экономических стимулов, прямых и косвенных регуляторов доходов, занятости, налогов, ориентирующих субъектов рынка на выполнение поставленных целей. Оно реализуется через рекомендации, законодательные положения, финансовое и другое стимулирование. В условиях рыночной экономики такой план предусматривает государственные заказы фирмам.
В зависимости от длительности (сроков) планового периода: 1. Долгосрочное планирование (перспективное, стратегическое, прогнозирование) - планирование сроком от 5 лет и более; 2. Среднесрочное планирование - сроком от года до пяти; 3. Краткосрочное планирование: • Текущее (годовое, полугодовое, квартальное, планирование на месяц) • Оперативное (на декаду, неделю, сутки, смену, час). Этапы планирования: • Формулировка целей. • Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей. • Составление перечня необходимых действий. • Составление программы работ (плана мероприятий). • Анализ ресурсов. • Анализ разработанного варианта плана. • Подготовка детального плана действий. • Контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости. Методы планирования: -балансовый; - нормативный; - программно-целевой. 9. проблемы и основные направления совершенствования планирования в РФ Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации - система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования. Результаты государственного прогнозирования социально - экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти РФ конкретных решений в области социально - экономической политики государства. НПА: Федеральный закон от 20.07.1995 N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации". Правительство РФ обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Планирование - это процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. План - это документ, который содержит систему показателей и комплекс социально-экономических задач. В нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения. Прогноз и план взаимно дополняют друг друга. При разработке плана необходимо соблюдать требования оптимальности и определенности.
Современная система прогнозирования имеет следующие недостатки: - не охватывает отрасли реального сектора экономики; - не обеспечивает согласование макроэкономического, отраслевого, территориального аспектов; - не обладает обратной связью, то есть не отслеживается точность и достоверность прогнозных расчетов. Для повышения достоверности показателей прогноза необходимо: а) повышать качество и полноту предпрогнозного анализа экономической ситуации в регионе; б) повышать корректность использования информационной базы прогноза (шире использовать логическое моделирование, экспертные оценки); в) применять для оценки межрегиональных связей маркетинговый территориальный анализ; г) по истечении периода прогнозирования оценить достоверность прогнозных оценок параметров и выявить причины их отклонения, что поможет учесть эти просчеты в перспективе. 11 Масштабы и структура государственного сектора в РФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|