Военно-исторические реконструкции, связанные с тематикой Древнего Рима.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Объект исследования – историческая реконструкция как новое социальное движение и потенциальная составляющая молодежной политики и молодёжной культуры. Предмет исследования – особенности и тенденции развития социокультурного движения исторической реконструкции в контексте социализации, патриотического воспитания молодежи, молодежной политики на примере организации клуба исторической реконструкции "Sann Väring" (Вольный Хирд). Основная гипотеза исследования. Движение исторической реконструкции занимает особое место в системе молодежного досуга и основных этапах социализации индивида. Историческая реконструкция в современном обществе представляет собой социальное действие, направленное на воссоздание материальной и духовной культуры прошлого. Главной особенностью исторической реконструкции как социального явления и действия является глубина содержания и многообразие форм и практик его выражения. Факторы привлекательности исторической реконструкции формируют феномен движения исторической реконструкции в молодежной среде как социализирующий и морально-нравственный ориентир. Широкий диапазон привлекательности исторической реконструкции дает возможность молодежи реализовать свои духовные потребности в самоидентификации и культурной социализации, что позволяет рассматривать историческую реконструкцию как эффективный элемент в процессе воспитания патриотизма. Являясь функциональным элементом социальной системы, историческая реконструкция в силу определенных закономерностей оказывает причинно-следственное воздействие на мышление, действия и образ жизни молодого поколения. Гипотетически организация исторической реконструкции на уровне государственной молодежной политики предполагает в первую очередь её взаимосвязь с потребностями молодежной культуры современного общества.
Глава 1
Понятие «историческая реконструкция» до конца 1980-х гг. использовалось в России почти исключительно знакомыми с архитектурой и строительством специалистами, а также узкопрофильными специалистами других направлений в которых применялся метод исторической реконструкции. Общее знакомство с этим понятием относительно широкого круга россиян состоялось только в середине 90-х гг. XX века по освещению в СМИ и публикациях в прессе о проводимых в России и за рубежом фестивалях исторической реконструкции. Понятие «историческая реконструкция» старо как мир. Мы считаем, что целесообразнее говорить о практиках исторической реконструкции, которыми спустя века и было сформировано понятие «историческая реконструкция». В прошлом практики исторической реконструкции в своей основе были направлены на военизированные представления минувших сражений. Правители многих государств и империй использовали их для поднятия духа армии и демонстрации доблести своих воинов народу, из которого эти же воины и рекрутировались. Например, римляне воссоздавали свои прошлые победы в Колизее, даже наполняя арену водой для реконструкции морских баталий. Другим примером служат средневековые турниры, которые содержат многие аспекты современной исторической реконструкции в виде правил. Од ним из главных являлись защита участника и сохранение его жизни в отличие от представлений в Колизее Рима. Думается, что в прошлом практики исторической реконструкции выполняли роль современного кинематографа - представления с ожившими баталиями передавали гражданам чувство причастности к происходящему, а управление чувствами своего народа во все века считалось тонким социальным инструментом. XIX век для исторической реконструкции можно назвать переломным. В конце XIX столетия состоялась реконструкция одного из сражений гражданской войны между американским Севером и Югом, которое воссоздали бывшие враги. Конечно же, в этой реконструкции приняли участие наиболее терпимые ветераны той войны. Но факт остается фактом — это событие было снято на телекамеру и положило начало одному из основных направлений американской исторической реконструкции - реконструкции гражданской войны 1861-1865 года. Практики исторической реконструкции были популярны и в царской России, о чем свидетельствуют петровские забавы с участием потешных полков, реконструкция Осады Севастополя в 1906 и реконструкция на столетие Бородинского сражения в 1912 году. В 1918 году советское правительство реконструировало взятие Азова XVII века. В 1920 году был воссоздан штурм Зимнего Дворца 1917 года. Кадры из этой реконструкции можно встретить в фильме Эйзенштейна «Октябрь: десять дней, которые потрясли мир». Стоит признать, что практики исторической реконструкции из прошлого имеют свою специфику и отличие от современной реконструкции. Во многом это обусловлено социальным положением, возрастными характеристиками и тендерными особенностями участников той исторической реконструкции. Историческая реконструкция настоящего и прошлого имеет разные цели, методы и средства, а также объект и предмет. Один из объединяющих факторов — интеpec к прошлому. Сегодня у содержания понятия «историческая реконструкция» появился новый признак «являться этнографическим представлением». Новый для отечественной публики вид деятельности начал набирать обороты и уже к 2000 г. почти в каждом крупном российском городе существовало несколько военно-исторических клубов (далее ВИК). В этот же период военно-исторические клубы и ассоциации нашли общий язык с такими крупными отечественными музеями как Бородино, Куликово поле и Выборгский замок. Это сотрудничество и положило начало формированию одной из практик исторической реконструкции - практик проведения исторических фестивалей на исторических местах боевой славы. Сегодня крупные исторические праздники не обходятся без практик исторической реконструкции. Например, трудно представить парад Победы, проводимый 9 мая на Красной площади, без исторической части, и уже становится традиционной реконструкция Парада 7 ноября 1941 года на Красной площади. Отечественные кинорежиссеры активно сотрудничают с военно-историческими ассоциациями и используют практики исторической реконструкции в исторических кинолентах на всех уровнях. Во многих городах местные музеи по примеру Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника и Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника Куликово поле используют историческую реконструкцию на своих экспозициях. За период своего развития историческая реконструкция успела сформировать свой рынок сбыта и реализации предметов исторической реконструкции. Пионером исторической реконструкции в нашей стране по праву можно считать историческую миниатюру. По нашему мнению, именно практики исторической миниатюры послужили одним из мощных толчков развития исторической реконструкции. Однако интерес к практикам исторической миниатюры не уменьшился, и многие понимают, что историческая реконструкция — это по своей сути ожившая историческая миниатюра. Также большую лепту в развитие исторической реконструкции внесла археология. Археологи, применяя методы исторической реконструкции, вызвали большой интерес у неспециалистов к практическому изучению материальной истории, через воссоздание предметов и проверку их функциональности на практике. Примеру практик исторической миниатюры и археологии последовали первые индивиды, занимающиеся исторической реконструкцией (далее реконструкторы) в нашей стране. В этот период их основной интерес был направлен на воссоздание амуниции и экипировки солдат наполеоновских войн и средневековья. Практики исторической миниатюры заложили фундамент для этнографического представления - исторической реконструкции быта, лагерной жизни и полевых сражений.
Термин «историческая реконструкция» может употребляться в двух значениях:
1. Восстановление внешнего вида и конструкции объекта, теоретическое или практическое, основанное на его сохранившихся фрагментах, остатках, и имеющейся исторической информации о нем, с помощью современных методов исторической науки (в том числе, такого метода, как археологический эксперимент). Аналогично определяются историческая реконструкция процессов, событий и технологий. Также — его (восстановления) результат. Получившая название «Живая История (Living History).
2. Деятельность, направленная на восстановление различных аспектов исторических событий, боевых взаимодействий и структур воинских подразделений получила название Военно – историческая реконструкция.
Живая история (или англ. living history) — научная дисциплина, находящаяся на пересечении таких дисциплин, как «экспериментальная археология» и «музейная педагогика». Живая история — это воссоздание повседневного быта жителей какого-либо места в определенный исторический период, обычно в форме организации «музея живой истории» и/или проведения «фестиваля живой истории», а также уроков «живой истории» в школах. Тут важно абсолютно все, начиная от кроя и внешнего вида носимой одежды и заканчивая аутентичными рецептами кухни. Подобные мероприятия интересны не только самим участникам, но и зрителям, которые могут воочию посмотреть на нехрестоматийную историю своей страны, на то, как жили их предки. Данное направление очень популярно и развито в Западной Европе, там существуют десятки «музеев под открытым небом», где живут и трудятся люди в обстановке былых времен. Военно -историческая реконструкция — сутью этого направления является изучение и применение на практике военного искусства определенной эпохи. Многое берется из источников того времени, кое-что додумывается людьми исходя из здравого смысла. В результате получается зрелищное представление, посмотреть которое будет интересно каждому, ведь вблизи все воспринимается особенно остро. Турниры могут разделяться на постановочные (для зрителей или же просто эстетики) и спортивные, на которых люди хотят объективно оценить свои силы, умения. Внутри каждой эпохи существуют дифференциация по регионам и определенным историческим периодам (для каждой эпохи свои), например, для Высокого и Позднего Средневековья воссозданный комплекс должен укладываться во временные рамки 20 лет, что, понятно, для Второй мировой войны неприемлемо. Реконструкторы — люди, занимающиеся воссозданием быта, ремёсел, традиций и боевого искусства конкретной эпохи конкретного государства. Реконструкторы исследуют исторические материалы об изготовлении оружия, одежды, предметов быта для того, чтобы воссоздать эти предметы по тем технологиям, по которым они изготовлялись. Также исследуются и воссоздаются обычаи и нравы. Многие реконструкторы занимаются воссозданием военной истории и изготавливают себе доспехи и оружие. Многие также занимаются историческим фехтованием.
В большинстве случаев, реконструкторы объединяются в «Клубы Исторической Реконструкции» (КИР) или «Клуб Исторической Реконструкции и Фехтования» (КИРиФ, например КИРиФ «Ватага») и «Военно-Исторический Клуб» (ВИК, например ВИК «Белый Барс»), располагающие собственным помещением для тренировок, хранения снаряжения и одежды, мастерской и т. д. Численность клуба составляет, как правило, 10-30 человек (возможно больше). Крупные клубы могут иметь филиалы в других городах. Внутри клубов может существовать иерархия, в той или иной степени повторяющая иерархическую структуру реконструируемого периода (скажем, структура ранне-средневековой славянской дружины или пехотного полка Наполеоновской армии). Члены одного клуба в большинстве случаев имеют определённые отличительные признаки, позволяющие идентифицировать их на крупных мероприятиях (щиты определённого цвета или с определённым узором, цвет мундира, нашивки, особые погоны и т. д.). Помимо участия в фестивалях, клубы могут организовывать собственные закрытые мероприятия, реконструирующие те или иные события, обряды и т.д. (например: пиры и балы). Члены клубов исторической реконструкции часто приглашаются для участия в тех или иных мероприятиях исторической направленности, презентациях, выставках, участвуют в съёмках исторических фильмов (характерный пример — фильм «Ярослав: 1000 лет назад»).
Загараница В западноевропейской культурной традиции реконструкция использовалась и используется с давних пор и широкомасштабно, как в музеях, так и в другой культурной деятельности, связанной с историческими событиями, обычаями, праздниками, датами. Первые попытки исторической реконструкции известны еще с конца прошлого века, когда по археологическим материалам - раскопанным фрагментам погребального судна викингов в г. Гокстаде в Швеции в 1892 г. был изготовлена точная копия средневекового корбля корабля (Дракар). Реконструкция позволила воспроизвести образ действий и материальную культуру древних викингов, перенестись на много веков назад. Сегодня реконструированные лодки-ладьи вместе с судном находятся в музее в Осло-Бигде, где их могут увидеть все желающие и соприкоснуться воочию с материальной культурой прошлых столетий, с мастерством ушедших поколений. Культурное наследие, ранее интересовавшее только ученых, становится всеобщим достоянием с демократичным механизмом его освоения. Вопрос музейной экспозиции исторических реконструкций решается в европейских и отечественных музеях самыми разнообразными способами. Это может быть смешанная экспозиция подлинных предметов и реконструированных вещей (например, музей Куликова поля). В случае если объект реконструируется по письменным и изобразительным источникам, то это может быть муляжная или действующая копия, максимально близкая к несохранившемуся, но подробно описанному оригиналу. Так, например, в Лондонском Тауэре в Королевском Арсенале экспонируются реконструкции средневековых оружейных комплексов различных времен и сословий. Полагают, что современные реконструкции в США получили свое начало в 1961-1965 гг. во время празднований Столетней гражданской войны. Новым мощным толчком к развитию движения послужили торжества, посвященные 200-летию образования США, в 1976 г. Тогда со всего мира в страну съехались клубы, и отдельные любители истории XVIII-го в. (всего около 4000 участников) и разыграли ряд исторических событий, относящихся к тому времени. Когда участники празднований вернулись в Европу, новое увлечение стремительно распространилось по всем странам. Также популярность реконструкций росла во времена 1980-90-х гг., в значительной степени благодаря успеху 125-юбилейного спектакля, который был организован около реального поля битвы в Манассасе. В реконструкции в 1986 г.тогда приняли участие более 6 тыс. реконструкторов. Первые клубы, занимавшиеся прикладной историей гражданских войн, появились одновременно в США и Великобритании в начале 60-х годов прошлого века. Сегодня в этих странах проходят самые большие, самые качественные и точные военно-исторические реконструкции в мире, насчитывающие от 5-6 до 15 тыс. человек, организуемые клубами. В настоящее время существует огромное количество исторических реконструкций, которые можно объединить в несколько групп по эпохам: Военно-исторические реконструкции, связанные с тематикой Древнего Рима. В апреле 2012 г. прошла реконструкция римских игр в амфитеатре г.Ним на юге Франции. В Италии, в Риме 21 апреля 2013 г. состоялась реконструкция, посвященная юбилею основания Рима в 753 г. до н.э. Сегодня функционируют несколько сайтов, посвященных Древнему Риму, а также клубов исторических реконструкций, занимающихся этой тематикой: «Соhors II Mattiacorum (equitata)», «Legio XVI Martia Gemina Victrix», «Legio V Macedonica» и некоторые другие. Существует международная организация «Новый Рим», посвященная возрождению религии и культуры Древнего Рима, созданная в 1998 г., которая тесно сотрудничает с клубами исторической реконструкции, и оказывает поддержку в виде распространения информации о них среди своих членов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|