Понятие о формах и методах воспитания. Их классификация.
Принцип - общее руководящее положение, требующее постоянства действий при различных условиях и обстоятельствах. Это очень высокая степень обобщения, иначе принцип не может быть реализован в неповторимых частных ситуациях, в необычных группах детей. Обобщенный характер принципа позволяет им руководствоваться всегда. Однако их должно быть немного, чтобы держать их в памяти как некоторые исходные установки. Принцип ориентации на ценностные отношения (ПОЦО). Условно говоря о ценностях, подразумевают культурологические ценности, выработанные человечеством за свою историю. Понятно, что один человек включает в свои ценности еду, деньги, машину, а другой, трактуя это как условия существования, ценностями избирает любовь, прекрасное, природу. Педагог как представитель человеческой культуры направляет внимание детей на высшие ценности, но рынок делает свое черное дело, тянет к лжеценностям, на уровень утробного существования. Ценностные отношения - это устойчивая, избирательная, предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира, который приобретает личностный смысл, нечто значимое для жизни отдельного человека. Для возникновения ценности нужен не столько процесс осмысления, сколько реального проживания, опыт собственной выстраданной иерархии смыслов. Человек часто не осознает каким образом формируется ценностная структура, но она всплывает в моменты выбора, критических ситуациях. Ценностная ориентация - есть путь вхождения в культуру, позволяющий видеть за обыденными действиями драму отношений: занял самое удобное место, улыбаешься вопреки неприятностям, обрадовался оплошности товарища. Ориентируясь на ценностные отношения, не станет ребенок таскать кошку за хвост - она живая, ей больно, постарается сдержать свое недовольство на приятеля - он другой, непохожий на меня. И содержанием воспитания тогда становятся ценностные отношения, а оценивание - основное метод воспитательной работы, искусство педагога, так как он через себя транслирует мир воспитаннику, и способен транслировать лишь то, что ценностно присвоено его личностью.
Принцип ценностных отношений осуществляется через организованную педагогом совместную деятельность как проживание ценностных отношений (например, победил на соревнованиях - преодолел себя). Тогда для ребенка весь мир приобретает значимость и возвышается до уровня современной культуры. Соблюдение ПОЦО предполагает: 1. Интерпретацию действий как отношений. Этому может научить педагог обращая внимания на отношения. Условия возникновения личностно-значимых ценностных отношений: § эмоциональное переживание возникающих отношений; § оценочность своих поражений и побед. Существует органическая связь между оценивающей функцией и эмоциями (не педагогическая оценка - «ты негодяй», а чувственная - что прочувствовал через «я» - сообщение). 2. Формирование личностной жизненной позиции «быть», когда для человека важно, что с ним происходит. Позиция педагога (по К. Роджерсу): § эмпатическое понимание: вчувсвование, отражение слов, чувств, улыбки; § открытость личному опыту; § доверие к возможным способностям ученика; § искренность в выражение своих чувств. Принцип субъектости. Педагог максимально содействует развитию способностей ребенка осознавать свое «я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно. Общий способ инициирования субъектности - придать воспитанию диалогический характер. «Быть - значит общаться диалогически» (М.М. Бахтин). В диалоге обретается собственное «я» через сравнение с другими. Так современная методика групповой работы с детьми строится на основании диалога. Этот принцип исключает жесткий приказ, как традиционный метод воздействия, усиливает роль этикета, приближает стиль и формы общения к этическим достижениям современной культуры.
Что касается выполнения элементарных норм поведения и выполнение детьми их неукоснительных обязанностей, то это гарантируется договором педагога и воспитуемых. В договоре всего два «нельзя»: нельзя посягать на другого человека и нельзя не работать, не развивать себя. Требование их исполнения носит категорический характер. Позиция педагога:
С одной стороны принцип субъектности упрощает труд педагога, с другой - ставит его перед необходимостью тонкой и продуманной технологии, программы деятельности. Принятие ребенка как данность. Признать в ребенке достоинства человека, сохранять к нему уважение как к личности, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей. Далеко не всегда удается реализовать этот принцип, причины: старые традиции критического отношения друг к другу, жесткая нормативность положения школьника, разница во взглядах, но главное - отсутствие интереса к другому человеку, не похожему на тебя, отсюда стремление всех подогнать под одну мерку. Ребенка же необходимо принять как данность, признать его право на самобытность и учить быть самим собой. Позиция педагога:
Бесспорно, есть границы принятия, они в двух «нельзя» (см. выше). Союз трех принципов воспитания придает воспитанию гармонически сочетающиеся характеристики: философскую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, поэтому мы говорим о системе принципов их взаимосвязи, ибо проистекают они из определенной нами сущности гуманистического воспитания. Таким образом, требования, предъявляемые к принципам - это обязательность, комплексность, равнозначность.
В педагогической литературе встречается разная формулировка принципов воспитания, отличающаяся направленностью. Например, налицо педагогическая направленность принципов Подласого И.П. Он выделяет следующие принципы:
Макаренко А.С. указывает, например, на такой принцип как единство уважения и требования к воспитаннику. Амоношвили Ш.А. выделяет принцип очеловечивания обстоятельств в педагогическом процессе. Газман О.С. говорит о принципе выработки на основе ценности линии своей жизни. Таким образом, наблюдается многообразие подходов к принципам воспитания, но все они направлены на успешную реализацию цели воспитания - всестороннее, гармоническое развитие личности. Методы воспитания:
Методы воспитания иногда определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения цели. В структуре метода всегда есть приемы и средства (так слово - средство, а реплика, замечание, сравнение - приемы). Приёмы воспитания:
Средства воспитания - это предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Схема функционально-операционного подхода к методам воспитания:
На самом деле выбор методов жестко детерминирован, так как он глубоко причинно обусловлен. Чем глубже воспитатель понимает причины, по которым он использует те или иные методы, чем лучше знает специфику самих методов и условия их применения, тем правильнее он намечает пути воспитания, выбирает наиболее эффективные методы. Нет плохих и хороших методов, везде и всегда учитываются условия их применения. Рассмотрим общие факторы, определяющие выбор методов воспитания:
1. Цели и задачи воспитания. 2. Содержание воспитания. 3. Возрастные особенности. Это и социальный уровень, и уровень развития психологических и нравственных качеств (например: методы подходящие первому классу - не подходят десятому). 4. Уровень сформированности коллектива. 5. Индивидуальные и личностные особенности воспитанника. Гуманный воспитатель будет стремиться применить такие методы, которые дают возможность каждой личности развить свои способности, реализовать свое «я». 6. Средства воспитания - это весь мир. Педагогическая техника: речь, мимика, движение. Средства массовой информации, наглядные пособия, произведения искусства. 7. Уровень педагогической квалификации. 8. Время воспитания (когда времени мало, а цели большие применяются сильнодействующие методы). 9. Ожидаемые последствия. Общий принцип выбора методов - гуманный подход к ребенку. Методы воспитания проявляют свое содержание через: 1. Непосредственное влияние на воспитанника (пример, требование, приучение). 2. Создание условий и ситуаций, которые вынуждают воспитанника изменить свое отношение, позицию. 3. Создание общественного мнения. 4. Общение, деятельность организованные воспитателем. 5. Процессы передачи информации в целях образования, а затем самообразования. 6. Погружение в мир искусства и творчества. Воспитателям нельзя забывать, что мы всегда имеем дело с цельной системой методов, и никогда никакое вырванное из системы отдельное средство не принесет успеха. Поэтому в жизни, на практике один метод или прием всегда дополняет, развивает или поправляет и уточняет другой, следовательно, нужен комплексный, системный, конструктивный подход к применению методов воспитания для эффективности внеклассного процесса. Формы воспитания - это варианты организации конкретного внеклассного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания. Задача педагога заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей. Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов: 1. Цель воспитания. 2. Содержание и направленности воспитательных задач. 3. Возраст учащихся. 4. Уровень их воспитанности и личного социального опыта. 5. Особенности детского коллектива и его традиций. 6. Особенности и традиции региона. 7. Технические и материальные возможности школы. 8. Уровень профессионализма учителя. Форм воспитательной работы существует огромное множество. Составить их исчерпывающий перечень невозможно, он всегда будет неполным. Поэтому возникает вопрос, как ориентироваться во всем этом многообразии. Есть лишь один эффективный путь - это классификация. Из всего многообразия форм можно выделить несколько типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет бесконечное множество различных вариаций конкретных форм. Выделяют три основных типа: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам:
Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного внеклассного воздействия на них. Характерные признаки: созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.п. Как определенный тип формы работы мероприятие можно выбирать:
Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Виды форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел. По характеру реализации форм-дел различают три их подтипа:
Среди всех форм воспитательной работы КТД обладают объективными наибольшими воспитательными возможностями, так как они:
Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др. Для перечисленных типов форм можно привести следующие отличия: мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия. Дела делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность. Игры же самоценны, как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении. В практике воспитательной работы имеет место такое явление, как «перерождение форм» из одного типа в другой при их реализации. Переход форм из одного вида в другой «по лесенке»: Мероприятия -> Игры -> Дела наиболее благоприятен с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм. Переход в обратном направлении неблагоприятен и нежелателен. Имея достаточный запас тех или иных видов форм работы можно каждый раз находить новые их вариации. Надо лишь определить, по каким параметрам можно варьировать. Назовем некоторые из них. По времени подготовки и проведения:
По способу организации:
По характеру включения в деятельность:
По взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми:
По методам воспитания:
По направлению воспитательной работы или видам деятельности:
Таким образом, различные вариации форм воспитательной работы позволяют полнее использовать их потенциал и целенаправленно выбирать соответствующие варианты форм, учитывая их достоинства и недостатки. В заключение можно сделать следующий вывод. Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания. Каждому типу форм присущи свои специфические воспитательные возможности, и они должны быть полностью реализованы. Воспитательный процесс - это объективно сложное и разноплановое явление, поэтому эффективная воспитательная деятельность может быть организована только путем комплексного использования различных форм организации педагогического процесса. Диалогические, групповые и массовые формы организации внеклассного процесса. Методы формирование сознания, методы организации деятельности и поведения, методы стимулирования деятельности. Воспитание как социокультурный феномен. Воспитание как целенаправленный процесс формирования системы отношений учащихся к себе и окружающему миру. Диалектика воспитания, взаимо- и самовоспитания школьников. Особенности и противоречия воспитания в современных условиях. Современные концепции воспитания личности. Учет закономерностей и реализация принципов воспитания в целостном педагогическом процессе. Интегральные личностные качества, характеризующие способность творчески взаимодействовать с миром культуры: готовность к труду и осознанному выбору профессии, нравственная целостность личности, гражданская, интеллектуальная, эстетическая, умственная, физическая культура. Национальное своеобразие воспитания. Воспитание веротерпимости, толерантности. Проблемы воспитания в зарубежной педагогике. Понятие о методах, приемах, средствах и формах воспитания: их многообразие и взаимосвязь. Диалогические, групповые (коллективные) и массовые формы организации воспитания. Условия оптимального выбора и эффективного применения форм внеклассного процесса. Воспитание в условиях урочной и внеклассной работы. Коллектив как средство воспитания. Концепции воспитания в зарубежной педагогике. Методы воспитания: 1. Методы формирования сознания 2. Методы формирования поведения 3. Группа стимулирующих методов Это деление довольно условно. Методы всегда используются в комплексе, можно говорить лишь о доминировании какого-либо вида методов в воспитании. Базовая культура – это реализуемые в деятельности человека знания, умения, навыки, уровень интеллектуального, нравственного эстетического развития, способы и формы общения. В различные эпохи базовая культура различается. Но её составляющие, совпадая по названию, будут различны по содержанию. Базовая культура включает в себя: · культуру жизненного самоопределения · культуру семейных отношений · культуру труда · политическую и правовую культуру · интеллектуальную, нравственную культуру · культуру общения · экологическую культуру · физическую культуру и т. д. Всё вышеперечисленное входит в содержание базовой культуры и соответственно, в содержание воспитания. Основные направления в содержании воспитания: · интеллектуальное воспитание · нравственное воспитания · эстетическое воспитание · физическое воспитание · патриотическое воспитание · половое воспитание и просвещение · гражданское и правовое воспитание · трудовое воспитание · экологическое воспитание · формирование культуры общения · формирование толерантности и т. д. Формирование интеллектуальной культуры (умственное воспитание) – деятельность педагога, направленная на развитие интеллектуального развития личности, мышления Интеллектуальная культура включает в себя: · умение определить цели познавательной деятельности · планирование познавательной деятельности · выполнение познавательных операций различными способами · работа с источниками знаний (книги, эксперимент, интернет и т. д.) Знания и умения в этой области меняются с возрастом и поэтому знания и умения в области интеллектуального развития лежат в компетенции школы. На природу умственного развития существует несколько точек зрения. Пиаже: интеллект и умственные способности даны от рождения и с ростом человека постепенно генетические способности развиваются и вступают в силу. Выготский: некая генетическая основа существует, но интеллект развивается прижизненно под воздействием правильно организованной окружающей среды. Задачи умственного воспитания: - формирование знаний как условия умственного роста - овладение мыслительными операциями, интеллектуальными умениями (интеллектуальные умения – это общие учебные умения: читать, писать, считать, излагать свои мысли, навыки самостоятельной работы, культура умственного труда, а также специальные умения читать ноты, чертежи, карты), способностью к мыслительным операциям: анализ, синтез, классификация, обобщение Все эти содержательные компоненты воспитания реализуются в комплексе при воспитании в школе, детском саду, семье и естественно, что какие-то элементы воспитания реализуются более, а какие-то менее успешно. Рассмотрим, какими методами в целом располагает воспитатель для того, чтобы формировать базовую культуру личности. Методы формирования сознания – в первую очередь адресованы воздействовать на сознание ребёнка. В первую очередь это методы словесного воздействия: · рассказ – должен быть эмоциональным · беседа – предполагает обязательные ответы ребенка, надо строить её так, чтобы ребёнок обязательно отвечал. Беседа должна исходить от значимого для ребенка лица. · диспут – надо обязательно подготавливать · дискуссия – надо обязательно подготавливать · лекция Беседа и рассказ – для младшего школьного возраста, а лекция, дискуссия, диспут – для старшего (+ беседа) Методы формирования сознания также называют методами убеждения. Они дают информацию о морали, труде, обществе. Пример – либо из жизни, либо из литературы. Положительный или отрицательный. Внушение (суггестивный метод) – воздействие на личность с помощью очень эмоционального поведения воспитателя при сниженной критике. Методы организации деятельности и поведения а) прямыми – указания, инструкции – даются в начале общения, только самые необходимые, выполнимые и проверяемые б) косвенными – «было бы хорошо/правильно», «я считаю, что надо» - не приказ, а предложение в) нейтральными. - приучение – это организация регулярного выполнения детьми действий с целью их превращения в привычку - упражнение – многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения, основывается на приучении. Ребенок должен быть уверен в том, что эти действия выполнять необходимо - поручение – вариант требования, разовое предложение поупражняться в том или ином виде деятельности (сходить в больницу, позаниматься с отстающим), должно быть лично значимо для выполняющего человека - воспитывающая ситуация – организация общения детей с другими людьми и в необычных ситуациях для того, чтобы научить детей вести себя в определенных условиях - общественное мнение – только в том случае, когда коллектив класса сформирован и поддерживает учителя
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|