8. 6. Учет реализации материалов
8. 6. УЧЕТ РЕАЛИЗАЦИИ МАТЕРИАЛОВ В процессе хозяйственной деятельности может возникнуть необходимость реализации, например, излишков или неиспользуемых материальных запасов. Учет реализации материалов отражают на счете 91 «Прочите доходы и расходы» в следующем порядке:
Доходы и расходы, сопровождающие процедуру реализации материалов, относят к прочим доходам и расходам и отражают на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в том отчетном периоде, в котором они имели место. Доходы в виде выручки, полученные в результате реализации материалов, отражают по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-1 «Прочие доходы»), а расходы – по дебету счета (субсчет 91-2 «Прочие расходы»). В частности, к расходам относят стоимость реализованных материалов и затраты, связанные с их реализацией. Финансовый результат от реализации материалов отражают на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов») и списывают на счет 99 «Прибыли и убытки». В стоимость материалов, списанных на продажу, будет включена сумма ТЗР, приходящаяся на стоимость реализованных материалов. Кроме того, если учет материалов ведут по учетной стоимости, то на счет 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-2 «Прочие расходы») необходимо списать сумму отклонений, которая относится к стоимости реализованных материалов, следующей проводкой:
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» К-т 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей». Пример 8. 5. Учет реализации материалов. Организация реализовала излишек материалов на сумму 35 300 р. и получила выручку от реализации 49 560 р. с учетом НДС 7 560 р. За доставку материалов покупателю акцептован счет на сумму 1 700 р. (без учета НДС).
Задание. Составьте хозяйственные операции и бухгалтерские проводки к перечисленным операция и определите финансовый результат от реализации материалов. Решение. В журнал записывают хозяйственные операции, оформляющие реализацию материалов (табл. 8. 13). Для определения финансового результата от реализации материалов оформляют и закрывают счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Финансовый результат от реализации материалов составил прибыль 5 000 р., которую списывают следующей проводкой: Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» К-т 99 «Прибыли и убытки». 8. 7. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ Бухгалтерский учет материальных запасов призван решать основные задачи: § своевременное и точное документальное оформление поступления, наличия и отпуска материалов со склада; § расчет фактической стоимости материальных запасов;
§ контроль за соблюдением норм складских запасов и сохранностью материальных ценностей на складе; § экономное использование материалов в производстве и т. д. Одной из основных задач при ведении бухгалтерского учета материалов является их правильное документальное оформление. Для учета движения материалов используют разные формы первичных документов. Приходный ордер (форма № М-4) применяют для учета материальных запасов, поступающих от поставщиков или их переработки (ф. 8. 1). Материально ответственное лицо составляет ордер в день поступления материалов на склад. Приходный ордер выписывают на фактическое принятое количество материалов. Акт о приемке материалов (форма № М-7) применяют для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика. Акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику или отправителю. После приемки материалов акты с приложенными документами (накладные, транспортные накладные и т. д. ) передают: один экземпляр – в бухгалтерию организации для учета движения материалов, другой – отделу снабжения или в бухгалтерию для направления претензионного письма поставщику. Лимитно-заборную карту (форма № М-8) применяют при наличии лимитов отпуска материалов для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды. Это форма является оправдательным документом для списания материалов со склада. Сдача материально ответственным лицом лимитно-заборных карт в бухгалтерию проводится после использования лимита. Для сокращения количества первичных документов можно оформлять отпуск материалов непосредственно в карточках учета материалов. Карточку учета материалов (форма № М-17) применяют для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру. Материально ответственные лица (кладовщик, заведующий складом) заполняют и ведут карточку на каждый номенклатурный номер материалов.
Форма 8. 1 Порядок оформления приходного ордера Записи в карточке делают на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции. Требование-накладную (форма № М-11) применяют для учета движения материалов внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами. Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, передающего материальные ценности. Один экземпляр служит сдающему складу основанием для списания материалов, а второй – принимающему складу для их оприходования. Накладную на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) используют для учета отпуска материалов подразделениям организации, расположенным за пределами ее территории или сторонним организациям на основании договоров и других документов. Накладную выписывает работник структурного подразделения в двух экземплярах на основании договоров, нарядов и других соответствующих документов и при предъявлении получателю доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке. Первый экземпляр передают на склад (он служит основанием для отпуска материалов), второй – получателю материалов.
Форма 8. 2
Порядок оформления доверенности Обратная сторона формы № М-2 Доверенность (форма № М-2) применяют для оформления права работника выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиков по наряду, счету, договору или заказу (ф. 8. 2). Бухгалтерия оформляет ее в одном экземпляре и выдает под расписку получателю. Форму доверенности № М-2а применяют организации, у которых получение материальных ценностей по доверенности носит массовых характер. Выдачу доверенностей регистрируют в заранее пронумерованном и прошнурованным журнале учета выданных доверенностей. Срок действия доверенности, как правило, составляет 15 дней.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|