Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

8. 8. Учет материалов на складе и в бухгалтерии




8. 8. УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ НА СКЛАДЕ И В БУХГАЛТЕРИИ

В связи с большими запаси материальных ценностей в организациях важным является постановка складского и бухгалтерского учета материалов.

Материалы поступают на склад организации от поставщиков на основании заключенных договоров поставки. Поставщики материалов одновременно с отгрузкой продукции предоставляют покупателю расчетные и сопроводительные документы (счета-фактуры, товарные накладные и т. п. ). Полученные материалы сдает на склад представитель поставщика под расписка заведующего складом на сопроводительных документах.

При поступлении материалов от поставщиков материально ответственное лицо (заведующий складом или кладовщик) проверяет соответствие фактического количества материалов данным сопроводительных документов поставщика. Если нет расхождений между фактическим количеством материалов и количеством, указанным в сопроводительных документах поставщика, то заведующий складом выписывает приходные ордера, на документе поставщика ставят штамб о приемке материалов. Если установлено расхождение с данными первичных документов (порча, недостача, излишки), материально ответственное лицо вместе с представителем поставщика составляет в двух экземплярах акт о приемке материалов, который является основанием для предъявления претензией к поставщику.

При поступлении материалов без сопроводительных документов (неотфактурованные поставки) стоимость материалов определяют исходя из цены, указанной в договоре с поставщиком, или средних цен на аналогичные материалы, а при поступлении сопроводительных документов корректируют стоимость приобретенных материалов.

Материалы могут поступать и от подотчетных лиц. В этом случае подотчетное лицо сдает на склад материалы, приобретенные за наличные деньги в магазинах, на рынках и т. д. При составлении подотчетным лицо авансового отчета о суммах, израсходованных на приобретение материалов, к нему прикладывают оправдательные документы, подтверждающие покупку: счета и чеки магазинов, квитанции приходных кассовых ордеров.

Учет наличия и движения материалов на складе ведут в каточках учета материалов.

При поступлении каждому наименованию, сорту и марке материалов присваивают специальное обозначение – номенклатурный номер. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку учета материалов. Затем эти номера заносят в специальный реестр, который называют номенклатурой-ценником. В нем, кроме названия и номенклатурного номера, указывают цену и единицу измерения материала. Таким образом, номенклатура-ценник представляет собой систематизированный перечень всех используемых в организации материалов с указанием их стоимости и единицы измерения.

Так как в обычном порядке учет материалов должен вестись на складе, и в бухгалтерии, то учет наличия и движения материалов зависит от выбранной методики.

Возможна такая постановка учета, когда на складе и параллельно в бухгалтерии ведут карточки аналитического учета материалов в соответствии с их номенклатурными номерами. Только в бухгалтерии помимо количественного учета в карточках аналитического учета материалов ведут и стоимостной учет. В конце месяца проводят сверку данных учета материалов на складе и в бухгалтерии.

При использовании метода учета, который называют сальдовым, бухгалтерия не дублирует складской учет, а в качестве регистров аналитического учета используют карточки учета материалов, которые ведут на складе. Сальдовый учет материалов более рационален при ручной обработке данных.

В условиях автоматизации ведения складского учета с использованием специализированных программ процесс ведения складского учета материалов значительного упрощается.

 

8. 9. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ

На бухгалтерскую службу возложена обязанность контролировать движение материальных запасов, для чего проводятся инвентаризации, в ходе которых проверяют и документально подтверждают наличие и состояние материальных запасов на складах.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель организации за исключением случаев, когда она обязательна. В соответствии с законодательством проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях:

§ перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

§ при смене материально ответственных лиц;

§ при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

§ в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными событиями и т. д.

Для проведения инвентаризации в организации создают инвентаризационную комиссию, в которую могут входить представители администрации, работники бухгалтерской службы и другие специалисты.

Члены комиссии выявляют фактическое наличие материалов путем пересчета, взвешивания, перемеривания по каждому месту нахождения материальных запасов и материально ответственному лицу, которое отвечает за хранение материалов. Также выявляют материалы, залежалые или частично потерявшие свое качество.

Результаты инвентаризации указывают в инвентаризационно-сличительной описи, которую составляют не менее чем в двух экземплярах и подписывают ответственные лица. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовой бухгалтерской отчетности.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличие материалов и данными бухгалтерского учета отражают в учете в порядке, установленном законодательством.

 

Таблица 8. 14

Наименование материалов Единица измерения Цена, р. Количество Сумма, р.
1. Фильтры масляные шт. 3 300
2. Стартеры шт. 1 700 20 400
3. Шланги тормозные шт. 6 750

 

Таблица 8. 15

Наименование материалов Единица измерения Цена, р. Количество Сумма, р.
4. Фильтры масляные шт. 2 750
5. Стартеры шт. 1 700 17 000
6. Шланги тормозные шт. 7 200

Излишки материальных запасов отражают в составе прочих доходов на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-1 «Прочие доходы») и приходуют по рыночным ценам.

При установлении фактов недостач, хищений и порчи материалов их фактическую стоимость отражают в дебете счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Если установлены виновные лица, сумма недостачи отражают по дебету счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»).

При отсутствии виновных лиц сумму недостачи отражают в составе прочих расходов на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-2 «Прочие расходы»).

Пример 8. 6. порядок учета результатов инвентаризации.

На складе материалов организации была проведена инвентаризация, в результате которой установлены расхождения фактического наличия запасных частей с данным бухгалтерского учета, которые указаны в выписке их справки о наличии материальных запасов по данным бухгалтерского учета на дату проведения инвентаризации (табл. 8. 14) и выписке из инвентаризационной описи о фактическом наличии материальных запасов на дату проведения инвентаризации (табл. 8. 15).

При проведении инвентаризации на складе запасных частей были выявлены следующие причины расхождения фактического наличия запасных частей с данными бухгалтерского учета: по причине неправильного оприходования материалов при поступлении – недостача стартеров 2 шт. по цене 1700 р. на сумму 3 400 р. и излишков шлангов тормозных 3 шт. по цене 150 р. на сумму 450 р., а также вследствие возгорания проводки – недостача фильтров масляных 5 шт. по цене 110 р. на сумму 550 р. Недостача стартеров списана на виновное лицо. При этом 50% суммы недостачи было внесено в кассу, а 50 % недостачи было удержано из заработной платы виновного лица.

 

Таблица 8. 16

Содержание операции Сумма, р. Д-т К-т
1. Выявлены при инвентаризации: недостача материалов излишки материалов   3 950    
2. Списана сумма недостачи на виновное лицо 3 400 73-2
3. Внесена виновным лицом сумма по возмещению ущерба в кассу 1 700 73-2
4. Удержана сумма по возмещению ущерба из заработной платы виновного лица 1 700 73-2
5. Списана сумма недостачи материалов при отсутствии виновных 91-2

 

№ п/п

Наименование товарно-

материальных ценностей

Ед. измерения

Цена, р.

По данным бухгалтер-ского учета

Фактически

Результат

инвентаризации

Недостачи

Излишки

Количество Сумма Количество Сумма Количество Сумма Количество Сумма
  Стартеры шт. 1 700 20 400 17 000 3 400    
  Фильтры шт. 3 300 2 750    
  Шланги шт. 6 750 7 200    
  Итого               3 950  

 

Задание. Составьте хозяйственные операции и бухгалтерские проводки к перечисленным операциям и оформите инвентаризационно- сличительную опись.

Решение. В журнал записывают хозяйственные операции, оформляющие результаты проведения инвентаризации (табл. 8. 16).

По результатам проведения инвентаризации составляют инвентаризационно-сличительную опись (табл. 8. 17).

 

 

Контрольные вопросы

1. Что входит в состав материальных запасов?

2. Какие средства в бухгалтерском учете относят к материалам?

3. Что такое транспортно-заготовительные расходы?

4. Как оформляют в бухгалтерском учете списания ТЗР при отпуске материалов в производство?

5. Как ведут учет поступления материалов по фактической стоимости?

6. Что такое учетная стоимость материалов? Как ее устанавливают?

7. Поясните порядок ведения учета материалов по учетной и фактической стоимости.

8. Назовите способы списания материалов в производство. Дайте им характеристику.

9. Как на счете 91 «Прочие доходы и расходы» отражают операции по реализации материалов?

10. Какие задачи стоят перед организацией учета материальных запасов?

11. Какими документами оформляют движение материалов?

12. Как ведут учет неотфактурованных поставок материалов?

13. Каким образом ведут учет материалов на складе и в бухгалтерии?

14. Как отражают в учете результаты инвентаризации материалов?

15. Какую информацию содержит инвентаризационно-сличительная опись?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...