Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и правовые основы денежной системы




Оглавление

 

Введение

. Понятие и правовые основы денежной системы

. Понятие и правовой режим денежного обращения в РФ

. Ответственность за нарушение действующего законодательства

Заключение

Список литературы


Введение

Несмотря на особую значимость функционирования денег для современного общественного устройства (для современной денежной экономики), приходится констатировать, что законодательное поле денег в настоящее время недостаточно проработано. Во многом это связано с высокой степенью динамизма соответствующих отношений: еще совсем недавно использование денег не мыслилось без существования их овеществленных форм (монет, банкнот, ассигнаций, казначейских билетов), и вот уже безналичные расчеты становятся основной формой расчетов.

Динамизм феномена денег и связанных с их функционированием отношений обусловливает необходимость формулировки таких теоретических положений, которые дали бы возможность объяснения происходящих перемен и моделирования вариантов изменения соответствующих явлений, составления научных прогнозов.

На современном этапе развития правовой жизни вопросы денежной системы, денежного обращения, организации расчетов, обоснованно признаются актуальными вопросами финансового права.

Следует отметить, что деньги приобретают своё значение не только в рамках национального финансового права, деньги становятся все более и более значимым объектом изучения международного финансового права.

Объектом исследования контрольной работы является финансово-правовые отношения в сфере денежного обращения.

Предметом исследования является денежная система Российской Федерации: проблемы и пути её решения.

Цель контрольного исследования - осуществить теоретико-правовой анализ денежной системы и денежного обращения в Российской Федерации.

Постановка данной цели определила необходимость решения следующих задач исследования:

. Дать определение денежной системы Российской Федерации.

. Определить правовые основы денежной системы РФ.

. Дать определение денежного обращения.

. Определить правовой режим наличного и безналичного денежного обращения РФ.

. Дать характеристику финансово-правовой ответственности.

В процессе исследования контрольной работы мной были изучены монография В.Н. Сидоровой «Проблемы правового режима безналичных денег: соотношение вещных и обязательственных прав», научный труд Г.А. Тосунян, А.Ю. Викулина «Постатейный комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»» и другие.

Нормативную базу контрольной работы составили: Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 03.11.2010) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и т.д.

 


Понятие и правовые основы денежной системы

 

Существует несколько определений денежной системы.

В современном экономическом словаре данная дефиниция делится на 2 части:

) исторически сложившаяся форма организации денежного обращения в стране;

) денежные знаки страны, денежные единицы, правила эмиссии и формы обращения денег, денежные отношения, законодательно установленные в стране.

Вострикова Л.Г. полагает, что денежная система представляет собой совокупность отношений, связанных с обращением национальной валюты в стране.

К.С. Бельский выделяет 2 определения:

.   Денежная система представляет собой в самом общем виде исторически сложившуюся в данной стране группу денежных знаков, с помощью которой государство организует денежное обращение.

1. Денежная система Российской Федерации - это установленная финансовым законодательством форма организации денежного обращения, исторически сложившаяся в стране и включающая в свой состав денежную единицу со своим наименованием, виды денежных знаков, порядок выпуска (эмиссии) денежных знаков и организацию обращения посредством наличных и безналичных денег.

Наиболее правильным, по моему мнению, является определение денежной системы данное К.С. Бельским.

В основе любой денежной системы лежат деньги или денежные знаки, которые используются в качестве всеобщего эквивалента, универсального товара, обладающего свойством всеобщей непосредственной обмениваемости. Имея соответствующую сумму денег, человек в процессе купли и продажи может приобрести квартиру, автомобиль, туристическую путевку во Францию и т.д. Это свойство денег позволяет называть их «особым универсальным товаром», «всеобщим эквивалентом», «благом, обладающим совершенной ликвидностью».

Денежная система исторически появилась тогда, когда изготовление, выпуск в обращение металлических денежных знаков, ответственность за их подделку стали регулироваться нормами права, в числе которых ведущее место заняли нормы финансового права. Можно подчеркнуть: без правового регулирования денежная система как инструмент организации денежного обращения просто немыслима.

Характеризуя денежную систему Российской Федерации, следует указать на то, что она имеет конституционную основу. В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ к компетенции Российской Федерации отнесены «денежная эмиссия», «установление правовых основ единого рынка», а в ст. 75 устанавливается денежная единица страны и указывается, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль, состоящий из ста копеек. Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей.

Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца.

Итак, правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции РФ, Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. От 03.11.2010) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. От 23.07.2010) «О банках и банковской деятельности» (с изм. И доп., вступающими в силу с 01.01.2011), Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле», различные нормативные акты Президента и Правительства РФ.

Многие вопросы деятельности Центрального банка РФ, обеспечивающие функционирование денежной системы и требующие их детализации (изготовление денежных знаков, их перевозка в регионы страны, хранение и инкассация, создание резервных фондов денежных знаков, их изъятие из обращения, уничтожение и замена устаревших и поврежденных денежных знаков), регулируются нормами финансового права, содержащимися в ведомственных нормативных актах Центрального банка РФ. Так, решение по разработке и изготовлению денежных знаков по постановлению Правительства РФ принимает Совет директоров Центрального банка РФ. Он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Однако эти решения находят отражение в соответствующих правовых и технико-юридических нормах, содержащихся в ведомственных нормативных актах Центрального банка РФ (указаниях, положениях, инструкциях).

В сфере регулирования денежного обращения в стране только Банк России наделен правом осуществлять эмиссию наличных денег, т.е. дополнительно выпускать в обращение денежные знаки.

Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация.

Денежная реформа - полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения.

Деноминация в отличие от денежной реформы является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках.

Ведение кассовых операций на предприятиях и организациях регулирует Письмо ЦБ РФ от 04.10.1993 № 18 (ред. От 26.02.1996) «Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации», основные моменты которого предписывают следующее.

Предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков (далее - банках).

Предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Наличные деньги, полученные предприятиями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке.

Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.

Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, которые согласованы с обслуживающими банками.

Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.

Предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот (в последующем - оплата труда), закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения. Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.

Выдача денег из выручки одних предприятий, имеющих постоянную денежную выручку, на нужды других допускается в отдаленных местностях, где нет банков, на основе договора между предприятиями по согласованию с банками, обслуживающими эти предприятия.

Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в банке.

Выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий. При временном отсутствии у предприятий кассы разрешается выдавать по согласованию с банком кассирам предприятий или лицам, их заменяющим, чеки на получение наличных денег непосредственно из кассы банка.

Предприятия выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы, а также на расходы экспедиций, геологоразведочных партий, уполномоченных предприятий и организаций, отдельных подразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций, в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий. Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается.

Необходимо отметить, что Бюджетный кодекс также затрагивает денежные отношения, устанавливая порядок расходования денежных средств. В частности, абз. 1 ст. 6 БК РФ предусматривает, что бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

В силу абз. 2 ст. 13 БК РФ использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается.

Важную роль в регулировании денежной системы в Российской Федерации играют также нормы уголовного права. На банковских билетах, в частности, имеется надпись: «Подделка денежных знаков преследуется по закону».

В соответствии со ст. 186 УК РФ к лицам, к участвующим в изготовлении в целях сбыта поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте, а равно хранение, перевозка в целях сбыта и сбыт заведомо поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте применяется одно из уголовных наказаний. В правовом регулировании обращения безналичных денег существенную роль играют нормы как финансового, так и гражданского права.

Правовое регулирование как элемент денежной системы, достаточно наглядно указывает на то, что деньги являются не только экономической, но также юридической категорией. К сожалению, этот аспект денег в теоретическом плане игнорируется в современной отечественной науке финансового права.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...