Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ответственность за нарушение действующего законодательства




 

Наиболее распространенным способом защиты нарушенных публично-правовых финансовых интересов является использование механизма административного производства.

В порядке административного производства защищаются публично-правовые финансовые интересы, нарушенные неправомерными действиями физических и юридических лиц, осуществляющих продажу товаров без применения контрольно-кассовых машин (ст. 14.5 КоАП РФ); не соблюдающих порядок ведения кассовых операций и операций с денежной наличностью (ст. ст. 15.1, 15.2 КоАП РФ); осуществляющих валютные операции без специального разрешения (лицензии), а также при несоблюдении иных требований валютного законодательства (ст. 15.25 КоАП РФ).

Административный способ защиты публично-правовых финансовых интересов предусмотрен положениями Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в соответствии со ст. 13 которого нарушение порядка совершения операций с денежными средствами или иным имуществом, допущенные кредитными организациями; профессиональными участниками рынка ценных бумаг; страховыми и лизинговыми компаниями; организациями федеральной почтовой связи; ломбардами; организациями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организациями, содержащими тотализаторы и букмекерские конторы, а также проводящими лотереи и иные игры; организациями, осуществляющими управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, влечет применение мер административного воздействия в виде отзыва (аннулирования) лицензии. Процедура отзыва (аннулирования) профессиональных лицензий перечисленных организаций осуществляется лицензирующими органами в порядке административного производства.

Судебная процедура защиты публично-правовых финансовых интересов применяется при привлечении к ответственности в виде наложения штрафа на физических и юридических лиц за нарушения установленного порядка исполнения бюджетов (ст. ст. 15.14 - 15.16 КоАП РФ); за нарушение сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (ст. 16.22 КоАП РФ).

Определенная специфика существует при защите публичных финансовых интересов от неправомерных деяний налогоплательщиков. Так, в соответствии со ст. ст. 45 - 48 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика. Взыскание налога с физических лиц всегда производится в судебном порядке, а с организаций - только в случае, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами, либо юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика. В остальных случаях взыскание недоимок по налогам с юридических лиц производится в бесспорном порядке, т.е. в порядке административного производства.

Взыскание недоимок по налогам и сборам не является мерой ответственности участников налоговых правоотношений, поскольку не несет в себе дополнительных негативных обременений для налогоплательщиков. Целью такого взыскания является восстановление нарушенного публично-правового финансового интереса путем принуждения налогоплательщика к выполнению возложенной на него обязанности.

В то же время одновременно со взысканием недоимок к налогоплательщикам могут быть применены меры ответственности в виде налоговых санкций. Налоговые санкции представляют собой правовой инструмент, используемый государственными органами для защиты нарушенных публично-правовых финансовых прав и интересов.

Важным моментом является то, что в соответствии с п. 7 ст. 114 НК РФ налоговые санкции с налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, взыскиваются в судебном порядке.

Судебный порядок распространяется также на случаи: а) взыскания налоговых санкций с налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, если сумма штрафа превышает пять тысяч рублей по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах; б) взыскания налоговых санкций с организации, если сумма штрафа превышает 50 тысяч рублей по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.

Налоговые санкции, предусматривающие штрафы меньшего размера, взыскиваются с налогоплательщиков (индивидуальных предпринимателей и организаций) на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.

Бюджетный кодекс РФ предусматривает порядок перераспределяет поступления штрафов за нарушение законодательства РФ в доход федерального бюджета либо бюджета субъекта. Так, в силу п. 3 ст. 46 БК РФ суммы денежных взысканий (штрафов) за административные правонарушения в области налогов и сборов, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке:

в федеральный бюджет - по нормативу 50 процентов;

в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа), - по нормативу 50 процентов.

За нарушение законодательства в сфере денежного обращения предусмотрена также уголовная ответственность. В частности, ст. 186 УК РФ, как уже было указано предусмотрена ответственность за изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг.

Это позволяет сделать следующий вывод: правовой режим вклада определяется тем, что вкладчик, как правило, является собственником помещаемой во вклад суммы денежных средств и у него сохраняется право собственности на определенную сумму денежных единиц, обращенную во вклад, а не на конкретные денежные знаки, которые могут быть заменены, уничтожены.

 


Заключение

 

Деньги являются не только экономической, но также юридической категорией. Наличные деньги как вещи подчиняются вещно-правовому режиму, включая и вещно-правовые способы защиты. Безналичные деньги подчиняются обязательственному режиму.

Ответственность в сфере денежного обращения предусматривает 3 вида ответственности в зависимости от характера и вида совершаемого деяния: административную, налоговую, уголовную.

В процессе изучения контрольной работы выявлены следующие проблемы:

1. Проблемой наличного денежного обращения является эмиссия денежных единиц без учета реальной стоимости произведенных товаров и оказанных услуг в процессе производства, распределения и обмена, которое неизбежно вызывает их излишек и в итоге приводит к их обесцениванию.

2. Проблемами безналичного денежного обращения являются

ослабление банковской дисциплины и ответственности банков перед клиентом за обеспечение сохранности вверенных им денежных средств;

расширение сферы теневой экономики и как следствие этого - активизация деятельности «теневых банков».

превращение денег (всеобщего эквивалента стоимости товаров) в один из самых дорогих товаров и неоправданное повышение стоимости банковских услуг.

Решением данных проблем может стать следующее:

1. Основным условием, обеспечивающим стабильность денежной единицы государства, должно являться соответствие потребности хозяйства в деньгах фактическому поступлению их в наличный оборот.

2. На законодательном уровне исключить возможность двойного толкования понятия «деньги» посредством:

- определения правовой категории наличных и безналичных денег;

признания денег имуществом (вещью);

перевода оборота денег на вещно-правовой режим регулирования.

.   Изменить способы защиты по денежным обязательствам:

для защиты прав субъектов по денежным (вещным) обязательствам установить вещно-правовой режим защиты;

для защиты прав субъектов по обязательствам расчетно-кредитного обслуживания денежного обращения сохранить обязательственно-правовой режим защиты.

при передаче денег в кредитное учреждение под размещение ценных бумаг (облигаций, сертификатов и др.) сохранить правовой режим договора займа, учитывая, что деньги передаются в собственность кредитного учреждения.

. Необходимо внести законопроект, устанавливающий государственное вмешательство и использование определенных технологий для постепенного перехода населения страны к безналичному порядку расчетов. Представляется, что идея, воплощенная в данном законопроекте, должна служить ориентиром на отдаленную перспективу, к которому нужно двигаться постепенно, создавая все необходимые условия.

Для создания российским государством самостоятельной модели денежной системы полезно опираться на положительный опыт международного финансового права.

денежное обращение безналичный


Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009. - № 4. - Ст. 445.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 29.11.2010, с изм. от 28.12.2010) // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - № 31. - Ст. 3823.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 28.12.2010) // Собрание законодательства РФ. - № 31. - 03.08.1998. - Ст. 3824.

.   Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 29.12.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 11.01.2011) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. - Ст. 2954.

.   Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 03.11.2010) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (принят ГД ФС РФ 27.06.2002) // Собрание законодательства РФ. - 15.07.2002. - № 28. - Ст. 2790.

.   Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) (с изм. и доп., вступающими в силу с 04.01.2011) // Собрание законодательства РФ. - 13.08.2001. - № 33 (часть I). - Ст. 3418.

.   Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" от 05.01.1998 № 14-П (ред. от 31.10.2002) (утв. Советом директоров Банка России 19.12.1997, протокол N 47) // Вестник Банка России. - 14.01.1998. - № 1. - С. 3.

.   Письмо ЦБ РФ от 04.10.1993 № 18 (ред. от 26.02.1996) «Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» (вместе с «Порядком...», утв. ЦБ РФ 22.09.1993 № 40) // Экономика и жизнь. - № 42 - 43. - 1993.- С. 3.

.   Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У (ред. от 28.04.2008) «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.07.2007 № 9757) // Вестник Банка России. - № 39. - 11.07.2007. - п. 1.

.   Бельский К.С. К вопросу о понятии денежной системы Российской Федерации // Финансовое право. - 2005. - № 8. - С. 17-23.

.   Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2007.. - 389 С.

.   Назаров В.Н. Деньги как категория финансового права // Финансовое право. - 2009. - № 7. - С. 12-17.

13. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006. - С. 135.

. Сидорова В.Н. Проблемы правового режима безналичных денег: соотношение вещных и обязательственных прав // Банковское право. - 2007. - № 5. - С. 3-11.

15. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». М.: Дело, 2003. - 275 С.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...