Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы развития ФПГ в РФ




Можно назвать ряд факторов, сдерживающих развитие ФПГ. Среди них экономическая и политическая нестабильность, неблагоприятный инвестиционный климат, низкий жизненный уровень и покупательная способность населения, в общем, ничего нового. Но есть ещё один фактор - общая социальная ситуация в стране и соответствующим образом сформированное общественное мнение. Экономическая реформа проводится с колоссальными экономическими и социальными затратами, что порождает отношение к организациям типа ФПГ как к инструменту упрочения отечественными монополиями своего положения, блокирования рыночных преобразований и выколачивания льгот и бюджетных средств.

Конечно, формирование ФПГ ведёт к концентрации производства и капитала и в немалой степени содействует усилению монополизации рынков и экономики страны. Но может и не способствовать, ведь ФПГ вполне способны стать инструментом не ликвидации, а развития конкуренции и ограничения монополизма.

В нашей стране реальный уровень концентрации производства был в целом ниже, чем в развитых странах, а уровень монополизации значительно выше, так как конкуренции фактически не существовало. Отечественные монополии складывались не благодаря научно-техническому превосходству и победам в конкурентной борьбе, а в силу организуемого государством разделения труда. Монополистами могли стать даже самые захудалые, технически отсталые предприятия, если они работали на дефицитный рынок, где спрос намного превышал предложение. В результате искусственного монополизма ряд предприятий, с приходом рыночных отношений, «вылетели в трубу».

Теперь властные структуры государства тревожат вопросы: не усилят ли отечественные ФПГ позиции монополизма в российской экономике? Всё ещё не преодолено упрощённое представление о самой монополии, сводящее её к определённой концентрации производства. Между тем это определённое рыночное поведение, для которого высокая концентрация производства может служить (а может и не служить) лишь одной из предпосылок. Соответственно, антимонопольное законодательство должно быть направлено против монопольного поведения, а не против концентрации производства как таковой.

Стремление отожествить концентрацию производства и капитала с монополизацией, к сожалению, присуще специалистам, составляющим российские программы развития, что имеет явно пагубные последствия для отечественной экономики. В проекте среднесрочной программы развития российской экономики на 1997 - 2000 годы ФПГ ни разу не упоминаются в позитивном контексте, зато трижды - в плане борьбы против монополизма. Намечается дальнейшее противодействие созданию новых монопольных структур, в том числе при приватизации государственных предприятий и осуществлении имущественных сделок. Причём в целях профилактики возможных проявлений монополизма предусматривается осуществление соответствующими органами государственной власти предварительного контроля за ними в процессе слияния, присоединения коммерческих организаций, в том числе ФПГ.

 

2.3. Проблемы развития ТФПГ в государствах СНГ

На роли ФПГ в интеграционных процессах стран СНГ следует остановиться особо. В рыночных условиях сотрудничество посредством создания ТФПГ - наиболее приемлемое средство совместного выживания. Однако деятельность таких объединений наталкивается на немалые трудности.

Свыше 30 инициативных групп в Росси и других странах СНГ объявили о своем желании создать ТФПГ либо МФПГ. Но для этого в других государствах нет необходимой правовой базы о создании и деятельности ФПГ.

Если в России и на Украине приняты законы о ФПГ, то в Белоруссии они действуют на основе указа президента; в Киргизии и Узбекистане - по постановлениям правительств; в Таджикистане заключено соглашение с Россией об основных принципах создания групп. В Казахстане с их образованием - полная неясность, так как они не вписываются в республиканский гражданский кодекс.

Общим базовым нормативно-правовым документом считается подписанное ещё в 1994 году «Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых и смешанных транснациональных объединений».В развитие его положений Россия заключила двусторонние соглашения с Белоруссией, Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном. Но действующие нормативные документы, обладающие и без того невысоким «весом», по многим позициям не стыкуются между собой.

Выделяют два пути преодоления возникших препятствий. «Сверху» - введение модельного закона, который станет основой соответствующих законодательств в каждой стране СНГ. Кстати, он уже одобрен Межпарламентской ассамблеей и разослан в национальные собрания. «Снизу» - работа на основе договоров о совместной деятельности. Привлекательность такого договорного товарищества в том, что оно не предполагает смены собственника при консолидации ресурсов. Это особенно важно, когда в группу входит компания, крупным акционером которой является государство. Координацией многообразных взаимоотношений тогда выступает государство.

Другая проблема заключается в поиске источников финансирования ТФПГ. Российские банки ещё не настолько мощны, чтобы подпитывать огромное количество заводов и фабрик на просторах СНГ. Их капитализация - одна из самых низких в мире. По данным Ассоциации российских банков, сумма реально оплаченных уставных фондов банков у нас составляет 1,5 - 1,7 млрд. долларов, в то время как один японский Индустриальный банк «тянет» на 70 миллиардов. По некоторым оценкам, максимально российские банки сегодня могут мобилизовать для инвестиций около 300 млрд. долларов, что крайне мало для подъёма промышленности. Операции с ГКО, ценными бумагами дают сегодня более быструю отдачу. И поэтому так слабо ощущается обоюдная выгода от кооперации.

Выход из безденежья в том, чтобы не один банк, а содружество нескольких покрывало бы потребности ТФПГ. Но закон запрещает официально одному банку участвовать в нескольких ФПГ. А на Украине в одной группе нельзя состоять двум банкам. Вот и множится количество официально нерегистрируемых транснациональных объединений, а банки обрастают гроздьями финансовых структур.

Но несмотря на общий спад капиталовложений, за последние годы объём инвестиций в ФПГ всё-таки возрос. Для российских банкиров поучительным может стать опыт Чили, где во время инфляции возникали финансы, огромные состояния. С началом стабилизации на плаву остались лишь те финансисты, которые вкладывали деньги в промышленность. По прогнозам, в России обозначилась схожая тенденция: короткие деньги дают всё меньший доход.

ТФПГ рассматриваются как форма, позволяющая удержать и сформировать конкурентную среду для национальной экономики, не упустить рынки сбыта. Но для нормального их функционирования нужны действующие законы и нормативные акты. А значит, более наступательной должна стать позиция Ассоциации ФПГ, призванной выражать интересы транснациональных объединений. С другой стороны, более активной должна стать политика регионов в сфере развития ФПГ, ведь именно «на местах», где проблемы и достижения лежат на поверхности, рождаются самые рациональные идеи.

 

ПРОЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ ФПГ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ

 

В настоящее время промышленность Хабаровского края переживает те же беды, что и сфера производства всей страны. С трудом держится на плаву одно из крупнейших предприятий - Энергомаш, погряз в долгах и судебных разбирательствах другой крупный завод - ОАО «Амурсталь» (г. Комсомольск - на - Амуре). Неопределённой выглядит дальнейшая судьба транспортной морской инфраструктуры Хабаровского края. Между тем сфера морских перевозок могла бы стать объединяющим фактором развития разнородных производств.

 Если смотреть на ситуацию в общерегиональном аспекте, то выяснится, что практически все субъекты федерации этого региона, находящиеся побережье российского Дальнего Востока, имеют на своей территории крупные морские транспортные организации. Это Дальневосточное и Приморское морские пароходства в Приморье, Сахалинское морское пароходство на Сахалине, Камчатское морское пароходство на Камчатке И только Хабаровский край, не уступающий своим соседям по экономическому потенциалу, такой организации не имеет. Можно, конечно, сослаться на Амурское речное пароходство. Однако речники, в силу специфики своего флота, ядро которого составляют суда типа «река-море», могут решать лишь ограниченный круг вопросов по морской перевозке грузов и пассажиров.

Анализ ситуации, по Ванинскому морскому торговому порту показывает следующее. Значительно, по сравнению с прошлыми годами, в порту ослабли позиции Сахалинского морского пароходства. Резко сократилось число судозаходов сахалинских судов, увеличились их простои в ожидании поручений на отгрузку. Относительно стабильными остаются позиции Дальневосточного морского пароходства, суда которого вывозят из Ванинского порта лесные грузы, металлы. Практически весь глинозём, который занимает существенную долю в грузообороте порта, завозится флотом под иностранным флагом. Значительный объём лесных грузов перевозится судами коммерческих структур, большая часть которых не зарегистрирована на территории Хабаровского края, либо являются дочерними компаниями организаций, находящихся за пределами региона. Частные интересы этих компаний не увязаны с общими региональными интересами, а большая часть средств, зарабатываемых ими, уходит за пределы края.

Серьёзные проблемы возникают в социальной сфере. Главная из них состоит в том, что старение флота и уменьшение числа судов ведёт к стремительному сокращению числа рабочих мест. В управление порта ежедневно обращаются не менее 5 моряков с просьбой о предоставлении работы на судах одной из судоходных компаний, обслуживающих Порт Ванино. Большинству из них приходится отказывать.

К этим проблемам следует добавить разбалансированность налоговой системы и таможенных правил, сложность российского валютного законодательства, высокие ставки портовых сборов.

Возможно, выходом из создавшегося положения станет создание морской транспортной организацией Хабаровского края в форме ФПГ, в которую на правах учредителей могли бы войти крупнейшие экспортёры, отправляющие грузы через Порт Ванино, краевой или российский банк, судоремонтный и судостроительный завод, Ванинский порт, фирмы, занятые в транспортном экспедировании грузов, агентировании и управлении судами.

В результате предварительного анализа идеи создания ФПГ была разработана следующая схема её организации.

Закреплённой в уставе целью ФПГ станет развитие внешнеторговой транспортной инфраструктуры Хабаровского края, повышение конкурентоспособности товаров на внешних рынках, широкомасштабное обновление основных средств предприятий-участников ФПГ. В состав ФПГ войдут

· АКБ «Инкомбанк»;

· ОАО «Порт Ванино»;

· Завод им. Гагарина, имеющий судоремонтную и судостроительную верфь; (г. Комсомольск - на - Амуре;

· ЗАО «Транс Ванино Корпорэйшн», совместное транспортно-экспедиторское предприятие Ванинского порта, английской компании «Universa Cargoes», а также ряда крупных грузоотправителей Сибири;

· ЗАО «Ванинская морская компания» (занимается управлением и арендой судов);

· СП «Игирма Тайрику», крупнейший производитель пиломатериалов Иркутской области, работающий через Порт Ванино;

· ЗАО «Воль Лес Порт», производитель пиломатериалов (Ванино);

· ЗАО «Флора», производитель деловой древесины (Хабаровск);

· Другие производители деловой древесины;

· ОАО «Ванинолесэкспорт», крупнейший экспортёр деловой древесины (Ванино);

· ОАО «Солнечный ГОК», производитель медного концентрата;

· ОАО «Амурсталь», производитель стали (Комсомольск - на - Амуре);

· Краевая Администрация (через уполномоченные структуры, если таковые имеются);

Перечисленные предприятия учреждают центральную компанию с базовым расположением Порт Ванино. Форму участия в уставном фонде управляющей Центральной компании учредители выбирают самостоятельно. Учитывая тяжёлое финансовое положение предприятий-производителей, их вкладом мог бы стать определённый объём продукции, подготовленной для экспорта, а вкладом завода им. Гагарина - готовое/недостроенное судно либо проект на постройку судна. Остальные предприятия вносят денежные средства. Финансовым ядром группы станет уполномоченный банк в лице АКБ «Инкомбанк». Он кредитует участников ФПГ, привлекает заинтересованные банки, а также совместно с другими учредителями принимает участие в управлении центральной компанией, через которую проводятся все товарные и финансовые операции. Схема организации ФПГ представлена на рис. 2.

Благодаря такой структуре ускоряется прохождение расчётов, концентрируются средства и ресурсы, которые идут на оборотный капитал и инвестиционные проекты объединения.

Подобная транспортная организация могла бы увязать в единое целое общерегиональные интересы края с интересами промышленных, торговых, транспортных, финансовых структур, связанных с внешнеэкономической деятельностью Хабаровского края, экспортно-импортными перевозками, завозом грузов на охотское побережье, реализацией шельфовых программ на Сахалине. Остаётся дело за малым - убедить всех заинтересованных лиц в том, что они действительно заинтересованы в создании ФПГ. Но это уже совсем другая тема, достойная, пожалуй, Дейли Карнеги.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Преодоление кризиса в российской экономике происходит с большими сложностями, и по времени оказалось гораздо длительнее, чем первоначально предполагалось. Отставание с реализацией курса реформ, особенно в налогово-бюджетной и инвестиционной сферах, серьёзно влияет на темпы выхода из кризиса и отдаляет перспективы экономического роста. Легче всего бросить на произвол судьбы промышленность, сдать зарубежным конкурентам оставшиеся ещё за Россией ниши внутреннего рынка, поставлять за рубеж нефть, газ, другое сырьё и покупать там (пока дают) продовольствие, которое, между прочим, даже царская Россия экспортировала. Или взять, к примеру, и распродать оставшиеся предприятия «по дешёвке» иностранцам, как это делают некоторые бывшие союзные республики.

Но есть и другой выход - стимулирование прогрессивных наукоёмких производств и капиталоёмких производств, укрепление научно-производственного потенциала России и превращение её в современную высокоразвитую державу. Важнейшим звеном на пути такого экономического возрождения являются финансово-промышленные группы, о чём свидетельствует опыт наиболее развитых стран. Как, впрочем, и наш отечественный, накопленный за последние годы.

Хотим мы того или нет, а стимулировать рост финансово-промышленных групп всё-таки придется - как на федеративном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Пора и Хабаровскому краю приобщаться к опыту организации ФПГ, тем более, что для этого есть все условия - богатейшие природные ресурсы, хороший производственный потенциал, могущественные соседи - страны АТР, - развернутая сеть транспортной инфраструктуры. Не последнюю роль в развитии ФПГ должен сыграть ОАО «Порт Ванино», которое остаётся одним из немногих крупных предприятий края, работающих стабильно и прибыльно, не получая (впрочем, и не требуя) финансовой поддержки администрации. Участие Порта в ФПГ обеспечит гарантированные связи производителей-поставщиков с их зарубежными и российскими клиентами, что в конечном итоге станет залогом активного развития транспортной и производственной инфраструктуры Хабаровского края.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Федеральный закон РФ № 190 - ФЗ от 15 ноября 1995 года «О финансово-промышленных группах»;

2. Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 года № 443 «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп»;

3. Указ Президента РФ от 28 декабря 1996 года № 1781 «О дополнительных мерах по обеспечению режима экономии при исполнении федерального бюджета»;

4. Постановление Правительство РФ от 22 мая 1996 года № 621 «О порядке ведения государственного реестра финансово-промышленных групп Российской Федерации»;

5. Постановление Правительства РФ от 9 января 1997 года № 24 «О порядке ведения сводных (консолидированных) учёта, отчётности и баланса финансово-промышленной группы»;

6. Письмо Высшего арбитражного суда РФ от 3 января 1996 года № С1-7/03-6 «О некоторых положениях Федерального Закона «О финансово-промышленных группах»

7. Распоряжение от 26 января 1996 года № 106-р Государственного комитета российской федерации по управлению государственным имуществом;

8. Астраханцев В. Статус льгот не даёт, откуда же возможности роста?// Экономика и жизнь. 1997. № 9. С.8.;

9. Афанасьева Л. Транснациональные корпорации - вызов обстоятельствам// Экономика и жизнь. 1997. № 23. С.7.;

10. Ефимов В. Пищевики решили взяться за руки// Экономика и жизнь. 1997. № 4. С.10;

11. Здраевская Т. Выход нашли в инновациях// Экономика и жизнь. 1997. № 12. С.8;

12. Китаев И. Статус льготы не лаёт, но возможности роста открывает// Экономика и жизнь. 1997. № 1. С.10;

13. Онда Хисао Финансово-промышленные группы: долгосрочные деловые взаимоотношения.// Маркетинг. 1997. № 2. С.3.;

14. Скворцов А. Усиление монополизма или развитие конкуренции? // Экономика и жизнь. 1997. № 22. С.8;

15. Сосковец О. На приоритетных направлениях// Экономика и жизнь. 1997. № 4. С.10;

16. Цветков В. Кто есть кто по статусу// Экономика и жизнь. 1997. № 23. С.7.;

17. Усманов А. Выход из кризиса - в объединении усилий// Экономика и жизнь. 1997. №5. С.10.;

 

Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию

 

Институт экономических исследований Дальневосточного

отделения Российской академии наук

 

Реферат

 

Финансово-промышленные группы:

проблемы, опыт, перспективы

 

 

Выполнила: Лукашина А.Б.

Специальность: 08.00.05.

 

Проверил:____________________

 

 

г. Хабаровск

Г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...