Изба – традиционный дом русского человека
. В Гренландии, на Аляске и в Арктике до сих пор люди живут в снежном доме – иглу. Иглу представляет собой куполообразную постройку диаметром 3—4 метра и высотой около 2 метров. Свет в иглу проникает прямо через снежные стены. Внутреннее помещение обычно застилается шкурами, иногда шкурами покрываются и стены. Яра́нга — переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) Севера России. Чум — конический шалаш из жердей, покрываемый берёстой, войлоком или оленьими шкурами; форма жилища, распространённая по всей Сибири, от Уральского хребта до берегов Тихого океана, у финно-угорских, тюркских и монгольских народов. Ю́рта — переносное жилище у кочевников. Юрта - переносное жилище у кочевников. Она быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение одного часа. Японский дом – это деревянный каркас с тремя подвижными стенами и одной неподвижной. Стены не несут функций опоры, поэтому они могут раздвигаться или даже сниматься, служить одновременно и окном. Современный человек продолжает строительство домов практически из тех же материалов. Просто в качестве камней выступают кирпичи, бетонные плиты и т.д. Деревянные дома издавна ценятся во всем мире. В нем летом не жарко, а зимой не холодно. В то время как в кирпичном доме необходимо все лето пользоваться кондиционером, а зимой отапливать жилье дополнительными обогревателями.
БИЛЕТ №7 1) Литература как искусство слова. Язык художественной литературы несет в себе огромное эстетическое начало, поэтому автор художественного произведения определяет речевую норму, является творцом языка. Художественная речь вбирает в себя самые разные формы речевой деятельности. На протяжении многих веков язык художественной литературы определялся правилами риторики и ораторского искусства. Речь (в том числе и письменная) должна была быть убедительной, производящей впечатление; отсюда характерные речевые приемы - многочисленные повторы, «украшательства», эмоционально окрашенные слова, риторические(!) вопросы и т.п. Авторы соревновались в красноречии, стилистика определялась все более жесткими правилами, а сами литературные произведения часто наполнялись сакральным смыслом (особенно в Средневековье). В результате к XVII веку (эпоха классицизма) литература оказалась доступна и понятна довольно узкому кругу образованных людей. Разговорная речь связана с общением людей в их частной жизни, поэтому она проста и свободна от регламентации. В XIX – XX вв. литература в целом осознается писателями и учеными как своеобразная форма разговора автора с читателем, недаром обращение типа «мой любезный читатель» ассоциируется, прежде всего, именно с этой эпохой. Художественная речь нередко включает в себя также письменные формы внехудожественной речи (например, дневники или мемуары), она легко допускает отклонения от языковой нормы и осуществляет новации в сфере речевой деятельности (вспомним, хотя бы, словотворчество русских футуристов). Сегодня в художественных произведениях можно встретить самые современные формы речевой деятельности – смс-цитаты, отрывки из электронных писем и многое другое. Более того, часто смешиваются разные виды искусства: литература и живопись/архитектура (например, сам текст вписывается в определенную геометрическую фигуру), литература и музыка (к произведению указывается саундтрек – явление, несомненно, заимствованное из культуры живого журнала) и пр. Образность речи очень часто достигается благодаря употреблению слов в переносном значении. Например: работа кипит (т.е. проявляется в сильной степени, как кипящая вода). Слова, которые использует писатель в переносном значении, называются тропами (это греческое слово в переводе – «образ, поворот, оборот»). Среди тропов наиболее часто встречаются и используются: Эпиты, Сравнения, Метафоры. МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений (другими словами – неназванное сравнение). Метафора создает образ, который передается читателю или слушателю. Термином “литература” обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением. Различают литературу техническую, научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. Однако в обычном и более строгом смысле литературой называют произведения художественной письменности.
2) Искусство византийской мозаики. Византийское искусство — это историко-региональный тип искусства, входящий в исторический тип средневекового искусства. Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов. Византийская мозаика – это в первую очередь мозаика храмовая, трактовка образов по сравнению с римской мозаикой утратив трепетную реалистичность, становится более условной. Это связано с тем, что объектом изображения становятся не конкретные люди и предметы, а христианские святые, чей образ не был столь известен и конкретен, как их дела. Византийские мастера не копировали мир, как мастера античности, а моделировали его по подобию реального.
БИЛЕТ № 8 1) Портрет в искусстве России Портрет – самое бесспорное достижение русской национальной школы, благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской.XVIII век в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов и др. В середине XVIII века портрет становится частью быта, связанной с архитектурой, мебелью, утварью, самими обитателями жилища, их костюмами, привычками. Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степановича Рокотова образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность, таинственность» и др. Кроме технических живописных новшеств, художник открывает новые возможности камерного, интимного портрета в выражении душевного мира человека как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью.
Особое место в творчестве художника занимает портрет А. Струйской. Он является ярким примером поэтизации образа средствами живописи. Этот портрет называют часто «русской Джакондой» 2) Музыка в храме. Основой духовной музыки является Библия. ДУХОВНАЯ МУЗЫКА, музыка, связанная с текстами религиозного содержания и предназначенная для исполнения во время богослужения и в бытe. Древнейшая форма духовной музыки - церковная (у христиан) - пение псалмов. Раннехристианская духовная музыка была одноголосной, без сопровождения инструментов. Многоголосие в духовной музыке на Руси складывалось в 17 в. (строчное пение, партесное пение). Русская духовная музыка - вокальная. Под звуки этих напевов было совершено крещение народа в водах Днепра. Одного из первых известных композиторов следует назвать В.П.Титова (1650-1710), певчего дьяка, в течение 20 лет составившего 135 песнопений, около 30 концертов для 4, 8 и 12-ти голосных хоров. М.С.Березовский (1745-1777) получил в Италии звание академика-композитора; П.И.Чайковский (1840-1893) - композитор мировой известности, создал наряду со светскими произведениями высокодуховные и образцовые в музыкальном отношении песнопения: "Литургию святого Иоанна Златоуста", "Всенощное бдение", "Вечер» и др. С.В.Рахманинов (1873-1943) написал "Всенощное бдение" из 17 песнопений, мастерски использовав попевки знаменного распева. Вплоть до 17 в. церковь оставалась гл. центром муз. профессионализма; в рамках церк. культуры были созданы высокие художественные ценности, складывались мн. муз. жанры, развивались теория музыки. Постепенно сформировалась целостная система церк. богослужения с его суточным (гл. служба — обедня), недельным (с центр, воскресным богослужением), годовым (с неподвижными и подвижными праздниками) циклами, или “кругами”. Со временем участие женщин в обществ, богослужебном пении было запрещено; вплоть до кон. 1-го тыс. не допускалось и использование муз. инструментов. На Руси Ц. м. получила распространение вместе с принятием христианства по визант. образцу в кон. 10 в. По системе жанров и составу словесных текстов песнопений рус. Ц. м. была исключительно вокальной. Её певч. жанры отражают сложность и богатство визант. гимнографии: стихира, канон, припевы, славословие, величание, гимн, аллилуарий, псалмы и др. Знаменный распев — основа др.-рус. Ц. м. — господствовал в течение 11—17 вв. (поныне сохраняется у старообрядцев). Развитию хор. пения способствовали 2 хора — государевых певчих дьяков и патриарших певчих дьяков (с 16 в.), на основе к-рых впоследствии были образованы соответственно Придв. певч. капелла в Петербурге и Синодальный хор в Москве. С нач. 19 в. центром духовной музыки стала капелла. Композиторы 19 в. создали многочисл. духовные концерты, служебные песнопения и обработки др.-рус. распевов (А. Ф. Львов, Н. И. Бахметев, П. М. Воротников, Г. Я. Ломакин, П. И. Турчанинов, Н. М. Г.Ф.Львовский). К Ц. м. обращались также М. И. Глинка, М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов, А. С. Аренский. Вершиной развития Ц. м. этого времени явились “Литургия Иоанна Златоуста” и “Всенощное бдение” Рахманинова.
БИЛЕТ № 9 1) Роль искусства в сближении народа. Наглядным подтверждением художественного общения, интернациональности языка искусства, который понятен без перевода, являются музеи, международные выставки изобразительного искусства, разнообразные конкурсы (литературные, музыкальные, артистов балета, театральные, джазовые), фестивали искусств. Благодаря общению людей с выдающимися творениями мирового искусства прошлого и настоящего времени становится возможным диалог культур. Хранилищами художественных шедевров являются музеи. Благодаря просветительской деятельности музеев, буклетам, альбомам, которые они выпускают, путешествиям их экспонатов по разным странам и континентам знатоки и любители искусства могут познакомиться с произведениями, хранящимися в них. Международные конкурсы, фестивали, проекты являются важным средством коммуникации. Концерты выдающихся исполнителей, фестивали фольклорных, эстрадных джазовых, рок – ансамблей часто становятся культурными событиями стран и народов. Международный конкурс имени П.И. Чайковского (с 1957 года) – наглядное проявление универсальности языка музыкального общения, который приобрел интернациональное значение (слушают на концерте, на радио, телевидении, по Интернету). «Золотая маска» (1994) – первая маска вручалась только за успехи в области драматического театра. Позже стала присуждаться и в области музыкального театра. Широкая панорама детских международных конкурсов: фестиваль – конкурс детского и юношеского творчества «Открытая Европа», конкурс «Молодой балет мира», конкурс исполнителей популярной песни «Детская новая волна» и др. – свидетельствует о большом внимании к выявлению творческих дарований молодежи. Распространение в современном искусстве получают международные проекты, в которых объединяют свои усилия творческие личности разных стран мира. Песня – душа народа. У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, национальный костюм, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни. Русские народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам не известны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое. Первые записи народных песен появились в конце XVIII в. После этого появились первые сборники русских песен. Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов. Она легла в основу их творчества. Такими композиторами были: М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский. Из песен мы узнаем о жизни русского народа, о его труде, о его чувствах и мыслях, по песням мы узнаем об отдельных исторических событиях далекого прошлого. Эти разнообразные виды народных песен и называют жанрами народных песен. Это трудовые, обрядовые, исторические, революционные, шуточные, хороводные, плясовые, прибаутки, детские игровые и былины. Среди народных песен наиболее известные исторические и обрядные. Песня историческая была в кровавых сечах, в походах, по всем дорогам казацкой славы. Отобразила трудную судьбу, высказывая протест против барщины и крепостничества, солдатчины, и унижения. Обрядовые песни - колядки и щедривки - поэтическим словом прославляли трудового человека, отвлекали его мысли от будничных проблем. А весной, когда все оживало вокруг, когда красота природы беспокоила чуткие молодые сердца, над украинскими селами звучали веснянки. В этих песнях объединялась радость с тихой грустью. За весной наступало русальное воскресенье, а дальше - подготовка к свадьбе. Дошли к нашему времени и купальские и жатвенные песни. Они преисполнены бодрым расположением духа, привлекательностью, мечтами о благосостоянии, любовью к природе. Среди народных песен щемят и беспокоят душу лирические песни, которые сопровождают молодых под венец. Среди поэтов-песенников большое слово, безусловно, принадлежит И. Франко, который с молоком матери вобрал в себя любовь, которая проявила себя в его зрелой поэзии. Поэзии сборника каменщика «Увядшая листва» привлекли внимание композиторов и зазвучали на всю страну «Красная калина, чего в лузе гнешься?», «Почему являешься мне во сне?», «Ой ты, девушка, из ореха зерно» и прочие. Многие стихи Н. Вороного тоже положены на музыку. Его поэзия никогда не оставляла читателей равнодушными. Волшебство стихов Вороного не в словах, а в музыкальности каждой строфы, каждой строки. Эта музыкальность, которая смущает, захватывает, беспокоит. В поэзии В. Сосюры, все будто обычное, размеренное, традиционное. Рассказ плывет тихо, спокойно. А душа переполняется непостижимым чувством, что дух захватывает, когда слышишь эти стихи. БИЛЕТ №10 1) Понятие об архитектурных стилях. Архитектурный стиль — совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (приёмы построения планов и объёмов композиций зданий, строительные материалы и конструкции, формы и отделка фасадов, декоративное оформление интерьеров; входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития; совокупность главных идейно-художественных особенностей творчества мастера. В архитектуре древнего Египта при строительстве храмов и дворцов сложились определенные традиции. Это строгая симметрия и геометричность форм. Фасад выглядел в виде усеченных пирамид (пилоны), которые обязательно украшались росписями. Готический стиль возник в западно-европейском искусстве в 13 – 14 вв. Этому стилю неизменно характерны вертикальность композиций, их устремленность ввысь, к Богу, виртуозная деталировка, органическая связь архитектуры и скульптуры, стрельчатые (а не полукруглые) арки, обширные интерьеры с огромными прорезными окнами, украшенными многоцветными витражами, пышный декор с широким использованием золотой краски, резьбы по дереву, резной и раскрашенной религиозной скульптуры. “Барокко” в переводе с итальянского звучит как причудливый, странный. Это стиль конца 16 – середины 18 вв. Главными отличительными особенностями этого стиля, которые мы заметили, это грандиозность и пышность фасадов. Здесь вы не увидите симметрии и строгой геометричности. Стены и крыши меняются по высоте, форме, объему. Еще этот стиль отличает богатый декор и множество скульптурных украшений. Классицизм – стиль европейской архитектуры второй половины 18 – начала 19 вв. Формы этого стиля основаны на мотивах античной архитектуры: все здания очень похожи на древнегреческие храмы. Главной отличительной особенностью которых является ордерная система (несущие части: колонна, капитель, база и несомые части: архитрав, фриз, карниз). Фасады отличает строгая планировка и ясность объемов, которые еще украшает скульптура .“Модерн” в переводе с французского означает “новейший, современный”. Это стиль в европейском американском искусстве конца 19 – начала 20 вв. Здесь мы можем увидеть архитектурные элементы разных стилей. Здесь главное – индивидуальность изобретательности архитектора. Архитектурные элементы должны быть не только красивым, но и нести определенные функции. Здесь всегда много использованы стекло и металл. Металлические ограждения имеют вид орнамента с криволинейными очертаниями. 2) Язык изобразительного искусства. Искусство – вид духовного освоения действительности общественным человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. Одним из важнейших специфических признаков искусства является художественная условность – принцип художественной изобразительности, в целом обозначающий нетождественность художественного образа объекту воспроизведения. В современной эстетике различают первичную и вторичную условности – в зависимости от меры правдоподобия образов, открытости художественного вымысла и его осознанности. Особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности – художественный образ. В художественном образе неразрывно слиты объективно-познавательное и субъективно-творческое начала. Художественная специфика образа определяется тем, что он отражает и осмысливает существующую действительность и творит новый, небывалый, вымышленный мир. Чаще всего образом называют действующее лицо или литературного героя, однако это – сужение понятия “художественный образ”. Любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении, является художественным образом. При анализе произведений искусства различают художественные образы разных масштабов: “микрообраз” – мельчайшая единица художественной ткани произведения искусства (тропы в поэзии – метафоры, метонимии, сравнения и т. п.; мелодические попевки в музыке); “макрообраз” – это образ персонажа в романе, пьесе, кинокартине, музыкальная тема в симфонии, образ действия – сюжетный ход; образ произведения искусства в целом; “мегаобраз” – все творчество художника как единый образ мира и человека в мире (мир Шекспира, мир Пушкина, мир Достоевского; мир Моцарта, мир Бетховена, мир Чайковского; мир Рафаэля, мир Нестерова, мир Врубеля и т. д.). Духовно-практическая деятельность художника, непосредственно направленная на создание художественного произведения, называется творческим процессом. В творческом процессе выделяются две тесно связанные друг с другом основные стадии: формирование художественного замысла, который возникает как следствие образного отражения реальной действительности (осмысление художником жизненного материала и мысленное создание общей конструкции будущего произведения, практические поиски образного решения темы); непосредственная работа над произведением (стремление художника добиться оптимальной выразительности образного воплощения своих идей и эмоций, углубить содержание создаваемых образов. Результатом (продуктом) художественного творчества является художественное произведение.
БИЛЕТ № 11 1)Знаки и символы в искусстве. Знаки – общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы – SOS, сирена «скорой помощи», самые разные жесты и т.п. Символ – предмет, действие и т.п., раскрывающие какой – либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ – это синтез знака и образа. С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Искусство говорит с людьми на языке символов. Символ в искусстве художественным образом, воплощающим какую – либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие знака, который всеми понимается одинаково. В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к символам в искусстве. Примером может служить средневековое христианское искусство. В Средние века особый интерес представляла устремлённость человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб – символы таинства причащения; цветы лилии или ириса – символ Богоматери. Выбор колорита, цвета также символичен: красно – коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный – цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизирует все небесное, святое; зелёный – цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни. С XV века изображенные на картине вещи наделяются одновременно двойным смыслом – религиозным и бытовым. В религиозном смысле находит продолжение традиционная Божественная символика Средневековья, а бытовом – проявляется обычная значимость вещи в повседневной жизни человека. В XVIIвеке – иногда обычные предметы, необычно соединённые в одной композиции, представляют собой сложные для разгадывания образные коды. Это характерно для натюрморта, называемого ванитас (суета сует) и напоминающего человеку о бренности его существования. На этих натюрмортах изображены черепа, свечи, цветы, часы, листы с нотами и музыкальные инструменты (звук отзвучал – значит умер). «Суета сует» - погоня за богатством, властью, удовольствиями. В человеческом характере всегда присутствует стремление творить – потребность исследовать, изобретать, строить, решать сложные запутанные проблемы. Музыкальным знаком, который становиться символом, можно назвать мотив судьбы. Например, государственный гимн – это символ единства народа, его культура, гордость за сою страну. Музыкальные театры мира. Театр - вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом. Театральные постановки подразделяются по жанрам: Драма; Трагедия; Комедия; Мюзикл и т.д. Существует много известных на весь мир театров. Государственный академический Большой театр России всегда был и остается одним из основных символов величия России и ее культуры (1776 г). Ковент Гарден - Крупнейшая оперная сцена Великобритании. Основан в 1732 видным английским театральным деятелем и актёром Дж. Ричем, как оперный и драматический театр (2250 мест). Метрополитен Опера (Metropolitan Opera) - ведущий оперный театр в США (Нью-Йорк). Открыт в 1883 году спектаклем "Фауст". В зале театра 3625 мест. Сиднейский оперный театр - единственное здание XX века, вставшее в один ряд с такими великими архитектурными символами XIX, как Биг-Бен... Баварская государственная опера - одна из ведущих оперных сцен Германии. Находится в Мюнхене (2100) мест. Основана в 1818 году. "Дойче Опер" - один из берлинских оперных театров. Основан в 1912 году. Норвежский национальный оперный театр в Осло, основан в 1957 году. Новое здание открыто в 2008 году, имеет две сцены - на 1370 мест и на 400 мест. В залах театра проходят оперные, балетные спектакли, концерты, музыкальные конкурсы. Хорватский Национальный Театр в Загребе насчитывает около 150 лет истории. Объединяет драматический и музыкальный (опера, балет) театр. В репертуаре классические оперы и балеты, произведения современных хорватских и словенских композиторов. Опера в Будапеште - один из красивейших театров мира с богатыми традициями. Краковский оперный театр (Польша) основан в 1954 году. В театре два зала - основная сцена на 760 мест и камерная сцена на 150 мест. Ежегодно театр дает около 200 спектаклей, включая мировой и польский оперный репертуар. Парижская национальная опера состоит из оперного театра во дворца Гарнье и оперного зала на площади Бастилия. Финский национальный оперный театр в Хельсинки. Постановка классических и современных опер, балетов, концерты камерной музыки, спектакли для детей. Польская национальная государственная опера и национальный балет. Здание театра было построено в 1825-1833 годах итальянским архитектором Антонио Корацци. Театр был разрушен в годы Второй мировой войны и восстановлен в 1960-е годы. Неаполитанский оперный театр Сан-Карло считается самым старым оперным театром в мире - он был построен в 1737 году.И многие другие. БИЛЕТ №12 Жанры живописи. Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника. Живопись подразделяется на: 1)монументальную - фреска (от итал. Fresco) - живопись по сырой штукатурке красками разведенными на воде и мозаика (от французского mosaiqe) изображение из цветных камней, смальты (Смальта - цветное прозрачное стекло.), керамических плиток. 2)станковую (от слова "станок") - полотно которое создается на мольберте.Живопись представлена разнообразными жанрами. Жанр (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis - род, вид) - художественное, исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.): 1)Портрет - основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ. 2)Пейзаж - воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм. 3)Натюрморт - изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи. 4)Исторический жанр - рассказывает об исторически важных моментах жизни общества. 5)Бытовой жанр - отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса. 6)Иконопись (в переводе с греческого "молитвенный образ") - основная цель направить человека на путь преображения. 7)Анимализм - изображение животного, как главного героя художественного произведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|