Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Красота в искусстве и жизни. Что есть красота?




Каждый из нас хоть раз в жизни испытал восхищение от красоты зимнего леса, цветущего сада, восхода солнца над морем, чарующих слух народных напевов, нестареющих мелодий классических сочинений, зажигательных ритмов современной музыки, прекрасных живописных полотен и скульптур. Понимание красоты распространяется и на предметы, явления, и на внешний вид человека, и на его внутреннюю, нравственную сущность.

… что есть красота?

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Во все времена человек стремился запечатлеть свое отношение к жизни в разных видах искусства. Все жизненные впечатления преломляются через внутренний мир художника и обращены к опыту каждого зрителя, читателя, слушателя. Чувства воплощенные в искусстве, не тождественны жизненным. Они всегда зависят от художественного идеала, системы ценностных представлений. Художественные эмоции не слепок сиюминутных переживаний, а результат обдумывания, жизненного опыта.

Воспринимая произведение искусства, человек может испытывать восторг, радость, восхищение, потрясение, гнев, скорбь, боль и др.. Но чудо Искусства – преодоление обыкновенного чувства, просветление, когда они вызываются искусством, заключают в себе нечто сверх того, что в них содержится. Психолог Л. Выготский писал: «Искусство побуждает искать и находить главное, думать, снова и снова переживать за судьбы героев, соотнося их с собственной жизнью»

2)Радуга русского танца

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Истоки его мы находим в культуре и быте восточнославянских племен. Древние славяне были мирными, гостеприимными людьми и почти не знали воинственных плясок. В дохристианской Руси были широко распространены игрища, которые приурочивались к календарным языческим праздникам. Например, Ярилин день - праздник Солнца, Таусень - Новый год, Обжинки - сбор урожая, коляда - зимний праздник и разные другие. Введение на Руси в конце Х в. христианства отразилось не только на жизненном укладе русского человека. Постепенно в игрища стали включать христианские обряды. Стали появляться новые танцевальные движения, меняться характер исполнения.

На западе принято считать, что диковинные прыжки и ужимки традиционного русского танца являются следствием холодного климата северной страны. Дескать, "Присядка", "Арабский", "Коза", "Разножка", "Чёрт", "Пистолет", "Кольцо", "Бочёнок", "Щучка", "Бедуинский", и другие трюки были придуманы русскими, исключительно чтобы согреться.
Действительно, большинство традиционных русских праздников справлялись осенью и зимою, когда заканчивались работы в поле. Веселье начиналось с молитвы, потом обильная выпивка и закуски, песни да пляски, а завершал цикл кулачный бой "стенка на стенку". После перекура процедура повторялась. Эксперты утверждают, что при холодной температуре воздуха экстремальные танцы являлись оптимальным вариантом продолжения веселья на улице - в то время не было принято праздновать за столом у телевизора.

Народная хореография всегда была тесно связана с жизнью и развитием общества, с его экономическим и социальным укладом, с верой, с эстетическими требованиями времени. В танце не могут не проявляться мировоззрение человека, его чувства, стремления...

Каждая эпоха как в зеркале отражается в танцевальной культуре народа. Фольклор наполняет душу каждого человека гордостью за свой народ, воспитывает уважение, любовь и чувство патриотизма.

Велико многообразие русского народного танцевального искусства. Хороводы, кадрили, переплясы, игровые и другие народные танцы поражают своим многообразием, богатством движений. В танце народ раскрывает свой характер, передает мысли, настроения, переживания.

Как красивы и величавы северные хороводы, как стремительны и зажигательны пляски донских или кубанских казаков! А икрящиеся, задорные уральские кадрили? Сколько еще всего вмещает в себя русский танец!

А ведь действительно - в русском танце и северная напевная лирика, и горячий темперамент южан, и цыганская страсть, и восточная вязь... Да в русском танце есть ВСЁ! Не здесь ли кроется тайна "загадочной" русской души

 

БИЛЕТ №14

1)Язык скульптуры.

Скульптура - пространственно - изобразительное искусство, ос-ваивающее мир в пластических образах. Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие. Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф: горельеф - высокий рельеф, барельеф - низкий рельеф, контррельеф - врезной рельеф. По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая. Монументальная - используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся: памятники, монументы, мемориалы.

Станковая - рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений.

Декоративная - используется для украшения быта (предметы мелкой пластики). По жанрам скульптура разделяется на портретную, жанровую (вос-произведение различных бытовых сцен), анималистическую (изображение животных), историческую (портреты исторических лиц и исторические сце-ны).
По форме изображения различают скульптуру круглую, т. е. трехмер-ную, допускающую обход и восприятие со всех сторон, измерение по высоте, ширине и толщине, и рельеф – скульптуру на плоскости, выполненную с применением перспективных сокращений и рассматриваемую обычно лишь спереди. Рельеф бывает выступающим, и тогда он различается на низкий (ба-рельеф), применяемый наиболее часто на медалях, монетах и т. д., и высокий (горельеф), используемый, в основном, в станковой и монументальной скульптуре. В горельефе некоторые части могут быть совсем отделены от плоскости и представлять собой трехмерные объемы. Врезанный же или вдавленный рельеф, применяемый большей частью на печатях и различных формах (матрицах) для оттискивания барельефных изображений, называется контррельефом.
Мелкая пластика, малая пластика, скульптура малых форм — са-мый распространенный вид скульптуры. Это небольшие произведения жан-рово-бытовой тематики, портретные статуэтки и др., изготавливающиеся во многих экземплярах и рассчитанные на широкое распространение. Мелкая пластика включает в себя как произведения круглой скульптуры, так и рель-ефы: декоративные медальоны, памятные медали, глиптику. Резные камни (геммы) служили амулетами, печатями, украшениями. К мелкой пластике от-носят античные терракотовые статуэтки, бронзовые фигурки, японские нэцкэ (с 17 в.), фарфоровые статуэтки, народную игрушку.

2)Декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство - вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей. К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Важной составляющей декоративно - прикладного искусства являются народно-художественные промыслы - форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий. Основными народными промыслами России являются: 1)Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская; 2) Роспись по дереву - Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская; 3)Декорирование изделий из бересты - тиснение по бересте, роспись; 4) Художественная обработка камня - обработка камня твердой и мягкой породы; 5)Резьба по кости - Холмогорская, Тобольская. Хотьковская; 6)Миниатюрная живопись на папье-маше - Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра; 7)Художественная обработка металла - Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу;

8)Кружевоплетение - Вологодское кружево, Михайловское кружево, 9)Роспись по ткани - Павловские платки и шали; 10)Вышивка - Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка. Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности. Сфера декоративно-прикладного искусства: эстетическое оформление посуды, различного рода инструментов, мебели, тканей, личного холодного и огнестрельного оружия - до художественной организации целых архитектурно-парковых комплексов. Сюда же относится оформление интерьеров декоративными росписями, декоративной скульптурой, барельефами, плафонами, вазами и т.п. Ряд очень важных видов декоративно-прикладного искусства связан со стремлением "украсить" самого человека, прежде всего женщину. Это художественно выполненная одежда, ювелирные изделия, искусство макияжа и парикмахерское искусство.

 

БИЛЕТ № 15

1) Под звуки тамтамов.

Наиболее существенной чертой народного творчества является его слитность с мифологией, религией, обрядами, колдовством и народной медициной. Оно широко представлено в ряде районов стран не только Африки, но и Латинской Америки и Азии. Современное народное творчество здесь соответствует племенной стадии развития художественной культуры. Необходимым и повседневным компонентом жизни многих народов Африки является музыка, она неотделима от их быта и неизменно присутствует во всех формах общественной жизни: звучит на официальных церемониях, в религиозных ритуалах, местных обрядах, во время различных работ и отдыха. В Африке практически нет деления на артиста и зрителя, слушателя: каждый из участников любого праздника, обряда может быть вовлечен в общее музыкальное действо. До сих пор часть африканской музыки остается бесписьменной, что затрудняет ее изучение. Традиционная народная музыка Африки отличается разнообразием жанров. Танцы и песни постоянно изменяются: одни жанры исчезают, другие появляются. К наиболее устойчивым жанрам относятся трудовые, религиозные, героические, лирические. Одним из своеобразных и самых выразительных средств традиционной африканской музыки является ритм, которому принадлежит доминирующая роль. Основу составляют асимметричные ритмы, полиметрия и полиритмия. Африканская народная гармония определяется мелодическим движением. В песнях чаще встречается двухголосие, движение голосов. В африканской народной музыке встречаются различные типы ладов, у каждой этнической группы - своя его разновидность. Африканцы свободно обращаются с ладами, исполнитель может менять устойчивые опорные звуки, варьировать интервалы внутри лада. Африканский народный танец - синтетический жанр, сплав звуков, красок, движений, полный смысла для человека, умеющего его «прочитать». Его основной ритмический рисунок связан с ритмикой ударных инструментов. Танец сопровождается хоровым пением и аккомпанементом на духовых инструментах. Красочность и выразительность танца подчеркивается использованием масок - ритуальных, культовых, игровых, а также татуировок, костюмов, ходуль, колокольчиков, оружия и пр. Особое место в фольклоре занимают ритуальные танцы - танец-обряд поклонения предкам, танец-обряд инициации и др. На взгляд человека, мало сведущего в африканской народной культуре традиционный африканский танец представляется исключительно импровизацией. На самом деле танцевальные традиции строго канонизированы, программы плясовых выступлений имеют жесткий «сценарий», импровизация не допустима. Основа традиционного народного (и «профессионального», который также существует) африканского танца: ритм, синкретизм и жанровая цельность пляски и пантомимы.

Искусство дизайна.

Слово «дизайн» было заимствовано в русский язык из итальянского языка (от итал. — «Disegno») и переводится, как композиция, замысел, модель, эскиз и т.п. Первые отголоски современного дизайнерского искусства, приходятся на период, 60 — 70-хх годов. Этот вид бизнеса пользуется широкой популярностью у нас в стране. Сейчас термин «дизайн» чаще употребляют в значении «художественное конструирование». Дизайнер определит общую цветовую гамму помещения и позаботится о наличии всех необходимых составляющих нового облика жилья. Он продумает несколько вариантов размещения мебели и оборудования разработает стиль квартиры в целом и составляющих ее помещений. Интерьер, выполненный в «классическом» стиле, идеально подходит для консервативных людей, которые во всем ценят основательность и придают большое значение сохранению традиций. Этому стилю присуще использование элементов античной архитектуры, строгое соблюдение принципов пропорциональности, простота и естественность форм. Классицизм разделяется, в свою очередь, на несколько направлений. Так, например «английскую классику» отличает торжественность, массивность и некоторая напыщенность — этот стиль можно использовать при оформлении больших квартир с высокими потолками. «Классика греко-римская» тяготеет к естественным, пропорциональным формам и может стать удачным решением почти для любой квартиры. К одной из разновидностей классики относится «ампир». Интерьер, выполненный в стиле «ампир» характеризуется богатством лепных, резных или литых украшений. «Рококо» - этот стиль легкий, затейливый, словно наряженный к празднику. При оформлении помещения в стиле «рококо» широко используются изделия из бронзы, зеркала, картины и живописные панно в затейливых рамах. Характерные черты интерьера, выполненного в стиле модерн — плавные, словно текущие линии, изогнутые очертания дверных и оконных проемов. Ему присуща живописная гармония блеклых, изысканных тонов. В этот стиль могут вписаться и современная бытовая электроника, и отдельные предметы, выполненные в ультрасовременном дизайне. «Минимализм» можно охарактеризовать практически полным отсутствием декора как такового. Очень подходит для квартир и помещений, имеющих небольшой объем. «Хай-тек» — это современный стиль высоких технологий. Для него характерно использование самых современных материалов и последних достижений техники. В таком интерьере смотрится бытовая электроника, оформленная по оригинальным авторским проектам лучших мировых дизайнеров. Чаще оформление квартиры являет собой смешение разных стилей. Это обусловлено тем, что стилевые предпочтения членов одной семьи могут существенно различаться. Например, молодежь предпочитает современный стиль «хай-тек», а для людей среднего возраста более приемлема «классика». Важно, чтобы эти предпочтения гармонично вписывались в общее стилевое решение квартиры.

 

БИЛЕТ № 16

1) Древнерусская иконопись.

Икона (от греческого слова, обозначающего "образ", "изображение") возникла до зарождения древнерусской культуры, и получила широкое распространение во всех православных странах. Иконы на Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской Церкви в тот период, когда значение церковного искусства переживалось с особенной силой. Что особенно важно и что явилось для русского церковного искусства сильным внутренним побуждением, это то, что Русь приняла христианство именно в эпоху возрождения духовной жизни в самой Византии, эпоху ее расцвета. В этот период нигде в Европе церковное искусство не было так развито, как в Византии. С глубокой древности слово "Икона" употребляется для отдельных изображений, как правило, написанных на доске. Своей декоративностью, удобством размещения в храме, яркостью и прочностью своих красок иконы, написанные на досках (сосновых и липовых, покрытых алебастровым грунтом левкасом), как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей. Большое распространение на Руси получила как станковая живопись – икона, так и монументальная – фреска, мозаика. Первые живописцы, работавшие на Руси, были греки. Первое упоминание о иконописце относится к 11 веку, это монах Алимпий Киево-Печерской лавры. Икона – образ – видимое изображение невидимого мира или изображение святых. В иконах заложена огромная духовная и нравственная сила. На иконах изображали Богородицу, Иисуса Христа, лики святых. Икона – это не предмет поклонения, это духовная связь, молитвенное состояние, общение с Богом, Богородицей, Святыми. Иконы писали на деревянных досках. Перед написанием иконы монахи выдерживали строгий пост, а затем приступали к работе с чистыми помыслами. История сохранила не так много имён иконописцев. Разные мастера писали разные части икон, главный мастер был духовным наставником. Это так называемое соборное (вместе) творчество. До наших дней дошли иконы византийского мастера Феофана Грека, он расписал более сорока церквей в разных городах страны. Иконописное творчество осваивалось и русскими монахами. История дала нам имя художника, известного всему миру своим творением «Троица» Андрей Рублев. Инок Троице-Сергиевой лавры. Он расписывал Благовещенский собор Московского Кремля, Успенский собор во Владимире, Троицкий храм в Троице-Сергиевой лавре. На иконе «Живоначальная Троица» мы видим трех ангелов Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух. Это ветхозаветный сюжет явления Аврааму Триединого Бога. Все на этой иконе символично: на заднем плане дом – творение рук человеческих, горы – небесный мир, дерево – мир нерукотворный природный. На столе жертвенная чаша, символизирует крестную жертву Христа во искупление грехов всего человеческого рода. Цвета иконы: красный – царская власть; мученичество; синий – небесная неземная сфера; зелёный – жизнь, надежда на духовное пробуждение; золотой – божественный свет; белый – чистота и безгреховность. Андрей Рублев похоронен в Спасо-Андронниковом монастыре.

Музыка как вид искусства.

Музыка - (от греч. musike - букв. - искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки - лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.

Принято разделение музыки на светскую и духовную. Основная область духовной музыки - культовая. С европейской культовой музыкой (обычно называемой церковной) связано развитие европейской музыкальной теории нотного письма, музыкальной педагогики. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную и вокально-инструментальную. Музыка нередко соединяется с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется: на роды и виды - театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.; на жанры - песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.

Музыкальным произведениям свойственны определенные, относительно устойчивые типичные структуры. Музыка использует, в качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств, звуковые образы.

Музыка в звуковых образах обобщенно выражает существенные процессы жизни. Эмоциональное переживание и окрашенная чувством идея, выражаемые через звуки особого рода, в основе которых лежат интонации человеческой речи, - такова природа музыкального образа.

Музыка возникла на низших ступенях общественного развития, выполняя преимущественно утилитарную роль – ритуальную, ритмическую в трудовой деятельности, способствуя при этом объединению людей в едином процессе.

Поэтические произведения – сказы, баллады и пр. интонировались мелодией, напевались. Музыка находилась и в синтезе с танцем. Музыка – вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие и отличающийся прямым и особо активным действием на чувства людей. Главным выразительным средством здесь является звук. Музыкальные формы: мелодия, полифония, гармония, ритм, композиция и т.п. Музыка создает звуки особого свойства, которых нет в природе и которые не существуют вне музыки. Первым музыкальным инструментом был голос.

 

Билет №17

1) Колокольные звоны Руси.

С принятием христианства на Русь пришли колокола и сразу стали символом державы и мощи духа русского человека. Колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов. Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого смертного часа человек слышал колокольный звон. Русь издавна славилась искусством отливки колоколов. Колокольные мастера пользовались особым почётом и уважением. Обучались мастерству долго… Самый большой колокол – Царь-Колокол. Он весит 200 тонн. Он никогда не звонил. При пожаре Москвы люди, боясь, что колокол расплавится, стали лить на него воду – от перепада температуры он треснул и от него откололся кусок весом 11,5 тонн. Стоит он сейчас в Московском Кремле и является уникальным памятником России. Благовест – если мерные удары в большой колокол – это призывает к началу службы.Трезвон – несколько или все колокола вместе – после благовеста. Перезвон – во все голоса, но по очереди – перед водосвятием. Красный звон – целый день на большие праздники. Слушание колокольных звонов.

Если подобрать различные, но гармонично звучащие колокола, можно исполнять мелодии и даже музыкальные произведения. Главный - большой колокол – это солист, остальные (меньшие по размеру) – оркестр молодых. Сейчас стало традицией проводить конкурсы звонарей. Для того чтобы звуки были слышны далеко-далеко, строили высокие звонницы и колокольни. В те времена колокола были солистами и выступали с хором птиц, под аккомпанемент шелеста листвы, журчание ручьёв.

Многие русские композиторы воспроизводили звучание колоколов в музыкальных произведениях. Одно из таких произведений – опера Н.А. Римского-Корсакова “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”. Силу колокола люди знают давно. В старину существовал такой обычай: стать под колокол, дёрнуть за верёвку и, замерев, принять на себя падающие звуки. Люди с большой охотой становились под колокол, ожидая обновления внутри себя.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...