Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления бюджетной и налоговой политики Карсунского района




Введение

 

В различных социально-экономических системах движение материальных благ и услуг происходит также в форме движения денежных потоков, и часть этих потоков направлена на создание денежных фондов государства. Они используются для финансирования реализации тех функций, которые законодательно закреплены за муниципальным образованием (муниципальное регулирование экономики, функционирование муниципального аппарата, развитие социальной сферы, науки и образования).

Осуществление радикальных преобразований на современном этапе экономического развития РФ возможно только при активном и умелом использовании финансов как инструмента воздействия на социально-экономические процессы развития общества, что обуславливает необходимость теоретического осмысления содержания финансов, их роль и влияния на все стороны процесса общественного воспроизводства. Правильное понимание направлений развития финансов создает основу для разработки финансового механизма, адекватного новым целям и задачам финансовой политики, который позволит обеспечить высокие темпы развития экономики, эффективное функционирования всех субъектов хозяйствования, сбалансированность бюджетов всех уровней бюджетной системы, социальную защиту и повышения уровня жизни населения.

В современной экономике вопросам финансов уделяется недостаточно внимания, что приводя к недооценке влияния финансов на социально-экономические процессы, влечет за собой просчеты и ошибки в обосновании целей и задач финансовой политики, выборе адекватных форм и методов организации финансовых отношений и, как следствие, низкую эффективность проводимых государством мер по достижению стабильного экономического роста и макроэкономической устойчивости. Для управления процессов формирования доходов государства и финансирования его расходов сложились современные институты (казначейства, министерства финансов, и т.д.). Существующая в настоящее время бюджетная система России стала центральным звеном государственных финансов. Она основана на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируется нормами права и представляет собой совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Финансы – это система экономических отношений, которые складываются между государством, предприятиями и гражданами относительно присвоения части национального дохода через механизм налогообложения и его распределения соответственно выполняемых государством функций.

Финансовая система представляет собой совокупность видов финансов в их взаимодействии и взаимосвязи. Основными субъектами финансовой системы является государственные финансы, финансы предприятий и организаций, финансы населений.

Государственный бюджет представляет собой финансовый план, в котором, с одной стороны, отражается поступление доходов, с другой – использование этих доходов для финансирования бюджетной сферы (расходы). Бюджет можно рассматривать как экономическую категорию, по средствам которой осуществляются отношения по образованию доходов и финансированию расходов государственных органов власти на всех уровнях управления. Бюджет – экономические отношения, возникшие между бюджетами разных уровней через органы управления, юридическими и физическими лицами при формировании фонда денежных средств. Формирование доходов обеспечивается на основе налогов и других обязательных платежей, плательщиками которых являются граждане и юридические лица. Расходы бюджетов, как правило, связано с выполнением функций государства (обеспечения функционирования всех государственных структур, содержание законодательной и исполнительной власти, финансирования науки, культуры, образования, здравоохранения, экономики). Во многих государствах, в зависимости от социальной ориентации, значительной является доля расходов государства на финансирование социальной сферы (науки, культуры, образование, социальное обеспечение, социальное страхование, здравоохранение).

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерацией в распоряжение органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Следуя конституции РФ, неотъемлемым признаком местного самоуправления является самостоятельное формирование местного бюджета. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления (статья 14 Бюджетного кодекса РФ).

Местные бюджеты занимают центральное звено местных финансов, в котором мобилизуется основная часть финансовых ресурсов муниципального образования и за счет средств которого финансируются основные потребности местного сообщества. Средства местных бюджетов находятся в собственности муниципального образования, что закреплено статьей 49 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Формирование местного бюджета осуществляется по средствам мобилизации налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных перечислений и других доходов местного бюджета. Согласно основному назначению муниципальных финансов – финансовому обеспечению полномочий местного самоуправления, средства местных бюджетов направляются на осуществление расходов: по решению вопросов местного значения, находящихся в компетенции органов местного самоуправления данного муниципального образования; по реализации делегированных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий; по осуществлению полномочий, делегированных другими органами местного самоуправления. В муниципальном образовании одним из звеньев перераспределения национального дохода в пользу определенных социальных групп населения является государственный бюджет. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Местные бюджеты решают две главные задачи: обеспечением дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Они помогают решать стоящий перед экономикой задачи обеспечения подъёма производства, преодоление временной стагнации и неустойчивости кризисных явлений.

В связи с реформированием системы местного самоуправления выделяют два подуровня – бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских и сельских поселений. Развитие муниципального сектора экономики является в настоящее время неотъемлемой составляющей социально экономического развития страны. На местные органы власти возложена важная задача по осуществлению социальной политики государства. Одна из важнейших задач – повышение качества общественных услуг, решение обострившихся проблем в сфере жилищно – коммунального хозяйства. Решение жилищной проблемы также связано с развитием муниципального сектора экономики, так как значительная доля жилищного строительства ложится на муниципалитеты. За счёт государственного финансирования на федеральном и региональном уровнях осуществляется около 20% жилищного строительства, основная доля жилищного строительства финансируется за счёт средств местных бюджетов и граждан.

Поэтому актуальность работы заключается в обеспечение внутренних и внешних пользователей информации о текущем состоянии дел в социальном обеспечение граждан, и прогнозировании ситуаций, в условиях развития современного законодательства.

Целью данной работы является правильность организации финансового планирования и прогнозирования бюджета муниципального образования.

В работе поставлены следующие задачи:

– организация управления финансового планирования и прогнозирования бюджета;

– основные направления бюджетной и налоговой политики;

– методика планирования бюджетных ассигнований.

Управление финансов МО «Карсунский район» является структурным подразделением администрации муниципального образования «Карсунский район». Осуществляющим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики на территории района. Управление финансов МО «Карсунский район» расположен по адресу: Ульяновская область, р.п. Карсун, площадь 30-летия Победы 6. Предельная численность Управления финансов утверждается Советом депутатов муниципального образования «Карсунский район».

 

 


1. Содержание финансового планирования и прогнозирования бюджета

В процессе финансового планирования, одного из функциональных элементов управления финансов, субъекты хозяйствования, органы государственной власти и местного самоуправления оцениваю состав и структуру своих финансовых ресурсов, определяют возможность и способы увеличения их объема, направления наиболее эффективного использования. При этом задаются пропорции формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получение доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач. Необходимость финансового планирования как особой сферы плановой деятельности обусловлена относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально вещественным элементам производства. Обособленность движения денежных средств и обратное воздействие через распределение на процесс воспроизводства обуславливают необходимость планомерного управления процессами формирования, распределения, перераспределения и использование финансовых ресурсов, которое и представляет собой содержание финансового планирования. Его специфика состоит в том, что объектом планирования выступает не производственная деятельность хозяйствования, органов местного самоуправления, а их финансовая деятельность, формирование и использование финансовых ресурсов. Соответственно субъектами финансового планирования является органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации.

В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности Управление финансов МО «Карсунский район» устанавливаются параметры финансовой системы, величина и источники финансовых ресурсов, направлений их расходования, степень соответствия денежных доходов, накоплений и поступлений затратам, уровень дефицитности ресурсов. При этом информационной базой для финансового планирования является прогноз социально-экономического развития, который предоставляет отдел экономического планирования и прогнозирования. Финансовое планирование создает условия для реализации финансовой политики. При помощи финансового планирования определяются потребности в финансовых ресурсах, необходимых для решения задач, предусматриваемых прогнозами социально – экономического и устанавливает источники их покрытия, намечает количественные параметры формирования и использования бюджетов разных уровней. Можно сделать вывод, что финансовое планирование, представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами управления финансов по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально – экономического развития, документах определяющих финансовую политику.

Цель которую ставит отдел прогнозирования бюджета в финансовом планировании – обеспечение финансовыми ресурсами воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозом социально – экономического развития, она реализуется на основе использования распределительной функции финансов, позволяющей устанавливать научно обоснованные пропорции при определении источников и планировании объемов финансовых ресурсов, направлений их использования. Задачи решаемые в процессе финансового планирования сложны и многообразны, они обусловлены особенностями формирования и использования финансовых ресурсов. В этом процессе на всех уровнях обеспечивается взаимная балансовая увязка доходов и расходов субъектов хозяйствования и субъектов власти, показателей производственных планов и прогнозов социально – экономического развития.

К задачам финансового планирования можно отнести:

1) Определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования,

2) Определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств,

3) Обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования средств,

4) Создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами власти,

5) Определение экономически обоснованного размера финансовых ресурсов.

Финансовое планирование направлено на достижение устойчивого экономического роста, поддержание сбалансированности, создание условий для эффективного управления финансами.

Финансовое прогнозирование представляет собой исследование конкретных перспектив, развитие финансов субъектов хозяйствования и субъектов власти в будущем, научно обоснованное предположение об объемах и направлениях использования финансовых ресурсов. Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и потребности в них, возможные варианты осуществления финансовой деятельности и представляет собой предпосылку для финансового планирования. К основным целям финансового прогнозирования, осуществляющего для научного обоснования показателей финансовых планов и способствующего выработке концепций развития финансов на прогнозируемый период, можно отнести оценку предполагаемого объема финансовых ресурсов и определение предпочтительных вариантов финансового обеспечения деятельности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления. Результатом финансового прогнозирования является составление финансового прогноза, который представляет собой систему научно обоснованных предположений о возможных направлениях будущего развития и состава финансовой системы, отдельных ее сфер и субъектов финансовых отношений. Прогнозы дают возможность рассмотреть различные варианты развития финансов.

Перспективный финансовый план – документ, формируемый на основе среднесрочного прогноза социально – экономического развития РФ, муниципальных образований и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.

Перспективный финансовый план составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации и законодательно не утверждается. Это связано с тем, что показатели перспективного финансового плана носят расчетный характер и используются только для обоснования и взаимоувязки заданий различных планов и прогнозов. Исходной базой для формирования, которого является бюджет на текущий год, ежегодно корректируется с учетом поступлений денежных средств. Использование в практике финансового прогнозирования на макроэкономическом уровне перспективных финансовых планов позволяет обеспечить стабильность бюджетного процесса, преемственность целей и задач финансово – экономической политики и прозрачность межбюджетных отношений на долгосрочный период времени. Можно сделать вывод, что финансовое прогнозирование с одной стороны, предшествует финансовому планированию, а с другой стороны – является его составной частью, т. к. разработка финансовых планов производиться на основе показателей финансовых прогнозов.

Основным финансовым планом на общегосударственном и территориальном уровне выступает бюджет. Бюджет как плановый документ представляет собой роспись доходов и расходов. Составляется в форме баланса денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления поселений. Конкретизация доходов и расходов бюджета осуществляется в соответствие с группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, установленной бюджетным кодексом РФ и ФЗ от 15.08.1996 г. №115 – ФЗ «О бюджетной классификации РФ». Бюджет составляется исполнительными органами власти на 1 календарный год и утверждается в форме закона соответствующим законодательным органом власти. Порядок составления и утверждения бюджета как планового документа регламентируется бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативно правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований, устанавливающими особенностями бюджетного процесса в данных административно-территориальных образованиях. Бюджет как план носит целевой и директивный характер, для него свойственны конкретность и адресность показателей; бюджет по существу, стал в России основным документом, комплексно определяющим количественные и качественные параметры государственной социально – экономической политики.

Основные направления бюджетной и налоговой политики Карсунского района

 

Бюджет Карсунского района разрабатывается, утверждается и исполняется для достижения определенной цели в развитии бюджетной сферы, т.е. обеспечение тех видов деятельности, которые финансируются за счет бюджетных средств.

Целевые ориентиры муниципального образования находят отражение в бюджетной политики. Муниципальное образование определяет содержание и направления своей деятельности, обеспечивая соответствующее финансирование районного сектора экономики, науки, образования, всей системы районного управления, здравоохранение, культуры. Это находит отражение в официальных документах, являющихся обязательными при составлении бюджета. Этот документ является основой для разработки правительством основных направлений бюджетной и налоговой политики, где определяются сферы приоритетного бюджетного финансирования. В последние годы особое внимание уделяется повышению доли инвестиционных расходов в структуре расходов бюджета, снижению процентных расходов, связанных с обслуживанием государственного долга и его досрочного погашением, повышению эффективности использования бюджетных средств, направляемых на финансирование государственных заказов для удовлетворения потребностей бюджетной сферы. Бюджетная политика определяет также стратегию в области доходов и расходов бюджета.

Критериальное значение для оценки качества бюджетной политики имеют следующие показатели:

– стабильность доходов от реального сектора экономики;

– пропорциональность роста доходов и расходов;

– динамика доли текущих и капитальных расходов в структуре расходов бюджета;

– соотношение процентных и непроцентных расходов в бюджете;

– наличие сфер (отраслей), финансирование которых улучшается или ухудшается;

– доля расходов бюджета на финансирование реального сектора экономики. При ее незначительности (в настоящее время она не превышает 9% в структуре расходов федерального бюджета) государственный сектор экономики отстает в развитии.

Основные вопросы регулирования финансовых потоков в интересах задач развития бюджетной сферы отражены в структуре консолидированного бюджета РФ. Консолидированный бюджет является сводом бюджетов всех уровней и именно поэтому позволяет контролировать основные соотношения в структуре доходов и расходов. В настоящее время диспропорциональность доходов и расходов бюджетов муниципальных образований и поселений связано с закреплением за ними доходов, которые остаются не устойчивыми. В частности, закрепление за муниципалитетами земельного налога не гарантирует его поступление в бюджет, поскольку нередко его некому платить. Консолидированный бюджет позволяет отслеживать динамику источников доходов бюджетов и изменение структуры расходов.

Одной из основных задач бюджетной политики является сокращение процентных расходов и увеличение непроцентных. Это делается на основе регулирования и относительного сокращения внутренних и внешних заимствований, перехода к долгосрочным займам, по которым объем процентных платежей в расчете на год уменьшается. До тех пор пока государство выплачивает значительные суммы по основному долгу, доля процентных расходов остается высокой.

Важнейшим инструментом обеспечения экономического роста, развития предпринимательства, привлечения инвестиций должна стать налоговая политика.

В связи с этим, администрация муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области направят свои усилия на дальнейшее совершенствование регионального законодательства о налогах и сборах, расширение налоговой базы, увеличение доходов бюджета муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области. Данными направлениями и будут определяться основные задачи налоговой политики. Главным результатом работы администрации муниципального образования «Карсунский район» за последние годы является стабильное увеличение поступлений доходов. За 2007 год в бюджет муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 29674,0 тыс. руб., что на 9136,1 тыс. руб. больше по сравнению с 2006 годом или темп роста составил 144,5%.

Этому способствовали многочисленные меры, принимаемые администрацией муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области по увеличению налогового потенциала:

– увеличение числа налогоплательщиков;

– проведение индивидуальной работы с каждым налогоплательщиком по своевременному внесению платежей в бюджет;

– проведение расчетов с предприятиями-недоимщиками на возвратной основе в целях погашения взаимной задолженности;

– проведение заседаний межведомственной комиссии по увеличению налогового потенциала бюджета муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области с приглашением руководителей предприятий, имеющих задолженность по платежам в бюджет и доведение до них плана по погашению задолженности согласно графика;

– проведение согласно с МИ ФНС заседаний комиссий по взысканию недоимки в бюджет всех уровней;

– выявление и легализация выплаты заработной платы рабочим на частных предприятиях, обеспечения доведения уровня минимальной заработной платы работников до установленного Правительством Ульяновской области прожиточного минимума;

– создание дополнительных рабочих мест;

– проведение работ по инвентаризации земельных участков, их владельцев, доведение результатов проведения кадастровой оценки земельных участков до населения;

– заключение договоров аренды земельных участков с организациями и частными предпринимателями, использующих землю без правоустанавливающих документов, заключение договоров аренды с новыми арендаторами;

– заключение договоров аренды муниципального имущества с организациями и частными предпринимателями, использующих имущество без правоустанавливающих документов, заключение договоров аренды с новыми арендаторами;

– реализация муниципального имущества не участвующего в хозяйственной деятельности;

– расширение перечня платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, и на увеличение на этой базе доходов бюджета муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области;

– организация совместных проверок по вопросам расчетов и перечислений платежей за негативное воздействие на окружающую среду природопользователями района.

На 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов администрацией муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области будут усовершенствоваться действующие и изыскиваться новые подходы и методы, направленные на выполнение плановых показателей бюджета муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области.

Доходная часть бюджета муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов в виде налоговых и неналоговых доходов сформирована в сумме 35483,8 тыс. руб. – в 2009 году, 39460,8 тыс. руб. – в 2010 году, 43820,0 тыс. руб. – в 2011 году. Темп роста доходов на 2009 год к уточненному плану на 2008 год составляет 118,3% или в абсолютной сумме роста – 5492,3 тыс. руб., к оценке ожидаемого поступления 2008 года составляет 114,1% или в абсолютной сумме роста – 4376,5 тыс. руб.

 

Таблица 1. Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Карсунского района

Наименование налогов и доходов 2008 года тыс. руб. 2009 год (прогноз) тыс. руб. Темп роста% 2010 год (прогноз) тыс. руб. 2010 год (прогноз) тыс. руб.
Доходы 29991,5 35483,8 118,3 39460,8 43820,0
в т.ч.          
Налог на доходы физических лиц 14400,0 17902,5 124,3 21197,1 24949,0
Единый налог на вмененный доход 3102,8 3884,4 125,2 3884,4 3884,4
Единый сельскохозяйственный налог 31,2 34,0 109,0 40,2 43,2
Госпошлина 3285,2 3585,4 109,1 3585,4 3585,4
Доход от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 1716,4 1499,4 87,4 1597,5 1613,5  
Плата за негативное воздействие на окружающую среду 198,7 156,4 82,5 165,8 175,7
Доходы от оказания платных услуг 3911,5 5506,6 140,8 6040,3 6596,7
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 975 185,1 19 220,1 242,1
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 2379,7 2730 114,7 2730,0 2730,0

 

Кроме того, будет продолжена работа, направленная на поиск новых источников пополнения бюджета.

За последние годы структура налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области остается практически неизменной. Основными бюджетообразующими доходными источниками по-прежнему является налог на доходы физических лиц. В 2008 году его доля составляет соответственно 48,0%, в 2009 году – 50,5%, в 2010 году – 53,7%, в 2011 году – 56,9%. Это увеличение связано с повышением заработной платы, в том числе в отраслях бюджетной сферы.

На федеральном уровне приняты и одобрены Основные направления налоговой политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов. Данные направления на трехлетний период позволяют определить для всех участников налоговых отношений среднесрочные ориентиры в налоговой сфере и тем самым приводят к повышению стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.

Наиболее важные изменения в области налоговой политики, существенным образом влияющие на формирование доходной базы бюджета муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области, коснулись налога на доходы физических лиц, налога на недвижимость.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...