Глава 6. Материальные помехи на пути медитации
Во время садханы старые апскары вражды, ненависти, похоти, зависти, страха, достоинства, уважения и т. д. принимают конкретные формы и преграждают ученику путь, и потому он должен хорошо знать, какие препятствия могут стать камнями преткновения на пути к Богоосознанию. Только тогда он сможет без труда преодолеть их. Корабли ходят вдоль опасных берегов с помощью лоцмана. Сходным образом, ученик пересекает океан духовности, руководствуясь подробными познаниями о таящихся в нем опасностях и способах их преодоления. По этой причине я собираюсь как можно яснее рассказать о разнообразных помехах и действенных способах борьбы с ними. Все по-настоящему серьезные помехи на пути медитации не приходят откуда-то извне — они таятся в самом ученике. Будьте отважны, друзья! Занимаясь обузданием разума, приближаясь к глубокой медитации и самадхи, вы столкнетесь со множеством преград. Учитесь преодолевать их. Будда и Уддалака тоже испытывали большие трудности. Не падайте духом. Никогда не отчаивайтесь. Наши неудачи — это ступени, ведущие к успеху. Соберите все свое мужество и с удвоенной силой шагайте по духовному пути. Если необходимо, сделайте привал. Никакие преграды не страшны человеку, обладающему пламенной решимостью и железной волей. За одну жизнь совершенства не достичь. Просветленные мудрецы представляют собой общий итог добродетельных поступков, совершенных за несколько перевоплощений. В «Гите» Господь Кришна говорит: «Йогин, покоривший свой разум, очищенный от грехов, многими рождениями достигший совершенства, идет Высочайшим Путем» (6:45). Бесцельные скитания У некоторых учеников есть привычка бесцельно скитаться. Они и неделю не могут провести на одном месте. Их манят новые места, новые лица, новые собеседники. Следите за такой склонностью. Кому на месте не сидится, тот добра не наживет. Садхака должен по меньшей мере двенадцать лет (период тапаса) жить в одном и том же месте. При слабом здоровье можно проводить холодное полугодие в одном месте, а жаркое — в другом. Частая перемена мест идет садхаке во вред. Тот, кто хочет проводить усердную садхану и тапас, должен оставаться на одном месте. К тому же безостановочная ходьба вызывает слабость и изможденность.
Прекращение садханы В первое время ученики полны рвения и проявляют к садхане большой интерес. Они надеются на стремительное развитие и сиддхи, но в отсутствие быстрых результатов падают духом, теряют интерес к абхьясе (обучению), прекращают прилагать усилия и, наконец, окончательно бросают садхану, теряют веру в ее действенность. Иногда их разум начинает испытывать отвращение только к одному типу садханы, хочет изменить ее. Разум стремится к разнообразию в еде и прочих вещах; точно так же ему хочется нового вида садханы. Он восстает против однообразной практики. Ученик должен знать, как убедить разум вернуться к прежней работе. Это достигается определенными послаблениями. Полное прекращение садханы — роковая ошибка. Духовную практику нельзя останавливать ни при каких обстоятельствах, так как дурные мысли только и ждут возможности прорваться на фабрику мышления. Когда ученик прекращает садхану, его разум превращается в мастерскую Сатаны. Не делайте этого. Оставайтесь искренним и последовательным в повседневной жизни, тапасе и медитации, и тогда садхана будет протекать сама собой. Думайте только о насущных проблемах. Плоды появятся сами собой. Я повторю слова Кришны: «Да будет у тебя устремленность к делу [тапасу, садхане и медитации], но никогда к его плодам, да не будет плод действия твоим побуждением, и да не будет у тебя привязанности к бездействию» («Гита», 2:47). Бог увенчает эти усилия радостным успехом. Очищение разума, воспитание его однонаправленности требует долгого времени. Сохраняйте спокойствие и терпение. Продолжайте свою садхану.
Будьте осторожны в выборе круга общения. Дурные люди могут поколебать веру и убежденность. Полностью доверяйте своему духовному наставнику, верьте в действенность своей садханы. Никогда не меняйте своих убеждений. Продолжайте садхану с усердием и интересом. Это принесет быстрое духовное развитие. Ступень за ступенью вы будете подниматься по духовной лестнице и в конце концов непременно достигнете цели.
Деха-адхьяса Уединяясь для усердного тапаса и медитации либо просто занимаясь в тишине медитацией, не думайте о бритье. Пусть волосы растут. Такие привычные мысли, как желание побриться, очень отвлекают разум и нарушают течение мыслей о Боге. Не тревожьтесь о теле, хлебе и одежде. Думайте о Боге, Атмане.
Болезни Телесные недуги вызываются дневным сном, ночным бодрствованием, сексуальными излишествами, пребыванием в толпе, задерживанием естественных отправлений, вредной пищей, утомительным умственным трудом, недостатком регулярных упражнений и так далее. Заболевая от нарушения законов здоровья и неблагоразумных поступков, ученик иногда винит в этом занятия йогой и бросает практику. Это первая преграда на пути йоги. Наше тело — это инструмент достижения Богоосознания. Без крепкого здоровья нельзя усердно заниматься йогой и медитацией. По этой причине поддерживайте телесное здоровье с помощью физических упражнений, асан и пранаямы, полезной пищи, солнечных ванн, свежего воздуха, холодной воды и других средств. Сгущаясь, тучи закрывают солнце. Сходным образом преграждают духовный путь облака болезней. Даже во время болезни не следует приостанавливать занятия джапой, концентрацией и медитацией. Темные тучи болезни скоро рассеются. Сделайте разуму внушение, убедите его, что болезнь быстро пройдет. Мы ни на день не прекращаем заботиться о теле. Точно так же ни на один день не следует прерывать духовную практику. Разум всегда готов ввести нас в заблуждение, помешать занятиям медитацией. Не обращайте внимания на мнение разума, прислушивайтесь только к нежному голосу души.
Медитация сама по себе является бодрящим средством, панацеей от всех болезней. Если болезнь серьезна, джапой и легкой медитацией можно заниматься даже в постели.
Ненужные споры Некоторые люди с развитым интеллектом имеют привычку вступать в ненужные споры и раздоры. Они наделены таркика-буддхи, логическим рассудком. Они не могут успокоиться ни на минуту и постоянно ввязываются в горячие споры, что ведет к вражде и неприязни. Бесполезные споры отнимают много сил. Рассудок может оказать большую помощь, когда используется в верном направлении, атма-вичаре. Но в бесплодных спорах рассудок становится помехой. Он способен подвести ученика к порогу интуиции, но не дальше. Рассудок помогает делать логические выводы о существовании Бога и искать пути к Самоосознанию. Интуиция превосходит рассудок, но не противоречит ему. Интуиция — это прямое восприятие истины. Она не связана с рассудком. Рассудок имеет дело с проблемами материального мира. Он царит там, где есть «почему» и «по какой причине», но совершенно бесполезен для высшего восприятия, выходящего за рамки привычного мира. Интеллект очень помогает в размышлениях и умозаключениях, но люди с развитым умом часто превращаются в скептиков. Их рассудок становится извращенным. Они теряют веру в Веды и учения Махатм. Они твердят: «Мы рационалисты. Мы не можем поверить в то, что противоречит рассудку. Мы не верим упанишадам и отвергаем все, что не подвластно разуму. Мы не верим в Бога и cam-гуру». Подобные «рационалисты», по существу, просто атеисты. Их очень трудно переубедить. Их рассудок стал извращенным, загрязненным. Мысли о Боге таким людям просто недоступны. Они никогда не возьмутся за садхану. Они говорят: «Покажите нам Брахмана, о котором говорят упанишады, или Ишвару, которому поклоняются бхакты». Сомневающиеся погибнут. Рассудок — это просто грубый инструмент. Он не в силах объяснить множество загадок жизни. По пути Бого-осознания могут идти лишь те, кто свободен от так называемого «рационализма» и скептицизма.
Прекратите споры. Немного помолчите. Загляните в себя — и все сомнения рассеются. Возникнет проблеск Божественного Знания. Откроются страницы вечной книги Божественных Знаний. Неустанно занимайтесь, и вы ощутите это. Ученик не должен тратить время на глупые разговоры и бесплодные размышления даже под предлогом умственной разрядки. Он должен думать и говорить только о Боге.
Окружающие условия Неблагоприятная атмосфера, скверные условия жизни и прочие подобные помехи помогут научиться усерднее и прилежнее бороться с подобными преградами. Успешное преодоление этих препятствий ускоряет развитие, развивает волю и выносливость.
Дурное общество Влияние дурного общества в высшей степени ужасно. Ученик должен всеми силами избегать общения с дурными людьми. Встречи с ними наполняют разум скверными мыслями, которые способны полностью убить неокрепшую веру в Бога и священные писания. О человеке судят по его друзьям. Об этом сложено немало мудрых пословиц. Слабый саженец окружают крепкой оградой, чтобы его не затоптали коровы. Сходным образом, новичок духовного пути должен старательно оберегать себя от дурных влияний, иначе они его полностью погубят. Нужно тщательно избегать общения со лжецами, сластолюбцами, ворами, мошенниками, двурушниками, скупцами, болтунами, клеветниками, сплетниками и безбожниками. Довольно опасным следует считать и женское общество. Дурным обществом считается все, что вызывает дурные мысли: плохое окружение, непристойные картины и песни, любовные романы, кино и театр, подсматривание за спаривающимися животными и неприличные намеки. Ученики часто жалуются: «Я занимаюсь садханой уже пятнадцать лет, но не достиг никаких ощутимых результатов». Очевидно, они не обезопасили себя от дурного общества. Газеты посвящены разнообразным обыденным вопросам, и потому ученики не должны читать газеты. Это укрепляет повседневные санскары, вызывает эмоциональное возбуждение, заставляет разум отвлекаться вовне, считать окружающий мир подлинной действительностью и, следовательно, забыть о кроющейся за всеми названиями и формами Истине.
Придирчивость Это отвратительная, очень древняя и цепкая человеческая привычка. Разум ученика, который сует нос в чужие дела, постоянно обращен вовне. Разве он может думать о Боге, если все время выискивает недостатки в окружающих? Если потратить хотя бы часть этого бесцельно растрачиваемого времени на выявление собственных недостатков, можно стать святым. Зачем искать изъяны в других? Начните с себя! Искорените собственные пороки. Прежде всего очищайте собственный разум. У того, кто прилежно занят духовной работой, нет времени на то, чтобы совать нос в чужие дела. Когда привычка придираться к окружающим отомрет, исчезнут все поводы для обвинений. Злословие и сплетни отнимают очень много времени, но время — самое драгоценное, что у нас есть. Кто знает, когда Яма1 решит прервать нашу жизнь? Каждое мгновение нужно тратить на созерцание Божественного. Оставьте внешний мир в покое, занимайтесь своими делами. Наведите порядок на фабрике мышления. Спокойнее всех тот, кто не суется в чужие дела.
1 Бог смерти, царь загробного мира, повелитель предков.
Самооправдание Это очень опасная и неуступчивая привычка. Верными спутниками склонности к самооправданиям являются самоутверждение, самонадеянность, упрямство, притворство и лживость. Тот, кто страдает этим пороком, никогда не сможет стать лучше, так как отказывается признать свои недостатки, пытается всеми силами оправдать собственные ошибки. Доказывая свою правоту, он без колебаний солжет. Он соврет, чтобы подтвердить другую ложь, и так будет тянуться до бесконечности. Ученик должен признавать свои недостатки, ошибки и слабости, только тогда он сможет быстро развиваться.
Страстные порывы Порывы мешают медитации. Разум и воля должны подчинить себе все смутные подсознательные желания. С этой точки зрения главными помехами на пути медитации являются половое влечение и тщеславие. Они ведут «партизанскую войну»: набрасываются на садхака, на некоторое время исчезают, а затем появляются вновь. Их следует искоренять энергичными усилиями, вичарой, вивекой (умением отличать Атмана и анатмана, «я» и «не-я») и шивохам-бхаваной (ощущением тождественности с Шивой).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|