Древний мир и раннее Средневековье.
Стр 1 из 39Следующая ⇒ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ КАФЕДРА ИСТОРИИ ИСТОРИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ (для студентов 1 курса всех специальностей, Кроме исторического) Уфа История. Курс лекций. Редколлегия: д.и.н., профессор Р.С.Аюпов (отв. редактор), д.и.н., профессор Д.Х Яндурин., к.и.н., доцент М.М. Утягулов (отв. секретарь)
Курс лекций по Отечественной истории подготовлен коллективом преподавателей кафедры истории факультета философии и социологии для студентов первого курса всех факультетов университета. В пособии в краткой форме освещается история нашей страны с древнейших времен до современности. Его содержание соответствует государственному образовательному стандарту (III поколение) Министерства образования и науки Российской Федерации по дисциплине “Отечественная история”. Особенность данного пособия состоит в том, что он разработан коллективом авторов в соответствии со специализацией каждого преподавателя по различным периодам истории России. Список основной и дополнительной литературы приводится в конце издания.
Авторы: Введение, лекция I - доктор ист. наук, проф. Аюпов Р.С. Лекция II- к. ист. наук, доцент Заерова А.Н. Лекция III- к. ист. наук, доцент Новикова О.И. Лекция IV-VIII - к. ист. наук, доцент Утягулов М.М. Лекция IX - к. ист. наук, ст. препод. Галлямова Г.Ф. Лекция X -к. ист. наук, доцент Хадимуллин Р.Р. Лекция XI-XII- доктор ист. наук, проф. Яндурин Д.Х. Лекция XIII-XIV- доктор ист. наук, проф. Аюпов Р.С. Лекция XV-XVII - доктор ист. наук, проф. Валиуллин К.Б.
ВВЕДЕНИЕ История как наука и как учебная дисциплина всегда вызывала и продолжает вызывать большой общественный интерес. Этот интерес обусловлен потребностью знать истории своей Родины как составной части всемирной истории. В прошлые годы история как наука во многом была политизирована. Многие ее страницы отражались в литературе односторонне, что накладывало определенный отпечаток на формирование исторического мышления людей. В исторической литературе накоплен большой опыт создания трудов по истории России. За последнее время переизданы фундаментальные труды крупных дореволюционных российских историков, среди которых работы С.М. Соловьева, Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского и др. Мы располагаем сегодня трудами и таких видных историков как Б.А. Рыбаков, Б.Д. Греков, С.Д. Бахрушин, М.Н. Тихомиров, Л.Н. Покровский и других наших современников. Труды многих современников будут приведены и рекомендованы для изучения и ознакомления студентам в ходе лекционного курса. Вместе с тем, изучая историю России, и преподавателям, и студентам важно иметь в виду, что традиционное представление о зарубежье сегодня коренным образом изменилось. Историческая реальность такова, что мы имеем дело с такими понятиями как «ближнее зарубежье» и «дальнее зарубежье». В недалеком прошлом этих разграничений не существовало. История распорядилась таким образом, что с распадом СССР как единого союзного государства, входившие в него республики, выделились в самостоятельные государства. По отношению к России они стали уже «ближним зарубежьем». Мы не можем сразу забыть, что эти республики, составляющие когда-то СССР, долгие годы были связаны между собой единством политических, экономических, социальных и других отношений. В связи с этим, несмотря на глобальные перемены в России, на меняющийся характер, на сложные, подчас на болезненные процессы, которые переживает страна весьма важно в исторических условиях не впадать в односторонность в оценках исторических событий, стремиться к объективности в освещении сложных проблем отечественной истории.
Для чего надо знать историю? Вокруг проблем истории во всем мире всегда велась и ведется сегодня идейная борьба, происходит постоянное социальное размежевание, порождающее подчас остроконфликтные ситуации. Не осталась в стороне от данных процессов и многонациональная Россия. В сфере ее политической жизни в последнее время особенно отчетливо дали о себе знать негативные явления, сопровождавшиеся межнациональными конфликтами. Гражданская ответственность за исторические судьбы своих народов и наций обязывает нас тщательно разобраться в причинах социальных неурядиц, порождающих серьезные политические кризисы. А для этого нужно знать историю. В связи с этим важно понять, какие функции возложены на курс «История». Наиболее отчетливо проявляются следующие основные функции: познавательная и интеллектуально-развивающая, практически политическая, мировоззренческая. Что является предметом изучения курса «История»? Предметом изучения истории являются закономерности политического и социально-экономического развития государства и общества, т.е. общественно-политические процессы, деятельность различных партий и организаций, развитие политических систем и государственных структур. В отличие от других общественных наук (философии, политологии, социологии) история исследует формы проявления исторических закономернос-тей, и в событиях и фактах, экономической политике.Таким образом, пред-метом изучения курса «История» является процесс формирования предпосылок, зарождения и социально-политического становления российского общества и государства как мирового процесса истории человечества. Объективное познание истории обеспечивается методологией истории. В нашем понимании методология отечественной истории это система принципов и методов исторического исследования. Основными принципами исторического исследования являются объективность, историзм, социальный подход к изучению истории, всесторонность ее изучения. Историческая наука пользуется в основном двумя общими методами: историческим и логическим.
В современных условиях существует множество подходов к про- ведению исторического исследования, к постижению и осмыслению исто- рии России. Среди них выделяются формационный и цивилизационный. При этом следует помнить, что в мировой истории, составной частью которой является история России, наша Отечественная история занимает особое место. Хотя принято считать и говорить, что Россия расположена в Европе и Азии и во многом впитала в себя характерное для стран и государств этих материков, тем не менее Отечественная история России носит самостоятельность. Особенности истории России весьма значитель-ны и выделяют ее в самобытную, отличающую ее от других стран Европы и Азии, как и от стран других материков земного шара. Прежде всего речь идет о природно-климатических условиях России. Это холодный климат, что приводил к необычайно короткому циклу сельскохозяйственных работ. Это в свою очередь накладывал отпечаток на весь ход общественной и государственной жизни. На формирование и развитие российского общества существенное влияние оказывал геополитический фактор. Равнинный характер местнос- ти,открытость, отсутствие естественных географических границ не позво- ляли надежно защищать границы от набегов, нашествий, вторжений как с Запада,так и с Востока. Отсутствие морских путей отрывало Русь от непо- ственной торговли с Западом. При этом разветвленная речная сеть давала возможность развитию внутренней торговли. Через Русь проходили путь «из варяг в греки» и «Великий шелковый путь». Важной особенностью Отечественной истории стало непрерывное расширение территории России. В ряде случаев территориальное расширение шло путем добровольного присоединения или вхождения в состав России. Приращение территорий с их народами сделали Россию многонациональным государством. Одной из главных характерных черт отечественного исторического процесса была гипертрофированная роль верховной власти по отношению к российскому обществу. Еще одну особенность российского государства и его истории составляет отличие от Запада взаимоотношения светской и церковной власти.
Вышесказанное говорит о том, что история осознается как общественная потребность, которая дает возможность осознанно воспринимать жизнь и современное человеческое общество, ориентироваться в историческом пространстве, формировать политическую и общественную культуру личности. Знание истории Отечества вооружает будущего дипломированного специалиста историческим опытом своей страны, активно способствует формированию самостоятельной точки зрения на современные сложные общественно-политические и социально-экономические процессы. Курс лекций подготовлен на основании программы по истории федерального компонента цикла общегуманитарных и социально- экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования третьего поколения. Курс лекцийподготовлен коллективом кафедры истории Башкирского государственного университета под руководством профессора, доктора исторических наук, заведующеего кафедрой истории Аюповым Р.С.
ЛЕКЦИЯ №1 ДРЕВНИЙ МИР И РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. ДРЕВНЯЯ РУСЬ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|