Тарифы призваны возмещать сумму всех затрат предприятия на производство и продажу продукции, обеспечивая прибыль.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ТЕМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ЦЕНЫ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 1. Экономическая сущность и функции цен. 2. Классификация видов цен. 3. Методы и принципы ценообразования. 4. Совершенствование ценообразования в рыночных условиях. 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ЦЕН Главной характеристикой, определяющей соотношение спроса и предложения, является рыночная цена на продукцию. Экономические связи в хозяйстве страны осуществляются в форме обмена результатами деятельности предприятий посредством цен. Сумма цен должна всегда равняться сумме стоимостей товара, иначе не будет обеспечена эквивалентность обмена. Цена – это денежное выражение стоимости. Цена – это сумма всех производственных и маркетинговых издержек плюс средняя прибыль на авансированный капитал. В литературе можно встретить и такую формулировку: «Цена – это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель - продать». Цена – один из факторов определения выручки от реализации от продукции, а значит, она непосредственно влияет на размер прибыли, получаемой предприятием. В условиях развития рыночных отношений цена выполняет ряд важных функций: Функции цен в условиях рынка: 1) Измерительная. Цена в единых денежных знаках измеряет стоимость товара. Она выражает общественно необходимые затраты труда на производство товара. При помощи различной системы цен в экономике планируются и учитываются все стоимостные показатели: ВП, ТП, ЧД, П… 2) Плановая. Внутрихозяйственное планирование производства, распределения, обмена и потребления продукции в стоимостном выражении осуществляется с помощью цен на планируемые процессы.
3) Регулирующая. В рыночной экономике цены представляют основной инструмент уравновешивания спроса и предложения. Цена указывает денежный запрос производителя или продавца товара с ответной реакцией покупателя. Повышение или понижение цены на рынке приводит к выравниванию величины спроса и предложения и тем самым, увеличивает или сокращает поставку товаров и услуг на рынок. 4) Распределительная. Повышение или понижение цен ведет к перераспределению доходов и прибыли между отраслями, предприятиями, социальными группами населения. 5) Контрольная. Цены служат инструментом учета и контроля расхода материально-вещественных и природных ресурсов, их движения и сохранения. 6) Стимулирующая. Цены стимулируют заинтересованность товаропроизводителей в повышении объемов производства, снижении издержек и увеличении размера прибыли. Получение прибыли от реализации продукции во многом зависит от цены на конкретный вид товара и издержек производства. Рост цен на продукцию будет стимулировать увеличение объемов выпуска данной продукции. 7) Социальная. Изменение розничных цен способствует перераспределению доходов и расходов населения, изменению семейного бюджета, влияет на доступность населения к различным видам товаров, социальных благ и услуг. 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ЦЕН В настоящее время существуют различные классификации видов цен. Это обусловлено спецификой функционирования цен, находящихся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Но, несмотря на большое многообразие цен, тем не менее, их можно классифицировать по ряду экономических признаков, по различным видам и подвидам.
ПРИЗНАКИ КЛАССИФИКАЦИИ: 1) В зависимости от сферы обслуживания национальной экономики: Оптовые – это цены, по которым производственные предприятия или их посредники реализуют свою продукцию оптом (в больших объемах), не прибегая к услугам торговых розничных организаций. Характерной особенностью является то, что реализация товаров по оптовым ценам осуществляется, как правило, путем безналичных расчетов.
Закупочные цены – это цены, по которым сельскохозяйственные товаропроизводители реализуют сельскохозяйственную продукцию крупными партиями государству и перерабатывающим предприятиям различных форм собственности. Цены государственных закупок (следует отличать от закупочных) – это цены, по которым государственные органы ведут закупки различных видов продукции (не только сельскохозяйственной) для формирования централизованных государственных фондов. Включение того или иного вида продукции в государственные закупки связано с её повышенным народнохозяйственным, стратегическим и социальным значением (важнейшие виды сырья, зерна, хлопка и др.). Розничные цены – это цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (населению). При реализации товаров по розничным ценам обычно применяется налично-денежная форма расчетов. Сметная стоимость (цены строительства) – это цены строительства новых, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих производственных и непроизводственных основных фондов. Тарифы на услуги – это цена за оказанную потребителю услугу. Особенностью услуги является то, что она не имеет конкретной материально-вещественной формы. Поскольку у покупателя в момент приобретения услуги отсутствует возможность иметь представление о ее качестве, то он судит о приобретаемой услуге по информации о ее продавце. В зависимости от сферы обслуживания различают: - оптовые тарифы (тарифы грузового транспорта, связи…); - розничные тарифы (на услуги населению). Термин «тарифы» происходит от арабского «тариф», что переводится как «обозначение» или «определение». Тарифы – означает систему ставок, по которым взимается плата за услуги производственного и потребительского назначения как за продукцию, которая относится к особого рода потребительской стоимости, доставляемой трудом, оказывающим услугу не только в вещественной форме, но, прежде всего, в форме деятельности. В «Толковом словаре терминов из области электроэнергетики, энергоучета и информационных технологий», разработанном РУП "БелТЭИ" дано следующее определение тарифа на электрическую энергию:
Тарифы на электрическую энергию (мощность) – это системы ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность). Тарифы обладают рядом признаков, которые отличают их от цен на вещественную продукцию, а также характерными чертами, которые присущи ценам. Отличительные особенности тарифов (в том числе на электрическую и тепловую энергию, воду, газ): Являются разновидностью монопольной цены, Относительно более устойчивы, чем цены на вещественную продукцию, Имеют более сложное дифференцирование ставок, В большей степени подвержены государственному регулированию. Одинаковые с ценами черты: Тарифы представляют собой денежное выражение стоимости продукции (услуги), тарифы призваны возмещать сумму всех затрат предприятия на производство и продажу продукции, обеспечивая прибыль.
Основные виды тарифов: 1) Одноставочный тариф – тариф с основной ставкой за каждый 1 кВт-час фактически потребленной активной энергии за расчетный период, служит для расчетов со следующими группами потребителей: - с населением, - с учреждениями, организациями, маломощными потребителями с присоединенной мощностью до 750 кВт, - с предприятиями сельского хозяйства, - с электрифицированным транспортом. Размер платы при одноставочном тарифе: (определяется как произведение цены за единицу электроэнергии на общее потребленное ее количество за данный промежуток времени) П = Тэ ∙ Э, где Тэ – тариф на электроэнергию, руб./кВт∙ч, Э – объем отпущенной электроэнергии, кВт∙ч. Недостаток одноставочного тарифа – экономическая незаинтересованность потребителей в выравнивании графика за счет снижения пиков нагрузки, что облегчило бы условия работы и улучшило экономические показатели энергосистемы. Преимущества одноставочного тарифа: - простота, - понятность абонентам,
- минимум измерительных приборов учета – счетчиков активной энергии.
КВт
Nуст
Р t 1224 ч
Рис 1. Суточный график активной нагрузки энергосистемы
На графике прямой, параллельной оси абсцисс, показан уровень установленной мощности (Nуст.) энергосистемы, превышение которого свидетельствует о недостаточной мощности собственных электростанций в ЭС и покупке недостающего количества энергии у других ЭС. Поэтому столь важно стимулировать снижение нагрузки у потребителей в часы максимума ЭС и выравнивание графика, т.е. уменьшать затраты на покупку электроэнергии.
2) Двухставочный тариф – тариф с основной ставкой за каждый 1 кВт договорной величины заявленной совмещенной активной мощности, потребляемой в часы максимальных нагрузок энергосистемы, и дополнительной ставкой за каждый 1 кВт-час фактически потребленной активной энергии за расчетный период для промышленных и приравненных к ним потребителям с присоединенной мощностью 750 кВт и выше. То есть данный тариф состоит из двух частей: Части двухставочного тарифа: 1 – основная ставка за 1 кВт мощности, участвующей в максимуме нагрузки; 2 – дополнительная ставка за 1 кВт-ч потребленной энергии, как при расчетах по одноставочному тарифу. Для объяснения смысла основной ставки двухставочного тарифа рассмотрим рисунок 2, на котором даны суточные нагрузки ЭС (1) и питающихся от нее крупных потребителей (2, 3, 4). Точка Рм (кВт) определяет максимум нагрузки ЭС, а точи Р1, Р2, Р3 – мощности соответствующих потребителей, участвующие в максимуме, за которые взимается плата по основной ставке.
1 Рм КВт
Р
t 12 24ч Рис 2. Суточные графики нагрузки энергосистемы и ее потребителей
Таким образом, сумма платы за потребленную электроэнергию при двухставочном тарифе может быть представлена следующим выражением: Размер платы при двухсавочном тарифе:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|