Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 6. Меры по развитию торговой деятельности




КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

«Правовое регулирование организации и осуществления торговой деятельности»

 

 

Уровень профессионального образования: высшее профессиональное образование первого уровня – магистратура

 

Направление подготовки (специальность): 40.04.01 Юриспруденция

Профиль «Правовое обеспечение экономической, управленческой и экспертной деятельности»

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: (заочная)

 

Тула 2016 г.

 

 


Лекция 1.Понятие и содержание торговой деятельности в РФ

1.1. Понятие и виды торговой деятельности в РФ

1.2. Предмет торговой деятельности в РФ

1.3. Метод и принципы осуществления торговой деятельности

Лекция 2.История развития торговой деятельности в России и за рубежом

2.1. История развития в России

2.2.История развития за рубежом

Лекция 3. Правоотношения в сфере организации и осуществления торговой деятельности

3.1.Понятие правоотношений. Содержание. Виды.

3.2. Субъекты торговой деятельности, объекты торговой деятельности.

 

Лекция 4. Требования к организации и осуществлению торговой деятельности

4.1. Основные понятия, права и обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность

4.2. Иные права и обязанности возникающие в процессе организации и осуществлению торговой деятельности

Лекция 5. Государственное регулирование торговой деятельности

5.1. Установление требований к организации и осуществлению торговой деятельности

5.2. Информационное обеспечение и антимонопольного регулирования в области торговой деятельности

5.3. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в области торговой деятельности

Лекция 6. Меры по развитию торговой деятельности

6.1.Мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности

6.2.Информационное обеспечение в области торговой деятельности

 


 

Лекция 1.Понятие и содержание торговой деятельности в РФ

1.1.Понятие и виды торговой деятельности в РФ

1.2.Предмет торговой деятельности в РФ

1.3.Метод и принципы осуществления торговой деятельности

 

1. В Словаре русского языка С.И. Ожегова дано такое определение: «Торговля - хозяйственная деятельность по обороту, купле и продаже товаров».

В Государственном стандарте РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» в пункте 2 подраздела 2.1 «Общие понятия»: «Торговля: вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям».

Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) торговля отнесена к видам экономической деятельности.

Как видно из разных определений суть торговой деятельности заключается в том, чтобы купить товар и перепродать его. Таким образом:

Торговля - отрасль хозяйства и вид экономической деятельности, объектом которых является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, хранение товаров и их подготовка к продаже.

Существует два вида торговли: оптовая и розничная. От вида торговли, которую осуществляет предприятие, зависит организация складского и бухгалтерского учета, в том числе порядок оприходования товаров, определение отпускных цен, оформление отпуска товаров на сторону и т.п. Согласно ГОСТу Р51303-99:

Оптовая торговля - деятельность по продаже товаров промышленным, коммерческим, учрежденческим или профессиональным пользователям или же другим оптовым или розничным торговцам. Предприятие оптовой торговли осуществляет куплю-продажу товаров с целью их последующей перепродажи, а также оказывает услуги по организации оптового оборота товаров.

Розничная торговля – это торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Торговая деятельность в РФ регулируется действующим законодательством, постановлениями Правительства РФ, исполнительными органами субъектов РФ, а также многими специальными правилами. Основной документ, который регламентирует отношения между продавцом и покупателем – это Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные правительством РФ от 19.01.98 № 55. Кроме того, действуют:

- Примерные правила работы предприятий розничной торговли;

- Правила оказания услуг общественного питания;

- Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами и др.

Существуют также правила продажи отдельных видов товаров, напр.:

- Правила розничной торговли алкогольной продукцией на территории РФ;

- О порядке оформления ценников на реализуемые товары и ряд других.

Учет товаров торговые организации могут вести либо по покупным ценам, то есть по ценам поставщика; либо по продажным ценам, то есть по розничным ценам.

На основании Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2015) в ст.2 даны основные понятия, такие как:

1) торговая деятельность (далее также - торговля) - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров;

2) оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;

3) розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

4) торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров;

5) стационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения;

6) нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение;

7) площадь торгового объекта - помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей;

8) торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации;

9) продовольственные товары - продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки.

 


2. Все отрасли права, составляющие в своей совокупности систему права государства, разграничиваются на основании предметного критерия, подразумевающего под собой определенный круг общественных отношений, регулируемых нормами той или иной конкретной отрасли права.

Предметом предпринимательского права являются общественные отношения, которые следует условно классифицировать на две подгруппы.

Предмет торговой деятельности в РФ – регулирование профессиональной торговой деятельности, коммерческие отношения, отношения между субъектами по купле-продаже объектов торгового оборота. Под торговой деятельностью следует понимать последовательность взаимосвязанных между собой действий по продвижению товара от производителя к потребителю.

Вступление в силу Федерального закона как следует из части 3 статьи 1 от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», его предмет состоит из двух групп отношений: 1) отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности; 2) отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.

Выделение в предмете тематического федерального закона субъектов правоотношений – особый прием законодательной техники, применяемый тогда, когда в сферу регулирования законодательного акта включаются не все общественные отношения, имеющие единый или смежный объект. В большинстве же случаев субъекты отношений не выделяются в предмете федеральных законов, так как целью законодательных актов является урегулирование всех или большинства отношений, связанных с определенными объектами материального мира (благами) или совершением определенных действий. Использование в Законе данного подхода при определении его предмета объясняется постановкой законодателем цели урегулирования хотя и большинства отношений, связанных с торговлей, но все же не всех: изначально Концепцией проекта Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», утвержденной 29.10.2007 Комиссией Правительства РФ по законопроектной деятельности (далее – Концепция законопроекта), не предполагалось регулировать отношения, связанные с осуществлением деятельности по приобретению и продаже товаров между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, и гражданами-потребителями, а также между физическими лицами, для которых приобретение и продажа товаров не являются профессиональной деятельностью. Указанием в предмете Закона отношений, участниками которых являются органы государственной власти, органы местного самоуправления и хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), законодатель решил указанную задачу, однако, одновременно обусловил возникновение целого ряда вопросов. Несмотря на критику, звучавшую в адрес разделения предмета Закона на две составляющие, такое нормативное решение концептуально оправданно. В первой группе отношений их объектом являются действия, совершаемые органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением последними торговой деятельности. Содержание и характер указанных действий предопределяют отнесение возникающих в результате их совершения отношений к административным правоотношениям, обусловливающим применение для их регулирования методов административно-правового характера. Во второй группе отношений объектом являются действия, совершаемые хозяйствующими субъектами по отношению друг к другу при непосредственном осуществлении ими торговой деятельности. Поскольку такие хозяйствующие субъекты осуществляют предпринимательскую деятельность, то для регулирования отношений между ними применяются гражданско-правовые методы. Применение различных правил к регулированию указанных групп отношений делает Закон комплексным нормативным правовым актом, что обусловливает сложность разграничения компетенции в сфере регулирования торговой деятельности между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как уже отмечалось, у обеих групп отношений объекты различные, несмотря на общность для них «осуществления торговой деятельности». Организация торговой деятельности с использованием стационарных торговых объектов как подготовительный этап торгового процесса представляет собой комплекс таких действий, как приобретение на различных основаниях торговых объектов (строительство новых, реконструкция имеющихся, аренда у сторонних организаций, др.), подготовка их к эксплуатации (включая заключение соответствующих сервисных договоров), приобретение необходимого торгово-технологического оборудования (инструмента, инвентаря) и подготовка его к эксплуатации (включая регистрацию контрольно-кассовой техники, техническое освидетельствование сосудов, работающих под давлением, лифтов и т.д.), получение необходимых разрешительных документов (лицензий, разрешений, пр.) и совершение иных действий по легализации своей деятельности (подача уведомлений о начале осуществления торговой деятельности, регистрация декларации пожарной безопасности, др.), регистрация знака обслуживания или легализация коммерческого обозначения, разработка планов (карт, схем, правил учета) торгово- технологических операций, определение режима работы, наем и расстановка персонала, проектирование финансовых процессов и др. При организации торговой деятельности без использования торговых объектов или с использованием нестационарных торговых объектов состав указанных действий изменяется, появляются новые (в частности, при организации дистанционной торговли – регистрация интернет-ресурса (для электронной торговли), подготовка носителей описаний товаров (регистрация, печать, заключение договора на оказание сервисных услуг и т.д.)). С началом осуществления торговой деятельности отдельные действия организационного характера трансформируются в постоянные торгово-технологические операции (эксплуатация оборудования, координация работы персонала и оплата его труда, информационно-аналитическое обеспечение деятельности, исчисление и уплата налогов, обязательных страховых взносов и другие технологические и хозяйственные операции). Собственно осуществление торговой деятельности выражается в комплексе действий по приобретению и продаже товаров (определение условий соответствующих договоров, в том числе согласование их с контрагентами, заключение договоров и их исполнение с использованием имеющихся материальных (торговых объектов, торговых площадей, оборудования и инструментов, пр.), информационных (официальных сайтов в соответствующих информационно-телекоммуникационных сетях, пр.) и человеческих ресурсов). Разделение регулируемой сферы на две составляющие – организацию торговой деятельности и осуществление торговой деятельности – имеет под собой объективную основу.

3. Метод правового регулирования – способы и приемы регулирования отношений между субъектами с учетом отличительных черт предметов правового регулирования. Также характерен в большей степени диспозитивный метод регулирования торговых отношений.

Диспозитивный метод регулирования подразумевает:
1) равенство по отношению друг к другу участников торговых отношений;
2) возможность выбора участниками торговых отношений вариантов своих действий в процессе организации торговой деятельности;
3) возможность включения в договоры обязательств по взаимному усмотрению сторон.

Для некоторых отношений, которая регулирует торговую деятельность в РФ, характерен императивный метод. Он предполагает наличие между субъектами отношений власти и подчинения, а также наличие правовых норм, которые обязательны для исполнения. Императивным методом, к примеру, регулируется торговая деятельность в государственной сфере. Таким образом, в качестве метода правового регулирования используются как диспозитивный, так и императивный метод, однако с преобладанием диспозитивного.

В торговле, как сфере товарного обращения, выполняется большой комплекс различных процессов и операций. По характеру выполняемых в сфере товарного обращения функций процессы и операции, совершаемые в торговле, можно подразделить на два вида:

-производственные, или технологические;

-коммерческие, или чисто торговые.

Технологические процессы связаны с движением товара как потребительной стоимости и являются продолжением процесса производства в сфере обращения.

Главный принцип — это пронизывание коммерческими действиями этапов продвижения продукции от производителя до потребителя, обеспечивая снижение издержек обращения и получение реальной прибыли от продажи продукции. Механизм коммерции строится на саморегулировании, где определяющая роль диктуется экономическими и распорядительными методами. В результате зарождаются благоприятные условия, способствующие динамичному развитию коммерции. Коммерческая самообеспеченность означает выбор способов и приемов, направленных на развитие хозяйственной деятельности конкретного рынка. Такая позиция ведет к образованию целенаправленного производства и потребления продукции. Коммерция с присущими ей свойствами становится реальной необходимостью рынка. Регуляторами коммерции являются рыночная среда и конъюнктура рынка.

Принципы:

1) признание равенства участников осуществляющих торговую деятельность, которые регулируются гражданским законодательством;

2) неприкосновенность собственности;

3) свобода договора;

4) беспрепятственное осуществление гражданских прав;

5) восстановление нарушенных прав;

6) судебная защита нарушенных прав;

7) дозволенная направленность частноправового регулирования.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...