В развитии торговой деятельности за рубежом принято выделять три периода: итальянский, французский и германский.
1. Итальянский период (XI–XV вв.). Он характеризуется господством сословных начал, купеческое торговое право выражается в обычаях. Италия занимала выгодное географическое положение в торговле между Западной Европой и Азией. Поэтому в Италии приморские города превратились в торговые республики, подобные большим торговым домам. Купцы были господствующим классом, разделенным на гильдии. Итальянское купеческое право осталось правом отдельных городов. В этот период сформировались морские обычаи, применявшиеся в Средиземноморье. С тех пор морское право по-прежнему остается частью торгового права. 2. Французский период (вторая половина XV–XIX в.). Франция оказалась в центре наиболее экономически развитых стран. В торговле на первый план выдвинулись испанцы, англичане и голландцы. Требовались крупные вложения для организации так называемой «заатлантической» торговли. Экономические интересы купцов совпали с фискальными интересами королевской власти. Во Франции в царствование Людовика XIV была проведена первая кодификация торгового права и принят Ordonance de Commerce – Торговый кодекс (1673 г.). Торжеством буржуазии стало принятие в 1808 г. Торгового кодекса, более известного как Кодекс Наполеона. Этот Кодекс оказал большое влияние на торговые кодификации европейских государств, он действует до сих пор. Во Франции Торговый кодекс действует не параллельно с Гражданским кодексом, а дополнительно к нему. Кодекс Наполеона не имеет аналогов ни по времени действия, ни по пространству. Он получил применение во всех странах, входивших во Французскую империю. Это был второй случай в мировой практике после рецепции римского права, когда иностранный закон имел прямое применение. После свержения Наполеона многие страны отреклись от этого Кодекса за его национальную принадлежность. Однако их законодательство все равно базировалось именно на нем.
3. Германский период (XIX в.). Германия не была государством с сильной централизованной властью, она представляла собой множество королевств и княжеств с независимой законодательной властью. Попытка принять единый гражданский кодекс не удалась. Однако в 1847 г. был издан Общенемецкий вексельный устав, после чего в 1861 г. появился Общенемецкий торговый кодекс. В отличие от французского, немецкий кодекс имеет параллельное действие с гражданским кодексом. В 1896 г. в Германии появилось Германское гражданское уложение и, как ни странно, в 1897 г. было выпущено Германское торговое уложение, представляющее собой некий придаток гражданского права. Г.Ф. Шершеневич отмечал, что немцы сохранили принцип изложения частного права в двух кодексах как памятник национального сплочения после первой торговой кодификации. Заметим, что в XVIII-XIX вв. крупнейшей торговой державой была Великобритания, на нее приходилась основная доля мирового товарооборота. Однако в силу особенностей правовой системы ее вклад в развитие торгового права был незначителен. Германский период характеризуется принятием в 1861 г. Всеобщего немецкого торгового кодекса. Кодекс установил общие правила товарного обращения на территории страны. В этот период Германия представляла собой конгломерат из почти сотни разрозненных княжеств, герцогств, свободных городов. Все они настолько подозрительно или враждебно относились друг к другу, что даже отказались принять единый гражданский кодекс. А вот идея общего торгового кодекса прошла, поскольку такой акт не задевал ничьих суверенитета и амбиций. Германский торговый кодекс сыграл поистине выдающуюся роль в развитии торгово-хозяйственных связей в стране, в формировании единого немецкого рынка. Он стал мощным инструментом консолидации страны. Последовавшее при О.Бисмарке политическое объединение государства было завершением состоявшегося под влиянием Торгового кодекса экономического слияния.
Г.Ф.Шершеневич в своем учебнике отмечает любопытный факт, достойный нашего внимания. В 1896 г. уже в единой Германии был принят Гражданский кодекс. С его изданием необходимость в существовании отдельного Торгового кодекса ослабла. Однако с учетом того, какую огромную роль Торговый кодекс 1861 г. сыграл в превращении страны в централизованное и мощное государство, в 1897 г. было осуществлено его переиздание. Под влиянием успеха законодательных шагов в Германии, да и с учетом собственных потребностей, в конце прошлого века почти во всех европейских странах наряду с гражданскими были приняты самостоятельные торговые кодексы. В 1899 г. Япония приняла Торговый кодекс, во многом позаимствовав германский опыт. Эти кодексы продолжают действовать с соответствующими изменениями и поныне. Рассмотренная периодизация истории торгового права имеет в основном познавательное значение. В настоящее время гораздо более важно понимание основных процессов, происходивших в сфере товарного обращения. Здесь актуально следующее. На протяжении тысячелетий торговая деятельность последовательно развивалась и совершенствовалась, но это развитие носило эволюционный характер. Однако в 60-е годы XX в. в США, а затем — в Западной Европе произошло то, что нередко по праву называют торговой революцией. Известны культурная революция, научно-техническая, информационная — о них много написано. А вот свершившуюся торговую революцию наши экономисты и управленцы оставили без внимания, хотя по значимости она была ничуть не меньше указанных. Она произошла в США, но ее результаты использовали другие развитые государства, к сожалению, кроме России. В чем выражалась эта революция? Во-первых, в резком и постоянном увеличении объемов продаж. За последние 30 лет объемы мировой торговли возросли в 5 раз. Во-вторых, в изменении методов организации производства и сбыта товаров. Производство стало базироваться на предварительном изучении потребностей в товаре, прогнозировании возможностей его продажи. Обязательным условием производства стали маркетинг, анализ спроса. В результате производство начало целиком определяться запросами покупателей. Была обеспечена строгая сбалансированность производства и продаж. Изготавливается только то и в таком количестве, что реально может быть продано.
Указанные меры позволили устранить кризисы перепроизводства. Рыночная экономика приобрела черты высокой организованности, динамичности. Более того, наше планирование, которым мы гордились, к сожалению, не могло обеспечить столь высокого уровня сбалансированности производства и потребления. Еще один аспект торговой революции — структурная перестройка сбыта и снабжения. Появились мощные посреднические звенья, занимающиеся продвижением товара. Такие звенья включают в себя головную сбытовую фирму и зависимую от нее сеть дилеров-распространителей. Сейчас в США существует более 100 ассоциаций — союзов оптовых фирм по сбыту различных товаров. Многие предприятия-изготовители передали функции сбыта своих товаров этим посредническим звеньям, которые в силу специализации способны более эффективно вести торговую деятельность. Усилиями посредников сейчас обеспечивается оперативное и равномерное продвижение товаров во все точки страны и за рубеж. Тем самым торговая революция привела и к другим замечательным результатам. Появление оптовых посредников в качестве мощной самостоятельной силы позволило сломить диктат производителей над потребителями, который даже на Западе сохранялся до 60-х годов. Оптовые посредники, исходя из целей увеличения собственной прибыли, обеспечили решающее влияние интересов потребителей на развитие производства. Они добились непрерывного совершенствования товаров, улучшения качества, расширения ассортимента для удовлетворения запросов покупателей. Потребитель, т. е. все население, получил наибольший выигрыш от происшедшей торговой революции.
В народном хозяйстве СССР диктат производителя в беспрецедентных формах существовал все 70 лет, не искоренен он и в современной России. Торговая революция создала то, что называют новым качеством жизни людей на Западе. Эта категория включает в себя улучшение качества и структурного состава продуктов, потребляемых основной массой населения, а также увеличение объема свободного времени людей за счет ликвидации дефицитов и убыстрения торговых операций. Торговая революция опиралась на мощное правовое обеспечение, сопровождалась бурным развитием торгового права. Это проявилось прежде всего в уточнении изданных много десятилетий назад торговых кодексов, во внесении в них изменений в соответствии с современными требованиями торгового оборота. Наблюдается также важный процесс унификации национального торгового законодательства. Так, странами Европейского союза в 1994 г. принят в качестве модельного Общеевропейский кодекс частного права. Его первая часть, называемая «Принципы европейского договорного права», фактически является торговым кодексом ЕС. В качестве второго важного показателя развития торгового права надо отметить законодательные меры в государствах общей системы права. Например, в США в 60-е годы был принят Единообразный торговый кодекс, по своей сути являющийся модельным кодексом. На его основе почти в каждом штате изданы свои торговые кодексы. Единообразный торговый кодекс США регулярно дополняется и уточняется, что свидетельствует о его значимости и актуальности. В Англии на рубеже 70—80-х годов принимается ряд законов торгового права. Таковы Закон о справедливой торговле 1973 г., Закон о недобросовестных договорных условиях 1977 г., Закон о купле-продаже 1979 г., два закона об исковой давности 1980 г., Закон о передаче имущества 1982 г. и др. Издание названных законов в США и Англии знаменует слом так называемой общей системы права, причем необратимый. Вместо прецедентной она становится нормативно-прецедентной. Третий значимый аспект правового обеспечения торговой революции — заключение большого числа международных соглашений по различным вопросам торговой деятельности. Ряд соглашений принят в качестве конвенций ООН. Так, первоочередное значение имеет Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи (Вена, 1980 г.). По правилам Венской конвенции заключаются все внешнеторговые сделки, если только они не подпадают под другие соглашения. Большое число соглашений подготовлено комиссиями и организациями под эгидой ООН. Таковы прежде всего ЮНКТАД — Конференция ООН по торговле и развитию; ЮНСИТРАЛ — Комиссия ООН по праву международной торговли.
Международные соглашения унифицируют порядок применения цен и тарифов, стандартизации и сертификации товаров, закрепляют общие правила перевозок грузов. В результате товарное обращение в разных странах осуществляется по все более взаимосогласованным правилам. Увеличение числа международных актов по торговому праву дало повод юристам выделить внутри международного частного права в качестве основного раздел «Международное торговое право». С таким предложением можно не соглашаться, но нельзя не видеть его причин. Резко активизировалась в последние десятилетия деятельность Международной торговой палаты и других авторитетных общественных организаций по обобщению обычаев торгового оборота и их документированию в своих изданиях. Они касаются определения условий договоров, порядка расчетов и других вопросов. Таковы, например, Инкотермс, типовые дистрибьюторские и агентские соглашения, правила об аккредитивах, чеках, инкассо и др. Еще один аспект развития торгового права — заключение региональных соглашений. Здесь необходимо назвать Римский договор 1957 г. об учреждении Европейского экономического сообщества. Договор предусмотрел создание «Общего рынка» стран-участниц, снятие количественных ограничений на ввоз и вывоз товаров, отмену таможенных сборов. Становление «Общего рынка» проходило в несколько этапов. Подписание в 1991 г. Маастрихского договора о создании Европейского союза повлекло закрепление «единого внутреннего рынка» стран-участниц, признание приоритета «европейского права» над соответствующими нормами национального права. Огромное количество директив и рекомендаций руководящих органов ЕС является нормативной базой для стран Сообщества. Итак, можно говорить с уверенностью о чрезвычайно активном, «взрывном» развитии торгового права в последние десятилетия. Оно было обусловлено потребностями развития мирового товарного рынка. Прежде чем рассматривать историю, современное со стояние и перспективы развития торгового права в России, необходимо затронуть один вопрос. Речь идет о содержании торговых кодексов, действующих в других странах. Основная их цель и предмет — регулирование торгового оборота, т.е. установление правил коммерческой деятельности. Вместе с тем приходится отмечать такое явление, которое можно назвать эклектикой кодексов. Оно выражается в том, что ни в одном кодексе не обеспечивается предметное единство, не соблюдается чистота очерчивания своего предмета. Помимо собственно коммерческой деятельности кодексы регулируют также иные вопросы, не относящиеся напрямую к продвижению товаров, даже вообще никак не касающиеся торговли. Так, Торговый кодекс Франции содержит разделы о несостоятельности организаций, причем не только торговых, включает нормы о торговых судах. Торговый кодекс Португалии помимо торговых сделок регулирует обязательства займа, страхования, перевозки. Германское торговое уложение наряду с торговлей регулирует перевозки грузов и пассажиров, экспедиционную деятельность. В Единообразном торговом кодексе США значительное место уделено обращению ценных бумаг, регулированию банковских операций, договору аренды. Итак, в каждом торговом кодексе содержатся нормы о торговом обороте, образующие ядро этого акта, и еще добавочные положения, косвенно касающиеся торговли. Важно понимать реальное соотношение подобных дополнительных частей и собственно торгового права. Определяя сферу действия торгового законодательства, мы должны принять очевидное и неоспоримое положение, что торговое законодательство должно регулировать торговлю и те операции, которые непосредственно ее обслуживают. Чем же объяснить в таком случае, что торговые кодексы содержат отчасти нормы не о торговле. Для ответа на этот вопрос следует обратить внимание на тот важный факт, что в кодексах разных стран «неторговые разделы» являются совершенно различными. Именно здесь, в этом несовпадении, удается отыскать корни рассматриваемого феномена. Причина весьма прозаична. Дело в том, что законодатели — и это общая практика — стремятся использовать издание торгового закона для попутного решения в нем вопросов, порой совершенно не относящихся к торговой деятельности, но актуальных в данный момент. Для законодателя не имеет значения строгое проведение в актах отраслевых разграничении. Это совершенно обычное дело, когда законодательные акты издаются как сборные, включают в себя нормы, относящиеся к разным отраслям права. Данное обстоятельство, однако, не должно служить основанием для размывания предмета, нарушения отраслевого единства и содержательной целостности торгового права.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|