Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В развитии торговой деятельности за рубежом принято выделять три периода: итальянский, французский и германский.




1. Итальянский период (XI–XV вв.). Он характеризуется господством сословных начал, купеческое торговое право выражается в обычаях. Италия занимала выгодное географическое положение в торговле между Западной Европой и Азией. Поэтому в Италии приморские города превратились в торговые республики, подобные большим торговым домам. Купцы были господствующим классом, разделенным на гильдии.

Итальянское купеческое право осталось правом отдельных городов. В этот период сформировались морские обычаи, применявшиеся в Средиземноморье. С тех пор морское право по-прежнему остается частью торгового права.

2. Французский период (вторая половина XV–XIX в.). Франция оказалась в центре наиболее экономически развитых стран. В торговле на первый план выдвинулись испанцы, англичане и голландцы. Требовались крупные вложения для организации так называемой «заатлантической» торговли. Экономические интересы купцов совпали с фискальными интересами королевской власти. Во Франции в царствование Людовика XIV была проведена первая кодификация торгового права и принят Ordonance de Commerce – Торговый кодекс (1673 г.).

Торжеством буржуазии стало принятие в 1808 г. Торгового кодекса, более известного как Кодекс Наполеона. Этот Кодекс оказал большое влияние на торговые кодификации европейских государств, он действует до сих пор. Во Франции Торговый кодекс действует не параллельно с Гражданским кодексом, а дополнительно к нему. Кодекс Наполеона не имеет аналогов ни по времени действия, ни по пространству. Он получил применение во всех странах, входивших во Французскую империю. Это был второй случай в мировой практике после рецепции римского права, когда иностранный закон имел прямое применение. После свержения Наполеона многие страны отреклись от этого Кодекса за его национальную принадлежность. Однако их законодательство все равно базировалось именно на нем.

3. Германский период (XIX в.). Германия не была государством с сильной централизованной властью, она представляла собой множество королевств и княжеств с независимой законодательной властью. Попытка принять единый гражданский кодекс не удалась. Однако в 1847 г. был издан Общенемецкий вексельный устав, после чего в 1861 г. появился Общенемецкий торговый кодекс. В отличие от французского, немецкий кодекс имеет параллельное действие с гражданским кодексом.

В 1896 г. в Германии появилось Германское гражданское уложение и, как ни странно, в 1897 г. было выпущено Германское торговое уложение, представляющее собой некий придаток гражданского права. Г.Ф. Шершеневич отмечал, что немцы сохранили принцип изложения частного права в двух кодексах как памятник национального сплочения после первой торговой кодификации.

Заметим, что в XVIII-XIX вв. крупнейшей торговой державой была Ве­ликобритания, на нее приходилась основная доля миро­вого товарооборота. Однако в силу особенностей право­вой системы ее вклад в развитие торгового права был незначителен.

Германский период характеризуется принятием в 1861 г. Всеобщего немецкого торгового кодекса. Кодекс устано­вил общие правила товарного обращения на территории страны. В этот период Германия представляла собой кон­гломерат из почти сотни разрозненных княжеств, гер­цогств, свободных городов. Все они настолько подозри­тельно или враждебно относились друг к другу, что даже отказались принять единый гражданский кодекс. А вот идея общего торгового кодекса прошла, поскольку такой акт не задевал ничьих суверенитета и амбиций.

Германский торговый кодекс сыграл поистине выда­ющуюся роль в развитии торгово-хозяйственных связей в стране, в формировании единого немецкого рынка. Он стал мощным инструментом консолидации страны. Пос­ледовавшее при О.Бисмарке политическое объединение государства было завершением состоявшегося под влия­нием Торгового кодекса экономического слияния.

Г.Ф.Шершеневич в своем учебнике отмечает любо­пытный факт, достойный нашего внимания. В 1896 г. уже в единой Германии был принят Гражданский кодекс. С его изданием необходимость в существовании отдельно­го Торгового кодекса ослабла. Однако с учетом того, ка­кую огромную роль Торговый кодекс 1861 г. сыграл в превращении страны в централизованное и мощное го­сударство, в 1897 г. было осуществлено его переиздание.

Под влиянием успеха законодательных шагов в Гер­мании, да и с учетом собственных потребностей, в конце прошлого века почти во всех европейских странах наря­ду с гражданскими были приняты самостоятельные тор­говые кодексы. В 1899 г. Япония приняла Торговый ко­декс, во многом позаимствовав германский опыт. Эти кодексы продолжают действовать с соответствующими изменениями и поныне.

Рассмотренная периодизация истории торгового пра­ва имеет в основном познавательное значение. В настоя­щее время гораздо более важно понимание основных процессов, происходивших в сфере товарного обраще­ния. Здесь актуально следующее.

На протяжении тысячелетий торговая деятельность последовательно развивалась и совершенствовалась, но это развитие носило эволюционный характер. Однако в 60-е годы XX в. в США, а затем — в Западной Европе произошло то, что нередко по праву называют торговой революцией. Известны культурная революция, научно-техническая, информационная — о них много написано. А вот свершившуюся торговую революцию наши эконо­мисты и управленцы оставили без внимания, хотя по значимости она была ничуть не меньше указанных. Она произошла в США, но ее результаты использовали дру­гие развитые государства, к сожалению, кроме России.

В чем выражалась эта революция? Во-первых, в рез­ком и постоянном увеличении объемов продаж. За пос­ледние 30 лет объемы мировой торговли возросли в 5 раз. Во-вторых, в изменении методов организации про­изводства и сбыта товаров. Производство стало бази­роваться на предварительном изучении потребностей в товаре, прогнозировании возможностей его продажи. Обязательным условием производства стали маркетинг, анализ спроса. В результате производство начало целиком определяться запросами покупателей. Была обеспе­чена строгая сбалансированность производства и про­даж. Изготавливается только то и в таком количестве, что реально может быть продано.

Указанные меры позволили устранить кризисы пере­производства. Рыночная экономика приобрела черты вы­сокой организованности, динамичности. Более того, наше планирование, которым мы гордились, к сожалению, не могло обеспечить столь высокого уровня сбалансирован­ности производства и потребления.

Еще один аспект торговой революции — структур­ная перестройка сбыта и снабжения. Появились мощ­ные посреднические звенья, занимающиеся продвижени­ем товара. Такие звенья включают в себя головную сбытовую фирму и зависимую от нее сеть дилеров-рас­пространителей. Сейчас в США существует более 100 ассоциаций — союзов оптовых фирм по сбыту различ­ных товаров. Многие предприятия-изготовители пере­дали функции сбыта своих товаров этим посредничес­ким звеньям, которые в силу специализации способны более эффективно вести торговую деятельность. Усили­ями посредников сейчас обеспечивается оперативное и равномерное продвижение товаров во все точки страны и за рубеж.

Тем самым торговая революция привела и к другим замечательным результатам. Появление оптовых посред­ников в качестве мощной самостоятельной силы позво­лило сломить диктат производителей над потребите­лями, который даже на Западе сохранялся до 60-х годов. Оптовые посредники, исходя из целей увеличения соб­ственной прибыли, обеспечили решающее влияние инте­ресов потребителей на развитие производства. Они до­бились непрерывного совершенствования товаров, улучшения качества, расширения ассортимента для удовлетворения запросов покупателей. Потребитель, т. е. все население, получил наибольший выигрыш от проис­шедшей торговой революции.

В народном хозяйстве СССР диктат производителя в беспрецедентных формах существовал все 70 лет, не ис­коренен он и в современной России.

Торговая революция создала то, что называют новым качеством жизни людей на Западе. Эта категория вклю­чает в себя улучшение качества и структурного состава продуктов, потребляемых основной массой населения, а также увеличение объема свободного времени людей за счет ликвидации дефицитов и убыстрения торговых операций.

Торговая революция опиралась на мощное правовое обеспечение, сопровождалась бурным развитием торго­вого права. Это проявилось прежде всего в уточнении изданных много десятилетий назад торговых кодексов, во внесении в них изменений в соответствии с совре­менными требованиями торгового оборота. Наблюдает­ся также важный процесс унификации национального торгового законодательства. Так, странами Европейского союза в 1994 г. принят в качестве модельного Общеевро­пейский кодекс частного права. Его первая часть, называемая «Принципы европейского договорного права», фак­тически является торговым кодексом ЕС.

В качестве второго важного показателя развития тор­гового права надо отметить законодательные меры в государствах общей системы права. Например, в США в 60-е годы был принят Единообразный торговый ко­декс, по своей сути являющийся модельным кодексом. На его основе почти в каждом штате изданы свои тор­говые кодексы. Единообразный торговый кодекс США регулярно дополняется и уточняется, что свидетельству­ет о его значимости и актуальности.

В Англии на рубеже 70—80-х годов принимается ряд законов торгового права. Таковы Закон о справедливой торговле 1973 г., Закон о недобросовестных договорных условиях 1977 г., Закон о купле-продаже 1979 г., два за­кона об исковой давности 1980 г., Закон о передаче иму­щества 1982 г. и др. Издание названных законов в США и Англии знаменует слом так называемой общей систе­мы права, причем необратимый. Вместо прецедентной она становится нормативно-прецедентной.

Третий значимый аспект правового обеспечения тор­говой революции — заключение большого числа международных соглашений по различным вопросам торговой деятельности. Ряд соглашений принят в качестве конвенций ООН. Так, первоочередное значение имеет Конвенция ООН о договорах международной купли-про­дажи (Вена, 1980 г.). По правилам Венской конвенции заключаются все внешнеторговые сделки, если только они не подпадают под другие соглашения. Большое чис­ло соглашений подготовлено комиссиями и организа­циями под эгидой ООН. Таковы прежде всего ЮНКТАД — Конференция ООН по торговле и развитию; ЮНСИТРАЛ — Комиссия ООН по праву международ­ной торговли.

Международные соглашения унифицируют порядок применения цен и тарифов, стандартизации и сертифи­кации товаров, закрепляют общие правила перевозок грузов. В результате товарное обращение в разных стра­нах осуществляется по все более взаимосогласованным правилам.

Увеличение числа международных актов по торгово­му праву дало повод юристам выделить внутри между­народного частного права в качестве основного раздел «Международное торговое право». С таким предложе­нием можно не соглашаться, но нельзя не видеть его при­чин.

Резко активизировалась в последние десятилетия де­ятельность Международной торговой палаты и других авторитетных общественных организаций по обобщению обычаев торгового оборота и их документированию в своих изданиях. Они касаются определения условий до­говоров, порядка расчетов и других вопросов. Таковы, например, Инкотермс, типовые дистрибьюторские и аген­тские соглашения, правила об аккредитивах, чеках, ин­кассо и др.

Еще один аспект развития торгового права — заклю­чение региональных соглашений. Здесь необходимо назвать Римский договор 1957 г. об учреждении Евро­пейского экономического сообщества. Договор преду­смотрел создание «Общего рынка» стран-участниц, сня­тие количественных ограничений на ввоз и вывоз товаров, отмену таможенных сборов. Становление «Общего рын­ка» проходило в несколько этапов. Подписание в 1991 г. Маастрихского договора о создании Европейского сою­за повлекло закрепление «единого внутреннего рынка» стран-участниц, признание приоритета «европейского права» над соответствующими нормами национального права. Огромное количество директив и рекомендаций руководящих органов ЕС является нормативной базой для стран Сообщества.

Итак, можно говорить с уверенностью о чрезвычайно активном, «взрывном» развитии торгового права в пос­ледние десятилетия. Оно было обусловлено потребнос­тями развития мирового товарного рынка.

Прежде чем рассматривать историю, современное со стояние и перспективы развития торгового права в Рос­сии, необходимо затронуть один вопрос. Речь идет о со­держании торговых кодексов, действующих в других странах. Основная их цель и предмет — регулирование торгового оборота, т.е. установление правил коммерчес­кой деятельности.

Вместе с тем приходится отмечать такое явление, ко­торое можно назвать эклектикой кодексов. Оно выража­ется в том, что ни в одном кодексе не обеспечивается предметное единство, не соблюдается чистота очерчива­ния своего предмета. Помимо собственно коммерческой деятельности кодексы регулируют также иные вопросы, не относящиеся напрямую к продвижению товаров, даже вообще никак не касающиеся торговли.

Так, Торговый кодекс Франции содержит разделы о несостоятельности организаций, причем не только торговых, включает нормы о торговых судах. Торговый кодекс Португалии помимо торговых сделок регулирует обязательства займа, страхования, перевозки. Германское торговое уложение наряду с торговлей регулирует перевозки грузов и пассажиров, экспедиционную деятель­ность. В Единообразном торговом кодексе США значи­тельное место уделено обращению ценных бумаг, регулированию банковских операций, договору аренды.

Итак, в каждом торговом кодексе содержатся нормы о торговом обороте, образующие ядро этого акта, и еще добавочные положения, косвенно касающиеся торговли. Важно понимать реальное соотношение подобных допол­нительных частей и собственно торгового права.

Определяя сферу действия торгового законодатель­ства, мы должны принять очевидное и неоспоримое по­ложение, что торговое законодательство должно регули­ровать торговлю и те операции, которые непосредственно ее обслуживают.

Чем же объяснить в таком случае, что торговые ко­дексы содержат отчасти нормы не о торговле. Для от­вета на этот вопрос следует обратить внимание на тот важный факт, что в кодексах разных стран «неторговые разделы» являются совершенно различными. Именно здесь, в этом несовпадении, удается отыскать корни рас­сматриваемого феномена.

Причина весьма прозаична. Дело в том, что законода­тели — и это общая практика — стремятся использо­вать издание торгового закона для попутного решения в нем вопросов, порой совершенно не относящихся к тор­говой деятельности, но актуальных в данный момент. Для законодателя не имеет значения строгое проведение в актах отраслевых разграничении. Это совершенно обыч­ное дело, когда законодательные акты издаются как сбор­ные, включают в себя нормы, относящиеся к разным от­раслям права. Данное обстоятельство, однако, не должно служить основанием для размывания предмета, наруше­ния отраслевого единства и содержательной целостнос­ти торгового права.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...