Понимание культуры гуманистами Возрождения (М. Монтень).
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Этапы становления и развития культурологии. a) 5в. до н. э -17 в включительно (протоэтап) зарождение самой идеи культуры. b) 18 в – сер.19в. появление первых теорий культы в классической философии. c) 2 пол 19в. – рубеж 19-20в. интерпретация культура в русле не классической философии, антропологии и исторической школы Анналов. + классический самоанализ (Фрейд), социология. d) пер. пол. 20 в. – 60-е годы 20в.- осмысление культуры в русле антропология, неофрейдизма, структурализма (призма языка), история культуры последователями школы анналов. Осмысление в русле религиозной мысли (отечественная традиция). Теология культуры (европейская – протестантская мысль) e) 60-е годы 20в – по настоящее время в русле культурной антропологии, постструктурализм, семиотика, марксистко-ленинская теория.
Зарождение идеи культуры в античности (Протагор, Цицерон). Античность. Греческая, римская. Деятельность софистов, Протогор (480-410 до н.э) Термин культура не использовался. Греки – пайдейя (ребенок, воспитание). Римляне – агрикультура, культура – души (анима). Переход от космологизма к антропоцентризма. «человек – мера всех вещей». Человек – центр мира. Античные мыслители признают участие высших существ – богов в становлении человеческой культуры. Миф о Прометее и Эбиметее. Законы, которым подчиняется мир природы и мир человека различны. Законы природы – объективны, не зависимы от человека. Их нарушать нельзя, в противном случае человек будет за это расплачиваться. Мир человека – это мир субъективных законов. Не всегда несут воздаяния. 3) существование человека связано с воспитанием. Наличие добродетелей. От рождения человек не обладает добродетелями они преобретаются только в результате воспитания. Воспитание - условие вхождения в мир культуры. Кто пренибрегает воспитанием, тот остается на низшем уровне развития и только внешнем обликом отличается от животного.
Условие воспитания – задатки воспитуемого и умение воспитателя. Римская традиция. Стоики.Марк Цицерон и Луций Сенека. Культура души – личностное качество, говорящее о духовной развитости человека, способность к трезвому мышлению. Свидетельство культуры души – умение четко излагать свои мысли, отстаивать свою позицию в споре. Смысл культуры – воспитание гражданина, который способен отстаивать интересы римской империи. Проблемы культуры возникают в связи с взаимоотношениями гражданина и полиса, т.е гражданина и общества. По сути это проблемы вовлечения человека в общественную жизнь. Процесс окультуривания человека. Проблема кризиса античнои культуры, но прежде всего Рима. Исходя из воспитания гражданина. Кризис античнои культуры- падение нравов, кризис морали, утрата духа свободы у римлян и формирование рабской психологии, которая ведет к нежеланию следовать долгу. Луции Сенека «Нравственные письма к Луцильо» 114 писем к ученику. Нравственные проблемы- граждански долг, отношение к себе, к друзьям, к близким. Задача – жить достойно. В соотношении с нравственным императивом. Вводит понятие совесть – это осознанная разумом и переживаемая чувством нравственная норма. Благодаря совести человек может избежать различных соблазнов. (стремление к богатству, власти, чувственные наслаждение) Атараксия Путь к нравственности – самосовершенствование, самовоспитание. Безграничные возможности человека в стремлении к духовному совершенству. Отмечал кризис античнои культуры, утрата ценностей. Связывал кризис с ображением к демократии, которая превратила граждан в плебеев, жаждущих хлеба и зрелищ.
Гибель римскои империи, которая себя исчерпала и должна исчезнуть, но не как смерть культуры вообще, а образование нового. Итог: 1)культура – личностное качество, которое обретается человеком в процессе воспитания или самовоспитания, где ключевые позициями являются образованность и гражданственность. 2) окультуренный человек – это человек способный подчинить свои действия нравственным императивам, т.е человек умеющий жить по совести. Особое место – философии как средству самосовершенствования чел-ка. 3) Культура – это сложное явление, которое находится в постоянном движении и обнаруживает себя в отношении со своеи противоположностью, т.е природой
Представление о культуре в средневековье (Августин Аврелий). Изменяется сам тип культуры. Носит религиозный характер, оказывает влияние на все сферы жизни. В средние века формируется новая система жизненных ориентиров, которая основана на постулатах христианства. Интерисуют проблемы религиозного характера – о троичности бога, о природе души, об сочетании в Христе человеческого и божественного. В средние века проблематика культурологическая по сути была вытесняна из теоретическои мысли, т.к разделение на мир человека и природы не существовало, это было единое творение бога. И жизнь человека рассматривалась как этап предуготовления к вечному существованию. Повседневная жизнь лишалась самоценности. Амвросий Медиоланский – миланскии священник. Климент Александрийский Августин Блаженный (Аврелий Августин) Термин культура используется но в отношении к культу. В значении почетания прекланения, подчинения. Ряд производных слов, имеющих отношению к божественному. Создатель cultrix, почитатель – cultor Для истории культурологии важен трактат Августина блаженного «О граде Божьем» 413 г. Под впечатлением о разгроме Рима. богословская терминалогия. Борьба 2 градов – земного и божьего царств Творец всего сущего – Бог Мир развивается линейно, по плану божьему, по законам не известным человека. Единственныи источник знаний – Библия. Цель истории человеческа – совершенствование добра и увеличение числа граждан божьего града. Определение достойных его и недостойных.
Предлагает историческую типологию культуры периода земного града. 1) до появления твари. 2) История человечества от Адама и Евы до рождения Христа 3) От Христа до страшного суда.
Итог: 1) Культура не создается, она открывается. Это результат деятельности. Она запечатлена в кодексах, общественных учреждениях. Это по сути информация. Признается изменяемость культуры поскольку в средние века признается иерархичность вещей, а они носят временной характер.
Понимание культуры гуманистами Возрождения (М. Монтень). Культура элитарная. Идеи гуманизма. Переход от теократическои идеи мира. Возвращена античная идея антропоцентризма. Вера в неограниченные возможности человека в плане творчества. Человек – смертный бог, т.е он может все. Пико дела Мирандола. Создал манифест эпохи Возрождения «Речь о достоинстве человека» Интерес как и в античные времена проявляется к природе и к связи с природой. Пантеизм – присутствие Бога в природе и в человеке. (Николай Гузатский) Признается участие божественного в становлении культуры. Возвращается к идее культуры как воспитания, но связана с формированием гармоничной и разносторонней личности.
Последнии гуманист первый моралист Мишель Монтень (1503-1592)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|