Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идеи культуры в эпоху Просвещения: взгляды И. Гердера на историю культуры.




Век просвещения

Свет разума был противопоставлен божественному свету

Общие идеи просвещения:

1) критика философов и политиков собственно времени, европейскои цивилизации. Несовершенство политических институтов, общественных законов, социальное неравенство, моральное состояние общества,обращалось внимание на распущенность высших классов и невежество городских низов. В итоге насущные проблемы: социальное развитие и морального воспитания. Решение 2 путями: разум и прогресс. В разуме видели проблему совершенствования общества, освобождение от невежества, угнетения и нелепых традиции. Разум должен вывести европейскую цивилизацию из конфликта, из противореячия, избавить от несправедливости и беззаконья, при этом разум должен опираться на опыт который является источником идей, разум не должен критично относиться к авторитету и традициям. Разум и вера разделены. Прогрессрасматривается как бесконечное совершенствование человеческого рода. Идеи посвещения привели к интересу к области человеческои истории. (или филисофии истории) т.е теоретики ставили перед собои задачу показать каким путем и какими ступенями происходит движение от варварства к современнои цивилизации. И в центре внимания не исторические факты, а исторически меняющийся дух народа. Т.е иными словами это можно назвать национальной культуры. В частности интерес к коллективным формам, мифам, ритуалу, традиции, общественным институтам. Используется термин цивилизация, впервые использован Эмилем Бенвенистом c фр. Civilite благовоспитанность. Немецкое просвещение использовало термин культура bildung – интеллектуальное развитие, образование. Было использорвано немецким юристом Самуэлем фон Пуфендорфом. Культура это общественное состояние противоположное естественному. Словосочетание история культуры связано с именем немецкого лингвиста, языковеда Иоганном Аделунгом он использует в статье «Опыт истории культуры человеческого рода» 1782 г. Этим термином он обозначет историю материальных и духовных достижении человечества, противоположность политическои истории, истории династических правлении и войн. Культура означает переход от животного состояния к общественной жизни.

 

Культуру с точки зрения Аделунга характеризуют 5 признаков:

1.уменьшение роли физическои силы

2.постепенное сокращение господствующеи роли чувственного понятия.

3. увеличение роли сознания и разума

4. смягчение нравов

5. воспитание вкуса

 

Представитель итальянского просвещения Джанбаттист Вико и немецкии философ Иоганн Гердер.

 

ИОГАНН ГЕРДЕР 1744 – 1803

Его считают основателем современнои культурологии. Основоположник историографии.

Немецкии философ.

1769 – работа «о происхождении языка»

«Идеи к философии истории человечества»1784-1794 4 ТОМА. ПИСАЛОСЬ ПО ЗАКАЗУ.

Ранее автора интересовали проблемы общего развития истории человечестваи ещев 1774 г. У него вышла работа еще одна философия истории для воспитания человечества.

 

1часть

Посвящена освещению темы взаимосвязи человека иземли и где история человечества рассматривается как составляющая истории природы.

2 часть описание различия в строении народов в зависимости от внутреннего фактора и внешенго(социального) фактора

3 часть на примере различных народов он освещает их культурную деятельность. Китайцы, персов егептян греков, этрусков латинян.

4 часть (незавершенная) продолжение 3 части финны немцы франки + славяне

Основные идеи: 1) в основу теории – космологический подход, т.е история человеческого рода начинается с признания факта включения земли в мировую вселенную. Земля привязана к солнцу, из чего следует что солнце дает свет, тепло и цветение, жизнь. Взаимосвязь культуры с природой. Те законы которые деиствуют в природе своиствены культуре.

Человек является микрокосмо, от природы находится длительности жизни, меру силычеловека способности интеллектуальные, физические, порядок смены возростов. И как следствие перемены занятии и мысли. Человек надеоен разумом. Гуманным духом и особым образом жизни.

2) высказывает идею о причинах общественного развития. Он указывает на действия климата, он деистует прежде всего на ментальность, на характер человека. Культурная деятельность человека определяется нуждои,некои потребностью. Климат и ландшафт, социальные факторы – религия.высшая гуманность и возвышение человеческого духа. На всех стадиях развития народа обязательно существавали более могущественные силы нежели они сами. он разделяет человечество на культуру ученых и культуру народа. Культура народа доступна всем – знание основных религиозных догматов и их исполнение. А так же овладение полезными ремеслами и добрыми нравами. Для культуры ученых сложна. Еи могут обладать только посвященные, избранные. Шаманы, жрецы и т.д. эта культура выполняет особуюроль в воспитании и передачи знаниыя другим поколениям. Сблизить эти культуры практически невозможно. Более тогоделать это бесполезнои вредно. Народ не создан для философских теории. Общественные институты.гердерэто обозначает понятием правление. Семья – важнеишии институт. Правление 2 степени-сферу руководства, вожди стареишене выбранные судьи 3 степень правления должности передаются по наследству.

3) Истоки культуры. Он считает что человечески род возник в Азии. Именно здесь можно обнаружить древнеишие языки и письменность, здесь скотоводство и земледелие, древнеишие исскуство. По сути он отказывается от европоцентризма в истории человечества.

4) Идея о гуманности. Гуманизм – как высшее состояние общества. Гкманность отличает человека от природы.

5) Признает революцию как элемент развития общества.под революциеи он понимает переворот, скачек, придает астрономически смысл.

 

Культурологические идеи И. Канта.

Романтическая философия культуры Ф. Шеллинга.

Критические взгляды Ф. Ницше на развитие европейской культуры и христианской морали. Концепция Сверхчеловека.

Идеи культуры Фридриха Ницше:

(1844-1900)

Складывается направление в 60-70 е 19 в.и получает свое развитие в первои четверти 20в. идеи философии жизни воспринимаются экзистенциалистами ображение к проблемам человека. Родоначальник Артур Шопенгауэр, ницше, освальд шпенглер, зигмунд Фрейд, анри Берксон, георг Зиммель, Вильгельм Дильтей.

Основное понятие – само понятие жизнь, но она рассматриватеся как поток, движение

Фридрих Ницше.

Что есть жизнь?

«Жить - это значит постоянно отбрасывать от себя, то, что хочет умереть; жить - это значит быть жестоким и беспощадным ко всему, что становится слабым и старым в нас и не только в нас»

 

.

Ницше

2 периода творчества: 1870-е – романтически, влияние идеи Шопенгауэра

Работы: «Рождение трагедии из духа музыки» 1872г.

«человеческое, слишком человеческое»

«Веселая наука»

1880-е – пессимистический период, собственно ницшиановскии

1883-1886 так говорил заратруста

Антихрист 1888

По ту сторону добра и зла 1886

1888 сумерки идола, или как философствуют молотом (Сумерки богов)

Ecce Homo. Как становятся сами собой 1888

Воля к власти опуб.1906 Жанр - эссе

Ницше обращается к проблемам европейскои культуры. И подвергает переоценке 2 ее оснований: христианской морали (не христианства как такового) и греческий рационализм(греческую культуру).

В ранний период творчества (романтический) Ницше как и все романтики на первыи план ставит искусство выше морали, религии, науки и даже истины. Искусство не отрицает земной мир во имя потусторонней, как это свойственно религии, не пытается улучшить мир, как это делает наука или мораль, искусство принимает мир таким каков он есть. Страдания на первом плане. Это порождает дух аристократизма. А аристократизм присущ всему великому. Пример такого великого в культуре – греческая трагедия. Настоящая жизнь свойственна греческой культуре в досократовский период и умение жить такой жизнью Ницше называет именем греческого бога Диониса, холя греков к жизни – дионисиским. В этот период греки просто жили, а не рефлексировали по поводу жизни. Но в культре существует и другое начало, которое Ницше связывает с чувством гармонии, идеальной формы, чувство меры, это то что ценили греки. Это начало получило имя бога гармонии Аполлон и называется аполлоническим. Эти 2 начала в культуре противостоят друг другу, этот конфликт просматривается и в искусстве, между музыкои (дионисическое) и пластикои (аполлонич). Но эти искусства с т.з Ницше существуют одновременно,эти 2 начала примиряются в момент рождения греческой трагедии.

Главныи герои дионис символизирует всеоблемлеющию стихию жизни, но в человеческом обличии он обречен на страдания и умирание. Но трагедия не может длится вечно. Она постепенно уходит под воздеиствием естественным стремлением ослабить это чувство. Дионисийское вытесняется апполоническим. И на смену трагедии приходит комедия. С ее моральным назиданием. В итоге миф умирает, его вытесняет logos – порядок, рациональным порядком утверждается царство истины. А это начало умирания в целом культуры.

Идея сверхчеловека.

(Ницшеанскии период, пессимистический)

Сверхчеловек – это новый тип человека, превосходящий совеременника по своим нравстваенно-интелекнуальным способностями. (сверхчеловек это тоже практически существо что и человек по отношению к обезьяне)

Путь становления сверхчеловека – труд, бесстрашие, самопожертвование, героизм, честность, безграничная жажда деятельности, твердость. Человек – промежуточное звено, натянутый канат между животный и сверхчеловеком. Сверхчеловек формируется благодаря 2 началам дионисиского – утверждающего жизнь (танцы, пение, молнии и безумство) и апполонического – направляющего эту безудержную энергию в творческое упорядоченное русло. Сверхчеловека он наделяет именем «танцующей звезды». Сверхчеловек это творец который обладает могущественнои волеи в первую очередь направленная на превозмогание самого себя. Смысл бытия человечества - сверхчеловек. Эту идею можно пренести и в целом на общество. Иерархия. Равенство – упадок в культуре. Ницше признает разницу между человеком и человеком, между сословиями, и народами. Эта разница своиственна сильному времени. Началом на пути совершенствоании необходим энергетически толчок которыи проявляется в духовнои практике. Он выделяет различные типы людеи: «материал» «глина» «бессмыслица» «хаос» «творец-воятель»

Для этого необходимо отказаться от традиционнои морали, человек должен выити поту сторонцу добра и зла, должен отказаться от одномерных и однозначных оценок.

Отказаться от культа разума, рациональности.

Идея вечного возвращения

«так говорил заратрустра»

Идея о вечном возвращении восходит к притче о трех превращениях, где Ницше повествет о постпенном движении человеческого духа. Изначально дух становится верблюдом, потом львом, потом ребенок.

Дух свободы льва, дух господства в собственнои пустыне те ценности которые завоеваны этим львом они уступают забвению и невинности.

Это путь переоценки ценностеи, это восхождение человека через этот путь, самокатищиеся колесо которое имеет начальное движении, завершение, переход к новому начинанию и этот процесс постоянен

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...