Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внутренняя политика России в первой половине XIX в.




 

Внутренняя политика России в последние годы царствования Александра I. Резкое изменение во внутренней политике произошло после 1815 г. Победа в войне с Наполеоном и та роль, которую стала играть Россия на международной арене, служили поддержанию престижа самодер­жавной монархии.Главной приметой времени стал отказ от либераль­ных реформ, страх перед идеей революции.Символом этого времени стал генерал А. А. Аракчеев, в руках которого сосредоточилось управ­ление военными и гражданскими делами страны. Сам Александр за­нимался в основном международными проблемами, главной из кото­рых считал охрану Европы от идеи революции.

Наиболее ярким проявлением аракчеевщины стали военные поселения. Главной целью их создания было уменьшение расходов на армию. Для этого деревни с государственными крестьянами переда­вались в ведение военного министерства. Крестьяне освобождались от податей, но должны были содержать воинские части. Жизнь в во­енных поселениях подчинялась военной дисциплине: на работы хо­дили строем, работали под надзором начальников. Дети «военных поселян» с 7 лет обучались военному делу, а с 12 лет отбирались у ро­дителей. Браки заключались по предписанию начальства.

В области культуры и просвещения Александр I стремился восста­вить влияние церкви на светское образование. Министерство ду­ховных дел и народного образования за «вольномыслие» увольняло лучших университетских профессоров. Свирепствовала цензура, запрещавшая обсуждать политические вопросы, печатать сведения о судебных процессах.

Победа в войне с Наполеоном укрепила правящие круги страны мысли о превосходстве общественного строя России, а следовательно ненужности преобразований и тем самым усилила консервативную тенденцию во внутренней политике. Это способствовало нарастанию недовольства в отдельных общественных кругах, участились бунты, в том числе и в армии.

Внутренняя и внешняя политика самодержавия во второй четверти XIX в. Восстание декабристов, его подавление привели к противостоянию власти и духовной элиты общества.

Идеалу либеральной политики начала XIX в. был противопостав­лен попечительный и охранительный идеал строгого надзора власти над общественными силами. Для этого была использована созданная в 1812 г. Собственная Его Императорского Величества канцелярия. Она подразделялась на не­сколько отделений, ведавших политическими, общественными и ду­ховными делами страны. Особую роль в системе власти играло III отделение этой канцелярии, которое преследовало «государствен­ных преступников», следило за всеми подозрительными лицами: ино­странцами, раскольниками, фальшивомонетчиками и т. д. В 1827 г. в распоряжение его начальника А. X. Бенкендорфа был передан кор­пус жандармов. В результате был установлен полный контроль над духовной и политической жизнью страны.

Органы сословного представительства дворянства, отчасти унич­тоженные при Павле I, были восстановлены на новой основе, укреп­лявшей власть наиболее богатых помещиков. Было ограничено по­полнение дворянства за счет выслужившегося чиновничества и воен­ных. Эта система вводилась не только в губерниях и уездах, но и в городах, где дворянство в качестве «первого сословия» потеснило в органах управ­ления купцов и ремесленников. Тем самым органы дворянского само­управления превратились в один из органов бюрократического госу­дарственного управления.

Николай I видел в дворянстве, как и в других сословиях, прежде всего инструмент государственной власти. Царь выдвигал на мини­стерские посты своих генерал-адъютантов, людей ограниченных, не имевших собственного мнения. Время его правления стало образцом взяточничества и неразберихи в государственном аппарате.

Тяжелый удар был нанесен по мыслящей, либе­ральной части дворянства, общественному движению и образованию. В либеральном дворянстве Николай I видел революционные силы опасные для страны. III Отделение внимательно следило за всеми ин­теллигентскими кружками, издаваемой литературой, университет­ским образованием. Обо всех политических преступлениях доклады­валось лично царю.

Был закреплен сословный характер образования: крепостным кре­стьянам было запрещено поступать в гимназии и университеты. Был издан новый школьный устав, разрушавший связь и преемственность между церковно-приходскими училищами, уездными училищами, гимназиями и университетами. В приходских училищах получали об­разование лишь крестьяне, в уездных — учили детей купцов и ремес­ленников. В семиклассную гимназию имели право поступать только дети дворянства и чиновничества. Обучение за границей лишало пра­ва на государственную службу.

Новый университетский устав 1835 г. резко ограничивал универ­ситетскую автономию и передавал дело начального и среднего обра­зования в руки попечителей учебных округов, часто назначавшихся из генералов. Была ограничена научная деятельность университетов и уничтожен университетский суд. Циркуляры, издаваемые Мини­стерством просвещения, требовали, чтобы науки основывались не на «умствованиях», а на религиозных истинах.

В основу просвещения был положен принцип охранительной иде­ологии, сформулированный С. С. Уваровым: «православие, самодер­жавие, народность», и получивший название «теории официальной народности». Уклонение от посещения официальной право­славной церкви, поддерживавшей самодержавие, рассматривалось как выступление против царской власти. Поэтому время правления Николая I было ознаменовано гонениями против старообрядцев. У них отбирали общинное имущество и даже детей, которых сдавали в военные школы.

После европейских революций1848-1849 гг. политика подавления инакомыслия, проводившаяся Николаем I, усилилась. Был запрещен выезд российских подданных за рубеж, ввоз иностранной литературы т. д.

В период правления Николая I обострился крестьянский вопрос. Произошло около 500 выступлений, являвшихся формой протеста против самоуправства вотчинной администрации помещиков на кре­стьянских землях. Правительство пыталось решать ставшие перед стра­ной социально-экономические проблемы. В 1842 г вышел указ об обязанных крестьянах, предоставивший помещикам право зак­лючать с крестьянами соглашение о прекращении их личной крепостной зависимости. В 1837-1838 гг. было учреждено министерство го­сударственного имущества, которое возглавил граф П. Д. Киселев. Он стремился к всестороннему улучшению положения государственных крестьян. Для них создавали местные органы управления, осуществляли частичное переселение крестьян и места с большим земельным фондом, открывали школы и больницы, пытались организовать агротехническую помощь.

Была проведена огромная работа по сведению воедино всех законов, изданных с 1649 г. В 1830 г. было выпущено Полное собрание законов Российской империи(45 томов). В 1832 г. в отдельный «Свод законов» (15 томов) были помещены действующие законы, соот­ветствующие правовому положению в стране. Тем самым из законо­дательства были устранены внутренние противоречия, оно стало бо­лее цельным.

В 1839-1843 гг. была проведена финансовая реформа Е Ф. Канкрина. Он произвел формальную девальвацию ассигнаций, установив, что 350 рублей ассигнациями равняются 100 рублям сереб­ром. Были выпущены новые бумажные деньги – кредитные билеты. ценность которых обеспечивалась собранным им металлическим раз­менным фондом. В 30-40-е гг. XIX в. начинается промыш­ленный переворот, который в России имел свои особенности: более позднее, чем в Европе, начало; сохранение крепостного права. Разви­тие промышленности шло медленными темпами, в первую очередь развивались и модернизировались текстильные предприятия.

Единственной отраслью промышленности, получавшей государственные субсидии, была военная промышленность. За счет этого развивались металлообрабатывающие предприятия в Петербурге, строились новые боевые корабли, совершенствовалась артиллерия. Но потребности обороны страны были неизмеримо больше. В Европе шло перевооружение армий, строились железные дороги, служившие средством переброски войск. В России промышленная база для по­добных мероприятий отсутствовала.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...