Общественное и политическое движение в России в 60-90-х гг. XIX в.
Общественное и политическое движение в России в 60-90-х гг. XIX в. Преобразования в стране вначале встретили в русском обществе понимание. Однако по мере того, как прояснялся характер готовившейся крестьянской реформы, общественное движение теряло свое единство. Если либералы, критикуя власть по частным вопросам, в целом продолжали поддерживать ее, то публицисты Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов (журнал «Современник») все резче обличали и правительство, и либералов. Особую позицию занял А.И. Герцен, который разоблачал реакционные устремления высших сановников, критиковал правительство за нерешительность. Переходный характер экономики и социальной структуры 60-80-х гг. толкал различные общественные силы России на поиск оптимального го пути исторического развития, стимулировал дискуссии по этому вопросу. Русский консерватизм. Крупнейшие представители консерватизма – государственные деятели, литераторы и философы К. П. Победоносцев, Д. А. Толстой, М. Н. Катков, Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев. Основным принципом консервативного лагеря оставалась триединая формула – «самодержавие,православие, народность», основной задачей — сохранение незыблемости самодержавия. Консерваторы отрицали необходимость европеизации России, так как считали, что она может вызвать социальные конфликты и национальную катастрофу. Буржуазная и католически-протестантская Европа воспринималась как антипод и враг патриархальной и православной России. Сохранялась вера в национальное превосходство великороссов, уверенность в высокое предназначение России. Либеральное движение. Видными деятелями либерализма в России были, в основном представители научной и творческой интеллигенции — историки, юристы, литераторы: в. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, М. М. Стасюлевич, И. И. Петрункевич, С. М. Соловьев, И. С. Тургенев. Но определенное место в движении занимал ряд либерально настроенных высших чиновников (Лорис-Меликов, Милютин).
Они отстаивали традиционные для европейского либерализма XIX в. ценности: обеспечение прав личности; защиту частной собственности; ограничение самодержавия представительными органами. По мнению либералов, общество должно готовиться к деятельности в условиях гражданских и политических свобод, а также воздействовать на власть, склоняя ее к продолжению либеральных реформ, но лишь мирными средствами. Для этого следовало европеизировать Россию, распространять образование и научные знания. При этом недопустимы как репрессии и произвол самодержавия, так и революционное насилие радикальной интеллигенции. Русский либерализм не был организационно оформлен и проявлялся не в открытой политической деятельности, а в активности земств, либеральной публицистике, академических исследованиях и салонных дискуссиях, реформаторских усилиях наиболее прогрессивных сановников. Отсутствовала и достаточная социальная база. Народническое движение.Реформа 1861 г. не удовлетворила радикально настроенную общественность. Ее кумиром и вдохновителем стал Н. Г. Чернышевский. Прокламации и воззвания, распространявшиеся в Петербурге, Москве и других городах, подвергли крестьянскую реформу самой резкой критике. В них содержались требования более решительных и последовательных преобразований, подкрепленные угрозой народного восстания. В ответ власти в 1861 – 1862 гг. произвели целый ряд арестов. Многие деятели революционного движения, в том числе и сам Чернышевский, были осуждены на каторжные работы. На протяжении 1860-х гг. радикально настроенная интеллигенция несколько раз пыталась создать сильную организацию (например, кружок Н. А Ишутина, «Народная расправа» С. Г. Нечаева).
На рубеже 60-70-х гг. XIX в. происходит становление идеологии революционного народничества. Твердо убежденные в том, что человечество в своем развитии неизбежно должно прийти к социализмународники возлагали особые надежды на крестьянскую общинув России, рассматривая ее как зародыш социализма. Сходясь в основных теоретических установках, ведущие идеологи народничества предлагали различные средства для их претворения в жизнь. М. А. Бакунин видел такое средство в немедленной крестьянской революции, толчок к которой должна была дать революционная интеллигенция. П. Л. Лавров также поддерживал идею крестьянской революции,но, в отличие от Бакунина, он считал, что потребуется длительный период пропаганды для того, чтобы интеллигенция смогла найти общий языке крестьянством. П. Н. Ткачев исходил из того, что разрыв между народом и интеллигенцией слишком значителен. Поднять крестьян на сознательное революционное движение невозможно. Общину должна освободить интеллигенция, захватив путем вооруженного переворота власть и проведя сверху необходимые преобразования. В конце 1860— начале 1870-х гг. в России в студенческой среде возник ряд народнических кружков. В 1874 г. их члены начинали массовое «хождение в народ» под бунтарскими лозунгами. Однако поднять крестьян на революцию «бунтарям» не удалось. Все их призывы встречали в крестьянской среде недоверчивое, а нередко и враждебное отношение. Тогда революционеры начали вести более планомерную пропаганду в деревне. В 1876 г. возникла «Земля и воля» — организация, игравшая в этой деятельности роль координационного центра. Народники стремились создать в деревне опорные пункты для организованного восстания. Однако никаких серьезных результатов они не достигли. В 1879 г. происходит раскол «Земли и воли» на «Черный передел» и «Народную волю». «Черный передел», лидером которого был Г. В. Плеханов, остался на старых позициях. «Народная воля» на первый план выдвинула политическую борьбу, стремясь добиться свержения самодержавия. Главным средством их борьбы с властью стал индивидуальный террор, с помощью которого они надеялись развалить сушествующий строй. Предприняв ряд террористических актов, народовольцы заставили правительство пойти на уступки. 12 февраля 1880 г. была образована Верховная распорядительная комиссия, которую возглавил М. Т. Лорис-Меликов. С одной стороны, он продолжил беспощадную борьбу с революционным подпольем, с другой – провел ряд мер, смягчавших цензуру и произвол местной администрации. Разрабатывались проекты по введению opганов народного представительства. Деятельность Н.Лорис-Меликова не удовлетворяла народовольцев. 1 марта 1881 ими был убит царь, К власти пришел его сын Александр III. В стране воцарилась реакция.
Развитие рабочего движения в конце XIX в. С развитием капитализмапоявляется новая социальная группа – рабочий масс(пролетариат), которая юридически абсолютно была не защищена от произвола нанимателей. Поэтому пропаганда революционных идей среди рабочих дала великолепные результаты. В 70-х гг. XIX в. по стране прокатилась волна стачек. Но без своей организации ' было невозможно вести борьбу. В 1878 г. в Санкт-Петербурге был создан «Северный союз русских рабочих». Промышленный пролетариат становился все более заметной силой. В 1885 г. вспыхивали волнения и забастовки. Самой заметной стала Морозовская стачка (на текстильной фабрике Т. С. Морозова), в которой участвовали 10 тыс. рабочих. Было составлено коллективное заявление с требованием улучшения условий труда и изменения общегосударственного рабочего законодательства. Забастовка была подавлена, организаторы арестованы. Но суд оправдал рабочих, в рабочее законодательство были внесены изменения. Становление российского пролетариата как общественной силы привело к зарождению русской социал-демократии. В 1883 г. лидеры «Черного передела» (Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод) создали новую организацию — группу «Освобождение труда». Она основывала свою деятельность на идеологии марксизма. Как политическое учение марксизм предполагал совершение революции и установление нового общественного строя — социализма. Но движущую силу будущей революции марксисты видели не в крестьянине-собственнике, а в рабочем классе.
Общественное движение России не только заимствовало идеи западных мыслителей и адаптировало их к националистам условиям, но и создавало собственные оригинальные концепции. В этот период завершилось идейное формирование основных направлений общественно-политического движения в России: консервативного, либерального и радикального (народнического). Появилось новое течение — социал-демократическое. Правительство не допускало организационного оформления общественно-политических течений. Отсутствие политических партий (в том числе и поддерживающих власть) негативно сказалось на общественно-политической ситуации в России: власть лишалась поддержки интеллигенции; появились крайние, радикальные формы общественных движений (в том числе политический терроризм). Русская культура второй половине XIX в. Система образования. Развитие культуры во второй половине XIX в. проходило в условиях утверждения капитализма,научно-технического прогресса и возрастания потребностей общества в образовании и просвещении. Сильный толчок к развитию культуры дали реформы и развитие промышленности. Реформа начальной школы, начатая в 1864 г. на основе Положения о начальных народных училищах, осуществлялось в школах различных типов. Государство создавало земские школы, организовывавшиеся земствами на свои средства. С 1870-х гг. в городах на частные пожертвования стали возникать воскресные школы для взрослых, свидетельствовавшие о возросшем интересе к образованию. В результате по переписи 1897 г. грамотным являлось уже 22 % населения, что представляло собой значительное достижение по сравнению с 2-3 % в середине XIX в. Успехи в области высшего образования были более существенными. Были открыты 30 специальных высших учебных заведений – технологические и политехнические институты. Для подготовки преподавателей народных школ возникали Учительские институты и семинарии. Были открыты высшие женские курсы в Москве и Петербурге. Просвещение, музеи, библиотеки, книгоиздание, пресса. Выросло количество книжных издательств, что свидетельствовало о росте общественного сознания. Издавались научные книги и учебники небольшими тиражами художественная литература. Все более возрастало значение периодических изданий в общественно-культурной жизни общества. Среди журналов демократического направления продолжал играть большую роль «Современник». Выразителем идей русского либерализма стал «Русский вестник» М. Н. Каткова. К либеральному направлению был близок «Вестник Европы» М. М. Стасюлевича.
Расширилась сеть культурно-просветительных учреждений. Количество публичных библиотек в России к концу XIX в. составило свыше 500. Более 3 тыс. библиотек и читален принадлежали земствам. Публичная библиотека в Москве была открыта в 1862 г. (ныне — Российская государственная библиотека), основу ее составила коллекция книг и рукописей Н. П. Румянцева – государственного деятеля, дипломата, одного из самых просвещенных людей России. Неотъемлемой частью культурной жизни общества стали музеи. В начале 80-х гг. XIX в. была открыта для посетителей галерея П. М. Третьякова (в 1893 г. Большую роль начали играть всевозможные выставки. Развитие науки. Российская наука во второй половине XIX в. стала неотъемлемой частью мировой науки, открытия во многих ее областях имели общепризнанное значение. Значительные открытия были сделаны в области химии, математики, биологии. Биологические и медицинские науки стали предметом особого внимания. Это объясняется и практическими потребностями, распространением материализма. Географические экспедиции второй половине XIX в. имели большое научное значение. Русские путешественники исследовали далекие страны. Связь науки с практикой являлась отличительной особенностью второй половины XIX в., когда появлялись все новые и новые технические открытия, многие из которых имели мировое значение. Активно развиваются гуманитарные науки. В этот период возникла оригинальная русская философия. Она развивалась в русле идеалистического миропонимания. Одновременно материалистическая философия заняла прочное место в работах литераторов и публицистов. Быстро развивались филологические науки. Научные организации в это время представляли хорошо организованную систему, способствующую развитию научной мысли. Академия наук сохраняла статус высшего научного учреждения страны. Университеты и специальные высшие учебные заведения превращались в научные центры. Научные общества создавались по разным отраслям науки в центре и в регионах. Литература. В этот период литература еще более тесным образом была связана с социальными проблемами, остро реагируя на злободневные вопросы современности. Вторая половина XIX в. стала временем утверждения метода реализма. Русские писатели, в некоторой мере под влиянием идей народничества, не только отражали происходившие в жизни события, но и пытались разобраться в причинах существующих несправедливостей. Этим художественная литература в значительной степени выполняла функции общественных наук и политической мысли. Для русской литературы этого периода характерно глубокий философский подход, тонкий психологизм, высокие эстетические требования. Музыка и театр. О подъеме культурной жизни России XIX в. свидетельствовал расцвет музыкального искусства. Сложилось творческое содружество композиторов, получившее название «Могучая кучка». Членами общества были М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков и Ц. А. Кюи. В основе деятельности этой группы была идея о сохранении и развитии русской национальной музыкальной культуры, соединенной с достижениями мировой классики. Признанным авторитетом мировоймузыкальной культуры стал П. И. Чайковский. Оперы, балеты, симфонические и камерные произведения, созданные этим выдающимся композитором, принадлежат к числу образцов самого высокого искусства. Во второй половине XIX в. неотъемлемой частью общественной жизни стал театр. Главную роль в развитии театрального искусства играли Малый театр в Москве и Александрийский в Петербурге. театральных труппы в России, они были созданы более чем ста городах страны. Основными чертами российской культуры этого периода являлись социально ориентированный характер, возвращение к национальным традициям, патриотизм. Характерной чертой этого периода стала дальнейшая демократизация культуры. В связи с ростом грамотности, развитием образования, социальным развитием значительно расширился круг потребителей культуры и искусства.
ЛЕКЦИЯ № 7
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|