Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общественное и политическое движение в России в 60-90-х гг. XIX в.




Общественное и политическое движение в России в 60-90-х гг. XIX в. Преобразования в стране вначале встретили в русском обществе понимание. Однако по мере того, как прояснялся характер готовив­шейся крестьянской реформы, общественное движение теряло свое единство. Если либералы, критикуя власть по частным вопросам, в целом продолжали поддерживать ее, то публицисты Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов (журнал «Современник») все резче обличали и правительство, и либералов. Особую позицию занял А.И. Герцен, который разоблачал реакционные устремления высших сановников, критиковал правительство за нерешительность.

Переходный характер экономики и социальной структуры 60-80-х гг. толкал различные общественные силы России на поиск оптимального го пути исторического развития, стимулировал дискуссии по этому вопросу.

Русский консерватизм. Крупнейшие представители консерватизма – государственные деятели, литераторы и философы К. П. Победоносцев, Д. А. Толстой, М. Н. Катков, Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев. Основным принципом консервативного лагеря оставалась три­единая формула – «самодержавие,православие, народность», основ­ной задачей — сохранение незыблемости самодержавия. Консервато­ры отрицали необходимость европеизации России, так как считали, что она может вызвать социальные конфликты и национальную ката­строфу. Буржуазная и католически-протестантская Европа воспри­нималась как антипод и враг патриархальной и православной России. Сохранялась вера в национальное превосходство великороссов, уве­ренность в высокое предназначение России.

Либеральное движение. Видными деятелями либерализма в России были, в основном представители научной и творческой интеллигенции — историки, юристы, литераторы: в. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, М. М. Стасюлевич, И. И. Петрункевич, С. М. Соловьев, И. С. Тургенев. Но опреде­ленное место в движении занимал ряд либерально настроенных выс­ших чиновников (Лорис-Меликов, Милютин).

Они отстаивали традиционные для европейского либерализма XIX в. ценности: обеспечение прав личности; защиту частной соб­ственности; ограничение самодержавия представительными органа­ми. По мнению либералов, общество должно готовиться к деятельности в условиях гражданских и политических свобод, а также воздей­ствовать на власть, склоняя ее к продолжению либеральных реформ, но лишь мирными средствами. Для этого следовало европеизировать Россию, распространять образование и научные знания. При этом не­допустимы как репрессии и произвол самодержавия, так и революци­онное насилие радикальной интеллигенции.

Русский либерализм не был организационно оформлен и прояв­лялся не в открытой политической деятельности, а в активности земств, либеральной публицистике, академических исследованиях и салонных дискуссиях, реформаторских усилиях наиболее прогрессив­ных сановников. Отсутствовала и достаточная социальная база.

Народническое движение.Реформа 1861 г. не удовлетворила радикально настроенную обще­ственность. Ее кумиром и вдохновителем стал Н. Г. Чернышевский. Прокламации и воззвания, распространявшиеся в Петербурге, Моск­ве и других городах, подвергли крестьянскую реформу самой резкой критике. В них содержались требования более решительных и после­довательных преобразований, подкрепленные угрозой народного вос­стания. В ответ власти в 1861 – 1862 гг. произвели целый ряд арестов. Многие деятели революционного движения, в том числе и сам Чер­нышевский, были осуждены на каторжные работы. На протяжении 1860-х гг. радикально настроенная интеллигенция несколько раз пыталась создать сильную организацию (например, кружок Н. А Ишутина, «Народная расправа» С. Г. Нечаева).

На рубеже 60-70-х гг. XIX в. происходит становление идеологии революционного народничества. Твердо убежденные в том, что чело­вечество в своем развитии неизбежно должно прийти к социализмународники возлагали особые надежды на крестьянскую общинув Рос­сии, рассматривая ее как зародыш социализма. Сходясь в основных теоретических установках, ведущие идеологи народничества предла­гали различные средства для их претворения в жизнь. М. А. Бакунин видел такое средство в немедленной крестьянской революции, толчок к которой должна была дать революционная интеллигенция.

П. Л. Лавров также поддерживал идею крестьянской революции,но, в отличие от Бакунина, он считал, что потребуется длительный пери­од пропаганды для того, чтобы интеллигенция смогла найти общий языке крестьянством. П. Н. Ткачев исходил из того, что разрыв между народом и интеллигенцией слишком значителен. Поднять крестьян на сознательное революционное движение невозможно. Общину дол­жна освободить интеллигенция, захватив путем вооруженного пере­ворота власть и проведя сверху необходимые преобразования.

В конце 1860— начале 1870-х гг. в России в студенческой среде возник ряд народнических кружков. В 1874 г. их члены начинали мас­совое «хождение в народ» под бунтарскими лозунгами. Однако под­нять крестьян на революцию «бунтарям» не удалось. Все их призывы встречали в крестьянской среде недоверчивое, а нередко и враждеб­ное отношение. Тогда революционеры начали вести более планомер­ную пропаганду в деревне. В 1876 г. возникла «Земля и воля» — орга­низация, игравшая в этой деятельности роль координационного цен­тра. Народники стремились создать в деревне опорные пункты для организованного восстания. Однако никаких серьезных результатов они не достигли.

В 1879 г. происходит раскол «Земли и воли» на «Черный передел» и «Народную волю». «Черный передел», лидером которого был Г. В. Пле­ханов, остался на старых позициях. «Народная воля» на первый план выдвинула политическую борьбу, стремясь добиться свержения са­модержавия. Главным средством их борьбы с властью стал индиви­дуальный террор, с помощью которого они надеялись развалить сушествующий строй. Предприняв ряд террористических актов, народовольцы заставили правительство пойти на уступки. 12 февраля 1880 г. была образована Верховная распорядительная комиссия, которую возглавил М. Т. Лорис-Меликов. С одной стороны, он продолжил беспощадную борьбу с революционным подпольем, с другой – провел ряд мер, смягчавших цензуру и произвол местной администрации. Разрабатывались проекты по введению opганов народного представительства. Деятельность Н.Лорис-Меликова не удовлетворяла народовольцев. 1 марта 1881 ими был убит царь, К власти пришел его сын Александр III. В стране воцарилась реакция.

Развитие рабочего движения в конце XIX в. С развитием капитализмапоявляется новая социальная группа – рабочий масс(пролетариат), которая юридически абсолютно была не защищена от произвола нанимателей. Поэтому пропаганда революци­онных идей среди рабочих дала великолепные результаты. В 70-х гг. XIX в. по стране прокатилась волна стачек. Но без своей организации ' было невозможно вести борьбу. В 1878 г. в Санкт-Петербурге был создан «Северный союз русских рабочих». Промышленный пролетариат становился все более заметной силой. В 1885 г. вспыхивали волнения и забастовки. Самой заметной стала Морозовская стачка (на тек­стильной фабрике Т. С. Морозова), в которой участвовали 10 тыс. рабочих. Было составлено коллективное заявление с требованием улуч­шения условий труда и изменения общегосударственного рабочего за­конодательства. Забастовка была подавлена, организаторы арестова­ны. Но суд оправдал рабочих, в рабочее законодательство были внесе­ны изменения.

Становление российского пролетариата как общественной силы привело к зарождению русской социал-демократии. В 1883 г. лидеры «Черного передела» (Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод) создали новую организацию — группу «Освобождение труда». Она основывала свою деятельность на идеологии марксизма. Как полити­ческое учение марксизм предполагал совершение революции и уста­новление нового общественного строя — социализма. Но движущую силу будущей революции марксисты видели не в крестьянине-соб­ственнике, а в рабочем классе.

Общественное движение России не только заимствовало идеи за­падных мыслителей и адаптировало их к националистам условиям, но и создавало собственные оригинальные концепции. В этот период завершилось идейное формирование основных направлений обще­ственно-политического движения в России: консервативного, либе­рального и радикального (народнического). Появилось новое тече­ние — социал-демократическое. Правительство не допускало органи­зационного оформления общественно-политических течений. Отсутствие политических партий (в том числе и поддерживающих власть) негативно сказалось на общественно-политической ситуации в России: власть лишалась поддержки интеллигенции; появились крайние, радикальные формы общественных движений (в том числе политический терроризм).

Русская культура второй половине XIX в.

Система образования. Развитие культуры во второй половине XIX в. проходило в услови­ях утверждения капитализма,научно-технического прогресса и воз­растания потребностей общества в образовании и просвещении. Силь­ный толчок к развитию культуры дали реформы и развитие промыш­ленности.

Реформа начальной школы, начатая в 1864 г. на основе Положе­ния о начальных народных училищах, осуществ­лялось в школах различных типов.

Государство создавало земские школы, организовывавшиеся земствами на свои средства. С 1870-х гг. в городах на частные пожертвования стали воз­никать воскресные школы для взрослых, свидетельствовавшие о воз­росшем интересе к образованию. В результате по переписи 1897 г. грамотным являлось уже 22 % на­селения, что представляло собой значительное достижение по срав­нению с 2-3 % в середине XIX в.

Успехи в области высшего образования были более существенны­ми. Были открыты 30 специальных высших учебных заведений – технологические и политехни­ческие институты. Для подготовки преподавателей народных школ возникали Учительские институты и семинарии. Были открыты высшие женские курсы в Москве и Петербурге.

Просвещение, музеи, библиотеки, книгоиздание, пресса. Выросло количество книжных издательств, что свидетельствовало о росте общественного сознания. Издавались научные книги и учебники небольшими тиражами художественная литература. Все более возрастало значение периодических изданий в обще­ственно-культурной жизни общества. Среди журналов демократического направления продолжал играть большую роль «Современник». Выразителем идей русского либера­лизма стал «Русский вестник» М. Н. Каткова. К либеральному направ­лению был близок «Вестник Европы» М. М. Стасюлевича.

Расширилась сеть культурно-просветительных учреждений. Ко­личество публичных библиотек в России к концу XIX в. составило свы­ше 500. Более 3 тыс. библиотек и читален принадлежали земствам.

Публичная библиотека в Москве была открыта в 1862 г. (ныне — Российская государственная библиотека), основу ее составила кол­лекция книг и рукописей Н. П. Румянцева – государственного деяте­ля, дипломата, одного из самых просвещенных людей России.

Неотъемлемой частью культурной жизни общества стали музеи. В начале 80-х гг. XIX в. была открыта для посетителей галерея П. М. Тре­тьякова (в 1893 г. Большую роль начали играть всевозможные выставки.

Развитие науки. Российская наука во второй половине XIX в. стала неотъемлемой частью мировой науки, открытия во многих ее областях имели обще­признанное значение. Значительные открытия были сделаны в области химии, математики, биологии. Биологические и медицинские науки стали предметом особого внимания. Это объясняется и практическими потребностями, рас­пространением материализма. Географические экспедиции второй половине XIX в. имели боль­шое научное значение. Русские путешественники исследовали далекие страны.

Связь науки с практикой являлась отличительной особенностью второй половины XIX в., когда появлялись все новые и новые техни­ческие открытия, многие из которых имели мировое значение.

Активно развиваются гуманитарные науки. В этот период возникла оригинальная русская философия. Она развивалась в русле идеалистического миропонимания. Одновременно материалистическая философия заняла прочное место в работах литераторов и публицистов. Быстро развивались филологические науки.

Научные организации в это время представляли хорошо организо­ванную систему, способствующую развитию научной мысли. Акаде­мия наук сохраняла статус высшего научного учреждения страны. Уни­верситеты и специальные высшие учебные заведения превращались в научные центры. Научные общества создавались по разным отраслям науки в центре и в регионах.

Литература. В этот период литература еще более тесным образом была связана с социальными проблемами, остро реагируя на злободневные вопро­сы современности. Вторая половина XIX в. стала временем утвержде­ния метода реализма. Русские писатели, в некоторой мере под влия­нием идей народничества, не только отражали происходившие в жиз­ни события, но и пытались разобраться в причинах существующих несправедливостей. Этим художе­ственная литература в значительной степени выполняла функции общественных наук и политической мысли.

Для русской литературы этого периода характерно глубокий фи­лософский подход, тонкий психологизм, высокие эстетические тре­бования.

Музыка и театр. О подъеме культурной жизни России XIX в. свидетельствовал рас­цвет музыкального искусства. Сложилось твор­ческое содружество композиторов, получившее название «Могучая кучка». Членами общества были М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков и Ц. А. Кюи. В основе деятель­ности этой группы была идея о сохранении и развитии русской наци­ональной музыкальной культуры, соединенной с достижениями ми­ровой классики. Признанным авторитетом мировоймузыкальной культуры стал П. И. Чайковский. Оперы, балеты, симфонические и камерные про­изведения, созданные этим выдающимся композитором, принадле­жат к числу образцов самого высокого искусства.

Во второй половине XIX в. неотъемлемой частью общественной жизни стал театр. Главную роль в развитии театрального искусства играли Малый театр в Москве и Александрийский в Петербурге. театральных труппы в России, они были созданы более чем ста городах страны.

Основными чертами российской культуры этого периода являлись социально ориентированный характер, возвращение к национальным традициям, патриотизм. Характерной чертой этого периода стала дальнейшая демократизация культуры. В связи с ростом грамотнос­ти, развитием образования, социальным развитием значительно рас­ширился круг потребителей культуры и искусства.

 

 

ЛЕКЦИЯ № 7

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...