Вопрос 56. Развитие права 1905-1917 гг.
В рассматриваемый период главным источником права становится закон. По своему содержанию законы делились на: - предписывающие; - восполнительные. По пространству действия законы делились на: - общие — действовавшие на всей территории государства; - местные — действовавшие на определенной части государства; - особенные — действовавшие в отношении определенной категории дел; - специальные — действовавшие в отношении особых групп лиц. Действие закона во времени начиналось с момента его опубликования. Если в законе не указывался срок вступления его в законную силу, то он определялся моментом получения на данной территории листа сенатского издания Собрания узаконений и распоряжений правительства. В систему источников права данного периода стали включаться постановления Совета министров и мнения Государственного совета. Эти нормативные акты носили подзаконный характер и были обязательны для всех исполнительных органов. Совет министров также издавал положения и указы. Первые носили правоустанавливающий характер и определяли структуру, функции органов власти и управления. Вторые были направлены на реализацию конкретных правовых действий. В качестве одной из приоритетных задач законодатель определил правовое регулирование экономики. Получило развитие понятие юридического лица. Определялись виды юридических лиц: - публичные — казна, ведомства, учреждения, органы местного самоуправления; - частные — соединения (общества, товарищества) и учреждения. Для образования юридического лица требовалось соглашение нескольких лиц, утверждаемое в концессионном или явочном порядке, т. е. утверждаемое представителями органов власти или путем регистрации.
Товарищества подразделялись на полное, на вере и акционерное. В качестве субъектов хозяйственной деятельности могли выступать торгово-промышленные предприятия. Они имели форму треста, синдиката, концерна или акционерного общества. В годы первой мировой войны в сфере экономических отношений применялись чрезвычайные меры: использование военно-промышленными комитетами административных методов регулирования, контролирование деятельности государственных хозяйственных структур особыми совещаниями, нормирование цен, таксировка, продовольственная разверстка, реквизиции, ограничения на совершение сделок с некоторыми товарами и др. Характерной особенностью в области судебного права является либерализация судебного процесса. С 1885 г. отменялась публичная казнь. В 1886 г. присяжным были предоставлены новые процессуальные права. С 1899 г. в судебных палатах вводилось обязательное назначение защитника. В 1909 г. был разработан институт условно-досрочного освобождения. С 1910 г. время, проведенное обвиняемым в предварительном заключении, стало включаться в срок заключения. С развитием хозяйственных отношений появляется прообраз будущего арбитража — административная юстиция. В годы первой мировой войны в районах, объявленных на военном положении, судебная власть принадлежала военно-окружным судам и Главному военному суду. При чрезвычайных обстоятельствах могли образовываться военно-полевые суды, для которых характерны следующие черты: краткосрочное слушание, отсутствие защиты, корпоративность состава суда, невозможность обжалования. Вопросы 57. Государственный аппарат в период I мировой войны. 19 июля (1 августа) 1914 г. Россия вступила в войну на стороне Антанты (Англии и Франции) против Германии, Австро-Венгрии и Италии. В июле 1914 г. Совет министров был наделен чрезвычайными полномочиями. Большинство дел стало решаться им самостоятельно от имени царя.
Правительство проводило курс на победу в войне и мобилизацию капитала. Сложившаяся ситуация определила милитаризацию экономики России. Государственное регулирование экономики приобрело чрезвычайные формы: административные методы регулирования, нормирование цен, таксировка, продовольственная разверстка, реквизиции и т. д. Учреждалась военная цензура, устанавливался перечень сведений, за разглашение которых определялись различные виды ответственности. Значительная часть страны была объявлена на военном положении. В годы войны в составе правительства происходили частные смены как отдельных министров, так и председателя Совета министров. В мае 1915 г. на Всероссийском съезде представителей промышленности и торговли было принято решение о создании военно-промышленных комитетов как новых форм управления промышленностью и финансами. В августе 1915г. правительством было принято Положение о военно-промышленных комитетах. Согласно этому акту целью создания комитетов являлось оказание содействия правительственным учреждениям в снабжении армии и флота снаряжением и довольствием. В функции военно-промышленных комитетов входили: посредничество между казной и промышленностью, распределение военных заказов, регулирование сырьевого рынка и снабжение предприятий сырьем, регулирование внешней торговли, нормирование цен на сырье и др. К концу 1916г. было образовано более 200 областных и местных военно-промышленных комитетов, во главе которых стоял Центральный военно-промышленный комитет. В состав Центрального военно-промышленного комитета входили представители Совета торговли и промышленности, Всероссийских союзов, городских дум Москвы и Петрограда, Всероссийской сельскохозяйственной палаты, Комитета военно-технической помощи. В состав местных комитетов входили президиум, бюро и отделы. В августе 1915 г. был принят Закон об особых совещаниях. В соответствии с законом были созданы Особое совещание по обороне государства; Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обеспечению топливом путей сообщения, государственных и общественных учреждений и предприятий; Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по продовольственному делу; Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по перевозке топлива, продовольственных и военных грузов; Особое совещание по устройству беженцев. В компетенцию этих органов входило: распределение военных заказов на предприятиях, контролирование их выполнения, отстранение администрации государственных и частных предприятий, проведение ревизий, закрытие предприятий и др.
В состав Особого совещания по обороне входили: председатели Государственного совета и Государственной думы, по 9 членов от Государственного совета и Государственной думы, по одному представителю от министерств, представители Центрального военно-промышленного комитета, представители всероссийских земского и городского союзов. Председателем Особого совещания по обороне был военный министр. Местными органами Особых совещаний были их комиссии и уполномоченные. Летом 1914г. прошли съезды представителей земств и городов, создавшие Всероссийский земский союз и Всероссийский городской союз. Всероссийский земский союз объединил земские учреждения более чем 40 губерний. Возглавлял Союз съезд уполномоченных земств. В перерыве между съездами действовал главный комитет во главе с главноуполномоченным. В 1915 г. были созданы фронтовые комитеты Земского союза. Всероссийский городской союз состоял из съезда уполномоченных, главного комитета, городских и фронтовых комитетов. Осенью 1916т. городской и земский союзы создали Главный комитет Всероссийского земского и городского союзов (Земгор). Основными задачами этого органа были: оказание помощи раненым, распределение заказов, снабжение фронта медикаментами, продовольствием и снаряжением.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|