Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Укрепление государственности. Политические реформы




Новый президент приоритетной задачей объявил укрепление государства, усиление вертикали исполнительной власти. Были созданы семь федеральных округов во главе с полномочными представителями президента. По поручению Путина они занялись приведением в соответствие регионального законодательства с федеральным, т.к. более 3.5 тыс. нормативных актов не соответствовали Конституции РФ и федеральным законам.

Была реформирована верхняя палата парламента - Совет Федерации. До этого его членами состояли губернаторы и председатели Государственных собраний субъектов Федерации. Они выводились из

Влияние местной элиты на центральную власть теперь ослабло. Для бывших членов верхней палаты был создан новый совещательный орган -Государственный Совет при Президенте РФ.

В результате проведенных мер удалось преодолеть характерную для 90-х гт. конфликтность между парламентом и президентом. В Думе сформировалось устойчивое пропрезидентское большинство из депутатов фракций «Единство», ОВР, «Народный депутат», «Регионы России», что позволило президенту проводить намеченную им политику.

Проблема укрепления государства имеет такой важный аспект, как преодоление недоверия граждан к своему государству. «Суть многих наших проблем,- говорил В.В.Путин,- в застарелом недоверии к государству, неоднократно обманывавшему граждан». Государство обманывало и не обеспечивало защиту граждан от произвола рэкетиров, бандитов и взяточников, допуская нарушение прав и интересов значительной части населения. Оно не доверяет правоохранительным органам. Это недоверие граждан не было преодолено. И в 2007 г.. и как признал Уполномоченный по правам человека при президенте РФ В.Лукин, главным предметом беспокойства граждан остается произвол правоохранительных органов, на который приходится половина всех

Одним из ключевых направлений повышения эффективности госуправления является борьба с коррупцией. В 2006г. Россия подписала Международную конвенцию по борьбе с коррупцией, принятую ООН в 2003г. Однако соответствующий закон Думой до сих пор не принят.

В условиях стабилизации в декабре 2003г. прошли очередные парламентские выборы. Партия «Единая Россия» получила больше всех голосов (37,5%). В эту фракцию вошли депутаты одномандатники. Было обеспечено конституционное большинство. В парламент прошли депутаты от КПРФ, ЛДПР и «Родины», либеральные партии «Яблоко» и СПС не преодолели пятипроцентный барьер.

14 марта 2004г. состоялись президентские выборы. Победил В.Путин, получивший 71,3% голосов избирателей.

В.Путин продолжил линию на дальнейшее укрепление «вертикали власти» и обеспечение гражданского согласия. По его предложению в декабре 2004 г. Думой были приняты законы о новом порядке избрания губернаторов, новой системе избрания депутатов в Госдумы и о создании Общественной палаты. Теперь региональные Госсобрания избирали главу региона только по представлению президента РФ. Он же мог и отзывать губернатора.

Были отменены выборы депутатов по одномандатным округам, они осуществлялись по партийным спискам. Был повышен минимальный уровень для прохождения партий в Госдуму с 5до 7 %. В избирательных бюллетенях отменена графа «Против всех», отменен «порог явки».

Эти изменения обеспечивали успех, прежде всего крупным партиям, что и было продемонстрировано на декабрьских выборах 2007г., в которых «Единая Россия» получила 64 %,КПРФ-11,5%. А на президентских выборах 2 марта 2008г. Д. Медведев, выдвинутый «Единой Россией» и другими партиями, получил 70,2% голосов.

В целях обеспечения гражданского согласия была создана Общественная палата. Она призвана активизировать становление гражданского общества и формирование его институтов.

Борьба с терроризмом. От ее успешного проведения зависело обеспечение безопасности и порядка в стране. Уже в 2000г. завершилась активная фаза боевых действий. Теперь федеральный центр предпринимал меры по нормализации обстановки, делая ставку на решение проблем силами чеченских лидеров. В марте 2003г. в ходе референдума была принята новая Конституция, в которой республике предоставлены широкие полномочия. В октябре 2003г. Президентом Чечни избран А. Кадыров. Однако череда терактов продолжалась и в 2004 г. на праздновании Дня Победы погиб Президент А. Кадыров. В августе террористы взорвали 2 самолета. 1 сентября 2004г. террористы захватили школу в г. Беслане, в результате здесь погибли 330 человек.

Далее ситуация изменилась к лучшему. Новым президентом Чечни был избран сначала А. Алханов, затем Р. Кадыров. Тем временем в июле 2006г. был уничтожен лидер подполья Ш. Басаев, еще раньше-А. Масхадов. Боевики в Чечне престали быть организованной силой. Однако неспокойно стало в соседних республиках - Ингушетии и Дагестане.

Экономическое и социальное развитие.

В 2000 г. был принят документ «Основные направления социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу», определивший приоритеты экономической политики на период до 2010 г.

В конце 2000 г. приняты новые Налоговый и Таможенный кодексы, что способствовало улучшению делового климата. Была снижена шкапа налогов с 30 до 13 %, ставшая самой низкой в Европе и создавшая предпосылки для выхода экономики из «тени».

Эти и другие инициативы положительно сказались на собираемости налогов. Госбюджет принимался с профицитом, Уже к концу 2000 г. удалось погасить большую часть задолженностей по зарплатам и пенсиям.

Руководство страны высказывалось за изменение «сырьевого крена» в развитии экономики. Однако преодолеть эту диспропорцию не удалось, так как работа по развитию других отраслей промышленности, по оснащению их современными технологиями проводилась недостаточно.

Росли золотовалютные резервы Центробанка. 1-го января 2004 г. был создан Стабилизационный фонд, образуемый из сверхдоходов от цен на нефть и газ. Предполагалось направить его на снижение рисков, связанных с возможным ухудшением конъюнктуры.

Благодаря достигнутой стабильности Россия досрочно выплатила внешние долги. Быстрыми темпами росли инвестиции, в том числе прямые иностранные.

В 2005 г. руководство страны приступило к решению масштабных, общенациональных задач. Были разработаны четыре приоритетные национальные проекты: «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное жилье», «Развитие агропромышленного комплекса».Основной смысл проектов заключается в концентрации финансов и административных усилий на повышении качества жизни россиян.

Начиная с 2000 г. наблюдался устойчивый рост экономики. За 2000-2007 гг. ВВП страны вырос на 72%, и Россия заняла 7-ое место в мире по этому важному показателю. Соответственно росли и реальные доходы населения. За 8 лет рост составил в 2,5 раза. Почти во столько же раз выросли пенсии. Безработица и уровень бедности уменьшились более чем в 2 раза.

Тем не менее в экономике остается много проблем. Главная из них -снижение уровня инфляции. В 2007 г. он составил вместо ожидаемого 8,5% почти 12 %.

Внешняя политика России

В июне 2000 г. была разработана Концепция внешней политики, провозгласившая необходимость строительства нормальных конструктивных отношений со всеми государствами мира. В условиях жесткой конкуренции Россия должна стать сильной, проводить сугубо прагматическую политику, исходя из национальных интересов.

Россия проводила интенсивный диалог по самой широкой проблематике с США и другими государствами мира. Сотрудничество осуществлялось и в рамках международных организаций - ООН, «Большой восьмерки», НАТО, СБСЕ, Евросоюз, МВФ и др.

На состояние международных отношений огромное влияние оказали террористические акты в США I ] сентября 2001 г. Их следствием стала консолидация мирового сообщества в борьбе против терроризма. Россия тесно сотрудничала с США, предоставила свои воздушные пространства, когда началась «акция возмездия» в Афганистане.

Другим крупным событием стала начатая 20 марта 2003 г. США и Великобританией «антитеррористическая операция» в Ираке. Вооруженное вторжение в обход ООН мотивировалось необоснованной информацией о наличии у иракского диктатора оружия массового поражения. Резко против этой войны выступили Россия, Китай и ряд других стран. Ход событий подтвердил правильность такой позиции.

Россия интенсивно сотрудничала с государствами, входящими в СНГ. Особое внимание уделялось решению совместных экономических проектов, обеспечению безопасности, борьбе с терроризмом. Конфликтные отношения у России возникали с Грузией и Молдовой. В 2006 г. Россия ввела санкции против товаров из этих стран. Трения вызывались и из-за самопровозглашенных республик. Временами осложнялись отношения и с Украиной, прежде всего в период прошедших там президентских выборов и «оранжевой революции» 2004 г. Весьма выдержанную позицию заняла Москва в отношении прибалтийских республик, вступивших в НАТО в 2002 г.

Плодотворно развивалось сотрудничество России с Китаем. В 2001 г. был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР. В 2004 г. подписано соглашение об окончательном урегулировании пограничных вопросов между ними. Они входили в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), созданную в 2001 г.

Общим успехом внешней политики России следует считать то, что она не давала себя втянуть в крупные конфликты, в том числе военные.

Литература

1.Волобуев О.В., Кулешов СВ. Россия в 90-е годы - начале XXI века. М.,

2000.

2.Гребениченко С.Ф., Давыдов В.П. Преемничество - преемственность? //

Социально-гуманитарные знания. М., 2007. №3.

З.История Россия. ХХ- начало XXI в. Под редакцией Л.В.Милова. М., 2007.

4.0т первого лица: разговоры с Владимиром Путиным. М., 2000.

5.Перегудов СП. Корпорация, общество, государство: эволюция

отношений. М., 2003.

б.Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна, 2001.

7.Филишюв А.В. Новейшая история России. 1945-2006 гг. Книга для

учителя. М., 2007.

Литература

1. Аджубей А.И. Те десять лет. М., 1989.

2. Бурлацкий Ф. Вожди и советники: О Хрущеве, Андропове и не только
о них.М., 1990.

3. Аксютин Ю.Б., Волобуев П.В, XX съезд: новации и догмы. М, 1991.

4. Медведев Р. Н.С. Хрущев. Политическая биография. М., 1990.

5. Волкогонов Д. Триумф и трагедия. Политический портрет Сталина.
М., 1989. Кн. 2.

6. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945-1946. М„ 1993.

7. Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым. М., 1991.

8. Берия: конец карьеры. М., 1991.

Литература

1.Капустин М. Коней утопии. Прошлое и будущее социализма. М., 1990.

2.Млынарж Зденек. Мороз ударил из Кремля. М., 1992.

3.Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека. М, 1990.

4.Погружение в трясину (анатомия застоя). М., 1991.

5. Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. М., 1992.

6.Медведев Р.А. Личность и эпоха. Политический портрет Л.И. Брежнева.
М., 1991.

7.На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе.
М., 1990.

8.Хроника диссидентского движения (1968-1983 гг.). В кн.: Погружение в
трясину. М., 1991.

9.Механизм торможения: истоки действия, пути преодоления. М., 1988.
10.Волкогонов Д. Семь вождей. Кн. 2. М., 1998.

11. Шахназаров Г. Цена освобождения. М., 1993.

Литература к главе xv.

1. Август 1991 г. М., 1991.

2. Капустин М. Конец утопий? Прошлое и будущее социализма. М.,
1990.

3. Ильин В. Перестройка в СССР: миф или реальность? М., 1991.

4. Сулакшин С.С. Измена. М., 1998.

5. Брутенц К. Достижимое сейчас и возможное в будущем //
Свободная мысль. 1997, № 4.

6. Пискотин М. Россия в XXI веке. Неоконченная трагедия. М., 2001.

7. Зиновьев А. Пост коммунистическая Россия. М., 2002.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...