Северный экономический район
Стр 1 из 11Следующая ⇒ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВА
В настоящий момент Российская Федерация разделена на одиннадцать экономических районов, специализирующихся на производстве разных видов продукции (услуг). Отдельно рассматривается Калининградская область — полуанклав России на Балтике.
СЕВЕРНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН Республики Карелия, Коми, Архангельская (в том числе Ненецкий АО), Вологодская и Мурманская области. Площадь — 1,5 мл.км2 (8,6% территории России). Численность населения — 5,0 млн. человек (3,5% населения России). Северный экономический район (СЭР) располагает разнообразными и значительными по запасам природными ресурсами, среди которых в первую очередь надо выделить топливно-энергетические и лесные ресурсы, апатиты, железные и медно-никелевые руды, бокситы и нефелины, руды редких металлов. Основные месторождения углеводородов сосредоточены на территории Ненецкого АО, Республики Коми и шельфе Баренцева моря Северного Ледовитого океана. В 85 км к северу от Архангельска на побережье Белого моря открыто месторождение алмазов. Регион занимает выгодное экономико-географическое положение, соседствует с Центральным и другими индустриальными районами России и имеет выход в Мировой океан, к незамерзающему Баренцеву морю. Плотность проживающего здесь населения — 3,3 человека на 1 км2, что почти в 2,5 раза меньше среднероссийской, коэффициент урбанизации – 76%. Ведущую роль в экономике района играют промышленность и отрасли, производящие услуги, на долю которых приходится соответственно 40 и 50% ВРП. Район, в котором живет 3,7% населения России, производит 4,8% объема промышленного производства страны. Большие запасы минерально-сырьевых и биологических ресурсов, длительная практика их масштабного использования и небольшая численность проживающего на севере европейской части России населения предопределили высокий удельный вес в промышленном производстве продукции добывающих отраслей.
Рыночная специализация СЭР в настоящее время определяется развитием топливно-энергетического, металлургического, лесохимического и в несколько меньшей степени рыбопромышленного комплексов, а также производством апатитового концентрата и услуг морского транспортного комплекса. Топливно-энергетический комплекс обеспечивает добычу угля, нефти, природного газа и газового конденсата, переработку и транспортировку нефти и газа, а также производство электроэнергии. На долю ТЭК приходится около 30% производства промышленной продукции СЭР. Добыча угля в Печорском бассейне в настоящее время составляет около 20 млн. т, 2/3 добываемых углей — коксующиеся (Печорский бассейн), 1/3 — энергетические (Интинский бассейн). Основными потребителями коксующихся углей являются Череповецкий металлургический комбинат (70%), а также предприятия черной металлургии в Центральном экономическом районе, Центрально-Черноземном районе и на Урале. Нефтегазовый комплекс СЭР обеспечивает добычу около 20 млн.т нефти и 4—5 млрд. м3 природного газа на месторождениях Республики Коми и Ненецкого АО. В регионе происходит сдвиг нефтегазодобычи на север, к побережью Баренцева моря. На очереди — освоение место рождений углеводородов континентального шельфа, в первую очередь нефтяного Приразломного и газоконденсатного Штокмановского. Разработка этих месторождений существенно расширит экспортные возможности России, позволит лучше обеспечить топливом западные территории европейского Севера и Северо-Западный экономический район.
Нефтеперабатывающая промышленность представлена в СЭР Ухтинским нефтеперерабатывающим заводом (НПЗ) в Республике Коми. Переработка газа осуществляется на предприятии в Сосногорске. Большая часть нефти и газа вывозится трубопроводным, железно дорожным и морским транспортом на нефтеперерабатывающие запилы, расположенные в Центральном и Северо-Западном районах, а также отправляется на экспорт. Электроэнергетика СЭР ориентирована на угольные ресурсы (Печорская ГРЭС, Воркутинские ТЭЦ и др.), ядерное топливо (Кольская АЭС в Мурманской области) и гидроэнергетические ресурсы (каскады ГЭС на реках Кемь, Тулома и др.). Металлургический комплекс производит около трети промышленной продукции СЭР, включает черную (24%) и цветную (7%) металлургию. Черная металлургия представлена тремя горнообогатительными железорудными предприятиями — комбинатами: Ковдорским и Оленегорским ГОК в Мурманской области и Костомукшинским ГОК в Карелии (с суммарным объемом обогащения 35 млн.т сырой руды в год), а также металлургическим комбинатом полного цикла АО «Северсталь» в г. Череповце Вологодской области и передельным сталеплавильным и метизным заводом в г. Вяртсиля в Карелии. Комбинат «Северсталь» (второй по мощности в Российской Федерации после Магнитогорского комбината) производит 9 млн.т стали и около 8 млн.т готового проката черных металлов. Свыше 25% проката отправляется на экспорт, в основном в США и страны Западной Европы. Цветная металлургия представлена добычей и обогащением медно-никелевых руд (Печенегский район Мурманской области), выплавкой из этого и завозного сырья из Норильского промышленного района меди, никеля и кобальта на металлургических заводах и г. Мончегорске и поселке городского типа Никель ОАО «Кольская горно-металлургическая компания» (Мурманская область), добычей и обогащением титановых (Республика Коми), нефелиновых и лопаритовых руд (Мурманская обл.), добычей бокситов (Архангельская обл., Республика Коми), выплавкой алюминия на алюминиевых заводах в Кандалакше (Мурманская область) и Надвоицах (Республика Карелия). Удельный вес продукции лесной, деревообрабатывающей целлюлозно-бумажной промышленности в общем объеме промышленного производства района превышает 20%. Сейчас СЭР производит свыше 30% деловой древесины, до 20% пиломатериалов и свыше 50% бумаги в стране.
Заготовка древесины сосредоточена в Архангельской и Вологодской областях, республиках Коми и Карелии. Механическая и химическая переработка древесины осуществляется на крупных деревообрабатывающих и целлюлозно-бумажных (ЦБК) комбинатах Архангельске, Новодвинске и Котласе (Архангельская область), Кондопоге, Сегеже, Питкяранте (Республика Карелия), Сыктывкаре (Республика Коми), Соколе (Вологодская область). В лесопромышленном комплексе СЭР значительный удельный ее составляет первичная, а не глубокая переработка сырья. Эффективность использования сырья в комплексе гораздо ниже, чем за рубежом. Из 1000 м3 исходного сырья выпускается продукция в денежном исчислении в 1,5—2,0 раза меньше, чем в Финляндии, Швеции и Канаде. Лесопродукция СЭР в больших объемах вывозится в другие районы Российской Федерации (в первую очередь в Северо-Западный и Центральный экономические районы) и за границу (Финляндия, Германия и др.). В экспорте преобладает необработанная древесина. Отраслью специализации СЭР является производство апатитовогo концентрата, сырья для производства фосфорных удобрений. ОАО «Апатит» (Апатиты Мурманской области) — единственный поставщик апатитового концентрата в России. Ежегодно комбинат выпускает свыше 8 млн.т концентрата. На апатитовом сырье работает подавляющее большинство суперфосфатных заводов европейской части России. В больших количествах апатитовый концентрат идет на экспорт (Китай и др.). В районе увеличивается производство минеральных удобрений. АО «Аммофос» (Череповец) входит в тройку крупнейших производителей фосфорных и азотных удобрений в России (11% общероссийского выпуска). Одной из традиционных отраслей специализации СЭР является рыбная промышленность. По улову рыбы СЭР занимает второе место в России после Дальневосточного экономического района, обеспечивая около 20% общероссийской добычи. Рыбокомбинаты базируются в Мурманске и Архангельске.
Продукция отраслей специализации СЭР вывозится преимущественно в районы европейской России (в первую очередь в Северо-Западный и Центральный экономические районы) и за границу (25 — 27% промышленного производства). Морской торговый флот Северного экономического района (Мурманское морское пароходство и др.) как отрасль транспортной специализации обслуживает международные торговые связи Российской Федерации, а также завоз грузов на Север России. Остальные отрасли промышленности и экономики Северного региона в основном выполняют обслуживающие, комплексирующие функции. Машиностроение СЭР обслуживает топливно-энергетический, лесной и рыбопромышленный комплексы, морской транспорт. В районе созданы крупные судостроительные и судоремонтные мощности в Мурманске, Архангельске, Северодвинске, Котласе и Сыктывкаре, заводы по производству оборудования и машин для лесопромышленного комплекса в Петрозаводске (трелевочные тракторы, бумагоделательное оборудование и др.), производство дорожных машин в Новодвинске и др. Северодвинск — центр атомного подводного судостроения. В городе базируется несколько оборонных предприятий (ПО «Севмаш», государственное машиностроительное предприятие «Звездочка» и др.). В оборонном комплексе Северодвинска частично проведена конверсия, и наряду с военной техникой он стал выпускать гражданскую продукцию (рыболовецкие суда и др.). Сейчас одно из оборонных предприятий Северодвинска — «Севмаш» является самым крупным активом объединенной судостроительной корпорации Российской Федерации, созданной в 2007 г. для строительства военных и гражданских торговых и пассажирских судов, платформ для добычи углеводородов на морском континентальном шельфе. На его основе создан ОАО «Северный центр судостроения». Важное значение для СЭР имеет дислокация в Североморске военной базы Северного морского флота России (Кольский залив Баренцева моря). Аграрный сектор экономики региона (за исключением Вологодской области) специализируется на удовлетворении потребностей в сельскохозяйственной продукции местного населения. Перспективное развитие района в первую очередь будет связано с увеличением объемов добычи углеводородов, в том числе на шельфе Баренцева моря. В Мурманской области предполагается строительство НПЗ. Большое развитие получит судостроение в ОАО «Северный центр судостроения» (Северодвинск), в том числе производство платформ для добычи нефти и природного газа на шельфе Баренцева моря, танкеров и газовозов для вывоза нефти и сжиженного газа. Важным направлением развития региона будет также углубление переработки лесных ресурсов и формирование лесопромышленного кластера, освоение новых месторождений полезных ископаемых, в первую очередь Средне-Тиманского месторождения бокситов и месторождения алмазов им. М.В. Ломоносова на побережье Белого моря.
Углублению переработки древесины будет способствовать проводимая с 2007 г. в стране таможенно-тарифная политика: заградительные пошлины на экспорт круглого леса и уменьшение экспортных пошлин и даже их отмена на продукцию переработки. Для реализации намеченных планов развития промышленности Северного района, в первую очередь добывающих отраслей промышленности, потребуется увеличение транспортного освоения территории. В этом направлении в перспективе предполагается закончить строительство железной дороги «Белкомур» (Архангельск — Сыктывкар — Салехард — Пермь), которая обеспечит выход промышленного Урала, глубинных богатых природными ресурсами (бокситами, лесом и др.) районов Республики Коми и Архангельской области к Архангельскому морскому порту. Архангельский морской порт в свою очередь будет реконструирован, будет расширен и углублен морской подход к нему, что позволит принимать суда дедвейтом до 70 тыс.т и довести грузооборот до 30 млн.т. Весьма привлекательно выглядит также идея строительства крупного экспортного комплекса на северо-западном побережье Кольского полуострова. В перспективе отсюда можно будет производить круглогодичную отгрузку линейных танкеров водоизмещением в 300 тыс.т и выше. Крупный экспортный терминал в районе Мурманска станет идеальным местом перевалки нефти, добываемой на севере Западной и Восточной Сибири, в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и на шельфе Баренцева моря, с небольших танкеров ледового класса на линейные танкеры. В этой связи также остро стоит проблема развития на Севере России транспортно-логистического коридора (кластера транспортных услуг) — Северного морского пути (СМП) для обслуживания как российских грузопотоков в Арктике, так и грузопотоков между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Конкурентоспособность СМП на международном рынке транспортных услуг обеспечивается более быстрыми сроками доставки грузов из Европы в страны АТР. Например, на линии Гамбург (Германия) — Иокогама (Япония) протяженность пути сокращается более чем на треть (свыше 4 тыс.миль), экономия времени по сравнению с самым коротким южным маршрутом (через Суэцкий канал) превысит 10 суток в пользу СМП. Россия за оказание услуги при ледокольной проводке каждого и но странного судна сможет получить доход не менее 100 тыс.дол.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|