Северо-западный экономический район
г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская и Псковская области. Площадь региона — 0,2 млн.км2 (1,2% территории России). Численность населения — 7,6 млн. человек (5,4% населения России). Северо-Западный экономический район (СЗЭР) — старопромышленный район с богатой экономической и политической историей развития, накопленными культурными ценностями. Он хорошо освоен, особенно Ленинградская область. Средняя плотность населения 42 человека на 1 км2, что превышает среднюю плотность по России почти в 5 раз. Удельный вес городского населения в общей его численности составляет 85,6%. На территории района сформировалась вторая по численности населения Санкт-Петербургская городская агломерация (около 5,5 млн. человек). Северо-Запад обладает мощным производственным потенциалом, который базируется на высокотехнологичных основных фондах с явным преобладанием производств и средств производства (машиностроения), развитой производственной и социальной инфраструктурой, базой подготовки высококвалифицированных специалистов разного профиля, научно-экспериментальной базой (12% научных работников страны). Район выходит к Балтийскому морю и исторически является для России «окном в Европу», имеет портовое хозяйство (Санкт-Петербург и др.). Наличие на территории региона уникальных культурных ценностей Санкт-Петербурга (Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, памятники архитектуры и др.) и его окрестностей (музеи-заповедники, дворцово-парковые ансамбли «Петергоф», «Царское Село» и Павловский дворец, музей-усадьба А.С. Пушкина в Михайловском в Псковской области и др.), архитектурных ансамблей древнерусских городов Великого Новгорода, Пскова и других — мощный рекреационный культурно-просветительный ресурс мирового значения. Этим ресурсом, включенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, ежегодно пользуются свыше 2 млн. иностранных и гораздо большее число отечественных туристов.
Важно также отметить, что территория южной части Псковской области является одной из самых экологически чистых в Европе. Помимо экологической чистоты природа Северо-Запада отличается исключительной живописностью и удачно сочетается с богатейшим культурным наследием региона. Меньшее значение для СЗЭР имеет его природно-ресурсный потенциал. Помимо упомянутого выхода в Мировой океан район обеспечен водными и лесными (преимущественно рекреационного назначения) ресурсами. Лесом покрыто 33% его территории. Северо-Запад не располагает крупными ликвидными природными ресурсами. В Новгородской области открыто Боровичское месторождение огнеупорных глин — второе в России по запасам и по значению. Район располагает известняками и другими строительными материалами. На западе Ленинградской области на границе с Эстонией разрабатываются месторождения фосфоритов и горючих сланцев. Отмеченные выше предпосылки развития СЗЭР предопределили его специализацию на обрабатывающих, в первую очередь науко- и трудоемких отраслях промышленности, культурно-просветительной деятельности, подготовке высококвалифицированных кадров, предоставлении торгово-распределительных, транспортных, банковских и других услуг. В ВРП рыночные услуги составляют около 50%, продукция промышленности — свыше 30%. В промышленности лидирующее положение по объему произведенной продукции занимают машиностроение и пищевая промышленность (около 60% промышленного производства). Их удельный вес в производстве промышленной продукции примерно одинаковый. В машиностроительном комплексе, 70% производства которого сосредоточено в Санкт-Петербурге, выделяются отрасли транспортного машиностроения (особенно судостроения), станкостроение, электронная и радиопромышленность, производство энергетического и электротехнического оборудования, тракторостроение. Получил развитие военно-промышленный комплекс.
Район играет исключительную роль в отечественном судостроении, которое представлено Балтийским, Адмиралтейским, Выборгским, Канонерским заводами и «Северной верфью». В России в 2007 г. создана ОАО «Объединенная судостроительная корпорация (ОСК)» с центром в Санкт-Петербурге. В качестве дочерних компаний в ОСК войдут проектно-конструкторские бюро и три субхолдинга: ОАО «Западный центр судостроения» (Санкт-Петербург), ОАО «Северный центр судостроения» (Северодвинск) и ОАО «Дальневосточный центр судостроения» (Владивосток). Объединенная судостроительная корпорация будет строить военные и гражданские суда. Гражданское судостроение будет в первую очередь специализироваться на добывающих платформах, газовозах и химовозах. Вышесказанное, несомненно, должно со временем привести к формированию на Северо-Западе мощного промышленного кластера с центром в Санкт-Петербурге со специализацией в первую очередь на производстве конкурентоспособной морской техники, высокотехнологических судов и плавательных средств для освоения континентального шельфа, научно-исследовательских и научно-экспедиционных судов. Далеко за пределами района известны предприятия энергетического машиностроения — АО «Электросила» и объединение «Ижорский завод» (Колпино), выпускающие турбины и генераторы. Продукцию электроники выпускает ПО «Светлана» (Санкт-Петербург). Широко расходится и продукция радиозавода в Великом Новгороде. В регионе широкое развитие получает автомобилестроение. Во Всеволжске американцами построен завод по производству (сборке) автомобилей «Форд». Строятся автомобильные заводы японскими концернами «Тойота» и «Ниссан». Японский автомобильный концерн «Судзуки» построит завод по производству джипов «Гранд-Витара» и седанов (30 тыс. автомобилей в год). В пищевой отрасли промышленности выделяются предприятия, производящие кетчуп, томатную пасту, мясомолочные изделия, рыбные консервы, пиво и др. ЗАО «Балтимор-холдинг», основанное в 1995 г. в Санкт-Петербурге, занимает около 50% российского рынка кетчупа и более 30% рынка томатной пасты.
Заметную роль в экономике региона и страны в целом играют лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли промышленности, работающие как на местном, так и на привозном (из Северного района) древесном сырье. Каменногорский и Приозерский целлюлозно-бумажные комбинаты и Светогорская бумажная фабрика в Ленинградской области производят бумагу, картон и целлюлозу. В Новгородской и Псковской областях налажено производство деловой древесины, пиломатериалов, срубов и мебели. Химическая промышленность производит синтетические смолы, пластмассы, резинотехнические изделия, лаки, краски, фармацевтические препараты, азотные и калийные удобрения (АО «Акрон», бывший НПО «Азот» в Новгородской области). Большое развитие в Санкт-Петербурге получило производство шампуней, бальзамов, гелей и дезодорантов (фабрика «Северное сияние»). Используется привозное сырье (нефть, природный газ из Северного района и Западной Сибири, хлористый калий из Соликамска) и местное (фосфориты, сланцы). Специализацией района является и работа морского транспорта. После распада СССР значительно возросла роль Санкт-Петербургского морского порта — одного из крупнейших в стране. Однако его мощности (11 млн.т) не могут быть существенно расширены. Поэтому па очереди — строительство экспортного нефтяного терминала на севере Финского залива в Приморске (45 млн.т), нефтепродуктового порта в бухте Батарейной (15 млн.т) и универсального порта и угольного терминала в Усть-Лужской губе (35 млн.т) на южном побережье Финского залива. Топливно-энергетический и строительный комплексы обеспечивают нужды района. Необходимые для работы электроэнергия, топливо и тепло поступают в основном с предприятий ТЭК региона. Здесь расположены тепловые, гидравлические и атомная станции. Ленинградская АЭС (Сосногорск) — одна из крупнейших в стране (4 млн. кВт). Однако своей электроэнергии не хватает, дефицит покрывается за счет поставок электроэнергии из Центрального экономического района, а также ее импорта из Эстонии (от бывшей Прибалтийской ГРЭС).
Крупнейшее предприятие топливной промышленности — Киришский НПЗ в Ленинградской области — работает на сырье, поступающем из Северного и других районов. Ежегодно здесь перерабатывается свыше 1 млн.т сырой нефти. В основном обслуживающую комплексирующую функцию выполняет и металлургическая промышленность. Отдельные цехи и металлургические предприятия, выпускающие сортовой прокат черных металлов, входят в состав крупных машиностроительных заводов: Кировского, Ижорского и др. Самостоятельное значение имеет алюминиевая индустрия: Пикалевский глиноземный и Волховский алюминиевый заводы в Ленинградской области. В Санкт-Петербурге осуществляется также прокат цветных металлов, поступающих сюда из Мурманской области. Сельское хозяйство СЗЭР, имеющее в основном пригородное на правление, обслуживает потребности жителей индустриальных центров региона в продукции животноводства, овощах и картофеле. Перспективное развитие Северо-Западного экономического района будет определяться в основном увеличением производства наукоемкой продукции машиностроения. В первую очередь это будет связано со значительным увеличением производства военных и гражданских судов и плавсредств на действующих и вновь создаваемых для этой цели мощностях в ОАО «Западный центр судостроения» (Санкт-Петербург). С 2000 г. в Петербурге реализуется совместный российско-финский проект «Долгосрочная стратегия развития экономики Санкт Петербурга», в котором на основе анализа работы промышленности города, мирового рынка и деятельности конкурентов предлагается вариант кластеризации города. В число наиболее перспективных, помимо вышеупомянутого судостроительного, вошли промышленные кластеры со специализацией на энергетическом машиностроении, оптическом приборостроении, продукции пищевой промышленности, программном обеспечении и информационных технологиях. Увеличение объемов производства ВРП будет также напрямую связано со строительством портов в Приморске, Усть-Лужской губе, бухте Батарейная и др. и многократным увеличением транспортных услуг по обслуживанию экспортно-импортных связей России. Северо-Запад станет также одним из центров по созданию нанотехнологий и наноматериалов. Наиболее вероятными центрами по размещению таких производств станут Санкт-Петербург и его города спутники.
Несомненно, возрастет значение региона в подготовке высококвалифицированных кадров, научном обслуживании. В Санкт-Петербурге создана первая в России Международная товарно-сырьевая биржа, на которой планируется проводить фьючерские торги российской нефтью и нефтепродуктами, которые будут перенесены в Санкт-Петербург с Нью-Йорской торгово-сырьевой биржи. В будущем возрастет значение СЗЭР в рекреационном обслуживании российских граждан и иностранных туристов. Потребности экономического района в электроэнергии все в большей мере будут удовлетворяться за счет собственного ее производства. Большая и во многих случаях уникальная историко-культурная и просветительная ценность музеев и архитектурных памятников Санкт-Петербурга, дворцово-парковых ансамблей его пригородов, архитектурных памятников Новгорода и Пскова и других достопримечательностей Северо-Запада служит прочной основой развития в регионе туристско-рекреационного кластера.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|