Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешняя политика и международная торговля.




 


Международная торговля играет все возрастающую роль в хозяйственных связях между странами. Внешняя торговля является важнейшим фактором экономического роста и повышения уровня жизни населения. Международная торговля для Испании занимает главное место в ее экономике. Страна поддерживает торговые отношения со многими странами мира.

Во время диктатуры Франко Испания находилась в изоляции до 1950, когда страны-члены ООН восстановили дипломатические отношения с франкистской Испанией. В 1953 было заключено соглашение о предоставлении США военно-воздушных и военно-морских баз на территории Испании в обмен на американскую военную и экономическую помощь. Это соглашение обновлялось и срок его действия продлевался в 1963, 1970 и 1982. С 1955 Испания – член ООН.

После Второй мировой войны Испания лишилась почти всех своих колоний в Африке. В 1956 Испанское Марокко было передано Марокко, а в 1968 небольшие испанские владения Рио-Муни и Фернандо-По стали независимым государством Экваториальная Гвинея. В 1976 Испанская Сахара была передана под временное управление Марокко и Мавритании. После этого у Испании остались лишь города Сеута и Мелилья на средиземноморском побережье Африки.

После смерти Франко Испания стремилась установить более тесные связи со странами Западной Европы. С 1982 Испания входит в НАТО, с 1986 – в ЕЭС (ныне ЕС), с 1989 – в Европейскую валютную систему (ЕВС). Испанское правительство было одним из самых активных участников Маастрихтского договора (1992), предусматривавшего создание политического, экономического и валютного союза в Европе. Испания имеет также тесные связи со странами Латинской Америки. Традиционно она поддерживает хорошие отношения с арабскими государствами. Отношения с Великобританией осложняются из-за нерешенности вопроса о статусе Гибралтара.

Общий объем экспорта за 1991 год были оценен в 58621 млн. долл. США. На такие виды продукции как машины, продукты питания, сырая нефть, фармацевтические препараты и другие потребительские товары приходится большая часть экспорта. На долю машиностроения в Испании приходится около 40% рабочих мест и 30% прямых иностранных инвестиций.

Испанское автомобилестроение занимает 4-е место в Европе (свыше 3 млн автомобилей в год). Оно находится под контролем иностранного капитала: 40% продукции выпускают французские компании «Citroen» и «Talbo», американские «Ford Motor» и «General Motors». Главная испанская автомобильная фирма «Ceat» — филиал германского концерна «Volkswagen». Автомобили занимают 1-е место в испанском экспорте.

Общий объем импорта в 1991 году, по оценкам, составил 92965,4 млн. долл. США. Крупнейший импортер – Германия (14,5 %), большая часть импорта топливо, химические продукты, полуфабрикаты и потребительские товары. Внешняя торговля оказывает большое влияние на платежный баланс страны. В 1996 г. доходы от внешней торговли составили 12,8% от объема всех поступлений.

В 1997 г. не удалось обеспечить сокращения отрицательного сальдо внешнеторгового баланса, которое составило 2,6 трлн. песет. (14913 млн. долл.), при экспорте в сумме 15 трлн. песет (100765 млн. долл.) и импорте – 17,9 трлн. песет (115678 млн. долл.).

По сравнению с 1996 г. экспорт возрос на 18,1% и импорт – на 16,4%. Однако при обсчете по неизменным ценам оказывается, что темп роста экспорта составил 14,9%,а темп роста импорта – 11,4%.

На рост экспорта оказали влияние ситуация на потребительском рынке внутри страны и благоприятная конъюнктура на мировых товарных рынках, а также падение цены песеты по отношению к доллару США и немецкой марке. Нехватка собственных сырьевых ресурсов, отсутствие добычи нефти и газа вынуждают Испанию ориентироваться на внешний рынок для удовлетворения импортных потребностей. В связи с этим доля энергетических товаров в общем объеме импорта колеблется в пределах от 8% до 11%, а доля других сырьевых товаров – от 4% до 6%.

Внешняя торговля имеет первостепенное значение для экономики Испании. Экспорт продукции машинной, фармацевтической, сельскохозяйственной продукции и потребительских товаров является одним из основных основным источником дохода государственного бюджета страны. Внешнеэкономическая политика Испании направлена на развитие экспорта, диверсификацию его товарной и географической структуры, сокращение дефицита торгового баланса. Доля Испании в мировой торговле поднялась с 1,6% в 1975 до 4,4% в 2001, в т.ч. по экспорту с 0,7 до 1,9%, по импорту с 0,9 до 2,5% соответственно за 2001 год.

Динамика экспорта страны довольно стабильна. Испанский экспорт успешно развивался в последние годы, особенно после вступления в ЕС в 1986 году. Иностранные и внутренние инвестиции способствовали высоким темпам развития экономики (один из лучших показателей среди европейских стран).

Согласно данным исследования, экспорт Испании в 2009 году составил 215.7 млрд. долларов США. Страна находится на 17 месте в мире по объему экспортной продукции. Основными партнерами по экспортной продукции являются Франция, Германия, Португалия, Италия, Великобритания, США.



Основные партнеры Испании по экспорту в 2009 г.

 

Введение евро в Испании с одной стороны, в конечном счете, положительно сказалось на экономике страны, а с другой – усилило те некоторые внутренние проблемы, которые существовали в Испании и ранее. Среди таких внутренних проблем, в первую очередь, следует выделить высокий уровень безработицы и низкий уровень конкурентоспособности испанских товаров на рынке Европейского союза, а также доминирование преимущественно иностранных концернов в промышленности страны.

Несмотря на то, что Испания – относительно развитая европейская страна, адаптация экономики данного государства после перехода на евро затянулась. Основной причиной этому после перехода на евро для Испании стал такой негативный фактор, как охлаждение общехозяйственной конъюнктуры в странах Западной Европы. Его столь сильное влияние было вызвано внутренними проблемами в экономике страны, а также тем, что более половины испанского экспорта (70%) и импорта (65%) приходится на государства Евросоюза, крупнейшими торговыми партнерами Испании являются Франция и Германия.

Проанализируем импорт Испании. Импорт Испании также характеризуется стабильным ростом, особенно после вступления страны в ЕС (1986 г).

Импорт страны стремительно растет и в 2009 году составил 293,2 млрд. долларов США. Почти 60% испанского импорта составляют сельскохозяйственные и продовольственные товары, сырьё, энергоносители и технологически сложная продукция. В импорте велика доля наукоёмкой продукции, нефти и нефтепродуктов, химических товаров, металлов и изделий из них, хвойных пиломатериалов, продовольствия (10%), в т.ч. зерна (30% всех закупок продовольствия).

Значительный рост объемов испанского экспорта и импорта за последние годы превратил Испанию в одну из наиболее интернациона-лизированных стран мира. В этом отношении в разработанном ЮНКТАД Докладе об инвестициях в мире на 2006 год указывается, что внешние инвестиции Испании за рубежом составили в 2005 году 38 772 млн. долларов, в связи с чем страна стала одним из крупнейших инвесторов ЕС.

Относительно торговли товарами Испания является 17-м экспортером и 12-м импортером в мире, а в торговле услугами соответственно является 7-м экспортером и 11-м импортером в мире.

Доля испанского экспорта в мировом экспорте товаров и услуг (испанский экспорт/мировой экспорт) составляет 1,8%, тогда как доля Испании в мировом импорте товаров и услуг (испанский импорт/ мировой импорт) составляет 2,6%.

Распределение внешней торговли по отраслям относительно диверсифицировано, как это показано в таблице 7.

В 2006 г. основными торговыми партнерами Испании по-прежнему являлись страны ЕС-25. Экспорт в страны ЕС (70,3% от общего годового объема) вырос на 8%, а продажи в страны зоны евро (56,2% от общего годового объема) повысились на 7,8%. Импорт из этой зоны также вырос в 2006 г.: на 7,8% в случае импорта из стран ЕС и на 7,5% из стран зоны евро.

Главными торговыми партнерами Испании по-прежнему остаются Франция и Германия, за ними следуют страны Латинской и Северной Америки. Развитие внешнеторговых связей за пределами ЕС отличается заметным динамизмом: объем экспорта здесь вырос на 17,5%, а импорта – на 19%.

В инвестиционном плане Испания в последние годы является одним из основных получателей в мире прямых инвестиций. В 2005 году она стала девятым крупнейшим получателем инвестиционных потоков и третьей страной Европейского союза по числу филиалов иностранных компаний.

В 2006 г. объем-брутто прямых иностранных инвестиций достиг 13 245 миллионов евро, из которых 9 524 миллиона евро пришлось на инвестиции в производственную сферу. В сфере портфельных инвестиций рост составил 3 721 млн. евро.

Как показывает степень развития, достигнутая испанской экономикой, объем испанских инвестиций за рубежом с 1997г. превышает поток иностранных инвестиций в Испании.

Как итог состояния испанского внешнеэкономического сектора в таблице 8 приводится платежный баланс.

 

Таким образом, географическое положение Испании, ее культура обусловили естественный выбор в сторону ее ориентации на Европу. Но международные отношения Испании Европой не ограничиваются. Внешнеэкономическая политика Испании касается в основном региона Средиземноморья, а также Центральной и Южной Америки. Внешние связи Испании касаются и государств Северной Африки (например, более половины импортируемого Испанией газа идет из Алжира).

 

 
Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...