Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место страны в международной миграции рабочей силы.




 

Решающим фактором становления Испании как государства всеобщего социального благосостояния стала эффективная и целенаправленная социально-экономическая политика правительства, обусловившая существенные сдвиги на национальном рынке труда, повышение качества рабочей силы. При всем многообразии этих сдвигов наиболее значимыми и впечатляющими являются успехи, достигнутые правительством на пути решения ключевой социальной проблемы страны – безработицы.

Чрезвычайная острота обрушившейся на страну безработицы (к середине 90-х годов ее уровень поднялся до 25%- самый высокий показатель среди стран ЕС) вынудила правительство начать поиск путей решения проблемы. Сначала это были преимущественно инструменты макроэкономической политики, связанные с увеличением расходов на создание институциональной системы занятости. В дальнейшем акцент делается на микроэкономическое регулирование, реформирование трудового законодательства и трудовых отношений в компаниях, развитие социального диалога, широкое использование так называемых пассивных мер борьбы с безработицей, не требующих дополнительных финансовых ресурсов.

С конца 90-х годов политика правительства по обеспечению занятости начала приносить ощутимые плоды. За 1996-2006 гг. уровень безработицы сократился в три раза (до 8%), новыми рабочими местами были обеспечены свыше 40% длительно безработных, 20% пожилых людей и более 60% молодежи. А в целом численность занятого населения за последние два десятилетия увеличилась с 12.5 до 22.0 млн. человек. Уже к концу 90-х годов нехватка дешевой и малоквалифицированной рабочей силы остро чувствовалась в 11, как правило, экономически менее развитых провинциях (Эстремадуре, Галисии, Кастилии и Леоне и др.), столкнувшихся с фактом абсолютного сокращения численности населения. Одна из причин этого - ускоренная индустриализация и деаграризация страны в 60-70-х годах и связанная с этим невиданная за всю историю Испании более чем двухмиллионная миграция населения из сельской местности в города. Ее итогом стали возросшая урбанизация и сокращение доли аграрного населения в структуре занятости (с 17% в середине 70-х годов до менее 8% в 2006 г.). Важную роль в усилении этого процесса сыграли и другие факторы, в том числе масштабный отток рабочей силы в другие страны Западной Европы и Латинскую Америку.

Почти все минувшее столетие и особенно во времена Франко Испания была страной массовой экономической эмиграции, которая в последние годы франкизма в среднем ежегодно превышала 100 тыс. человек. За 60-70-е годы в поисках работы за рубежом страну покинуло 3.3 млн. испанцев, или 10% всего населения. Однако в период демократических преобразований эта тенденция начинает быстро меняться. В 1975-1985 гг. только легальный иммиграционный поток в Испанию увеличился на 2.2%, в 1985-1991 гг. - на 7, в 1992-2000 гг. - на 214, а в 2001-2005 гг. - уже на 375%. Это, по сути дела, превратило Испанию из страны рабочих-эмигрантов в страну, активно принимающую иностранную рабочую силу, а в более широком смысле - в иммиграционные ворота ЕС, через которые ежегодно проходит свыше 1 млн. иммигрантов, 2/5 которых оседают в самой Испании.

Если в начале 80-х годов в стране насчитывалось около 180 тыс. легальных иностранцев (менее 1% населения страны), в 1997 г. - почти 610 тыс. (2% населения), то в 2006 г. этот показатель увеличился до 3.9 млн. человек, а по некоторым независимым источникам даже до 4.8 млн. (или 11.1% общей численности коренного населения). При этом число рожденных в Испании детей иммигрантов превышало 2 млн. В общей численности новорожденных дети иммигрантов составляют 12%, а в Каталонии даже20%.

По мере увеличения потока иммигрантов в Испанию меняется и их национальный состав. В 90-е годы более половины (52%) всех зарегистрированных на испанской территории иностранцев составляли граждане ЕС (англичане, немцы, итальянцы, французы, португальцы), пользующиеся режимом свободного передвижения. Большая их часть - богатые пенсионеры, привлеченные сюда благоприятным климатом и представляющие особый вид международной миграции. Однако за последние 10 лет доля граждан ЕС упала до 16%, а выходцев из стран Латинской Америки увеличилась до 38.2%, доля Африки составила 19.1%, Восточной Европы - 15.5, Азии - 5%. Иммигранты из Марокко составляют 535 тыс. человек, из Эквадора - 400 тыс., из Румынии - 380 тыс., из Колумбии - 238 тыс., из Аргентины и Боливии -268 тыс., из Болгарии, Украины и Польши -204 тыс., из Китая - 98 тыс. и Бразилии - 67 тыс.

Как уже говорилось, испанский иммиграционный бум связан со значительными изменениями на рынке труда страны, в том числе с либерализацией чрезмерно зарегулированных трудовых отношений, ростом занятости и качества человеческого потенциала, сокращением уровня безработицы. К числу других катализаторов процесса следует отнести, культурную и географическая общность Испании с основными странами — поставщиками рабочей силы; наличие в экономике значительного теневого сектора; недостаточный контроль над довольно развитой криминальной сетью транспортировки нелегальных иммигрантов.

Этот иммиграционный бум при всей значимости специфически национальных факторов, безусловно, является неотъемлемой частью мировых процессов глобализации экономики и транснационализации человеческих ресурсов. Причины международной миграции имеют объективный, структурный характер, а последствия выгодны всем ее участникам: странам - реципиентам иностранной рабочей силы, странам-экспортерам и, конечно, самим иммигрантам.

Не будет преувеличением сказать, что иммиграционный фактор, как феномен современного социально-экономического развития Испании, оказывает решающее воздействие на характер ее демографического процесса. Всего лишь два-три десятилетия назад из-за низкой рождаемости предсказывалась даже демографическая катастрофа Испании - абсолютное сокращение численности населения к 2050 г. на 9 млн. человек. В новом веке прогнозы диаметрально противоположны: ожидается, что к 2050 г. население страны увеличится до 50 млн., что в первую очередь связано с многократным ускорением ежегодных темпов его роста (с -0.1 % в 70-е годы до 0.7% в 2000-2006 гг.), а также омоложением за счет иммиграционного пополнения.

Что касается воздействия иммиграционного процесса на экономику стран - экспортеров рабочей силы, то о нем свидетельствует такой факт: только в 2005 г. денежные переводы рабочих-иммигрантов на родину составили около 5 млрд. долл. (по этому показателю Испания занимает 5-е место в мире). Эти средства, будучи важным источником частного накопления, служат реальным пополнением семейных доходов, финансовой поддержкой отдельных секторов экономики, основой развития социальной инфраструктуры (в случае коллективных переводов) местных регионов и муниципалитетов (строительство и реконструкция дорог, школ, церквей). В конечном счете, общие для всех иммигрантов тесные связи со странами происхождения усиливают тенденцию к транснационализму, питают все нарастающее иммиграционное движение. Иммиграционная политика встала на повестку дня в Испании только с середины 80-х годов, когда пришло осознание масштабности начавшегося нового для страны процесса. Именно в этот период принимаются первые законодательные акты, касающиеся иммиграционного регулирования и создания механизма контроля над нелегальной иммиграцией.

В 2006 г. усилия Испании начали давать первые результаты. На Евроафриканской конференции министров иностранных дел в г. Рабате, встречах глав правительств стран ЕС в Мадриде и Лахти (Финляндия) были, наконец, приняты важные решения об упорядочении миграционного регулирования, в том числе об оказании Испании и другим странам ЕС (Италии, Мальте, Греции) финансовой помощи на 2007-2013 гг. в размере 2.3 млрд. евро на укрепление их пограничных служб. При этом, однако, подчеркивалось, что управляемость миграционным процессом не может быть достигнута только путем ужесточения контролирующего механизма на южных границах ЕС.

Можно сделать вывод, что в условиях структурного и транснационального характера иммиграции все более очевидным становится необходимость более глобального взаимодействия и партнерства всех заинтересованных сторон, направленного в первую очередь на экономическое и социальное развитие наиболее отсталых стран и регионов мира - основных поставщиков дешевой рабочей силы. Насколько эффективными будут принятые в этом направлении решения, покажет будущее.

 

7) Страна в международных интеграционных группировках.


Интеграция играет важную роль в международных экономических отношениях. Между участниками интеграции осуществляется более глубокое разделение труда, ведется интенсивный обмен товарами, услугами, рабочей силой.

Испания является членом следующих международных организаций: ООН (14 декабря 1955), Всемирной Торговой Организации, ЕС (Европейский союз), Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР), Всемирного Банка (WB), Международного Валютного Фонда (МВФ), Международной Организации труда (МОТ), UNCTAD, ЮНЕСКО, Всемирной Организации по Интеллектуальной собственности (ВОИС), и многих других международных и региональных организаций и объединений. Испания поддерживает дипломатические отношения с большинством государств мира. ДРК плотно сотрудничает с странами Евросоюза: Бельгией, Францией, Великобританией, Германией, Италией, Нидерландами, а также США.

Теперь подробнее рассмотрим место Испании в основных организациях. Среди основных организаций в первую очередь выделяют Европейский Союз. Испания является членом ЕС с января 1986 года. Вступление в Европейский Союз принесло Испании существенные выгоды как в экономической, так и в политической областях. Таким образом, Испания получила гораздо большую возможность оказывать реальное воздействие на ход международных дел.

Период довольно быстрого развития испанского капитализма в 60-70 годы обусловил значительный рост экономических связей Испании с ведущими западноевропейскими странами. Несмотря на имевшую место в то время определенную изоляцию франкистского режима, объем торговли между Испанией и "Общим рынком" с 1959 г. по 1970 г. увеличился более чем в 6 раз. В 1970 году Мадрид поставил в страны ЕЭС продукции на 99 млрд. песет, а закупил на 163 млрд. песет, в то время как в США испанский экспорт составил 23 млрд. песет и импорт - 62 млрд. песет, а в Латинскую Америку было экспортировано товаров на сумму 17 млрд. песет и импортировано - на 28 млрд. песет. Первые переговоры между Испанией и ЕС о приеме страны в эту организацию на правах ассоциированного члена были проведены в 1962-1966 годах, однако успехом не увенчались. Ряд членов ЕС высказались против принятия Испании под предлогом "политических" соображений. Начало трансформации франкистского режима и разразившийся в стране экономический кризис во второй половине 70-х годов усилили важность проблемы интеграции Испании с ЕС. Испанские правящие круги рассчитывали с помощью "Общего рынка" поправить дела в испанской экономике, снизить стремительный рост безработицы, оказывающий непосредственное влияние на нестабильность внутриполитического положения, и получить политическую поддержку силам, проводящим правоцентристские реформы в стране. Связь с ЕС, равно как и с НАТО, должна была стабилизировать обстановку в Испании, препятствуя проявлению рецидивов как со стороны левых сил, так и со стороны крайне правых.

В последующие годы, в особенности после смерти Франко, был проведен ряд переговоров и приняты решения, которые позволили 12 июня 1985 года подписать в Мадриде Договор о вступлении Испании в ЕС. Оценивая внешнеполитические шаги испанского правительства в последние годы, большинство политологов выносит на первый план деятельность Испании в ЕС и, прежде всего, удачное председательство страны в Европейском Союзе во второй половине 1995 года. Сводный перечень наработок ЕС в этот период включает подписание временного соглашения с Россией, соглашений с другими странами СНГ, принятие трансатлантических документов, проведение евросредиземноморской конференции, подготовку межправительственной конференции ЕС, определение сроков заключительного этапа в создании организации Валютно-экономического союза и т.д. Одновременно ими признается, что при всей насыщенности этих решений они пока лишь начальные, обращенные в будущее. Их практическая реализация потребует не только общих, но и серьезных индивидуальных усилий каждой страны - члена ЕС, причем некоторые из них, в том числе Испания, будут испытывать заметные сложности. Поэтому испанские аналитики не исключают, что нынешний этап интеграционной эйфории в Евросоюзе может вновь сменить период евроскептицизма, схожий с периодом постмаастрихтского кризиса. Тем более, что нынешнее председательство в ЕС, по мнению испанцев, нельзя назвать весьма эффективным из-за практического отсутствия инициатив по реализации указанных решений ЕС. Определенные позитивные перспективы они видят в краткосрочном плане - в усилении роли механизма "тройки" ЕС, а в долгосрочном - в сохранении на этапе нынешней реформы Союза евростремительного потенциала франко-германского тандема с подстежкой к нему "еврооптимистов", в первую очередь Испании.

Ориентировав свое председательство в ЗЕС на трансформацию этой организации в реальную оборонную опору Евросоюза, испанцы способствовали постепенному сближению этих европейских структур. Вместе с тем, как считают в Мадриде, сама военно-политическая масштабность операции "по принуждению к миру" в БиГ неминуемо оттягивает внимание от ЗЕС к НАТО. Но в любом случае, по мнению Мадрида, вопросы миротворчества и создания паневропейской модели для ХХI века выходят на первый план среди приоритетов европейской безопасности, как бы оттеняя традиционные разоруженческие аспекты.

В качестве приоритетной задачи ЕС на 1997 г. и на перспективу испанцы называют углубление отношений с Россией и с другими странами СНГ и ЦВЕ. Углубление процессов демократизации общества, формирование рыночной основы экономики, решение национальных конфликтов в России и ее дальнейшая интеграция с западноевропейскими государствами и странами ЦВЕ сопоставимы по своему значению и даже более важны, по словам экс-председателя испанского правительства Ф.Гонсалеса, чем поствоенное вхождение Германии в Европу.

К числу своих успехов испанцы относят и появление средиземноморского измерения Евросоюза. Этот год, как рассчитывают в Мадриде, откроет возможность для практического развития барселонского процесса, доработки договорной базы ЕС со странами региона, в частности Сирией и Ливаном. Просматривается также стремление использовать этот процесс в качестве политического трамплина для Евросоюза в БВУ. В центр же БВУ в 1997 г., т.е. после выборов президента США, испанцы выносят сирийско-израильское и ливано-израильское урегулирование.

Испания – государство-член ЕС, которое за последние годы получило наибольший объем средств из структурных фондов и фондов сплочения, которые используются для финансирования проектов инфраструктуры и проектов развития. По сути предусматривается, что Испания получит в период 2007-2013 гг. более 31,5 млрд. евро в счет различных структурных фондов и фондов сплочения, став вторым получателем подобных фондов от ЕС после Польши. Кроме того, Испания получит специальный грант на научно-исследовательские разработки в размере 2 млрд. евро согласно решениям, принятым на последнем заседании Европейского совета в Лондоне. За счет этих фондов правительство страны приступило к осуществлению крупных проектов по совместному инвестированию в инфраструктурные объекты с участием частной инициативы.

В январе 1995 года Испания в составе ЕС стала членом Всемирной торговой организации (ВТО), основными целыми которой является снижение тарифных и нетарифных барьеров в торговле промышленными и сельскохозяйственными товарами, дальнейшая либерализация международной торговли и создание условий для свободной и справедливой конкуренции на мировых рынках; регулирование международной торговли услугами на основе выработанных принципов и правил, ее дальнейшее расширение и постепенная либерализация путем проведения переговоров; создание механизма эффективной защиты в области торговых аспектов прав интеллектуальной собственности с учетом различий в национальных правовых системах; осуществление мониторинга национальной торговой политики стран-членов;

Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и постоянно принимает участие в ее работе. Страна является членом различных международных организаций, таких как НАТО, ЮНИДО, ООН.

Окончательное вступление Испании в военную организацию НАТО в мае 1982 года завершило многолетний этап интеграции страны в Североатлантический альянс. Этот процесс не был равномерным. На начальной стадии правительство Л. Кальво-Сотело поспособствовало скорейшему вхождению страны в блок (1982). Однако общественное мнение страны неоднозначно восприняло этот шаг правительства. Антинатовские настроения в стране вынудили ИСРП, сменившую правительство Л. Кальво-Сотело, пообещать провести общенациональный референдум по вопросу продолжения участия страны в НАТО. Референдум стал очередной вехой на пути интеграции, так как население страны, хотя и с небольшим перевесом, одобрило этот шаг. Далее испанское руководство стало активно искать возможности развития военного сотрудничества как с отдельными странами — членами НАТО, так и с самой организацией, формально оставаясь вне подчинения военной структуре альянса. Отношения Испании и США составляли важный и определяющий элемент интеграции. Долгий и поэтапный процесс сотрудничества Испании с НАТО закончился ее вступлением в военную организацию блока в 1997 г.

Также Испания является членом такой международной организации, как Организации Объединенных Наций (ООН). ООН - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. Испания является членом ООН с 14 декабря 1955 года. При присоединении к ООН, Испания принял следующие принципы международного сотрудничества, закреплённые в Уставе ООН: * суверенное равенство всех членов ООН; * разрешение международных споров исключительно мирными средствами; * отказ в международных отношениях от угрозы силой или её применения каким-либо образом, несовместимым с целями ООН; * невмешательство ООН в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государств.

Среди всех прочих организаций, также следует выделить Международный Валютный Фонд (МВФ). Международный Валютный Фонд – специальное агентство ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Международный Валютный Фонд оказывает поддержку Алжиру в обеспечении стабильности валют, поддерживает упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов и не допускает обесценения валюты с целью получения конкурентных преимуществ. Также Международный Валютный Фонд способствует международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере; содействует и сбалансированному росту международной торговли в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов; оказывает помощь в создании многосторонней системы расчётов между государствами-членами Фонда и в устранении валютных ограничений; предоставляет временно государствам-членам Фонда средства в иностранной валюте, которые дают им возможность исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах.

Итак, подводя итог данному пункту, следует отметить, активное взаимодействие с авторитетными международными организациями, такими как ЕС, ВТО, МВФ и ООН, помогает Испании наращивать экономическую мощь и повышать уровень жизни населения. В январе 2010 года Испания получила роль Председателя Евросоюза на последующие шесть месяцев, и европейские профсоюзы призвали Хосе Луиса Родригеса Сапатеро (Jose Luis Rodriguez Zapatero) считать приоритетным вопрос создания рабочих мест. Профсоюзы отмечают, что было бы ошибкой сворачивать государственные меры поддержки до наступления какого-либо восстановления экономики. Также они требуют принятия Европейского Инвестиционного плана, согласно которому на протяжении трех лет выделялся бы 1% от ВВП на новые экологические и стабильные технологии и на основные общественные нужды. Испания председательствует в Евросоюзе уже в четвёртый раз, что говорит о правительство страны зарекомендовало себя в качестве ответственного, справедливого представителя власти в Европе.

 

 


 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...