Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть II. Интегрированное обучение как перспективная форма организации коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями развития 5 страница




– Соблюдение рационального акустического режима в ДОУ или школе (на учебных занятиях и вне их). Предупреждение чрезмерных нагрузок на слуховое восприятие детей.

– Профилактика детского травматизма (особую опасность представляют травмы в височных областях головы, повреждения наружного и среднего уха). Проведение соответствующей разъяснительной работы с родителями и детьми.

С момента рождения ребенка необходимо соблюдение гигиеничес­ких условий, направленных на его нормальное психофизическое раз­витие и повышение сопротивляемости организма к болезнетворным факторам (уход, рациональный режим сна и бодрствования, полноценное питание, закаливание и др.).

Одной из частых причин нарушений слуха у детей являются оти­ты, воспалительные заболевания носа и носоглотки. Своевременное и тщательное их лечение имеет большое значение для профилактики стойких нарушений слуховой функции у детей.

Очень важно следить за правильным, физиологическим дыханием ребенка. Оно может нарушаться при ринитах, полипах, аденоидных разращений и др. Аденоидные разращения представляют большую опасность для слухового аппарата, так как часто сопровождаются хроническим насморком и воспалением среднего уха. Во всех этих случаях необходимо своевременное обращение к врачу-специалисту.

В деле предупреждения и своевременного лечения указанных за­болеваний чрезвычайно важна роль педагога и воспитателя. В их за­дачи входит: своевременное направление ребенка к врачу-специа­листу (отоларингологу, сурдологу), педагогу-дефектологу, содействие распространению среди родителей правильных взглядов на предупреждение и лечение нарушений слуха у детей; помощь врачу в проведении лечебных и профилактических мероприя­тий.

 

Контрольные вопросы и задания.

 

1. Дайте определение понятия «нарушения слуха».

2. Назовите причины нарушений слуха. К каким особенностям познавательного и личностного развития приводят нарушения слуховой функции?

3. Раскройте классификацию нарушений слуха по Л.В. Нейману и Б.Ю. Преобра- женскому. Охарактеризуйте основные виды нарушений слуха у детей и подростков.

4. Сравните особенности развития глухого, позднооглохшего и слабослышащего ребенка. Назовите общие и отличительные черты развития этих категорий детей.

5. Укажите основные направления реабилитации и социальной адаптации лиц с нарушениями слуха.

6. Охарактеризуйте особенности коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.

7. Назовите основные меры профилактики нарушений слуха у детей.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М., 1988.

2. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. – М., 2001. – Гл. 5.

3. Дети с отклонениями в развитии /Под общ. ред. Н.Д. Шматко. – М., 1997.

4. Зайцева Г.Л. Современные подходы к образованию детей с недостатками слуха // Дефектология. – 1999. – №5.

5. Исследование личности ребенка с нарушениями слуха /Под ред. Т. В. Розановой и Н.В. Яшковой. – М., 1981.

6. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М., 2000.

7. Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М., 2001.

 

 

Тема 9. Дети с нарушениями зрения

 

Учебные вопросы.

1. Дети с глубокими нарушениями зрения. Незрячие (слепые) и слабовидя­щие дети.

2. Причины стойких нарушений зрения у детей.

3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения.

4. Коррекционное обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. Типы специальных учреждений для незрячих и слабо­видящих детей.

5. Индивидуальный подход к детям с нарушениями зрения в условиях массовых учебно-воспитательных учреждений.

6. Профилактика нарушений зрения у детей.

 

1. Зрительное восприятие играет определяющую роль в формировании представлений о предметах и явлениях окружающей действи­тельности, в развитии познавательной деятельности ребенка. Такие признаки предмета, как цвет, величина, форма, протяженность в пространстве, мы определяем, прежде всего, при помощи зрения. Развитие ориентировки в пространстве также непосредственно связано с деятельностью зрительного анализатора. Зрительный контроль имеет большое значение для развития движения человека. При нарушениях деятельности зрительного анализатора у ребенка возникают гностические трудности в познании мира и ориентировке в нем, в осуществлении контактов с людьми, в разных видах деятельности.

Зрение играет огромную роль и в развитии пространственных представлений (пространственная ориентировка в окружающем, развитие двигательной сферы), так как двигательные функции формируются под контролем зрения. Зрительно-простран- ственные представления имеют особое значение в процессе учебной деятельности ребенка. Процесс овладения буквами алфавита, цифровыми изображениями, ориентация в различных графических пособиях (географические карты, схемы, чертежи и др.) – все это требует определенного уровня развития пространственных зрительных представлений. Поэтому у детей с нарушением зрения возникают значительные трудности в процессе обучения.

Зрительный анализатор, с помощью которого осуществляется восприятие, анализ и синтез оптических раздражений, состоит из периферического отдела (глаз), проводящих нервных путей и цент­рального отдела (подкорковые и стволовые центры, зрительные области коры – в затылочных долях больших полушарий головного мозга).

У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеоб- разии развития двигательной активности, пространственной ориентации, форми- ровании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в своеобразии эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к трудовой деятельности.

К лицам с нарушениями зрения относятся:

· Незрячие (слепые) с полным отсутствием зрения или с практической слепотой при наличии остаточного зрения (острота зрения равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу);

· слабовидящие со снижением зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящий глаз с «очковой коррекцией»;

· дети с косоглазием и амблиопией.

У детей встречаются различные по характеру и степени выра­женности нарушения зрения. К глубоким нарушениям зрительного анализатора у детей относятся слепота и слабовидение.

Различают абсолютную (тотальную) слепоту, при которой пол­ностью отсутствуют зрительные ощущения, т.е. оба глаза лишены способности к светоощущению и цветоразличению, и неполную сле­поту. При неполной (т.н. практической) слепоте сохраняется остаточное зрение от светоощущения до остроты зрения от 0,01 до 0,05 на лучше видящий глаз при применении обычных средств коррекции (очки).

Слабовидение – стойкое, частичное, двустороннее снижение зрения.

К слабовидящим относятся дети, у которых острота зрения на лучше видящий глаз с коррекцией очками составляет от 0,05 до 0,4. Кроме того, к категории слабовидящих относят детей с несколько более высокой остротой зрения, но при наличии нару­шения других зрительных функций, например, сужения границ поля зрения.

2. Причины возникновения глубоких нарушений зрения у детей. Выделяют врожденные и приобретенные нарушения зрения.

Врожденные нарушения зрения могут быть обусловлены генети­ческими факторами. К ним относятся, в частности, наследствен­ные формы врожденных катаракт (помутнение хрусталика глаза), наследственные формы атрофии зрительного нерва и др.). Врож­денная слепота может быть связана с внутриутробными пораже­ниями органа зрения при токсоплазмозе, краснухе беременной и других тяжелых заболеваниях матери, особенно в первые меся­цы беременности, когда идет процесс формирования органа зре­ния.

Приобретенные зрительные аномалии могут быть вызваны ос­ложнениями перенесенных ребенком тяжелых инфекционных заболе­ваний (менингит, менинго-энцефалит, грипп, дифтерия и др.), различными заболеваниями глаз, травматичес- кими повреждениями глаза, проводящих зрительных путей и зрительных центров, в том числе при тяжелых родовых травмах.

Наиболее частыми клиническими формами слепоты являются: атрофия зрительных нервов, глаукома (связанная с повышением внутриглазного давления и изменениями в тканях глаза), ката­ракта, дистрофия сетчатки глаза, повреждения роговицы вследст­вие инфекций и травм; осложненная близорукость высокой сте­пени.

В связи с широким развитием в нашей стране системы лечеб­но-профилактических мероприятий (профилактика и эффективное лечение тяжелых детских заболеваний, борьба с детским трав­матизмом и др.) резко сократилось количество незрячих (слепых) детей.

Регулярно проводимые исследования учащихся специальных школ свидетельствуют о неуклонном сокращении числа слепых, особен­но тотально слепых детей, которые составляют в настоящее вре­мя 8-10% от числа учащихся школ для слепых детей (М.И. Земцова). Большинство незрячих детей имеет остаточное зрение.

Более значительную по численности группу, по сравнению со слепыми, составляют слабовидящие дети. К наиболее распростра­ненным клиническим формам при слабовидении у детей относятся аномалии рефракции (преломляющей способности глаза): высокая степень близорукости, высокая степень дальнозоркости и астигматизм. (Астигматизм – аномалия рефракции, при которой на сетчатке глаза не создается точечное фокусное изображение; обусловлен неравномерной кривизной роговицы или неправильной формой хрусталика.)

К другим клиническим формам слабовидения относятся: афакия (отсутствие хрусталика глаза в результате операции по поводу врожденной катаракты), а также заболевания нейро-зрительного аппарата – атрофия зрительных нервов и дистрофия сетчатки глаза. При заболеваниях нейро-зрительного аппарата, наряду со значительным нарушением остроты зрения, отмечается снижение и других зрительных функций (нарушение периферического зре­ния, цветового восприятия, зрительной работоспособности и др.). Дефекты зрения у детей подразделяются на прогрессирующие и стационарные. Примерами стационарных нарушений являются микрофтальм (врожденная аномалия, характеризующаяся уменьше­нием размеров глазного яблока),стойкое помутнение роговицы и др. При прогрессирующих дефектах зрения наблюдается посте­пенное ухудшение зрительных функций, связанное с течением патологического процесса. Это может наблюдаться при глаукоме, при незаконченной атрофии зрительного нерва, опухолях мозга и др. При нарушении гигиенических условий деятельности ребенка (недостаточное освещение, чрезмерные зрительные нагруз­ки, отсутствие необходимой коррекции и т.д.) может прогрес- сировать и зрительная недостаточность при аномалиях рефракции (при близорукости, дальнозоркости и др.).

 

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушения­ми зрения

Глубокое нарушение зрения как первичный дефект вызывает це­лый рядвторичных отклонений в психическом и познавательном, а также в физическом и общесоматическом развитии ребенка.

Отсутствие или резкое ограничение возможностей зрительного восприятия предметов и явлений действительности серьезно обед­няет чувственный опыт ребенка, затрудняет ориентировку в пространстве, препятствует развитию образного мышления. От­сутствие достаточного чувственного опыта приводит к тому, что у слепых детей имеющийся запас отвлеченных (словесных) знаний часто не наполнен конкретным предметным содержанием. Особен­ности познавательного развития во многом зависят от времени возникновения дефекта зрения. В отличие от слепорожденных де­тей и ослепших в самом раннем возрасте, дети, потерявшие зре­ние после определенного периода нормального развития, сохра­няют ранее сформированные зрительные представления. Такие «сле­ды» прежних зрительных представлений благодаря образной памяти играют важнейшую роль в воссоздании образов предметов и явле­ний по их словесному описанию. Зрительные представления могут сохраняться в памяти ослепших детей в течение длительного времени, иногда на протяжении всей жизни.

Утраченная (отсутствующая) функция зрительного анализатора компенсируется за счет активной деятельности сохранных анализаторов – слухо­вого, тактильного, двигательного и др. В процессе развития у сле­пых детей складываются новые способы восприятия и анализа действительности, ориентировки в окружающем.

Наличие остаточного зрения имеет большое значение в развитии восприятия и ориентировки слепых детей в пространстве. Благода­ря наличию остаточного зрения, ослепшие дети способны воспринимать ряд световых и цветовых признаков предметов. Таким образом, наряду со слуховыми, тактильными, кинестетическими и другими видами восприятия они используют частично сохранные зрительные ощущения.

Своеобразие положения слепого ребенка среди окружающих, не­редко чрезмерная опека со стороны взрослых, осознание ребенком своего дефекта и связанных с ним неудач и затруднений в разных видах деятельности и общения могут приводить к появлению откло­нений в его личностном становлении и развитии (отсутствие самостоятельности, инактивность, проявления негативизма). Для успеш­ного компенсаторного развития этих детей необходимо формирование у них адекватных социальных мотивов, воспитание сознательности и активности в разных видах деятельности, настойчивости и самос­тоятельности, формирование навыков общения с окружаю­щими.

Особенности развития слабовидящих детей (в отличие от слепых) связаны, прежде всего, с тем, что они имеют возможность исполь­зовать в целях активного познания действительности и ориентиров­ки в пространстве имеющееся у них, хотя и нарушенное зрение. Однако резкое снижение зрения у этих детей обусловливает замед­ленность процесса зрительного восприятия, сниженную точность, сужение поля восприятия; зрительный дефект может затруднять формирование навыков пространст- венной ориентировки.

Формирующиеся у слабовидящих детей зрительные представления менее четки и ярки, чем у детей с нормальным зрением, а в ряде случаев искажены.

Так, у слабовидящего ребенка с нарушением цветоощущения фор­мируются обедненные представления о предметах и явлениях (с точ­ки зрения богатства цветовых характеристик). При высокой степе­ни близорукости и дальнозоркости, без специально организованного процесса зрительного восприятия, дети могут не уловить некото­рых значимых, но неотчетливо выраженных признаков предмета.

У слабовидящих детей с врожденной колобомой сетчатки и сосу­дистой оболочки глаза (дефект ткани, располагающийся, как пра­вило, книзу от зрачка) формируются неадекватные искаженные представления о предметах, так как при этом заболевании предмет воспринимается только верхними отделами сетчатки глаза.

При зрительной работе слабовидящие дети быстро утомляются, что может привести к дальнейшему ухудшению зрения. Одновременно зрительное утомление приводит к снижению умственной и физичес­кой работоспособности.

Тем не менее, у слабовидящих (в отличие от незрячих) зрительный анализатор является ведущим; эти дети пользуются зрением как основным средством восприятия. У слабовидящих осязание и слух не заме­щают полностью зрительных функций, как это имеет место у слепых,

К особенностям слабовидящих детей (главным образом дошколь­ного возраста) относится то, что они не всегда достаточно осоз­нают свой дефект. Неудачи и трудности в играх, обучении, обще­нии с окружающими могут неправильно оцениваться ребенком, вызы­вая у него раздражительность, замкнутость, неуверенность, прояв­ления негативизма и другие отрицательные характерологи- ческие черты личности.

Слепота и слабовидение с точки зрения специальной педагогики представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в резком ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности.

Для психофизического развития ребенка существенное значение имеет время наступления зрительной патологии. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные отклонения, своеобразие психофизического развития. Отсутствие визуальной ориентировки сказывается на двигательной сфере, на содержании социального багажа, особенно у слепорожденных. Иногда для незрячих основным фактором ориентировки может быть звук.

Потеря зрения обусловливает своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих возникают трудности в учебе, в игре, в овладении профессиональной деятельностью. В более старшем возрасте возникают бытовые проблемы, которые влекут за собой сложные переживания и негативные реакции. Своеобразие характера и поведения слепых обусловливают в одних случаях неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции; в других – повышенную возбудимость, раздражительность, переходящую в агрессивность. Развитие познавательных процессов (внимание, логическое мышление, память, речь) у слепорожденных также протекает с отклонениями от нормы. Нарушение взаимодействия чувственных и интеллектуальных функций проявляются в некотором своеобразии мыслительной деятельности с преобладанием развития абстрактного мышления.

Чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него зрительных представлений, которые можно воссоздать на основе словесных описаний. Если не развивать зрительную память, зрительные образы могут постепенно угасать, «стираться». В условиях специального обучения формируются адекватные приемы и способы использования слухового, тактильного, обонятельного, вибрационного и других анализаторов, представляющих сенсорную основу развития психофизических процессов. Благодаря этому развиваются высшие формы познавательной деятельности, которые являются ведущими в компенсаторной перестройке восприятия. Компенсация слепоты представляет собой своеобразное психическое образование, систему сенсорных, моторных, интеллектуальных компонентов, создающую слепому ребенку возможность овладеть различными видами деятельности. У слабовидящих имеется некоторая возможность использовать зрение при знакомстве с предметами, явлениями, при пространственной ориентировке и при движении. Однако зрительное восприятие их сохранно частично и не совсем полноценно. Обзор окружающей действительности у них сужен, замедлен, неточен, поэтому зрительные представления имеют качественные своеобразия, цветовые ощущения нарушены, цветовые образы-представления обеднены. У слабовидящих при косоглазии нарушено бинокулярное зрение, т. е. способность видеть двумя глазами.

Большое значение в восприятии и познании окружающей действительности у слепых и слабовидящих имеет осязание. Тактильное восприятие обеспечивает получение комплекса разнообразных ощущений (прикосновение, давление, движе- ние, тепло, холод, боль, фактура материала и пр.) и помогает определить форму, размеры фигуры, устанавливать пропорциональные отношения. Различные ощущения, воспринимаемые нервными окончаниями кожи, передаются в кору больших полушарий головного мозга. Так, незрячие и слабовидящие учатся «глядеть», «видеть» руками.

С помощью звуков – основного ориентира – незрячие и слабовидящие могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды. По звуку с большой точностью определяют его источник и местонахождение. В процессе обучения и воспитания слепых и слабовидящих проводятся специальные упражнения на дифференциацию, различение и оценку с помощью звука характера предмета, анализ и оценку сложного звукового поля. Успешность овладения различными видами деятельности: предметной, игровой, трудовой, учебной – зависит от уровня развития наглядно-образных представлений, пространственного мышления, пространственной ориентировки.

В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у сле­пых и слабовидящих детей может проявляться своеобразие речевого развития. Исследования показывают, что речевые нарушения у де­тей с глубокими нарушениями зрения встречаются значительно чаще, чем у нормально видящих. В большинстве случаев расстройства речи у детей с нарушениями зрения носят системный характер и затрагивают все ее основные компоненты (фонетико-фонематический, лексический и грамматический). Отмечаются: отсутствие необходимого словарного запаса, нарушение понимания смысловой стороны слова, которое не соотносится со зрительным образом предмета; характерны «вербализации» в связи с неполнотой предметных образов действительности, воз­никают трудности удержания в речевой памяти развернутых высказываний и правильных грамматических конструкций предложений.

У слепых и слабовидящих детей отмечаются выраженные измене­ния со стороны двигательной сферы – движения детей неуверенные и некоординированные; особенно страдает моторика мелкой муску­латуры рук. Как правило, эти дети мало двигаются и уже с дош­кольного возраста предпочитают больше сидеть. Вследствие этого среда отмечается значительный процент детей (около 30%) с дис­гармоничным физическим развитием (избыточная масса тела, низкие показатели окружности грудной клетки и др.).

Имеющееся у слабовидящего человека зрительное восприятие играет существенную роль в его развитии, учебе, социально-трудовой адаптации. В коррекции познавательного и личностного развития слабовидящих детей особое внимание обращается на формирование у них целенаправленности умственной деятельности, процессов зрительного восприятия, активности и сознательности, расширения и углубления круга их интересов. При этом учеба и последующая работа должны сопровождаться постоянными консультациями врача-офтальмолога, тифлопедагога, психолога.

Косоглазие ‒ расстройство зрения, характеризующееся нарушением бинокулярного зрения в результате отклонения одного из глаз от совместимой точки фиксации взора. Помимо т.н. косметического недостатка, весьма проблемного в психологическом плане, косоглазие сопровождается серьёзным расстройством зрительных функций, это определяется тем, что бинокулярное зрение, осуществляемое содружественной работой обоих глаз, является основным вариантом зрительного восприятия окружающего мира, обеспечивающим нормальную жизнедеятельность человека. Выделяют паралитическое косоглазие, вызванное поражением нервов, иннервирующих наружные мышцы глаза (парезы и параличи глазодвигательных мышц), и содружественное косоглазие, при котором нарушена иннервация конвергенции и фузии, но глазодвигательные мышцы почти не страдают.

Причинами содружественного косоглазия могут быть врождённые и приобретённые заболевания центральной нервной системы, аметропии, различие в анатомо-оптическом строении обоих глаз, резкое понижение остроты зрения или слепота на один глаз.

Различают следующие виды косоглазия: периодическое, постоянное, монолатеральное (косит на один глаз), альтернирующее (попеременно косят оба глаза), сходящееся и расходящееся.

Содружественное косоглазие ‒ наиболее распространённый вид данного нарушения зрительных функций. Оно характеризуется постоянным или периоди- ческим отклонением одного из глаз от точки фиксации. Чаще косит один глаз. Иногда оба поочерёдно. При альтернирующем косоглазии, как правило, острота зрения не теряется. При монолатеральном косоглазии функция постоянно косящего глаза находится в состоянии стойкого торможения и «бездеятельности». Это приводит к резкому понижению остроты зрения этого глаза ‒ амблиопии.

Таким образом, амблиопия ‒ это понижение зрения без видимых причин, выражающееся в снижении остроты центрального зрения. Это заболевание, при котором один из двух глаз почти не задействован в процессе зрения. Глаза видят слишком разные картинки, и мозг не может совместить их в одну объёмную. В результате, он постоянно подавляет работу одного глаза. Поэтому очень важно активизировать "нерабочий" глаз.

Амблиопия обычно развивается при косоглазии, а также высоких степенях дальнозоркости.

Таким образом, амблиопия является сопутствующим заболеванием при косоглазии и дальнозоркости и выражается в резком понижении остроты зрения. Поэтому необходимо раннее выявление амблиопии и организация комплексного лечения косоглазия и амблиопии, что осуществляется средствами лечебной коррекции.

Одним из главных преимуществ лечения косоглазия и амблиопии в специальном детском саду для детей с нарушением зрения является то, что ребёнок окружён вниманием воспитателей и тифлопедагога, которые осуществляют постоянный контроль за выполнением назначений врача-офтальмолога, педагогическими средствами поддерживают интерес ребёнка к лечению.

Зная особенности патологии органов зрения, будучи знакомыми, с принципами воздействия на неё, понимая зрительные возможности ребёнка, систематически консультируясь с врачом-офтальмологом, поддерживая в ребёнке интерес к лечению, педагоги становятся участниками возвращения детям возможной полноты зрительных функций.

Методологической основой коррекционной работы в детских садах с нарушением зрения является психологическая теория развития аномального ребёнка, специальная педагогика со своей спецификой в принципах, содержании и методах обучения. Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения.*

Специфичность коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста состоит: во взаимосвязи и взаимодействии содержания, методов, приёмов и средств коррекции на психику ребёнка; в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, ручного труда, коррекционно-развивающих занятий и т.д.); в интеграции ребёнка в общество зрячих на основе сложившихся у него социально-адаптивных форм общения и поведения.

Коррекционная работа осуществляется в тесной связи с комплексным лечебно-восстановительным процессом на основе максимального сближения медицинских и педагогических средств коррекции.

Целенаправленное обучение и воспитание строится из пропедевтических курсов, предусматривающих формирование навыков и умений пользоваться неполноценным зрением и формирование компенсаторных форм ориентации за счёт развития сохранных анализаторов, речи и мышления.

Коррекционно-педагогическая работа осуществляется в двух направлениях:

- специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, лечебной физкультуре, ритмике, социальной адаптации и пространственной ориентировке, коррекции речевых нарушений;

- организация коррекционных упражнений на различных занятиях, в играх, бытовой деятельности.

Все виды коррекционной работы пронизаны задачами лечебного процесса. Знание зрительных возможностей ребёнка позволяет педагогу целенаправленно влиять на развитие зрения, создавать условия для закрепления результатов восстановительного лечения.

Обучение и воспитание в детских садах для детей с нарушениями зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а так же успешную подготовку детей к школе.

Развитие бинокулярного и стереоскопического зрения осуществляется в дидактических играх, на занятиях по рисованию, лепке, физкультуре и др. Решая педагогические задачи по формированию различных знаний и умений, педагоги учат детей способам зрительной ориентации в различении признаков и свойств предметного мира, зрительно-пространственных признаков и т.д. Система упражнений, способствующих активизации зрительного восприятия и познания окружающей действительности, согласуется педагогами с врачом-офтальмологом

 

4. Типы специальных учреждений для незрячих (слепых) и слабовидящих детей

Специальные общеобразовательные школы-интернаты для слепых детей предусматривают в своей структуре одно или 2-х годичные дошкольные отделения и 12-тилетнее школьное обучение, дающее право на поступление в высшее учебное заведение.

В школах для слепых детей обучаются как абсолютно слепые, так и дети с остаточным зрением, имеющие нормальный интеллект. Слепые дети с олигофренией в степени дебильности обучаются отдельно, в специальных классах.

Слепые дети обучаются чтению и письму по системе Брайля. Незрячие с остаточным зрением в процессе усвоения учебной инфор­мации пользуются бисенсорным восприятием. (Это требует исполь­зования специальных средств наглядности, воспринимаемых как осязанием, так и остаточным зрением.) В учебных планах школ предусматриваются специальные коррекционные занятия, направленные на развитие пространственной и социально-бытовой ориенти­ровки, остаточного зрения, осязания, речи и двигательных функций. С учетом своеобразия познавательной деятельности незрячих детей применяются специальные приборы, в том числе приборы, позволяющие преобразовывать световые сигналы в звуковые, так­тильные, доступные для их восприятия.

В школах для слабовидящих дети получают общее среднее и по­литехническое образование в соответствии государственным образовательным Стандартом. Содержание обучения в целом соответствует содержанию обучения в массовой школе (за исключением изобразительной деятельности, черчения, а также содержания трудового обучения и физического воспита­ния). Сроки обучения удлиняются на один год. В учебный план включены индивидуальные и малогрупповые коррекционные занятия по развитию зрения, ритмике, развитию пространственной ориентировки, логопедические занятия.

Поделиться:





Читайте также:

A) простая, единая, целостная форма национально-государственного устройства, при которой территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы.
A) система знаний об общих и частных политико-юридических закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений
A) форма систематизации, при которой нормативно - правовые акты дорабатываются, дополняются и объединяются в новый нормативно-правовой акт
A. Дифтерія мигдаликів, тяжка форма
B) Просмотрите текст вновь и скажите, верны ли данные утверждения. Измените предложения, содержащие неправильную информацию так, чтобы они тоже стали верными.
B) Просмотрите текст вновь и скажите, верны ли данные утверждения. Измените предложения, содержащие неправильную информацию так, чтобы они тоже стали верными.
ETOKEN ЯК ЗАСІБ ЗАХИСТУ БАНКІВСЬКОЇ ІНФОРМАЦІЇ
I. ВВЕДЕНИЕ. ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
I. ИНФОРМАЦИЯ, КОТОРУЮ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ДО НАЧАЛА АНКЕТИРОВАНИЯ
I. Показатели контингента обучающихся в образовательной организации






Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...