Транспортно-отвальные конвейерные установки и перегружатели
К транспортно-отвальным установкам, принимающим разрыхленные мягкие вскрышные породы непосредственно от экскаваторов или промежуточных конвейеров, относятся транспортно-отвальные мосты и консольные отвалообразователи. Транспортно-отвальный мост (рис. 16.1) состоит из двух ферм: пролетного строения моста с двумя (забойной и отвальной) самоходными опорами и отвальной консоли. На фермах смонтированы конвейеры (обычно два). Ширина конвейерной ленты 1000—2250 мм, а скорость ее движения 1,5—7,25 м/с,
Обычно порода от экскаваторов поступает на мост по промежуточным ленточным конвейерам, которые смонтированы на отдельных мостовых фермах (чаще на рельсовом ходу), размещаемых на забойной стороне вдоль фронта работ. Мост может и не выполнять отвальные функции; в этом случае складирование пород осуществляется отдельным отвалообразователем, а двухопорный мост служит соединительным звеном. Существуют конструкции составных многопролетных трех - и пятиопорных мостов, включающих один-два промежуточных моста. Забойную опору располагают на вскрышном уступе (подуступе), кровле или почве добычного уступа, а отвальную опору — на предотвале или (при неустойчивых породах) почве (кровле) полезного ископаемого. Местоположение опор определяет длину пролетного строения моста — расстояние между опорами L1 (см. рис. 16.1), которое у существующих мостов изменяется от 35 до 250 м. Вылет отвальной консоли L2 и высота отсыпки Но также зависят от размещения опор; L2 = 40÷170 м, а Ноmax = 40-f-65 м. Отсыпка одного-двух предотвалов (для установки мостовой опоры и повышения устойчивости отвала) производится через ссыпные желобы (течки).
Мосты обладают конструктивной подвижностью: горизонтальной, вертикальной и угловой. Горизонтальная подвижность (возможность увеличения длины моста) достигается за счет телескопичности главной фермы или перемещения относительно нее забойной опоры. Вертикальная подвижность (поворотность главной фермы относительно одной опоры на угол до 3° в вертикальной плоскости, что позволяет изменять отметки перемещения опор в пределах 2,5—16 м) и угловая подвижность (поворотность моста в горизонтальной плоскости на угол ±15-4-20° от его продольной оси) обеспечиваются шарнирным и подвижным салазочным соединением опор моста с ходовыми тележками. Ход мостов рельсовый, реже гусеничный. Максимально допустимый продольный уклон пути находится в пределах 10— 15%о, а поперечный 10—20 %. Максимальный радиус закругления пути 150—300 м. Рабочая скорость движения мостов 4—6 м/мин, а скорость хода 8—12 м/мин.
Рис. 16.2. Схема консольного отвалообразователя ОШР-5000/95
В процессе перемещения породы мост совершает непрерывно или периодически возвратно-поступательное движение вдоль фронта работ. Вслед за отработкой вскрышных заходок по мере движения мостов их рельсошпальные решетки перемещают путепередвигателями непрерывного действия консольного типа, обычно встроенными в ходовые тележки самого моста. Шаг передвижки равен ширине вскрышной заходки и изменяется от 0,25 до 6 м (до длины планирующего звена ковшовой цепи экскаватора), а при сочленении с роторным экскаватором — до 50 м. Производительность известных мостов 400—23 000 м3/ч (по разрыхленной породе), общая длина их 100—565 м, масса 350— 15 000 т, общая длина конвейеров 250—700 м, общая мощность электродвигателей 300—4860 кВт. В настоящее время в ГДР выпускаются стандартные мосты трех типов для разработки вскрыши мощностью 34, 45 и 60 м.
Консольные отвалообразователи (рис. 16.2) выполняют транспортно-отвальные, отвальные или перегрузочные функции. Они состоят из приемной и отвальной консолей, оборудованных ленточными конвейерами, поворотной платформы и ходовой части. Поворотность отвальной консоли в горизонтальной плоскости позволяет отсыпать многоярусные отвалы. У отвалообразователей производительностью более 1000 м3/ч приемная консоль поворотна относительно отвальной, что существенно повышает маневренность машин. Ширина ленты конвейеров до 2,8 м, а скорость движения ее 2—6,5 м/с. Порода с приемного конвейера на отвальный перегружатель поступает через лотки или промежуточные конвейеры. У большинства малых моделей отвалообразователей (радиус разгрузки до 50 м, производительность до 500 м3/ч) ходовой механизм гусеничный, у средних (радиус разгрузки 60— 100 м, производительность до 1000 м3/ч) и мощных —шагающий и шагающе-рельсовый (при массе более 1000 т). У мощных отвалообразователей отдельную самоходную ходовую тележку может иметь приемная ферма; эта тележка служит и для сопряжения разгрузочного конвейера роторного экскаватора с приемным конвейером отвалообразователя. Мощные консольные отвалообразователи входят в состав выемочно-отвальных и выемочно-транспортно-отвальных комплексов; их производительность соответствует производительности головной машины—роторного экскаватора.
Рис. 16.3. Схемы конвейерных перегружателей
Перегружатели представляют собой самоходные передаточные механизмы с конвейерами относительно небольшой длины. Они могут быть одно- или двухопорными. У одноопорных перегружателей один-два конвейера расположены на поворотной платформе (рис. 16.3,а); ход гусеничный, реже шагающий. При двух конвейерах обычно приемный конвейер обладает дополнительно относительной поворотностью в пределах ±90°. Двухопорные перегружатели с одним конвейером (конвейерные мосты) имеют две ходовые тележки (гусеничные, рельсовые, шагающие, рис. 16.3, б, в) или второй опорой служит платформа роторного экскаватора, а перегружатель является одновременно и его разгрузочным конвейером. Общая длина перегружателей зависит от выполняемых функций и у мощных одноопорных машин достигает 60—70 м. Ширина конвейерной ленты до 2300 мм, скорость ее движения до 4 м/с.
Перегружатель служит промежуточным соединительным звеном между выемочным (отвальным) и основным транспортным оборудованием (забойные и отвальные конвейеры или железнодорожные пути, консольный отвалообразователь, транспортно-отвальный мост и т. д.) при расположении оборудования на одном или смежных участках, а также используется для передачи горной массы между отдельными звеньями транспортной цепи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|