Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Органы, осуществляющие финансовый контроль. Их задачи и функции в Российской Федерации




 

Управление финансами в Российской Федерации осуществляется финансовым аппаратом, под которым понимается совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами. [15, C. 56]

Деятельность органов финансового контроля в РФ осуществляется в соответствии с установленными нормами права, основными источниками которого являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, законодательные акты органов местного самоуправления, подзаконные нормативные правовые акты. [5]

В ст. 265 и 266 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляют: законодательные (представительные) органы и представительные органы местного самоуправления; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. [2]

В соответствие с Конституцией РФ общее управление финансами в РФ осуществляют высшие законодательные органами власти страны. Важное место в управление занимают Президент РФ и Правительство РФ.[9]

Президент РФ - глава государства. Президентский контроль осуществляется путем реализации прав Президента РФ по формированию нормативно - правовой базы, в том числе регламентирующей организацию контроля, и прав по формированию состава Правительства РФ. [17]

В области управления финансами он осуществляет следующие функции:

.   вносит в Государственную Думу законопроекты по финансово - бюджетным вопросам; подписывает и обнародует федеральные законы;

.   обращается к Федеральному Собранию РФ с ежегодным бюджетным посланием о бюджетной политике государства на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу;

.   использует средства резервного фонда, предусмотренного в федеральном бюджете на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных Президентом РФ. и др. [15]

Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, вопросы бюджетного федерализма и межбюджетных отношений. Правительство РФ в области управления финансами осуществляет следующие функции:

.   разрабатывает и предоставляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; предоставляет Гос. Думе отчет об исполнении государственного бюджета;

.   обеспечивает проведение в РФ единой кредитной, денежной и финансовой политики;

.   организует, регулирует, контролирует и координирует деятельность по оперативному государственному управлению финансами в РФ. [15]

Оперативное управление финансами в Российской Федерации осуществляют финансовые органы РФ - звенья единой системы государственного управления финансами России.

Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ.

Счетная палата РФ - это не зависимый от Правительства РФ постоянно действующий орган финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ. Его деятельность регулируется Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" от 11 января 1995 г. [14]

В соответствии с п. 5 ст. 101 Конституции РФ "для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату". [9]

Объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность.

К основным задачам Счетной палаты РФ относятся:

. Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

. Финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативно-правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета;

. Анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

. Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

. Регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий и др. [23]

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, которые являются основной формой ее контроля.

Министерство финансов РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 "О Министерстве финансов РФ" осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также осуществляет контроль за исполнением Федеральной таможенной службой правовых актов, касающихся вопросов исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Таким образом, в настоящее время Министерству финансов РФ подчиняются пять федеральных служб (См. рис. 3).

 


 

Рис. 3 - Федеральные службы, подчиненные Министерству финансов РФ

Основными задачами являются выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей. [12]

Среди основных функций Минфина России в соответствии с указанными задачами можно назвать:

. Разработку проектов законов по вопросам развития бюджетной системы, основ бюджетного процесса, разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления;

. Разработку проектов законов в области налогообложения, а также форм документов, учета и отчетности, связанных с их реализацией;

. Разработку проекта закона о федеральном бюджете и организацию его исполнения, составление отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

. Координацию бюджетной и денежно-кредитной политики;

. Управление государственным долгом Российской Федерации и эмиссию государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и др. [5]

Для усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств создана единая централизованная система органов Федерального казначейства, подчиняющаяся Министерству финансов РФ.

Федеральное казначейство в соответствии со ст. 267 Бюджетного кодекса РФ осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. [2]

Органы Казначейства осуществляют следующие главные задачи:

. Организация и осуществление контроля за исполнением бюджета РФ, управление доходами и расходами бюджета на счетах Казначейства;

. Регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;

. Сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету РФ, о государственных внебюджетных фондах, о состоянии бюджетной системы РФ;

. Управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ и др. [23]

Министерство РФ по налогам и сборам, являясь правопреемником Государственной налоговой службы РФ.

Служба осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей, несет ответственность за выработку и проведение налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.

Федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

На федеральные органы налоговой полиции возложены следующие задачи:

. Выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;

. Защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;

. Предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

Таможенное дело в Российской Федерации в соответствии со ст. 8 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) осуществляют непосредственно таможенные органы Российской Федерации, являющиеся правоохранительными органами.

Основными задачами являются:

. Обеспечение экономической безопасности и защита экономических интересов РФ;

. Обеспечение единства таможенной территории РФ;

. Организация применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности;

. Обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу, а также иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ. [23]

Финансовый контроль, осуществляемый Центральным банком РФ, отличается рядом особенностей в силу специфики своего правового положения. Банк России организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков, соблюдением ими банковского законодательства и нормативных актов, а также законодательства о валютном регулировании и денежном обращении. При этом преследуется главная цель - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков, кредиторов и государства. Контрольную функцию Банк России осуществляет как непосредственно, так и через создаваемый при нем орган банковского надзора. [17]

Итак, повышение качества и оперативности финансового контроля - это целая система организационных, методических и правовых мероприятий, направленных на совершенствование видов и форм контроля, обеспечение тесного взаимодействия всех органов, осуществляющих контрольные функции.

 


 

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО "ХИМПРОМ"

 

2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия ОАО "Химпром"

 

ОАО "Химпром" - российское предприятие по производству продукции крупнотоннажной химии. С 2007 года является дочерней компанией ЗАО "Оргсинтез групп", входящую в группу компаний Ренова. Полное наименование - Открытое Акционерное Общество "Химпром". Штаб-квартира компании расположена в Новочебоксарске. [24]

ОАО "Химпром" - одно из ключевых предприятий отечественной химической индустрии, чья деятельность сосредоточена на крупнотоннажной химии. Предприятие производим более 100 наименований и марок продукции, которая пользуется спросом на внутреннем и международном рынках. [22]

Открытое акционерное общество "Химпром" (далее Общество) является производственно-коммерческой организацией, уставный капитал которой разделен на акции, удостоверяющие обязательственные права участников Общества (акционеров) по отношению к Обществу.

Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права.

Общество создано на неограниченный срок. Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами. Общество обладает полной хозяйственной самостоятельностью, свободно в вопросах определения формы управления, в проведении коммерческой, финансовой, научно-технической, кадровой и социальной политики, в принятии других хозяйственных решений, в том числе в области сбыта, установления цен, оплаты труда, распределения прибыли, остающейся в распоряжении Общества.

Основные виды деятельности - производство химической продукции промышленного и бытового назначения, выполнение государственных заказов и реализация государственных программ, научные и инженерно-технические разработки, разработка новых технологий, создание новых производств, строительные, монтажные и ремонтные работы и услуги, полиграфическая и рекламная деятельность, профессиональная подготовка и повышение квалификации кадров, другие виды деятельности, за исключением запрещенных законодательными актами РФ и Чувашской Республики. [22]

Выпускаемая продукция:

) базовые продукты - жидкий хлор, каустическая сода, хлорметаны, анилин, перекись водорода, соляная кислота;

) химикаты для топливно-энергетического комплекса - поверхностно-активные вещества, комплексоны, химикаты-добавки для полимерных материалов, реагенты для нефтедобычи, ингибиторы коррозии, ингибиторы солеотложений;

) кремнийорганические лаки и смолы для электротехнической и лакокрасочной промышленности, этилсиликаты и связующие для литейных производств, тампонажные составы для нефтедобычи;

) жесткие пенополиуретаны и изделия из них, антипирены;

) резинохимикаты - ацетонанил, мягчитель-2, оксанол КД-6;

) товары бытовой химии и агрохимикаты - моющие средства, отбеливатели, эмали, автокосметика, гербициды, изделия из полиэтилена [22]

Значимость продукции ОАО "Химпром" для народного хозяйства РФ определяется широким спектром ее применения. Она востребована практически всеми отраслями промышленности.

Потребителями ОАО "Химпром" являются крупные предприятия целлюлозно-бумажной промышленности, которые в процессах отбелки целлюлозы применяют большие количества хлора, каустика и перекиси водорода. Для машиностроительного комплекса выпускаются готовые связующие, применяемые в процессах точного литья, а также компоненты для их приготовления - этилсиликаты. В производстве электротехнической продукции применяются кремнийорганические электроизоляционные лаки. Для агропромышленного комплекса страны производятся современные высокоэффективные гербициды "Ковбой" и "Кросс".

Управление Обществом осуществляют общее собрание акционеров, избираемый Собранием Совет директоров, Генеральный директор Общества (назначается Собранием), Правление (назначается Советом директоров), действующие на основании данного Устава в порядке, установленном действующим законодательством.

В состав предприятия входят 3 завода: завод фосфороорганических продуктов - №2; завод №4; завод бытовой химии №10; и 5 производств: экологическое производство №5; центральное ремонтное производство №6; производство кремнийорганических продуктов - №8; производства 12 и 15.

Структура органов управления предприятия аналогична структуре многих крупных заводов. Первым звеном в ней является пост генерального директора ОАО "Химпром". У него в непосредственном подчинении находятся его заместители:

) технический директор;

) финансовый директор;

) коммерческий директор;

) по работе с персоналом;

) по качеству продукции;

) по транспорту;

) по режиму и безопасности.

Основной задачей промышленного предприятия является наиболее полное обеспечение спроса населения в высококачественной продукции. Темпы роста объема производства продукции, повышение её качества непосредственно влияют на величину издержек производства, прибыли и рентабельности. Динамика объема выпуска продукции ОАО "Химпром" за 2010 - 2012 гг. представлена в таблице 2. Источником информации послужили данные отчетности предприятия. [1]

 

Таблица 3.

Динамика объема выпуска продукции ОАО "Химпром" за 2010 - 2012 гг. тыс. руб.

Показатели

Годы

Изменение (+-)

Темп изменения,%

  2010 2011 2012 2011 2012 2011 2012
Выручка, тыс.руб. 5392939 6017897 5758778 +624958 -259119 115,6 95,7
Себестоимость продаж, тыс. руб. 4047746 4392880 4224467 +345134 -168413 108,5 96,2
Прибыль от продаж, тыс. руб. 429549 539166 470442 +109617 -68724 125,5 87,3
Затраты на рубль выручки от продаж, руб. 0,75 0,73 0,73 -0,02 - 97,26 -
Рентабельность продукции, % 10,6 12,3 11,4 1,7 -0,9 - -

 

Из таблицы 2 следует, что выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 624 млн. тыс. руб. или на 15,6 %. В 2012 году по сравнению с 2011 годом произошло снижение выручки на 259 млн. руб. или 4,3%

Рост себестоимости в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличился на 345 млн.руб. или на 8,5 %, в 2012 году по сравнению с 2011 годом наблюдается снижение на 168 млн. руб. или на 3,8 %.

За анализируемый период показатель прибыли от продаж имеет тенденцию к увеличению в 2011 по сравнению с 2010 годом на 109 млн. тыс. руб. или на 25,5 %, и тенденцию снижения в 2012 году по отношению к 2011 году на 68 тыс. руб. или на 12,7 %.

Затраты на один рубль выручки от продаж показывают, сколько в каждом рубле выручки от продаж содержится затрат и сколько прибыли. Показатель затрат на один рубль выручки от продаж за период 2010 - 2012 гг. снижается с 0,75 руб. в 2010 году до 0,73 руб. в 2011 году и сохранился на этом уровне в течение 2012 года. В целом в 2011 году по сравнению с 2010 годом затраты на один рубль выручки от продаж уменьшился на 2,74 %.

За анализируемый период рентабельность продукции увеличилась с 10,6 % до 12,3 % в 2011 году, и снижается в 2012 году с 12,3% до 11,4%.

В целом анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности ОАО "Химпром" позволяет сделать вывод, что финансовое состояние предприятия нормальное, предприятие в основном использует собственные источники финансирования. Есть возможность увеличения финансовых ресурсов предприятия за счет привлечения долгосрочных кредитов и займов.

 

2.2 Характеристика организации финансового контроля дебиторской задолженности в ОАО "Химпром"

 

Действующая структура предприятия включает 1 производство, обособленный завод №4, а также 23 технологических цехов и 16- вспомогательных, связанных с производством цехов. ОАО "Химпром" имеет мощную научную базу - Научно-исследовательский центр. Структура включает также проектно-конструкторское управление, типографию, законсервированные цеха, речной порт с подстанцией, объекты соцкультбыта.

В данном пункте рассмотрены особенности организации финансовой политики коммерческой организации в системы управления финансами предприятия. Финансовая политика предприятия в наиболее узком смысле - это совокупность решений и процедур в сфере денежных отношений предприятия, возникающих на всех стадиях его создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.

Финансовый контроль осуществятся в рамках финансовой политики и призван обеспечить достаточный уровень обеспеченности финансовыми ресурсами всех подразделений предприятия.

Финансовая политика ОАО "Химпром" - это совокупность обеспечивающих выполнение его стоимостных целей и задач (максимизация ценности предприятия, максимизация рентабельности капитала, максимизация прибыли при приемлемом уровне ликвидности и др.) экономических отношений по поводу: образования, распределения и использования хозяйственных средств в результате его деятельности; формирования и изменения стоимостных оценок и пропорций активов и пассивов.

Финансовый контроль в ОАО "Химпром" осуществляет специально созданный отдел - отдел финансового контроля, который входит в состав финансовой службы.

Объектами финансового контроля в ОАО "Химпром" являются:

) уровень и динамика финансовых результатов деятельности предприятия;

) имущественное и финансовое состояние предприятия;

) деловая активность и эффективность деятельности предприятия;

) управление структурой капитала предприятия;

) политика привлечения новых финансовых ресурсов;

) управление капиталом, вложенным в основные средства (основным капиталом);

) управление оборотными средствами;

) управление финансовыми рисками;

) системы бюджетирования и бизнес - планирования;

) система безналичных расчетов (на предприятии). [22]

Рассмотрим процедуру контролирования уровня дебиторской задолженности. Один из наиболее действенных методов внутреннего контроля за дебиторской задолженностью - метод первичной отчетности.

Оперативный учет в ОАО "Химпром" ведется методом документальной сверки, в ходе которого осуществляется контроль за своевременностью и полнотой оплаты продукции покупателями (плательщиками), осуществляемый экономистом по расчетам с покупателями расчетного бюро финансового отдела. На основании банковских выписок и оправдательных документов указанный работник делает соответствующие отметки об оплате в регистрах расчетов с покупателями. Также им ведется учет отказов (полный отказ или частичный отказ) от оплаты с указанием даты поступления отказа, его суммы и причин.

Также экономист по расчетам с покупателями представляет начальнику расчетного бюро ежедневные отчеты по выполнению плана поступления денежных средств за день и с начала отчетного периода.

Данные по оплате из финансового отдела передаются в договорно-правовое бюро отдела сбыта и в бухгалтерию. Работник группы учета расчетов с дебиторами и кредиторами бухгалтерии делает соответствующие отметки об оплате в регистрах аналитического учета покупателей.

Аналитический учет расчетов с покупателями ведется по каждому покупателю и каждому договору с учетом каждого предъявляемого к оплате счета и обеспечивает получение данных по возникновению задолженности, срокам и способам ее погашения. [22]

Одновременно с занесением данных по оплате работником группы учета расчетов с дебиторами и кредиторами осуществляется бухгалтерский контроль методом сверки оплаченных сумм и числящейся задолженности. Такой контроль позволяет выявить: уложился ли покупатель в срок, на который ему была предоставлена скидка; полноту и своевременность погашения задолженности; неверные записи по статьям дебиторов (ошибки при вводе данных по дебиторской задолженности покупателей); неучтенную ранее дебиторскую задолженность покупателей.

Периодический контроль регистров аналитического учета покупателей, проводимый главным бухгалтером организации методами документальной проверки (сверки), позволяет выявить превышение критического уровня дебиторской задолженности покупателя, неучтенное при санкционировании отгрузки, а также просроченную задолженность, по которой не приняты меры к взысканию.

Еще одним эффективным приемом контроля за дебиторской задолженностью в ОАО "Химпром" являются периодические сверки с покупателями. При этом ежемесячная выверка задолженности покупателей производится начальником расчетного бюро финансового отдела. Для этого всем покупателям по установленному порядку (например, не позднее 5-го числа каждого месяца) направляются акты сверки, подписанные начальником финансового отдела и скрепленные печатью организации. Данные выверки проводятся независимо от выверки дебиторской задолженности, осуществляемой аппаратом бухгалтерии в целях бухгалтерского контроля в рамках проведения обязательной ежегодной инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации (проводимой перед составлением годового бухгалтерского отчета). Ежемесячная выверка дебиторской задолженности покупателей, осуществляемая финансовым отделом,является методом дополнительного оперативного упреждающего контроля за платежной дисциплиной покупателей.

Акты сверки содержат данные по календарному графику погашения задолженности покупателей на предстоящий период за отгруженную им продукцию, а также по согласованию с начальником договорно-правового бюро отдела сбыта данные по просроченной задолженности и суммы неустойки по просроченным счетам в соответствии с договорными условиями. [24]

Таким образом оперативный учет в ОАО "Химпром" ведется методом документальной сверки под руководством экономиста по расчетам с покупателями расчетного бюро финансового отдела. В результате осуществляется контроль за полнотой и своевременностью оплаты продукции покупателями.

Ответственность за организацию и контроль бюджетного управления, а также за сведение всех подбюджетов в основной бюджет целесообразно возложить на специально созданное бюро бюджетного управления, скомплектованное из наиболее квалифицированных работников финансового и экономического отделов.

Стоит отметить, что аналитический учет по расчетам с покупателями и заказчиками в ОАО "Химпром" ведется раздельно: покупателям (заказчикам) и кредитным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям (заказчикам), неоплаченных в срок расчетных документов; авансам, полученным с каждого юридического и физического лица. Поэтому аналитический учет может содержать ошибки и их выявляют, но не своевременно, как того требует учет и планирование на предприятии, так как люди склонны ошибаться, в таком объеме предоставляемых данных.

В периодических отчетах ОАО "Химпром" сопоставляются запланированные и отчетные данные. По результатам сопоставления проводится анализ план-фактных отклонений (то есть оценка уровня отклонений фактических показателей от плановых). Все отклонения можно разделить на отрицательные, то есть отдаляющие от намеченных ориентиров хозяйственной политики компании и принятых ею установок, и положительные - приближающие к ним.

В формировании отчетов принимает участие огромное количество сотрудников, от рядовых до начальников отделов. Главное препятствие в обработке информации - время, которого к сожалению всегда не хватает. Сотрудники спешат успеть, делают ошибки, которые в свою очередь приводят к огромным трудностям, а временами убыткам на предприятии. При выявлении ошибок, а они обнаруживаются через большой период времени (месяц, иногда несколько месяцев) начинается поиск первой причины откуда пошла неверная информация, поднимаются вся документация и первичная и сводная, снова теряется время на поиски и последующее исправление ошибок.

Финансовый контроль дебиторской задолженности на предприятии ОАО "Химпром" осуществляется с помощью оперативного контроля. Оперативный контроль в свою очередь осуществляется методом документарной сверки. Так же одним из эффективным приемом контроля дебиторской задолженности являются периодические сверки с покупателями.

Методы при проведении финансового контроля на предприятии следующие:

. Проверка, которая проводится на основе отчетов и расходных документов.

. Обследования.

. Наблюдение.

. Анализ.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...