Проблемы развития финансового контроля в Российской Федерации и пути его совершенствования
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
В целях улучшения финансовых возможностей ОАО "Химпром" необходимо постоянное сравнивание бюджетов с фактическими данными, анализ отклонений, совершенствование методологии планирования. Методы улучшение финансового контроля дебиторской задолженности: . Присвоение группы риска покупателю (заказчику) и установление параметров коммерческого кредита. В целях контроля различных аспектов взаимоотношений с контрагентами по коммерческим договорам и недопущения ухудшения результатов деятельности ОАО "Химпром" из-за неверного их выбора каждому покупателю (заказчику) целесообразно присваивать категорию риска. Ранжирование заказчиков (покупателей) по категориям риска (классы заказов по рискам - высокий, средний, низкий или др.) производится начальником договорно-правового бюро отдела сбыта по разработанному алгоритму на основе следующих условий: степени выполнения обязательств по расчетам за продукцию, наличия и содержания первичной информации о заказчике (банковские и аудиторские справки, отзывы других организаций и т.п.). В целях предотвращения (упреждения) ухудшения финансового состояния ОАО "Химпром" вследствие роста просроченной дебиторской задолженности каждому заказчику (покупателю) в соответствии с категорией риска его заказа целесообразно устанавливать параметры коммерческого кредита, то есть определенный лимит суммы дебиторской задолженности и предельный срок коммерческого кредитования. При наличии отклонения (если в результате отгрузки превышен лимит задолженности по причине того, что покупатель имеет просроченные долги) отгрузка санкционируется только на сумму, в результате добавления которой к фактическому уровню дебиторской задолженности данного покупателя не будет превышен установленный ему лимит (барьер) задолженности. Покупатель незамедлительно ставится об этом в известность соответствующим уведомлением договорно-правового бюро.
. Формирование базы данных (досье) на покупателей (заказчиков). Структура досье на покупателей (заказчиков) разрабатывается одним из руководителей отдела сбыта. Формирование досье на заказчика целесообразно возложить на начальника договорно-правового бюро отдела сбыта (договорно-правовое бюро должно аккумулировать информацию по аспектам взаимоотношений с покупателями). Досье должно регулярно пополняться в соответствии с новыми сведениями о клиенте. Такое досье служит для контроля покупателя на предмет его надежности и финансовой устойчивости, соблюдения им договорной дисциплины, для контроля выполнения договорных обязательств самой организацией. . Поощрение и наказание заказчиков. В случае просрочки платежей накладывать на заказчика штраф. Если же покупатель всегда во время и полностью рассчитывается за продукцию, то ему можно предоставлять отсрочку платежа, скидки. . В случае если заказчик для нас новое лицо и мы с нем не работали ранее, то к нему следует относиться более жестко. Что касается допущенных ошибок в отчетах, то требуется найти виновного. Затем следует - денежный штраф. Затем изменение инструкций. Далее меняется система принятия отчета головной фирмой. За отчет должны нести ответственность несколько человек заверяющих его своей подписью. Для сотрудников отвечающих за внесение данных в таблицы изменить инструкции, с увеличением ответственности за ее исполнение. Если никто не несет ответственность, то о каких достоверных данных может идти речь. В процессе перехода экономики России к рыночным механизмам хозяйствования, к рыночному финансово-экономическому регулированию товарных и денежных потоков особое место занимает создание эффективной системы государственного финансового контроля.
Финансовый контроль служит одной из главных предпосылок качественного преобразования процесса управления экономикой в целом, ее развития и стабилизации. Контроль должен быть направлен на обеспечение развития общественного и частного производства, ускорение темпов модернизации промышленности, развитие научно-технического прогресса, повышение качества и объемов выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг. [18] Построение государственного финансового контроля, отвечающего требованиям демократического общества, и способствующего более эффективному развитию финансовой системы России, связано с преодолением многих препятствий и проблем, требующих скорейшего их решения. Таких как: . Проблема разработки единой концепции государственного финансового контроля, как системы общепринятых взглядов на цели, способы, формы и задачи государственного финансового контроля. . Отсутствие федерального закона, определяющего возможности государственного финансового контроля в отношении не только бюджетных учреждений. . Одна из основных проблем эффективного функционирования государственного финансового контроля - отсутствие адекватных мер к нарушителям бюджетного законодательства. . Существует объективная необходимость в корректном и гибком планировании контрольными органами своих планов проверок, своевременном осуществлении проверок и ревизий в процессе исполнения бюджета (текущий контроль), поскольку постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня его совершения (Об утверждении положения о Министерстве финансов РФ: Постановление правительства РФ от 06.03.1998 №273 (ред. От 18.06.1999), О федеральных органах налоговой полиции: Федеральный закон от 24.06.1993 №5238-1) . На данном этапе у органов финансового контроля отсутствуют единые нормы, стандарты и правила проведения внутреннего финансового контроля, утвержденные законодательно. . Одной из ключевых проблем остается проблема подготовки кадров контрольных органов. [4]
Проблема развития и совершенствования государственного финансового контроля в условиях формирования рыночных отношений приобрела сегодня для российского государства одно из важнейших значений. В последние время предпринимаются усилия, направленные на повышение роли государства в регулировании экономических отношений, создании современного рынка товаров, работ и услуг и его социальной направленности, построении системы государственного контроля за полной и своевременной уплатой налогов, сборов, пошлин, формирования и исполнения реального государственного бюджета для создания в целом условий устойчивого развития экономики, ее финансово-кредитной сферы. В настоящее время в стране действует более 260 федеральных законов, указов, постановлений, в которых в той или иной степени регулируется контрольная и надзорная деятельность. Контроль проникает, по существу, во все сферы правоотношений, затрагивает интересы миллионов людей и десятков тысяч предприятий. Однако необходимо отметить, что эффективность конкретных направлений государственного регулирования экономических отношений, требует наличия адекватной современным реалиям нормативно-правовой базы и других эффективных механизмов правового регулирования системы государственного финансового контроля.[6] В первую очередь, обращает на себя внимание то, что в России до сих пор не создана четкая иерархическая структура органов финансового контроля, не образована построенная на принципе федерализма их единая система, не установлены механизмы взаимодействия между ее элементами, а также существуют пробелы в определении компетенции государственных органов финансового контроля. В настоящее время из всех многочисленных органов государственного финансового контроля только Счетная палата РФ осуществляет контроль на основе Федерального закона "О Счетной палате РФ". Необходимо достичь единообразия в понятии правового статуса высших органов финансового контроля, которое должно быть отражено в акте общефедералыюго значения, регламентирующем основы образования и функционирования контрольно-счетных органов в Российской Федерации.
Проблема правовой неурегулированности государственного финансового контроля высвечивает ряд причин, ее обусловливающих: нечеткость формулировок, ведущая к неправильному толкованию правовых норм; несогласованность нормативно-правовых актов; отсутствие актов, принятие которых диктуется практикой. [18] Нормы действующего Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющие основы государственного и муниципального контроля, не справляются с этой задачей. Необходимо отметить, что Уголовный кодекс РФ не уделяет должного внимания проблемам ответственности за преступления в финансовой сфере. Так, только незаконное получение кредита и злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности законодатели признали преступлениями по финансовой части в сфере экономической деятельности. Можно сделать вывод, что необходима качественная переработка действующих правовых норм в сфере регулирования финансового контроля, устранение несогласованностей и противоречий правового регулирования системы органов государственного финансового контроля, восполнение пробелов и отмена устаревших норм. Сегодня одним из проблемных вопросов осуществления финансового контроля является оценка его эффективности. Эффективность финансового контроля зависит от его результативности, действенности и экономичности. В целях решения этих проблем государству очень важно решительно покончить с первейшими источниками криминализации экономики: коррупцией, хищением и разбазариванием государственных средств, воплотить в жизнь демократические принципы управления общественной собственностью. В целом, для повышения роли государства в регулировании рыночной экономики необходимо скорейшее решение вопросов и реальные действия, связанные с реформированием и развитием системы государственного финансового контроля, к числу которых можно отнести следующие направления: . Основные положения (как минимум, статус и компетенция основных органов, их система) должны быть закреплены в специальном федеральном законе. . Разработка и принятие стандартов государственного финансового контроля - это установление норм, правил и характеристик, справедливых для всех участников контрольной деятельности. . Необходимо создание Совета по координации контрольной деятельности при Президенте РФ. . Установление уголовной и административной ответственности за коррупцию, нецелевое использование государственных средств, путем внесения соответствующих поправок в Бюджетный кодекс РФ и Федеральный закон "О Счетной палате РФ".
. Необходимо создание общегосударственной системы учета результатов деятельности органов государственного финансового контроля. . Законодательно урегулирование взаимоотношений органов государственного финансового контроля и правоохранительных. . Создание общей информационной базы учета правонарушений и преступлений в сфере экономической деятельности для всех государственных органов финансового контроля. . Принятие мер к улучшению социальных условий жизни сотрудников контрольных органов. . Разработка научно-методической основы комплексной оценки социально-экономической эффективности системы государственного финансового контроля на основе показателей результативности, действенности и экономичности. В качестве принципов государственного финансового контроля следует выделять: принципы законности; независимости; гласности; объективности; ответственности; сбалансированности; системности. [18]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа выполнена на тему: "Финансовый контроль: его сущность, виды, формы и методы". Исследуемая тема в настоящее время достаточно актуальна, ведь в процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений и планов. Эффективно поставленный контроль имеет стратегическую направленность, ориентированную на конечные результаты. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. В России, финансовый контроль осуществляется ввиду государственного финансового контроля, внутрихозяйственного контроля и аудиторской деятельности. В данной работе освещены особенности проведения финансового контроля в организации. Объектом исследования выступило крупнейшее химическое предприятие ОАО "Химпром". В целом анализ производственно - хозяйственной и финансовой деятельности ОАО "Химпром" позволяет сделать следующий вывод, что финансовое состояние предприятия нормальное, есть возможность увеличения финансовых ресурсов предприятия за счет привлечения долгосрочных кредитов и займов. Оперативный учет в ОАО "Химпром" ведется методом документальной сверки, в ходе которого осуществляется контроль за своевременностью и полнотой оплаты продукции покупателями, экономистом по расчетам с покупателями расчетного бюро финансового отдела. Стоит отметить, что финансовый контроль в Российской Федерации ещё не до конца сформирован и находится на стадии становления. Поэтому несовершенство системы финансового контроля вполне объяснимо, и приводит к возникновению целого ряда серьезных проблем. Бюджетные средства часто используются не по назначению, а иногда вообще теряются, наблюдается коррупция, криминализация экономических структур, финансовые результаты корпораций и организаций в большей части скрыты, огромны неплатежи, продолжается отток капитала за рубеж. Поэтому актуальным на сегодняшний день представляется введение новых перспективных систем и методов в сферу финансового контроля.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бухгалтерская годовая отчетность предприятия ОАО "Химпром" за 2010-2012 гг. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.himprom.com/company/corp/corp_element.php?IBLOCK_ID=8&SECTION_ID=282 . Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Консультант Плюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ . Глущенко В.В., Чехунов В.Н. Финансы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vuzlib.org/beta3/html/1/291/ . Горбунова И. Е. Проблемы развития государственного финансового контроля в России и пути совершенствования его организации // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. I. - М.: РИОР, 2011. - С. 67-69 . Грязнова А.Г. Финансы. -М.: Финансы и статистика, 2012 - 497 с. . Замятина М.В. О повышении эффективности государственного (муниципального) финансового контроля в Российской Федерации // Журнал: Финансы и кредит. - 2011. - №16. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fin-izdat.ru/ . Иванова Е.Л. Контроль и ревизия. - М.: 2007. - 160 с. . Ковалев В.В. Финансы. - М.: Проспект, 2008. - 640 с. . Конституция Российской Федерации. - М.: СПб, ООО "Виктория плюс", 2011. - 48 с. . Котельникова Е. Финансы: самое главное. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.be5.biz/ekonomika/f002/index.htm . Мягкова Е.Л. Финансы и кредит: самое главное. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.be5.biz/ekonomika/fmel/index.htm . О министерстве Финансов: постановление Правительства РФ от 30.06.2004. - № 329 // Консультант плюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ . О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от - 9.03. 2004. - № 314 // Консультант плюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ . О счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 11.01.1995. - № 4-ФЗ (ред. от 03.12.2012) // Консультант плюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ . Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы. - М.: 2009. - 544 с. . Поляк Г.Б. Финансы. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008. - 703 с. . Романовский М.В. Финансы, денежной обращение и кредит. - М.: ЮРАЙТ, 2008. - 543 с. . Толмачев О.М. Проблемы государственного финансового контроля в Российской Федерации // Проблемы местного самоуправления. - 2012. - № 53. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.samoupravlenie.ru/53-a.php . Финансовый контроль. Энциклопедия Grandars. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.grandars.ru/ . Финансовый контроль. Свободная энциклопедия ВикипедиЯ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница . Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. Г. Гязновой. - С. 821. . Химпром. Новочебоксарск. Химпром сегодня. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.himprom.com/company/ . Эриашвили. Н.Д. Финансовое право. М.: 2011. - 572 с. . Экономическая характеристика Хмпром. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Свободная энциклопедия ВикипедиЯ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|