Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Указанные в тексте географические объекты




ГЛАВА 4. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ

РАЙОНОВ РОССИИ

Россия представляет собой самый обширный регион всей Евразии и единственную федерацию в рамках СНГ, поэтому региональный анализ ее экономических районов имеет особый смысл. Тем более что Россия отличается рядом особенностей даже по сравнению с республиками ближнего зарубежья.

Страна обладает огромными ресурсами и емким внутренним рынком. Освоение территории происходило асимметрично, существует значительный разрыв между ресурсной базой на востоке и основной производственной базой в европейской части, представлены разнообразные природные и культурные ландшафты, велики контрасты между центром и периферией на всех уровнях.

Геополитическое положение России изменилось в начале 90-х годов, после распада СССР, который обладал мощным экономическим потенциалом, единым экономическим организмом, своим территориальным разделением труда и большим размахом дальних связей, разрыв кото­рых оказался болезненным для всех. В новых условиях перехода к новым экономическим отношениям в значи­тельной степени изменился характер межотраслевых и межрайонных связей, в том числе и между объектами РФ.

Экономическое районирование — это выделение территорий, отличающихся своей специализацией хозяйства в территориальном разделении труда. А отраслью специализации считается та отрасль, производство продукции которой обеспечено ресурсами на длительное время, себестоимость ее ниже, чем в других районах, а объем производства обеспечивает потребности сразу нескольких экономических районов страны.

Основными факторами, влияющими на хозяйственную специализацию территории являются: природные условия, наличие природных богатств, особенности географи­ческого положения, в т. ч. по отношению к транспортной сети, трудовые ресурсы, а также наличие на данной тер­ритории некоторых исторически сложившихся отраслей хозяйства, связанных с обычаями и традициями местного населения. Экономические районы в РФ формировались под воздействием различных сочетаний природных, экономических и социальных условий. На территории России выделяют 11 экономических районов: Центральный. Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Северный, Се­веро-Западный, Поволжский, Северо-Кавказский, Ураль­ский, Западно-Сибирский и Дальневосточный. Как отдельный подрайон рассматривается Калининградская область.

После Указа В. В. Путина «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» Госкомстат России изменил систему учета социально-экономических показателей по субъектам РФ. Ныне сводные таблицы даются по федеральным округам, а не по экономическим районам (как было ранее).

! Внимательно прочтите, законспектируйте,

Указанные в тексте географические объекты

найдите на карте!

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОН

Состав: Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская. Тульская, Ярославская области, Москва (город федерального значения).

Экономико-географическое положении. Главная его черта – это центральность в системе хозяйственного комплекса Европейской части страны.

Оно было выгодным и в транспортном, и в других отношениях на длительном этапе исторического развития. Это древнее ядро Русского государства, главный очаг культуры и формирования русского народа. Преимущества ЭГП этого района заключены в удобстве привлечения ресурсов по мере надобности из всех районов, в возможности включения в межрайонные (и международные) экономические связи и выполнения многообразных обязанностей лидера по отношению ко всей территории страны и особенно ее европейской части.

Центральный экономический район — исторический, политический и хозяйственный центр страны. На его территории находится столица России — город Москва. Среди всех экономических районов Центру принадлежит ведущая роль.

Природные условия и ресурсы. Район имеет равнинно-холмистый рельеф (Валдайская и Смоленско-Московская возвышенности, Мещерская низменность). Климат — умеренно-континентальный. Почвы — лесные, дерново-подзолистые. В пределах Центральной России берут начало известные реки — Волга, Западная Двина (Даугава), Днепр и др.

Минеральными ресурсами район не богат, поэтому промышленность работает в основном на привозном сырье. Имеются запасы бурого угля (Подмосковный бассейн), фосфоритов, торфа, известняка, песков. На севере и северо-западе района значительным ресурсом являются леса.

Население. Центральный район — самая густо населенная часть Российской федерации. Территория — 486 тыс. кв. км. (2,9% территории страны); население — 29,0 млн. чел. (2001 г.), что составляет около 20% населения РФ (первое место среди экономических районов); плотность населения — свыше 60 чел. на кв. км. (наиболее плотно заселена Московская обл.).

В национальном составе преобладают русские (). Это ядро формирования русского этноса.

Для района характерна высокая концентрация квалифицированных кадров. Город Москва — столица России — крупнейший административно-политический, промышленное, транспортное, научное и культурное ядро страны. В Московской агломерации проживает около 12 млн. человек). На территории Центрального района расположены более 250 городов. Масштабы развития промышленности обусловливают существенное преобладание городского населения (83%).

Хозяйство. Это наиболее высокоразвитый индустриальный район страны. Промышленность района специализируется на выпуске сложной и не материалоёмкой продукции, требующей квалифицированного труда и научных разработок.

Главные отрасли специализации — многоотраслевое машиностроение, химическая, легкая (текстильная), по­лиграфическая промышленность.

Машиностроительный комплекс представлен станкостроением, приборостроением, энергетическим и транспортным машиностроением. Значительные масштабы имеет производство роботов и станков-автоматов, электронных систем управления и вычислительной техники, приборов и средств связи (это обусловлено наличи­ем квалифицированных кадров и мощной научно-технической базой).

Транспортное машиностроение представлено произ­водством автомобилей, тепловозов, вагонов и речных судов. Автомобилестроение: Москва (грузовые и легковые автомобили, сборка автобусов); Ликино-Дулево (автобусы). Строится новый завод по выпуску автобусов под Москвой (Голицыно) при участии фирм ФРГ. Тепло­возостроение представлено в Коломне (Московская обл.); Людиново (Калужская обл.), Муроме (Владимирская обл.). Вагоностроение — Тверь (вагоны); Мытищи (пассажирские вагоны и вагоны для метрополитена);

Вышний Волочек (вагоны электропоездов), Брянск (изотермические вагоны). Речное судостроение и судоремонт — Москва, Рыбинск, Кострома. Сельскохозяйственное машиностроение представлено в Люберцах (Московская обл.), Бежецке (Тверская обл.), Рязани, Туле. Тракторный завод размещается во Владимире.

Центральному району принадлежит ведущее место в стране по производству приборов, средств автоматизации, систем управления. Основные центры приборостроения: Москва, Владимир, Рязань, Смоленск. Электротехниче­ская промышленность развита в Москве, Калуге, Яросла­ве. Крупными центрами станкостроения являются: Москва, Рязань, Коломна. Несмотря на наличие собственных металлургических заводов в Москве, Электростали и Туле, остро стоит проблема обеспечения машиностроительных заводов данного экономического района прокатом черных металлов, который привозят из других районов.

Химическая промышленность также является важ­нейшей отраслью специализации района. Она представ­лена производством фосфатных удобрений (на местном сырье) — Воскресенск (Московская обл.), Полпино (Брянская обл.); азотных удобрений — Новомосковск и Щекино (Тульская обл.). Развито производство соды, серной кислоты (Щекино, Новомосковск, Воскресенск). В Ярославле и Ефремове (Тульская обл.), размещены заво­ды по производству синтетического каучука, на продукции которых работают шинные заводы в Москве и Ряза­ни. Химические волокна выпускают в Твери, Клину, Серпухове, Рязани. Широко развито производство фото­химических товаров, лаков, красителей, лекарственных препаратов, парфюмерии.

Текстильная промышленность — старейшая отрасль промышленности, работавшая на привозном сырье, являвшаяся ранее одной из отраслей специализации района, испытывает в последние годы острейший кризис. Отмечается сильнейший спад производства. Предприятия хлопчатобумажной промышленности размещены в городах Иваново, Орехово-Зуево, Тверь, Ярославль, Москва, Ногинск, Кострома и др. Производятся в районе также льняные, шерстяные и шелковые ткани.

Для Центрального района характерно наличие очень мощной полиграфической промышленности (Москва, Тверь, Ярославль, Владимир, Чехов).

Район сохраняет первое место по развитию науки, высшего и среднего специального образования, по подго­товке и переквалификации кадров.

Топливно-энергетический комплекс Центрального района ориентируется в основном на привозное топливо. Местным топливом является бурый уголь и торф. Добыча бурого угля ведется преимущественно в Тульской и Ря­занской областях, хотя она существенно снизилась в последние годы в связи с поставками более эффективных энергоносителей (нефть и газ).

Центральные экономический район занимает первое место в РФ по производству электроэнергии (более 18%). Большую ее часть вырабатывают крупные тепловые станции. Костромская, Конаковская ГРЭС и московские ТЭЦ работают на газе и мазуте. Небольшие предприятия работают на подмосковных углях или торфе. На верхней Волге действуют Иваньковская, Угличская и Рыбинская ГЭС. Однако все эти станции не удовлетворяют полностью потребностей района в электроэнергии. Поэтому часть электроэнергии передается сюда из Поволжья.

Энергию дают также Смоленская и Тверская АЭС, а также, расположенная в г. Обнинск, первая в мире атом­ная станция, построенная в 1954 г.

Агропромышленный комплекс Центрального района — один из крупнейших в РФ по производству молока, мяса, картофеля, овощей, льна и сахарной свеклы, а также продукции пищевой промышленности.

Однако собственное сельскохозяйственное производст­во не обеспечивает потребностей района, продовольствен­ные товары приходится завозить. Это район картофелеводства и животноводства. На севере — значительные посевы льна. В промышленных районах преобладает приго­родная специализация сельского хозяйства.

Транспорт. Территориальная структура транспортной сети Центрального экономического района — радиально-кольцевая. Ядро — Московская агломерация. Хорошо развиты все виды транспорта. Связь со всеми другими районами обеспечивает густая сеть железных и автомобильных дорог. В столице действует четыре аэропорта.

Москва является также речным портом, имеющим (через Волгу и систему судоходных каналов) выходов к пяти морям.

Контрольные вопросы:

1. Каковы главные особенности экономико – географического положения Центрального экономического района?

2. Какова экономико – географическая характеристика населения района?

3. Назовите отрасли специализации района. Как они размещены по территории?

4. В чем заключается уникальность для России социально – экономического комплекса Московского региона?

5. Каковы основные направления отраслевого и территориального развития района?

! Внимательно прочтите, законспектируйте,

указанные в тексте географические объекты

Найдите на карте

4.2. СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ РАЙОН

Состав: Ленинградская, Новгородская, Псковская области, Санкт-Петербург (город федерального значения).

Экономико-географическое положение района — приморское, выгодное. Это не­большой по площади район у берегов Балтийского моря или недалеко от него. По рекам и озерам этого района проходил древний торговый путь «из варяг в греки», на котором возникла Новгородская Русь. На протяжении двух столетий г. Санкт-Петербург являлся столицей Рос­сии. Район расположен между развитыми европейскими государствами — Финляндией, Эстонией, Латвией и Центральным экономическим районом РФ, а также ря­дом с Северным экономическим районом РФ (с его богатой ресурсной базой). В настоящее время в Финском за­ливе ведется строительство новых российских морских портов.

Природные условия и ресурсы. Климат района умеренно-континентальный, на побе­режье — морской. Для всей территории характерны под­золистые и торфяно-болотные почвы. Леса занимают не­многим менее половины площади района, а на северо-востоке лесистость местности достигает 70%.

Характерен моренно-ледниковый рельеф с холмами и грядами. Особенно много моренных холмов на возвы­шенностях, где они чередуются с озерными впадинами. Северо-Запад Русской равнины — озерный край: здесь около 7 тыс. озер. Крупнейшие озера: Ладожское (площадь 18 тыс. км 2), Онежское, Чудское, Ильмень. Речная сеть в районе очень густая. Сравнительно короткая река Нева (74 км), вы­текающая из Ладожского озера и впадающая в Финский залив, одна из самых многоводных рек в России.

Полезные ископаемые: огнеупорные глины, горючие сланцы,, фосфориты (Кингисепп), кварцевые пески, из­вестняки, соляные источники (в районе старой Руссы), бокситы (Тихвин).

Население района составляет около 8 млн. человек (2001 г.). Площадь — 196,5 тыс. км 2, однако в периферийных районах плотность сельского населения составляет лишь 2—4 чел. на кв. км. Большинство населения составляют русские. Коэффициент урбанизации — 87%. Население г. Санкт-Петербург — около 5 млн. человек.

Хозяйство. Основные социально-экономические предпосылки хозяйственного раз­вития района: выгодное ЭГП, квалифицированные кад­ры, развитие науки и культуры, развитая опытно-конструкторская база.

Северо-Запад — индустриальный район с развитым комплексом обрабатывающей промышленности с высоким удельным весом машиностроения, который ориенти­руется на привозное сырье и топливо.

Отрасли специализации — машиностроение, требующее высокой квалификации труда, цветная металлургия, химическая и легкая промышленность.

Машиностроительный комплекс района характери­зуется развитыми внутриотраслевыми связями. Пред­ставлены следующие отрасли машиностроения: энергети­ческое, электротехническое, судостроение, приборострое­ние, станкостроение. Район является крупным постав­щиком приборов, средств автоматизации, турбин, тракторов.

Производство энергетического оборудования: гене­раторов и турбин для ГЭС, ГРЭС, АЭС представлено предприятиями в Санкт-Петербурге. Развито судострое­ние: «Адмиралтейский» «Балтийский» заводы Санкт-Петербурга производят атомные ледоколы, океанские су­хогрузы и др.

Наукоемкие отрасли представлены приборостроени­ем, радиотехникой, электроникой, электротехникой (Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Великие Луки, Ста­рая Русса). В Новгороде, Пскове, Выборге, Калининграде производят радиотелевизионную аппаратуру, видеомагнитофоны.

Химическая промышленность Санкт-Петербурга бы­ла пионером в производстве полимеров, пластмасс, фар­мацевтической промышленности в России.

Традиционно в районе развиты легкая (обувная, текстильная), и пищевая промышленность.

Ряд отраслей промышленности Северо-Западного района базируется на местных природных ресурсах. Это добыча фосфоритов и производство из них минеральных удобрений (Кингисепп, современное название Ямбург), производство огнеупорного кирпича из местных глин (Боровичи), добыча и производство строительных мате­риалов, добыча сланцев (Сланцы).

Северо-Запад является родиной алюминиевой про­мышленности (на местных тихвинских бокситах). Предприятия цветной металлургии находятся в Волхове (алю­миниевый завод), Бокситогорске и Пикалево (глинозем­ные заводы).

Топливно-энергетическая база района ориентируется в основном на привозное топливо (нефть, газ, уголь). Район — крупный потребитель электроэнергии. Ее вырабатывают мощные тепловые электростанции, использующие привоз­ные энергоносители. Мощные ГРЭС и ТЭЦ размещены в Санкт-Петербурге, его окрестностях и в г. Кириши (к которому подходит нефтепровод из Поволжья).

Заметную долю электроэнергии дают ГЭС средней и малой мощности, построенные на реках Свирь, Волхов, Вуокса и др. Для более надежного обеспечения района электро­энергией под Санкт-Петербургом была сооружена и действу­ет одна из крупнейших в России Ленинградская АЭС.

Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство специализируется на молочном животноводстве, свино­водстве, птицеводстве, производстве овощей и картофеля. Сохранило свое значение льноводство на юге и юго-западе района. Лен перерабатывается на многочисленных небольших заводах и на крупных льнокомбинатах в Пскове и Великих Луках.

Транспорт. Санкт-Петербургский транспортный узел по размерам грузооборота и пассажирооборота уступает лишь Московскому. Транспортные пути отходят от этого города лучами в разные стороны. Санкт-Петербург в на­стоящее время — один из крупнейших внешнеторговых морских портов России. Волго-Балтийский водный путь обеспечивает связи с другими экономическими районами европейской части РФ. Беломорско-Балтийский канал открывает выход в Белое и Баренцево моря.

Контрольные вопросы:

1. Каковы главные черты экономико – географического положения района, как оно изменилось после распада СССР?

2. Назовите экономико – географические особенности населения района, в чем основные отличия от других районов?

3. Какие отрасли определяют место Северо-Западного района во внутрероссийском разделении труда?

 

! Внимательно прочтите, законспектируйте,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...