Указанные в тексте географические объекты
Стр 1 из 9Следующая ⇒ ГЛАВА 4. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАЙОНОВ РОССИИ Россия представляет собой самый обширный регион всей Евразии и единственную федерацию в рамках СНГ, поэтому региональный анализ ее экономических районов имеет особый смысл. Тем более что Россия отличается рядом особенностей даже по сравнению с республиками ближнего зарубежья. Страна обладает огромными ресурсами и емким внутренним рынком. Освоение территории происходило асимметрично, существует значительный разрыв между ресурсной базой на востоке и основной производственной базой в европейской части, представлены разнообразные природные и культурные ландшафты, велики контрасты между центром и периферией на всех уровнях. Геополитическое положение России изменилось в начале 90-х годов, после распада СССР, который обладал мощным экономическим потенциалом, единым экономическим организмом, своим территориальным разделением труда и большим размахом дальних связей, разрыв которых оказался болезненным для всех. В новых условиях перехода к новым экономическим отношениям в значительной степени изменился характер межотраслевых и межрайонных связей, в том числе и между объектами РФ. Экономическое районирование — это выделение территорий, отличающихся своей специализацией хозяйства в территориальном разделении труда. А отраслью специализации считается та отрасль, производство продукции которой обеспечено ресурсами на длительное время, себестоимость ее ниже, чем в других районах, а объем производства обеспечивает потребности сразу нескольких экономических районов страны. Основными факторами, влияющими на хозяйственную специализацию территории являются: природные условия, наличие природных богатств, особенности географического положения, в т. ч. по отношению к транспортной сети, трудовые ресурсы, а также наличие на данной территории некоторых исторически сложившихся отраслей хозяйства, связанных с обычаями и традициями местного населения. Экономические районы в РФ формировались под воздействием различных сочетаний природных, экономических и социальных условий. На территории России выделяют 11 экономических районов: Центральный. Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Северный, Северо-Западный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский и Дальневосточный. Как отдельный подрайон рассматривается Калининградская область.
После Указа В. В. Путина «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» Госкомстат России изменил систему учета социально-экономических показателей по субъектам РФ. Ныне сводные таблицы даются по федеральным округам, а не по экономическим районам (как было ранее). ! Внимательно прочтите, законспектируйте, Указанные в тексте географические объекты найдите на карте! ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОН Состав: Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская. Тульская, Ярославская области, Москва (город федерального значения). Экономико-географическое положении. Главная его черта – это центральность в системе хозяйственного комплекса Европейской части страны. Оно было выгодным и в транспортном, и в других отношениях на длительном этапе исторического развития. Это древнее ядро Русского государства, главный очаг культуры и формирования русского народа. Преимущества ЭГП этого района заключены в удобстве привлечения ресурсов по мере надобности из всех районов, в возможности включения в межрайонные (и международные) экономические связи и выполнения многообразных обязанностей лидера по отношению ко всей территории страны и особенно ее европейской части.
Центральный экономический район — исторический, политический и хозяйственный центр страны. На его территории находится столица России — город Москва. Среди всех экономических районов Центру принадлежит ведущая роль. Природные условия и ресурсы. Район имеет равнинно-холмистый рельеф (Валдайская и Смоленско-Московская возвышенности, Мещерская низменность). Климат — умеренно-континентальный. Почвы — лесные, дерново-подзолистые. В пределах Центральной России берут начало известные реки — Волга, Западная Двина (Даугава), Днепр и др. Минеральными ресурсами район не богат, поэтому промышленность работает в основном на привозном сырье. Имеются запасы бурого угля (Подмосковный бассейн), фосфоритов, торфа, известняка, песков. На севере и северо-западе района значительным ресурсом являются леса. Население. Центральный район — самая густо населенная часть Российской федерации. Территория — 486 тыс. кв. км. (2,9% территории страны); население — 29,0 млн. чел. (2001 г.), что составляет около 20% населения РФ (первое место среди экономических районов); плотность населения — свыше 60 чел. на кв. км. (наиболее плотно заселена Московская обл.). В национальном составе преобладают русские (). Это ядро формирования русского этноса. Для района характерна высокая концентрация квалифицированных кадров. Город Москва — столица России — крупнейший административно-политический, промышленное, транспортное, научное и культурное ядро страны. В Московской агломерации проживает около 12 млн. человек). На территории Центрального района расположены более 250 городов. Масштабы развития промышленности обусловливают существенное преобладание городского населения (83%). Хозяйство. Это наиболее высокоразвитый индустриальный район страны. Промышленность района специализируется на выпуске сложной и не материалоёмкой продукции, требующей квалифицированного труда и научных разработок. Главные отрасли специализации — многоотраслевое машиностроение, химическая, легкая (текстильная), полиграфическая промышленность.
Машиностроительный комплекс представлен станкостроением, приборостроением, энергетическим и транспортным машиностроением. Значительные масштабы имеет производство роботов и станков-автоматов, электронных систем управления и вычислительной техники, приборов и средств связи (это обусловлено наличием квалифицированных кадров и мощной научно-технической базой). Транспортное машиностроение представлено производством автомобилей, тепловозов, вагонов и речных судов. Автомобилестроение: Москва (грузовые и легковые автомобили, сборка автобусов); Ликино-Дулево (автобусы). Строится новый завод по выпуску автобусов под Москвой (Голицыно) при участии фирм ФРГ. Тепловозостроение представлено в Коломне (Московская обл.); Людиново (Калужская обл.), Муроме (Владимирская обл.). Вагоностроение — Тверь (вагоны); Мытищи (пассажирские вагоны и вагоны для метрополитена); Вышний Волочек (вагоны электропоездов), Брянск (изотермические вагоны). Речное судостроение и судоремонт — Москва, Рыбинск, Кострома. Сельскохозяйственное машиностроение представлено в Люберцах (Московская обл.), Бежецке (Тверская обл.), Рязани, Туле. Тракторный завод размещается во Владимире. Центральному району принадлежит ведущее место в стране по производству приборов, средств автоматизации, систем управления. Основные центры приборостроения: Москва, Владимир, Рязань, Смоленск. Электротехническая промышленность развита в Москве, Калуге, Ярославе. Крупными центрами станкостроения являются: Москва, Рязань, Коломна. Несмотря на наличие собственных металлургических заводов в Москве, Электростали и Туле, остро стоит проблема обеспечения машиностроительных заводов данного экономического района прокатом черных металлов, который привозят из других районов. Химическая промышленность также является важнейшей отраслью специализации района. Она представлена производством фосфатных удобрений (на местном сырье) — Воскресенск (Московская обл.), Полпино (Брянская обл.); азотных удобрений — Новомосковск и Щекино (Тульская обл.). Развито производство соды, серной кислоты (Щекино, Новомосковск, Воскресенск). В Ярославле и Ефремове (Тульская обл.), размещены заводы по производству синтетического каучука, на продукции которых работают шинные заводы в Москве и Рязани. Химические волокна выпускают в Твери, Клину, Серпухове, Рязани. Широко развито производство фотохимических товаров, лаков, красителей, лекарственных препаратов, парфюмерии.
Текстильная промышленность — старейшая отрасль промышленности, работавшая на привозном сырье, являвшаяся ранее одной из отраслей специализации района, испытывает в последние годы острейший кризис. Отмечается сильнейший спад производства. Предприятия хлопчатобумажной промышленности размещены в городах Иваново, Орехово-Зуево, Тверь, Ярославль, Москва, Ногинск, Кострома и др. Производятся в районе также льняные, шерстяные и шелковые ткани. Для Центрального района характерно наличие очень мощной полиграфической промышленности (Москва, Тверь, Ярославль, Владимир, Чехов). Район сохраняет первое место по развитию науки, высшего и среднего специального образования, по подготовке и переквалификации кадров. Топливно-энергетический комплекс Центрального района ориентируется в основном на привозное топливо. Местным топливом является бурый уголь и торф. Добыча бурого угля ведется преимущественно в Тульской и Рязанской областях, хотя она существенно снизилась в последние годы в связи с поставками более эффективных энергоносителей (нефть и газ). Центральные экономический район занимает первое место в РФ по производству электроэнергии (более 18%). Большую ее часть вырабатывают крупные тепловые станции. Костромская, Конаковская ГРЭС и московские ТЭЦ работают на газе и мазуте. Небольшие предприятия работают на подмосковных углях или торфе. На верхней Волге действуют Иваньковская, Угличская и Рыбинская ГЭС. Однако все эти станции не удовлетворяют полностью потребностей района в электроэнергии. Поэтому часть электроэнергии передается сюда из Поволжья. Энергию дают также Смоленская и Тверская АЭС, а также, расположенная в г. Обнинск, первая в мире атомная станция, построенная в 1954 г. Агропромышленный комплекс Центрального района — один из крупнейших в РФ по производству молока, мяса, картофеля, овощей, льна и сахарной свеклы, а также продукции пищевой промышленности. Однако собственное сельскохозяйственное производство не обеспечивает потребностей района, продовольственные товары приходится завозить. Это район картофелеводства и животноводства. На севере — значительные посевы льна. В промышленных районах преобладает пригородная специализация сельского хозяйства.
Транспорт. Территориальная структура транспортной сети Центрального экономического района — радиально-кольцевая. Ядро — Московская агломерация. Хорошо развиты все виды транспорта. Связь со всеми другими районами обеспечивает густая сеть железных и автомобильных дорог. В столице действует четыре аэропорта. Москва является также речным портом, имеющим (через Волгу и систему судоходных каналов) выходов к пяти морям. Контрольные вопросы: 1. Каковы главные особенности экономико – географического положения Центрального экономического района? 2. Какова экономико – географическая характеристика населения района? 3. Назовите отрасли специализации района. Как они размещены по территории? 4. В чем заключается уникальность для России социально – экономического комплекса Московского региона? 5. Каковы основные направления отраслевого и территориального развития района? ! Внимательно прочтите, законспектируйте, указанные в тексте географические объекты Найдите на карте 4.2. СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ РАЙОН Состав: Ленинградская, Новгородская, Псковская области, Санкт-Петербург (город федерального значения). Экономико-географическое положение района — приморское, выгодное. Это небольшой по площади район у берегов Балтийского моря или недалеко от него. По рекам и озерам этого района проходил древний торговый путь «из варяг в греки», на котором возникла Новгородская Русь. На протяжении двух столетий г. Санкт-Петербург являлся столицей России. Район расположен между развитыми европейскими государствами — Финляндией, Эстонией, Латвией и Центральным экономическим районом РФ, а также рядом с Северным экономическим районом РФ (с его богатой ресурсной базой). В настоящее время в Финском заливе ведется строительство новых российских морских портов. Природные условия и ресурсы. Климат района умеренно-континентальный, на побережье — морской. Для всей территории характерны подзолистые и торфяно-болотные почвы. Леса занимают немногим менее половины площади района, а на северо-востоке лесистость местности достигает 70%. Характерен моренно-ледниковый рельеф с холмами и грядами. Особенно много моренных холмов на возвышенностях, где они чередуются с озерными впадинами. Северо-Запад Русской равнины — озерный край: здесь около 7 тыс. озер. Крупнейшие озера: Ладожское (площадь 18 тыс. км 2), Онежское, Чудское, Ильмень. Речная сеть в районе очень густая. Сравнительно короткая река Нева (74 км), вытекающая из Ладожского озера и впадающая в Финский залив, одна из самых многоводных рек в России. Полезные ископаемые: огнеупорные глины, горючие сланцы,, фосфориты (Кингисепп), кварцевые пески, известняки, соляные источники (в районе старой Руссы), бокситы (Тихвин). Население района составляет около 8 млн. человек (2001 г.). Площадь — 196,5 тыс. км 2, однако в периферийных районах плотность сельского населения составляет лишь 2—4 чел. на кв. км. Большинство населения составляют русские. Коэффициент урбанизации — 87%. Население г. Санкт-Петербург — около 5 млн. человек. Хозяйство. Основные социально-экономические предпосылки хозяйственного развития района: выгодное ЭГП, квалифицированные кадры, развитие науки и культуры, развитая опытно-конструкторская база. Северо-Запад — индустриальный район с развитым комплексом обрабатывающей промышленности с высоким удельным весом машиностроения, который ориентируется на привозное сырье и топливо. Отрасли специализации — машиностроение, требующее высокой квалификации труда, цветная металлургия, химическая и легкая промышленность. Машиностроительный комплекс района характеризуется развитыми внутриотраслевыми связями. Представлены следующие отрасли машиностроения: энергетическое, электротехническое, судостроение, приборостроение, станкостроение. Район является крупным поставщиком приборов, средств автоматизации, турбин, тракторов. Производство энергетического оборудования: генераторов и турбин для ГЭС, ГРЭС, АЭС представлено предприятиями в Санкт-Петербурге. Развито судостроение: «Адмиралтейский» «Балтийский» заводы Санкт-Петербурга производят атомные ледоколы, океанские сухогрузы и др. Наукоемкие отрасли представлены приборостроением, радиотехникой, электроникой, электротехникой (Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Великие Луки, Старая Русса). В Новгороде, Пскове, Выборге, Калининграде производят радиотелевизионную аппаратуру, видеомагнитофоны. Химическая промышленность Санкт-Петербурга была пионером в производстве полимеров, пластмасс, фармацевтической промышленности в России. Традиционно в районе развиты легкая (обувная, текстильная), и пищевая промышленность. Ряд отраслей промышленности Северо-Западного района базируется на местных природных ресурсах. Это добыча фосфоритов и производство из них минеральных удобрений (Кингисепп, современное название Ямбург), производство огнеупорного кирпича из местных глин (Боровичи), добыча и производство строительных материалов, добыча сланцев (Сланцы). Северо-Запад является родиной алюминиевой промышленности (на местных тихвинских бокситах). Предприятия цветной металлургии находятся в Волхове (алюминиевый завод), Бокситогорске и Пикалево (глиноземные заводы). Топливно-энергетическая база района ориентируется в основном на привозное топливо (нефть, газ, уголь). Район — крупный потребитель электроэнергии. Ее вырабатывают мощные тепловые электростанции, использующие привозные энергоносители. Мощные ГРЭС и ТЭЦ размещены в Санкт-Петербурге, его окрестностях и в г. Кириши (к которому подходит нефтепровод из Поволжья). Заметную долю электроэнергии дают ГЭС средней и малой мощности, построенные на реках Свирь, Волхов, Вуокса и др. Для более надежного обеспечения района электроэнергией под Санкт-Петербургом была сооружена и действует одна из крупнейших в России Ленинградская АЭС. Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство специализируется на молочном животноводстве, свиноводстве, птицеводстве, производстве овощей и картофеля. Сохранило свое значение льноводство на юге и юго-западе района. Лен перерабатывается на многочисленных небольших заводах и на крупных льнокомбинатах в Пскове и Великих Луках. Транспорт. Санкт-Петербургский транспортный узел по размерам грузооборота и пассажирооборота уступает лишь Московскому. Транспортные пути отходят от этого города лучами в разные стороны. Санкт-Петербург в настоящее время — один из крупнейших внешнеторговых морских портов России. Волго-Балтийский водный путь обеспечивает связи с другими экономическими районами европейской части РФ. Беломорско-Балтийский канал открывает выход в Белое и Баренцево моря. Контрольные вопросы: 1. Каковы главные черты экономико – географического положения района, как оно изменилось после распада СССР? 2. Назовите экономико – географические особенности населения района, в чем основные отличия от других районов? 3. Какие отрасли определяют место Северо-Западного района во внутрероссийском разделении труда?
! Внимательно прочтите, законспектируйте,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|