Указанные в тексте географические объекты
Найдите на карте 4.4. ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНЫЙ РАЙОН Состав: Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская области. Экономико-географическое положение. Район имеет небольшую территорию (167 тыс. км2) и удобное транспортно-географическое положение. Граничит с Центральным, Поволжским и Северо-Кавказским экономическими районами РФ и Украиной. Железнодорожные и автомобильные магистрали пересекают территорию района как в широтном, так и в меридиональном направлении. Имеется разветвленная сеть газопроводов и ЛЭП. Наличие крупных месторождений полезных ископаемых (железной руды, цементного сырья) и благоприятные почвенно-климатические условия, а также значительный резерв рабочей силы способствуют развитию различных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Природные условия и ресурсы. Климат — умеренно-континентальный, более мягкий, чем в центральном экономическом районе. Природные зоны — лесостепь и степь. Рельеф — равнинный. Здесь сосредоточены значительные массивы черноземных почв. Но большая часть территории района испытывает недостаток водных ресурсов. Велики запасы железных руд Курской магнитной аномалии (КМА) — около 40 млрд. т. Значительна доля богатых руд, где содержание железа достигает 60%. Выделяются железорудные районы: в Белгородской области — Старооскольский (Лебединское, Стойленское месторождения и около г. Губкин) и в Курской области — Михайловский (г. Железногорск). Имеются также месторождения огнеупорных глин, фосфоритов, строительных материалов. Топливных ресурсов нет. Население района составляет около 8 млн. человек; средняя плотность населения — 46 чел. на кв. км. Издавна это густозаселенный район страны. В период формирования Русского государства эта территория была «диким полем», полосой размежевания славянских племен и кочевников. Позднее заселялась выходцами из соседних территорий Центральной России.
Район, благодаря земельным ресурсам, складывался как сельскохозяйственный. В настоящее время население занято и в промышленности, и в сельском хозяйстве. Коэффициент урбанизации — 62%. Хозяйство. Его главные черты хозяйства определяются удобным ЭГП, наличием трудовых ресурсов, богатством рудных месторождений, благоприятными почвенно-климатическими условиями для развития сельского хозяйства, но недостатком водных и энергетических ресурсов. Специализация района определяется преимущественным развитием металлургической, машиностроительной, химической и пищевой промышленности, а также высокоразвитым сельским хозяйством. Горнорудная промышленность (добыча железной руды) служит базой для развития черной металлургии. Крупными центрами являются Новолипецкий металлургический комбинат полного цикла и завод бездоменного производства стали в Старом Осколе. Машиностроение района специализируется на производстве: горного оборудования, экскаваторов, сельскохозяйственных машин, химической аппаратуры, станков, приборов, электротехнических изделий, оборудования для пищевой и цементной промышленности. Промышленные предприятия размещаются в крупных городах — Воронеже, Курске, Тамбове, Белгороде, Мичуринске, Ельце. В Курске представлено точное машиностроение; в Белгороде — металлоемкое машиностроение — производство горного оборудования. В Липецке находится крупный тракторный завод. Химическая промышленность представлена производством синтетического каучука и шин в Воронеже, красителей в Тамбове, химического волокна в Курске. Коксовые газы (отходы черной металлургии) используются для производства азотных удобрений, анилиновых красителей. Но в основном промышленные предприятия отрасли работают на привозном сырье.
Промышленность строительных материалов, особенно цементная, развита в Белгороде, Липецке, Старом Осколе, Железногорске и Губкине. Развивается производство железобетонных конструкций. Район располагает высокоразвитой пищевой промышленностью. Это мукомольные, маслобойные, сахарные и табачные заводы. Агропромышленный комплекс. Район отличается высокоразвитым сельским хозяйством с преобладанием растениеводства. Выращиваются преимущественно зерновые (озимая пшеница, кукуруза, ячмень, рожь) и технические культуры • (сахарная свекла, подсолнечник). Значительные площади заняты под картофелем и овощами. Животноводство имеет главным образом мясо-молочное направление. Разводят крупный рогатый скот, свиней, овец, птицу. Вокруг городов сложилось пригородное хозяйство. Развито садоводство. Топливно-энергетический комплекс является слабым звеном хозяйственного комплекса. Лишенный своих энергоносителей район вынужден завозить топливо из других областей (преимущественно нефть и газ). На привозном топливе работают все электростанции района. Значительную часть электроэнергии вырабатывают мощные АЭС — Курская и Нововоронежская. Транспорт. Хорошо развиты все виды транспорта, работа которых обеспечивает внутренние и внешние связи. Контрольные вопросы: 1. Какие преимущества и недостатки экономико – географического положения имеет Центрально – Черноземный экономический район? 2. Каковы особенности обеспеченности района природными условиями и ресурсами? 3. Каковы экономико – географические характеристики населения района? 4. назовите отрасли специализации район, как они размещены по его территории? 5. Каковы основные направления отраслевого и территориального развития района? ! - Внимательно прочтите, законспектируйте, - Указанные в тексте географические объекты Найдите на карте 4.5. ВОЛГО-ВЯТСКИЙ РАЙОН Состав: Кировская и Нижегородская области, Республики: Марий Эл, Мордовская и Чувашская. Экономико-географическое положение. Территория — 263 тыс. км2. Район расположен в центральной части европейской территории России, в бассейнах рек Волги и Вятки. Географическое положение района на влажнейших водных артериях и на пересечении железных дорог, связывающих Центр с Северо-Западом, Поволжьем и Уралом, создает благоприятные условия для развития хозяйства. ЭГП западной части района похоже на ЭГП Центрального экономического района РФ. Южная часть района сходна по природным условиям с Центрально-Черноземным районом.
Природные условия и ресурсы. Климат — умеренно-континентальный. Весь район расположен в лесной зоне. Собственные ресурсы района не очень велики — торф, строительные материалы, фосфориты (Кировская обл.). Имеются большие массивы лесов в Заволжье. Водные ресурсы — также одно из богатств района. Река Волга - не только важная транспортная артерия. На ее берегах издавна селились люди и вели свое хозяйство. Население. Численность населения Волго-Вятского района — 8,3 млн. человек (2001 г.); средняя плотность населения — 32 чел. на кв. км. Размещено население неравномерно (показатель плотности варьирует от 14 человек в Кировской обл. до 74 чел. на кв. км в Чувашии). Национальный состав неоднороден: проживают русские (большинство), мордва, марийцы, чуваши, татары, удмурты. Наиболее древнее население среднего Поволжья народы уральской языковой семьи (фино-угорская группа) — марийцы и мордва. Их предки жили здесь за много веков до нашей эры. Вторая по времени формирования этническая группа населения — тюркская (чуваши, татары) освоили этот район в III—IV вв. Нашей эры. Третьим этническим слоем является славянский, представленный в основном русскими, которые пришли в этот район в XIII в., когда был основан Нижний Новгород. Население Чувашии (2001 г.) — 1,36 млн. человек (среди них 26% русских); население Марий Эл — 761 тыс. чел. (доля русских — около 60%). Городское население превышает сельское (коэффициент урбанизации — 70%). Основная часть населения живет в крупных городах. Особенно выделяется по своему значению Нижний Новгород с населением свыше 2 млн. человек.
Хозяйство. Район специализируется на машиностроении. Развиты также химическая и лесная промышленность. Ведущая роль принадлежит транспортному машиностроению (автомобиле- и судостроению), а также неметаллоемкому машиностроению. Специализацию района определяют следующие факторы: удобное ЭГП, исторически сложившаяся индустриальная база Нижнего Новгорода (Сормовский завод был одним из крупнейших еще в дореволюционной России), значительные трудовые ресурсы, большие запасы водных и лесных ресурсов при явном недостатке сырьевых и энергетических. По размерам производства и разнообразию выпускаемой продукции район значительно уступает соседнему Центральному. Хозяйство ориентируется на привозное сырье и топливо с Урала, Поволжья, из Западной Сибири. Машиностроение представлено автомобиле- и судостроением, производством двигателей, изделий радиотехники, приборов, инструментов, оборудования для химической и деревообрабатывающей промышленности. В этой отрасли занято 50% экономически активного населения района. Автомобильный завод в Нижнем Новгороде связан с заводами-смежниками и имеет филиалы: автобусный завод (Павлово), завод автосамосвалов (Саранск). Скоростные суда на подводных крыльях «река-море», речные ледоколы производил ранее завод «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Машиностроительные заводы созданы в Кирове и Чебоксарах (тяжелые промышленные тракторы, тягачи, гусеничные тракторы, бульдозеры, вездеходы). Заводы Саранска выпускают электролампы, ртутные, дуговые, кварцевые лампы и др. Обслуживают машиностроение местные металлургические передельные заводы (Кулебаки, Выкса), но большая часть металла поступает с Урала. Химическая промышленность — вторая важная отрасль специализации района (основной центр — г. Дзержинск), где вырабатываются синтетические смолы, пластмассы, азотные удобрения, серная кислота и др. В Кстово находится крупный нефтеперерабатывающий завод (к городу подходит нефтепровод из Альметьевска). Лесная промышленность базируется на собственных ресурсах. Предприятия производят пиломатериалы, спички, мебель. Целлюлозно-бумажные комбинаты (ЦБК) построены на Волге — в Правдинске, Балахне, Волжске. ЦБК в Балахне — крупнейший в России по производству газетной бумаги. Сохранились и развиваются старинные кустарные промыслы, например, хохломская роспись (г. Семенов). Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство — многоотраслевое, но оно лишь частично обеспечивает потребности района. Ведущее место принадлежит животноводству (используются естественные луга и пастбища по долинам рек). Разводят крупный рогатый скот, овец, свиней. Земледелие специализируется на производстве картофеля, а на юге района — на выращивании зерновых и технических культур.
Топливно-энергетический комплекс. Энергетика района использует торф и гидроресурсы. На реке Волга действуют Нижегородская и Чебоксарская ГЭС. Но основное значение имеют нефть и газ, поступающие из Поволжья и Западной Сибири, а также уголь Печорского и Кузнецкого бассейнов. Большинство электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях. Крупнейшие из них размещены в Балахне, Нижнем Новгороде, Дзержинске. Транспорт. Самая крупная транспортная артерия — Волга. Район не обладает густой транспортной сетью, но через его территорию проходят важные железнодорожные и автомобильные магистрали в восточные районы страны. Контрольные вопросы: 1. Каковы особенности экономико – географического положения Волго – Вятского экономического района? 2. Каковы обеспеченность района природными ресурсами и условия для развития сельского хозяйства? 3. Каковы экономико –географические особенности населения района? 4. Какие отрасли хозяйства являются главными в районе? Какие комплексы обеспечивают функционирование главных отрослей? 5. С какими факторами в первую очередь связаны перспективы развития района? ! Внимательно прочтите, законспектируйте,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|