Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды методов физического воспитания




Эффективность любого средства физического воспитания существенно зависит от метода его применения. Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. Система применения средств и методов, направленных на достижение конкретного результата в процессе физического воспитания называют методикой.

Решая разнообразные задачи физического воспитания, применяют ряд специфических (характерных только для процесса физического воспитания) и общепедагогических (используемых во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим методам физического воспитания относится группа практических методов, с помощью которых решаются конкретные задачи по обучению технике физических упражнений и воспитания физических качеств:

· Методы строго регламентированного упражнения.

· Игровой метод.

· Соревновательный метод.

К группе общепедагогических методов, применяемых в физическом воспитании, относятся:

o Методы словесного воздействия (словесные).

o Методы наглядного воздействия (наглядные).

Общая структура системы методов физического воспитания представлена на рис. 2.

Рис. 1.1 Система методов физического воспитания.

Метод [гр. methodos] – способ действия. Метод физического воспитания (далее ФВ) – способ применения физических упражнений. В процессе ФВ применяются две группы методов: общепедагогические (наглядные, словесные) и специфические методы ФВ (методы строго регламентированного упражнения, игровой метод – использование физических упражнений (далее ФУ) в игровой форме, соревновательный метод – использование ФУ в соревновательной форме).

Методы наглядного воздействия:

1) метод непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем или одним из занимающихся – фронтальный [фр. frontal - лобовой] – лицом к занимающимся; сагиттальный [лат. sagitta - стрела] – боком к занимающимся; полповоротом к занимающимся; «зеркальный», способ к занимающимся (очень кратковременно).

2) методы опосредованной наглядности (демонстрация рисунков, схем, кинограмм, видеофильмов и др.);

3) методы направленного прочувствования двигательного действия (направленная помощь преподавателя – «проводка», выполнение упражнений в замедленном темпе, фиксация положений тела или его частей в отдельные моменты двигательного действия; использование тренажерных устройств, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движения;

4) методы срочной информации, позволяющих ее получать сразу после или по ходу выполнения двигательных действий с помощью различных технических устройств (звуко- и светолидеры, тензоплатформы [лат.

tendere – натягивать, напрягать], электрогоппометры [гр. gonia - угол], фотоэлектронные [гр. phos (photos) - свет] устройства).

Словесные методы: дидактический рассказ, беседа, объяснение, описание, инструктирование, комментарии и замечания, распоряжения, команда, указания.

Методы строго регламентированного упражнения (в Т и МФК упражнениями называют специально подобранные двигательные действия, направленные на реализацию задач ФВ в соответствии с его закономерностями, т.е. в этом случае оно выступает как средство ФВ. В то же время под ним понимается методически организованный процесс воспроизведения двигательных действий в соответствии с принципами ФВ. И в этом случае оно понимается как метод ФВ.) характеризуются:

-твердо предписанной программой движений;

-возможно точном дозировании физической нагрузки и управлением ее динамикой по ходу упражнения, а так же в сочетании ее с нормированными интервалами отдыха;

-в создании или использовании внешних условий, облегчающих управление действиями занимающихся.

Методы строго регламентированного упражнения в процессе ФВ и спортивной тренировки подразделяются на две подгруппы:

1.Методы обучения двигательным действиям и совершенствования двигательных навыков.

2.Методы управления развитием физических качеств.

В первой подгруппе выделяют: методы расчлененно-конструктивного упражнения и из метода избирательного упражнения с одной стороны и целостные методы и

методы «сопряженного» воздействия. Таким образом, основой первой подгруппы методов являются различные подходы к освоению и совершенствованию структуры двигательного действия.

Во второй подгруппе – методы стандартного упражнения (стандартно непрерывного упражнения и стандартно-интервального упражнения), методы переменного упражнения (переменно-непрерывного упражнения ипеременно-интервального упражнения). Кроме того, выделяют комбинированные методы и в частности, в организационно-методической форме проведения занятий, называемых круговая тренировка [15].

Основой второй подгруппы методов являются различные способы регламентации нагрузок и отдыха. Под физической нагрузкой понимается величина воздействия физических упражнений на организм, а также степень преодоления при этом объективных и субъективных трудностей. При этом всегда выделяют объем и интенсивность физической нагрузки. Объем – длительность воздействия, суммарное количество выполненной физической работы; интенсивность – сила воздействия в единицу времени, напряженность функции, разовая величина усилий.

Отдых в качественном отношении может быть активным и пассивным. А в количественном интервале отдых может быть: ординарным, когда достигается практически полное восстановление; жесткими – очередная нагрузка начинается в период недовосстановления и экстремальными – в фазе повышенной работоспособности начинается следующая часть физической нагрузки.

Игровой метод характеризуют следующие черты:

1.«сложная» организация деятельности занимающихся;

2.разнообразие способов достижения цели и комплексный характер деятельности;

3.вероятностное программирование действий и ограниченные возможности точного дозирования физической нагрузки;

4.широкая самостоятельность деятельности занимающихся, высокие требования к их инициативе, находчивости, ловкости;

5.моделирование напряженных межличностных отношений, повышенная эмоциональность.

Соревновательный метод характеризуется:

1.сопоставлением сил в условиях упорядоченного соперничества;

2.унификацией [лат. unus - один и лат. facio - делаю] – приведением к некоторому единообразию предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения.[7]

Остановимся более подробно на игровом и соревновательном методах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...