Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Духовно-психический склад нации (этноса) как цивилизационный фактор




Цивилизационно-геополитический подход как необходимое условие выживания России и строительства социализма XXI века

 

Введение

 

У каждого великого народа есть собственный «цивилизационный проект». Это является аксиомой. Цивилизации развиваются в соответствии со своим «топосом» – национально-культурным, психологическим кодом, который представляет собой своеобразный «позвоночник» этноса, а также в соответствии со спецификой конкретного жизненного пространства. Именно диалектическое сочетание национально-культурного кода и пространственных характеристик среды обитания, вместе с экономическими факторами и особенностями языка придает цивилизационному фактору определяющее для судьбы того или иного общества значение, в существенной степени оправляет уровень его духовности, классовую структуру, его научно-технические достижения и т.д. Очевидно, что, в свою очередь, цивилизационный фактор немыслим без диалектического взаимовлияния с фактором социально-классовым. Сущность этой диалектики – предмет отдельного исследования. Здесь мы ставим своей задачей раскрыть специфику именно цивилизационной составляющей развития и выживания этноса и государства вообще, и России, в частности.

Но что такое «цивилизация»? С нашей точки зрения к понятию цивилизация очень близко данное Сталиным определение нации: «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры» (15) Говоря о «цивилизации», именно данное определение мы будем считать «опорным» для настоящей работы и, как было сказано выше, сконцентрируемся на исследовании двух выделенных классиком марксизма-ленинизма детерминантах: духовном и территориальном.

 

Духовно-психический склад нации (этноса) как цивилизационный фактор

 

А. Тойнби (17) рассматривал цивилизацию как особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками, основу которого составляет религия. В соответствии с позицией Л. Гумилева (1) специфика цивилизации определяется особенностями этнической истории. Особенности духовной жизни нации как самоценного фактора четко определялись Сталиным: «Нации отличаются друг от друга не только по условиям их жизни, но и по духовному облику, выражающемуся в особенностях национальной культуры. Если говорящие на одном языке Англия, Северная Америка и Ирландия составляют, тем не менее, три различные нации, то в этом не малую роль играет тот своеобразный психический склад, который выработался у них из поколения в поколение в результате неодинаковых условий существования. Конечно, сам по себе психический склад, или – как его называют иначе – “национальный характер”, является для наблюдателя чем-то неуловимым, но поскольку он выражается в своеобразии культуры, общей нации, – он уловим и не может быть игнорирован» (15). Какого же содержание духовного облика нации? Согласно теории Санкт-Петербурского этнического психолога С.В. Лурье (5): «этническая традиция, в том числе, и этническая картина мира как ее составная часть, имеют определенные неизменные элементы. Именно к ним мы отнесли понятие, ранее предложенное Эдвардом Шилзом в несколько другом значении — “центральная зона культуры”. Мы говорили также, что составляющими “центральной зоны культуры” являются не верования и ценности, а адаптационно-деятельностные модели. Эти модели, в свою очередь, могут рассматриваться как установки, если понимать термин “установка” не в упрощенном значении (как намерение или побуждение к действию), а в качестве определенного модуса личности, который охватывает всю сферу психического и влияет на восприятие человеком окружающего его мира. … Что представляют собой этнические константы? Они являются.. механизмами (о которых мы говорили в начале этой главы), снимающие психологическую угрозу со стороны окружающего мира и обеспечивающие члену этноса возможность действовать. И именно их мы будем рассматривать в качестве “центральной зоны” культуры. Происхождение “центральной зоны” адаптивное: она представляет первичный слой психологической адаптации человека — тот слой, о котором мы говорили, когда рассматривали этническую культуру, как защитный механизм. Этнические константы не могут не включать следующие бессознательные образы: локализацию источника зла; локализация источника добра; представление о способе действия, при котором добро побеждает зло».

Как пишет известный исследователь Е. Холмогоров (19): «структуры, носящие ментальный характер, С. В. Лурье предлагает называть этническими константами, а их систему, выступающую как бы матрицей для формирования этнических полей, мы предлагаем обозначить как, идеальное этническое поле. Именно специфичностью для каждой этнической культуры этих идеальных полей и объясняется, на наш взгляд, устойчивость и всепроникающий характер этнических особенностей людей и социальных групп даже в тех случаях, когда они оперируют с одинаковыми или очень похожими артефактами и оказываются во внешне сходных ситуациях. … Решающее значение этнические константы имеют при функционировании этноса как системы. Именно они формируют общие этнические поля, в которых совершается психологическая ориентация и психическое действие этноса как целого. Поэтому их значительно удобней исследовать на макроуровне».

Русская идентичность исходит из глубины веков, и основана она на реальности великой русской цивилизации, реальности, определяющей духовную, душевную да и физическую жизнь тех, кто себя с ней (сознательно или бессознательно) отождествляет. Светлана Лурье, так говорит об этом: «Русские пережили в своей истории немало драматических перемен — трудно было стать из язычников христианами, трудно было из свободной городской вольницы попасть под монгольское иго, трудно было перешагнуть из Руси московской в петровскую Россию, трудно было вместо царской России оказаться в ленинском и сталинском Советском Союзе, трудно было из тихих советских заводей нырнуть в постсоветские водовороты. В каждый из этих периодов разные группы русских людей очень по-разному смотрели на мир и оценивали происходящее, но при этом оставались русскими вне зависимости от своего социального статуса и идейных установок. Выделить «содержательные» признаки «русскости» очень сложно— прекрасно работая на одном историческом этапе, для одной картины мира, они дают сбой на другом. Остается искать те самые неизменные элементы, которые скрепляют любую русскую картину мира в любой ее конфигурации. Эти неизменные элементы можно назвать системой этнических констант» (5).

Как было сказано выше, этнические константы – это бессознательные глубинные сценарии действия, тесно связанные с базовыми ценностями цивилизации и являющиеся основой для восприятия мира, образа жизни, стремлений, поведения носителей данной цивилизации. Это как бы внутренние скрепы, соединяющие между собой множество разных людей, которые называют себя соотечественниками, и дающими соотечественникам энергию для созидательного ведения общественной жизни. Каждое новое поколение, созревающее в теле культуры того или иного этноса, впитывает в себя соответствующие этнические константы в процессе развития личности, вхождения ее в общество. Без этого процесса общество не может нормально существовать! Каковы же они для русских? На основании каких критериев, мы можем сказать, это – русский, а это – представитель другой цивилизации?

Первой характеристикой русского является стремление нести людям, миру – добро и справедливость: «Русский <образ себя> (мы-образ) существует как бы в трех ипостасях, но всегда очень связан с образом себя как носителей добра. Эти три ипостаси можно представить следующим образом: хранители возделыватели добра – крестьянская община, созидатели <великих строек> и творцы космических ракет и т. д.; миссионеры-просветители, готовые всегда нести <свет миру>, в чем бы он ни заключался; воины – защитники добра, борцы со <злодеями> и покровители народов, которым зло угрожает» (5).

Вторая характеристика русского – терпимое отношение к Иному (если это Иное не воспринимается как опасность для того,что русский воспринимает как добро): «Исследователей поражала порой традиционная нечувствительность русских к национальным проблемам и их вполне искреннее неумение “воспринять национальное неудовольствие всерьез”. Английский путешественник Д.М.Уэллс писал: “В восточных и северо-восточных областях европейской России множество сел населены наполовину русскими, а наполовину татарами, но слияние двух национальностей не происходит. Между двумя расами существуют прекрасные взаимоотношения, деревенским старостой бывает то русский, то татарин”. Более того, порой русские крестьяне начинали придерживаться того мнения, что “сколь абсурдно заставлять татар поменять цвет глаз, столь же абсурдно пытаться заставлять их поменять свою религию” …» (5). С Г. Кара-Мурза так говорит на этот счет: «Вот для меня первая ипостась русской идеи: человек – личность. Поднявшись до соборности, осознав ответственность, ограничив свободу любовью, он создает народ. А значит, он не станет человеческой пылью и в то же время не слепится в фашистскую массу индивидов, одетых в одинаковые рубашки» (4).

Третья характеристика русского – тяга к общинной жизни: «Общину можно рассматривать как основной тип русской социальности. Синонимом слова “община” является слово “мир”, и понятие “мир” было центральным в сознании русских крестьян. Крестьянин осознавал себя членом русского общества не как индивид, а как член конкретной общины, конкретного “мира”. “Мир” — это автономная самодостаточная целостность» (5).

Очевидно, что наивысшего развития русская цивилизация получила в форме русской советской цивилизации. Вот что об этом говорит, в частности, С. Кара-Мурза: «Красная идея всем была ясна – устроить жизнь, основанную на взаимопомощи и братстве, а не на конкуренции и топтании ближнего … при советском строе мы, русские, были победителями» (4).

Итак, представитель русской советской цивилизации – это личность, стремящаяся в своей жизни выполнять миссию Добра и Справедливости (то есть выходящая за пределы своих личных потребностей), дружелюбно и терпимо относящаяся к Иному (за исключением случаев, когда оно несет зло) и принимающая ценности общинности, коллективизма (в хорошем смысле этого слова). Это достаточно уникальное сочетание ценностей и вытекающего из них образа жизни позволяет нам говорить о русских, и, прежде всего, о русских советских людях, на практическим уровне. Если ты принимаешь описанные выше ценности и (или) ведешь себя в соответствии с ними, то ты – русский, советский человек. ты принадлежишь русскому миру, живешь в соответствии с русским Ладом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...