Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ финансовых потоков и показателей деятельности




РЕФЕРАТ

По курсу «ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

На тему:

«Финансовый менеджмент в страховой организации»

 

 

МОСКВА 200__год


СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение.

2. Актуальный анализ, оценка и оптимизация финансово-хозяйственной деятельности страховой организации

2.1 Анализ финансовых потоков и показателей деятельности страховой компании.

2.2 Анализ организационной и функциональной структуры.

3. Выводы.

4. Список используемой литературы


1. ВВЕДЕНИЕ

Финансовый менеджмент организации - это система управления финансами коммерческой организации, направленная на развитие и совершенствование финансовых отношений путем постоянного внедрения новых принципов, форм, структур и методов управления c целью повышения эффективности производства. Финансовый менеджмент - органическая, неотъемлемая часть экономической категории «Менеджмент» (англ. Management - управление, организация, координация) как способа управления, руководства, направления, контроля в производстве.

Термин «Финансовый менеджмент организации» получил широкое распространение в России в годы перехода экономики на рыночные основы ведения хозяйства.

B исследованиях отечественных и зарубежных авторов содержание финансового менеджмента трактуется как искусство управления и руководства финансовыми отношениями c целью эффективного использования основного и оборотного капитала, трудовых и материальных ресурсов.

Одним из первых основателей школы научного менеджмента был Ф.У Тейлор, определивший необходимость повышения производительности труда путем рационализации производства в условиях развития промышленности и выхода мощных корпораций и акционерных обществ на финансовые рынки.

B 20-e годы ХХ века общие принципы менеджмента, включая основы управления финансами, сформулировал A. Файоль, который предложил формализованное определение принципов менеджмента в процессе решения управленческих задач. B советской России в 50-60-x годах была обоснована необходимость системного подхода к менеджменту вообще и финансовому менеджменту в частности, что углубило и расширило понимание финансовых проблем, особенно c применением ситуационных положений в управленческом процессе.

Развитие в постсоветской России рыночных механизмов привело к дальнейшему усилению воздействия принципов финансового менеджмента на экономику страны. Уже в 90-e годы c появлением и развитием акционирования финансовый менеджмент приобретает первостепенное значение.

Система финансового менеджмента представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляемой и управляющей. Управляемая подсистема - это объект управления, то есть денежные отношения, посредством которых осуществляется производственно-хозяйственная деятельность по привлечению, распределению и использованию фондов и ресурсов.

Управляющая подсистема финансового менеджмента, то есть субъект управления, - это финансовый директор-управляющий, финансовые менеджеры и другие работники финансовых служб коммерческой организации, предприятия.

Задачи и цели финансового менеджмента реализуются управляющей подсистемой. Тактика и стратегия финансового менеджмента вырабатываются субъектом управления.

Субъект и объект финансового менеджмента представляют собой единое целое и взаимодействуют как во внутренних хозяйственных процессах, так и во взаимоотношениях c внешней средой.

Принципы финансового менеджмента организации определяются принципами функционирования финансов. С развитием предпринимательства, конкурентоспособности предприятии, организаций, акционерных обществ методология финансового менеджмента претерпевает существенные изменения. Практика управления финансовыми ресурсами и капиталом, методы и формы, профессиональные приемы финансового менеджмента реализуются в зависимости от позиции предприятия на рынке.

C переходом к рыночной экономике роль финансов и финансового менеджмента неизмеримо увеличилась. B современных условиях, когда предприятие самостоятельно принимает решения, резко повышается ресурсный потенциал хозяйствующего субъекта. Это предполагает оптимизацию финансовых отношений и повышение эффективности управления финансовыми ресурсами. Показатели финансового состояния являются как бы индикаторами успешной хозяйственной деятельности; финансового благополучия. Финансовое состояние организации определяет конкурентоспособность, потенциал в деловых отношениях, a в итоге - положение на финансовом рынке.

Кардинальные изменения в экономике и финансах предъявляют высокие требования к профессионализму управленческого аппарата. При этом знание специфики финансового менеджмента необходимо для эффективного управления производством.


2. АКТУАРНЫЙ АНАЛИЗ, ОЦЕНКА И ОПТИМИЗАЦИЯ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Особое внимание в последнее время российскими органами государственного регулирования страховой деятельности уделяется вопросам платежеспособности и финансовой устойчивости компании. Так, например, в новом приказе Минфина России определяются виды активов, принимаемых в покрытие собственных средств, норматив платежеспособности. Отзывы лицензий и проблемы страховых компаний, на наш взгляд, объясняются отсутствием полноценной системы анализа финансово-хозяйственной деятельности (АФХД) предприятия. Именно вопросам методики анализа финансово-хозяйственной деятельности посвящена статья, в которой также приводится методический пример проведения АФХД.

Основная (и доминирующая) цель и задача некоторых страховых организаций - максимальный сбор страховых премий. Под эти цель и задачу построены соответствующие организационная и функциональная структуры организации, а также соответствующим образом мотивирован практически весь персонал. При этом таким финансово-экономическим критериям, как текущая и прогнозируемая платежеспособность, уделяется недостаточно внимания, что в итоге негативно сказывается на показателях финансово-хозяйственной деятельности и финансовой устойчивости организации.

Эффективность управления в страховом бизнесе все в большей степени зависит от качества и достоверности финансового анализа, методов оценки и обработки информации, технологии выбора управленческих решений. Дело в том, что страховая компания, отвечая общим требованиям, предъявляемым к хозяйствующему субъекту в условиях рынка, имеет значительную специфику формирования, как обязательств, так и ресурсов, предназначенных на покрытие обязательств. Эта специфика объективно обусловлена, во-первых, самим характером страховых отношений, в основе которых лежит категория риска, и, во-вторых, участием страховщика в нескольких видах деятельности (собственно страховой, финансовой, инвестиционной), каждый из которых ведет, с одной стороны, к формированию ресурсов компании, с другой стороны - к возникновению ее обязательств.

Экономическая эффективность и сама возможность функционирования страховой организации определяются высококачественным профессиональным финансовым управлением.

Финансовое управление состоит в выработке стратегии аккумулирования и использования финансовых ресурсов страховщика, что позволяет полнее использовать имеющиеся финансовые возможности оптимизации доходной и расходной статей бюджета страховщика, выявить резервы развития, обеспечить устойчивые конкурентные преимущества страховой компании. Если стратегия финансового управления страховой компанией определяет способы достижения целей, то для реализации стратегии необходима выработка концептуального подхода.

В соответствии с общими принципами системного анализа финансовое управление страховой компанией рассматривается как совокупность технологий, способов и методов формирования оптимального управления сложным многосвязным объектом, каковым является страховая компания.

 

Анализ финансовых потоков и показателей деятельности

Страховой компании

 

Рассмотрим практический пример проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности страховой компании N. Очевидно, что стратегия финансового управления не может быть успешной, если в ее основе лежит неполная или искаженная информация о финансовом состоянии страховой компании. Анализ финансово-хозяйственной деятельности будет базироваться на следующих источниках информации:

1. Основные показатели работы страховой организации за 2003 и 2004 гг. (информационно-аналитический отдел).

2. Отчет организации за 2004 г. (бухгалтерия).

3. База управленческого учета AutoBase (автоуправление).

4. Статистические данные ГИБДД по региону.

5. Штатное расписание организации на 2004 г. (администрация).

6. Еженедельные совещания основных структурных подразделений организации.

7. Интервьюирование персонала организации.

8. Другие сопутствующие информация, материалы и документы.

Начнем анализ с характеристики финансовых потоков за 2003 г.

Так, например, в I квартале зафиксировано отрицательное сальдо и в итоге существует реальный риск текущей неплатежеспособности организации.

Причина - недостаток текущей ликвидности (оборотных средств).

Резкое увеличение в III и IV кварталах финансовых показателей в основном обусловливается следующим:

- доходов и сальдо - введением ОСАГО и соответствующими сборами;

- расходов - повышением РВД в связи с увеличением персонала для обслуживания ОСАГО и выплатами по КАСКО.

В дальнейшем по мере насыщения рынка ОСАГО (III квартал 2004 г.) тенденция увеличения соответствующих сборов маловероятна. С учетом анализа существующего страхового портфеля ОСАГО доля организации на данном рынке составит ~ 110 млн. руб. страховых премий в год. На основании анализа ряда экспертов и данного анализа (в т.ч. анализа КАСКО и АГО организации) можно предположить, что ОСАГО в итоге будет нерентабельно для организации.

Страховые резервы как накопления и соответствующее инвестирование в организации практически отсутствуют - текущие выплаты осуществляются за счет текущих поступлений.

На основании вышеизложенного можно предположить, что риск текущей ликвидности и платежеспособности организации сохранится достаточно высоким.

Следующее, что анализируем, это - структура страхового портфеля.

Структура страхового портфеля представлена на диаграммах 1 и 2.

 

                        2003 год

                                             Автострахование

                                                         72%

    Автострахование                                ┌───┐

                65%                                │ │

               ┌───┐                               │ │

               │ │                               │ │

               │ │                               │ │

               │ │                               │ │

               │ │                                │ │

               │ │                               │ │

               │ │                               │ │

               │ │                      Имущество│ │

               │ │                            17%│ │

      Имущество│ │                           ┌───┤ │

            14%│ │                           │ │ │

           ┌───┤ │                        ДМС│ │ │

       ДМС│ │ │                         9%│ │ │

  Грузы 8%│ │ │                       ┌───┤ │ │

     7%┌───┤ │ │                       │ │ │ │

ИТР┌───┤ │ │ │                  Грузы│ │ │ │

 ВЗР 4%│ │ │ │ │               ВЗР 1%│ │ │ │

2%┌───┤ │ │ │ │            ИТР 1% │ │ │ │

┌───┤ │ │ │ │ │           0,1%┌───┬───┤ │ │ │

└───┴───┴───┴───┴───┴───┘            ───┴───┴───┴───┴───┴───┘

Диаграмма 1. Взносы                              Диаграмма 2. Выплаты

 

 

В структуре доминирует доля автострахования.

В 2004 г. структура страхового портфеля с учетом ОСАГО может выглядеть следующим образом (диагр. 3, 4).


                        2004 год

                                             Автострахование

                                                         86%

    Автострахование                                ┌───┐

                70%                                │ │

               ┌───┐                               │ │

               │ │                               │ │

               │ │                               │ │

               │ │                               │ │

               │ │                               │ │

               │ │                               │ │

               │ │                               │ │

              │ │                               │ │

               │ │                               │ │

      Имущество│ │                               │ │

            12%│ │                      Имущество│ │

           ┌───┤ │                             9%│ │

        ДМС│ │ │                           ┌───┤ │

  Грузы 7%│ │ │                           │ │ │

     6%┌───┤ │ │                        ДМС│ │ │

ИТР┌───┤ │ │ │                         5%│ │ │

 ВЗР 4%│ │ │ │ │                       ┌───┤ │ │

1%┌───┤ │ │ │ │         ИТР ВЗР Грузы│ │ │ │

┌───┤ │ │ │ │ │         0,1% 0,1% 0,1%│ │ │ │

└───┴───┴───┴───┴───┴───┘          ───┴────┴────┴───┴───┴───┘

Диаграмма 3. Взносы                            Диаграмма 4. Выплаты

С учетом относительно высокой убыточности автострахования тенденция доминирования этого вида является негативной, так как значительно повышает риск текущей ликвидности и платежеспособности организации (диагр. 5, 6).

 

По видам страхования                 в том числе КАСКО

           КАСКО                              Полное

            84%                                 91%

       ┌───────────┐                       ┌───────────┐

       │      │                       │      │

       │      │                       │        │

АГО │      │                       │      │

16% │      │             Частичное │      │

┌───────────┤      │                 9% │      │

│      │      │           ┌───────────┤      │

│      │      │           │      │      │

│      │      │           │      │      │

└───────────┴───────────┘           └───────────┴───────────┘


По субъектам страхования            По объектам страхования

                                                    Иномарки

         Физ. лица                                 82%

            70%                                 ┌──────┐

       ┌───────────┐                                 │ │

       │      │               Отечественные│ │

Юр. лица │      │                        13% │ │

30% │      │                      ┌─────┤ │

┌───────────┤           │              Грузовые│ │ │

│      │      │          Прочие 4% │ │ │

│      │      │             1% ┌─────┤ │ │

│      │      │          ┌─────┤ │ │ │

└───────────┴───────────┘          └─────┴─────┴─────┴──────┘

Диаграмма 5. Взносы в автостраховании в 2003 году

По видам страхования              По субъектам страхования

           КАСКО

            80%                              Физ. лица

       ┌───────────┐                            73%

       │      │                       ┌───────────┐

       │      │                       │      │

АГО │      │             Юр. лица │      │

20% │      │                27% │      │

┌───────────┤      │           ┌───────────┤      │

│      │      │           │      │      │

│      │      │           │      │      │

│      │      │           │      │      │

└───────────┴───────────┘           └───────────┴───────────┘

 

По объектам страхования

            Иномарки

                68%

             ┌──────┐

Отечественные│ │

         24% │ │

       ┌─────┤ │

Грузовые│ │ │

    7% │ │ │

┌─────┤ │ │

Прочие│ │ │ │

1% │ │ │ │

┌─────┤ │ │  │

└─────┴─────┴─────┴──────┘

Диаграмма 6. Выплаты в автостраховании в 2003 году

Представленные выше структуры страхового портфеля автоуправления аналогичны как в денежном выражении, так и относительно количества застрахованных рисков и выплат.

В структуре доминирует полное КАСКО иномарок физических лиц.

На ближайшую перспективу структура страхового портфеля с учетом ОСАГО, скорее всего, будет выглядеть следующим образом (диагр. 7, 8).


                        2005 год

                       (прогноз)

           ОСАГО                               ОСАГО

            57%                                 63%

КАСКО ┌───────────┐               КАСКО ┌───────────┐

43% │      │                37% │        │

┌───────────┤      │           ┌───────────┤      │

│      │      │           │      │      │

│      │      │           │      │      │

│      │      │           │        │      │

└───────────┴───────────┘           └───────────┴───────────┘

Диаграмма 7. Взносы                         Диаграмма 8. Выплаты

Для дальнейших анализа, выводов и разработки предложений будем предполагать, что в остальном структура страхового портфеля, как автоуправления, так и организации в ближайшее время кардинально не изменится.

Следующий шаг - анализ финансовых показателей страховых операций. Система показателей должна учитывать все многообразие факторов, должна быть полной (охватывать все важные аспекты проблемы), неизбыточной (показатели не должны дублировать друг друга), действенной (могла быть с пользой применена в анализе) и минимальной (размерность системы показателей не должна выходить за пределы возможностей ее оценивания). Желательна измеримость показателей, то есть получение количественных оценок. Предложенная система показателей деятельности страховой организации в достаточной степени отвечает этим требованиям. По данным страховой компании N финансовые показатели страховых операций представлены в таблицах 1 и 2.


Таблица 1

Показатели убыточности и доходности в 2003 - 2004 годах

Показатели 

Профильные направления 

Организации

Автострахование Имущество Техн. риски Грузы ДМС ВЗР

Убыточность, % 77 55   3 13 53 26 57  
РВД, % 41 15   39 62 40 95 36  
Доходность, % -18 30   58 25 7 -21 7  

 

Таблица 2

Показатели убыточности и доходности в 2005 году (прогноз)

Показатели 

Профильные направления          

Организации

Автострахование Имущество Техн. риски Грузы ДМС ВЗР

Убыточность, % 90      55   3 13 53 26

72

 
РВД, %        41      15   39 62 40 95

31

 
Доходность, % -32      30   58 25 7 -21 -3

                   

 

Настоящим представлены основные финансовые показатели страховых операций по основным профильным направлениям и организации в целом.

Показатель РВД (расходов на ведение дела) рассчитывался по следующей модели:

 

РВД(%) = (По + До / Дф х Поп) / Пф х РВДфр / Bo x 100,

где По - количество штатного персонала проф. направления;

До - количество договоров страхования проф. направления;

Дф - количество договоров страхования организации (всего);

Поп - количество персонала обслуживания и непосредственных продаж;

Пф - количество персонала организации (всего);

РВДфр - фактические расходы на ведение дела организации, рублей;

Во - взносы (сборы) проф. направления.

Прогноз на 2005 г. рассчитывался с учетом вышеизложенного предположения изменений в страховом портфеле и финансовых потоках компании.

В итоге выявлены следующие основные проблемы:

- относительно высокие убыточность и РВД;

- профильные направления автострахования и ВЗР убыточны для организации.

Далее произведем анализ страховых операций автоуправления (2003 - 2004 гг.) (табл. 3).

 

Таблица 3

Показатели убыточности и расчетных тарифов

Риск

Иномарки

Отечественные

Грузовые

Прочие 

Средние

 
k Тф Тр k Тф Тр k Тф Тр k Тф Тр k Тф

Тр

КАСКО 70 3,6 10,0 146 3,5 10,0 69 1,5 5,6 77 1,9 6,2 77 3,5

9,6

АГО  74 0,8 - 92 1,1 130 1,3 - 22 0,9 - 86 0,9

1,7

                                 

 

к - "убыточность" (уровень выплат), %;

Тф - тариф средний фактический, у. е.;

Тр - тариф средний регламентируемый (согласно соответствующему приказу по организации), у. е.

 

На основании представленной информации можно сделать вывод, что тарифы, по которым осуществлялось текущее страхование, систематически занижались относительно регламентируемых тарифов, а именно:

- по КАСКО ~ в 2,7 раза;

- по АГО ~ в 1,9 раза.

Данная тенденция непосредственно влияла на значительное снижение текущей ликвидности и платежеспособности организации. И если бы не ОСАГО, то могла в какой-то момент привести к временному "дефолту".

На основании настоящего (в т.ч. статистического) анализа и соответствующих актуарных оценок (расчетов) страхование КАСКО на условиях страхования "без учета износа" и без франшизы должно осуществляться с учетом следующих минимальных (при доходности страховых операций 0%) страховых тарифов от стоимости нового автотранспорта (вне зависимости от величины износа), представленных в таблице 4.

 

Таблица 4

Минимальные расчетные тарифы по автострахованию

Риск 

Иномарки  

Отечественные

Грузовые  

Прочие

Базо- вый Физ. лица Юр. лица Базо- вый Физ. лица Юр. лица Базо- вый Физ. лица Юр. лица Базо- вый Физ. лица Юр. лица  

КАСКО частичное

5,2

6,0

4,4

10,8

12,4

9,2

2,2

2,5

1,9

2,8

3,2

2,4  

КАСКО

Полное  

5,7 6,6 4,9 11,8 13,6 10,0 2,7 3,1 2,3 3,3 3,8

2,8

 

Корреляция безусловной франшизы и страхового тарифа КАСКО представлена в таблице 5.

 

Таблица 5

Корреляция безусловной франшизы и страхового тарифа

Размер безусловной

франшизы, у. е.

Снижение тарифа (без франшизы), %

Иномарки  Отечественные Грузовые Прочие
100      7     14     12    20
200      17     29     27    38
300      24     37     36    47
400      30     44     43    47
500      35     49     49    64
600      39     54     53    64

Влияние франшизы на снижение тарифа обусловливается достаточно значительной долей небольших убытков-выплат.

При страховании АГО дополнительно к ОСАГО и установлении при этом франшизы по АГО в размере ответственности ОСАГО размер соответствующего взноса может снижаться на ~ 90%.

Например: дополнительное к ОСАГО страхование АГО по имущественному ущербу; расширение ответственности до 10 000 у. е.; безусловная франшиза 120 000 руб. (4000 у. е.); дополнительная страховая премия по АГО ~ 15 у. е.

В качестве ремарки необходимо отметить, что на основании статистического анализа и соответствующих актуарных оценок (расчетов):

- вероятность страхового случая - ущерба (в частности, ДТП) не зависит ни от марки, ни от срока эксплуатации страхуемого автотранспорта;

- вероятность страхового случая - угона для иномарок аналогична вероятности для отечественных автомобилей.

Относительно высокий тариф для отечественных автомобилей обусловливается завышенными рыночными ценами на ремонт (относительно стоимости нового автомобиля).

Анализ страховых операций по другим профильным направлениям не приводится, так как финансовые показатели остальных подразделений достаточно положительны, кроме направления ВЗР, но влияние последнего на общие экономические показатели организации незначительно.

Рассматриваемая группа общих показателей финансового состояния страховой организации характеризует макроэкономическую ситуацию (структуру страхового портфеля, темпы роста страховой премии и выплат, уровень выплат, убыточности и т.д.) и включает в себя основные количественные характеристики деятельности страховой компании - показатели совокупной страховой премии и совокупных страховых выплат в целом и по отдельным отраслям и видам страхования, структуру страхового портфеля, то есть удельный вес видов и форм страхования в общем портфеле, брутто- и нетто-показатели, абсолютные и относительные показатели.

Значение абсолютных показателей деятельности страховой организации используется для оценки масштабов ее деятельности и определения положения компании на страховом рынке. Динамика этих показателей позволяет прослеживать тенденции развития, изменения (общие и с разбивкой по отраслям) во времени, предоставляет возможность прослеживать тенденции развития, изменение финансового положения компании во времени.

В группу общих показателей включены показатели уровня выплат и убыточности, отражающие основные факторы, оказывающие определяющее воздействие на результаты страховой деятельности, в частности, учитывается влияние операций перестрахования на уровень выплат. На основе показателей этой группы анализируется структура портфелей платежей и выплат по отраслям и формам проведения страхования, оценивается удельный вес составляющих в общем объеме сбора премий и выплат соответственно. Сопоставление портфелей платежей и выплат в динамике предоставляет дополнительную информацию о доминирующих видах страхования, определяющих развитие, позволяет выявить тенденции.

Так же выделяют и используют группу показателей надежности. Эта группа объединяет показатели платежеспособности и финансовой устойчивости.

Для описания состояния страховой компании с позиций надежности используются аналитические показатели, характеризующие платежеспособность страховщика, динамику и структуру его собственных средств, достаточность капитала, обеспеченность собственными средствами обязательств страховщика, ликвидность активов, обеспеченность обязательств страховыми резервами, эффективность инвестиционной деятельности, участие перестраховщиков в страховых операциях (анализ участия перестраховщиков в премиях, выплатах и страховых резервах, доходах от страховой деятельности, показатель, оценивающий средний срок погашения обязательств перестраховщиков по выплате доли в убытках страховщика, и т.д.).

Практический ракурс анализа финансовой устойчивости страховой организации представляется тремя группами показателей: показателями адекватности страховых резервов страховым обязательствам, уровнем перестраховочной защиты и эффективности инвестиционной политики страховщика.

Множество рассмотренных показателей может быть дополнено группой показателей, характеризующих эффективность, доходность деятельности страховой организации в целом и по видам страхования, включающей относительные показатели рентабельности капитала (показатель комбинированной убыточности, показатель рентабельности страховых операций, показатель рентабельности капитала страховщика).

С помощью этих показателей возможна оценка влияния структуры страхового портфеля, уровня расходов на ведение дела, уровня выплат и др. на показатели рентабельности страховой деятельности, влияние инвестиционного дохода на общую эффективность деятельности страховой организации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...