Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приемы психологического воздействия в Интернет

 

В настоящее время известно довольно много определенных методов воздействия на подсознание человека. При этом наиболее часто в глобальной сети встречаются: психологическая манипуляция, реформирование мышления, психологическое программирование и зомбирование.

Психологическая манипуляция - вид психологического воздействия, используемого для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения объекта манипулирования к совершению определенных действий. Получается, что именно скрытым характером воздействия психологическая манипуляция и отличается от иных видов психологического вторжения и принуждения. Как правило, сокрытию подвергаются не только цели, интересы или намерения манипулятора, но также и сам факт преследования им иных, кроме декларируемых, целей.

Реформирование мышления - предполагаемая совокупность специфических методов воздействия на личность таким образом, что в дальнейшем лицо, подвергнутое реформированию мышления, попадает в полную зависимость от воли и желаний реформаторов.

Психологическое программирование - это сознательное насильственное управление психикой и поведением, психологическое воздействие для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого человека к совершению определенных действий (в пользу манипулятора) с использованием насильственного или, якобы, ненасильственного внедрения убеждения или техники модификации поведения без информированного (осознанного) согласия или с индуцированного согласия того человека, к которому эту технику применяют.

Зомбирование - форсированная обработка подсознания человека, благодаря которой он теряет направляющий контакт со своим прошлым и программируется на безоговорочное, притом неосознаваемое подчинение приказам своего манипулятора. Известны «жесткое» и «мягкое» психопрограммирование. «Жесткого» зомби нередко удается определить по манере поведения (отрешенность на лице, не соответствующая выражаемым в словах эмоциям, вялые интонации голоса, неправильная речь, отсутствие способности сосредоточиться, замедленность реакций и провалы в памяти, нелепая стереотипность поведения). В то же время «мягкий» зомби по существу ничем не отличается от всех других людей.

А теперь подумаем, как часто мы забываем о цели нахождения в сети и оказываемся на совершенно незнакомых сайтах, совершаем ненужные покупки в интернет-магазинах, хотя всего лишь хотели узнать прогноз погоды? Дело в том, что, в силу особенностей человеческого сознания, виртуальные ситуации воспринимаются мозгом как реальные, и ответная реакция формируется как на реально происходящие процессы. При регулярном повторении провоцирующих ситуаций организм как бы обучается, запоминает свое состояние и при повторении ситуации реагирует все быстрее и эффективнее, то есть поступает именно так, как «запрограммирован». Опасность заключается в том, что все эти процессы неосознаваемы и неконтролируемы сознанием.

Но это глобальные методы, и по существу с чистым зомбированием в Интернет вряд ли можно встретиться, но все эти манипулятивные методики реализуются с помощью более простых и распространенных приемов, особенно характерных для сети, таких, как:

1. Оперативность. Оперативность в подаче сообщений при освещении различных событий всегда считалась и считается достоинством функционирования СМИ. Но оперативность, или незамедлительность подачи информации может быть и средством для искажения ее достоверности, способствовать усилению манипулятивных возможностей информационной системы.

Источник информации, первым сообщающий о значимых событиях, становится более привлекательным для аудитории, чем другие. Это способствует формированию и закреплению предпочтения к данному источнику информации на будущее, по сравнению с теми, кто действует менее оперативно. Таким образом, на первый взгляд технический вопрос о скорости передачи сообщения перерастает в стратегический при проведении психологических операций. В связи с этим глобальная сеть стремится не просто к оперативности, а к сверхоперативности.

2. Эффект присутствия. Другой психологический прием, используемый в Интернет и эксплуатирующий сверхоперативность, - это создание «эффекта присутствия». Прием основывается на создании иллюзии повсеместного наличия своих источников информации у конкретных пользователей.

Подобное достигается за счет быстрой передачи информации даже о незначительных событиях, происходящих в различных районах, заимствованием информации у коллег и конкурентов, использованием материалов из архивов, без соответствующего указания, или подменой сходным по внешнему виду материалом, пользуясь недостаточной компетентностью аудитории воздействия (на самом деле это чуть ли не самый главный метод «приручения» людей к сети).

3. Придание сообщению видимости сенсационности. Эффекту сверхоперативности сопутствует такой прием, как придание сообщению видимости сенсационности, то есть необычности, неординарности происходящего, причем даже в тех случаях, когда этого на самом деле нет. Информация, которая в той или иной форме освещается в сети, превращается манипулятором в значительную путем помещения ее перед другими сообщениями, внешнего антуража, других невербальных компонентов и паралингвистических средств.

4. Предсказание событий. Так как человек не может не беспокоиться относительно своего будущего (хотя бы неосознанно), среди приемов завоевания доверия заметное место занимает предсказание событий, то есть сообщения о тех событиях, которые могут случиться, и об этом извещают заранее.

Религиозные секты пугают концом света, а опытные манипуляторы сообщают о том, что точно знают наперед. Используя этот прием (иногда специалисты его обозначают как «голос пророка») можно существенно повысить степень доверия к источнику информации (а как известно, Интернет не упрекнешь в отсутствии разнообразных прогнозов на все случаи жизни: от метеорологических до астрологических).

5. Мнимый выбор. Суть данной техники заключается в том, что пользователю сообщается несколько разных точек зрения по определенному вопросу, но так, чтобы незаметно представить в наиболее выгодном свете ту, которая нужна. Для этого обычно используется еще несколько дополнительных вербальных приемов:

Во-первых, включение в материалы так называемых «двусторонних сообщений», которые содержат аргументы за и против определенной позиции. «Двустороннее сообщение» как бы упреждают аргументы объекта убеждения и при умелой их критике способствуют созданию определенного иммунитета против них.

Во-вторых, дозируются положительные и отрицательные элементы. Для того, чтобы положительная оценка выглядела более правдоподобной, к описываемой точке зрения нужно добавить немного критики, а эффективность осуждающей позиции увеличивается в случае присутствия элементов похвалы.

В-третьих, осуществляется подбор фактов усиления или ослабления высказываний. Выводы не входят в текст приведенных сообщений. Их должны сделать те, для кого предназначена информация.

В-четвертых, происходит оперирование сравнительными материалами для усиления важности, демонстрации тенденций и масштабности событий, явлений.

Все используемые критические замечания, фактические данные, сравнительные материалы при этом подбираются таким образом, чтобы необходимое заключение было достаточно очевидным. Это далеко не все приемы, используемые в Интернет для создания нужной реакции и построения нужного поведения объекта манипулирования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...