Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационно-психологические вирусы

 

Реализация методов управления людьми, особенно с использованием каналов распространения аудиовизуальной информации, привела к появлению понятия «информационный, или психологический вирус».

Выявление существования информационно-психологических вирусов позволяет по-новому посмотреть на базовые причины терроризма, фанатизма, одержимости, революций, войн, а также на роль религий, идеологий, прессы, радио, телевидения и конечно Интернета в обществе.

Так же как клетки и компьютеры, человеческое сознание содержит все, что необходимо для существования вирусов. То есть, в сети можно «подхватить» не только банальный вирус, который почистит ваш жесткий диск, но и вирус, который может «прочистить» вам мозги.

Существуют сравнительно безвредные информационные вирусы, такие как моды или вирусы сленговых выражений. Однако среди вирусов есть и крайне разрушительные, такие как вирусы тоталитарных, молодежных банд, фашистских идеологий, которые можно легко найти на соответствующих сайтах. Такие информационные вирусы могут программировать сознание человека на нанесение максимального вреда людям или самому себе, например, в виде самоубийства. Некоторые специалисты считают, что революции, войны и другие массовые безумства есть не что иное, как эпидемии, вызванные агрессивными информационными вирусами.

Основными свойствами информационного вируса являются:

- Функциональная ограниченность в виде узкой специализации его программ. Так, вирус гриппа вызывает только грипп, компьютерный вирус вызывает только вполне определенные нарушения в работе компьютера, а информационный вирус вызывает вполне определенные негативные состояния и действия человека или группы. Например, информационный вирус моды - это не то же самое, что информационный вирус тоталитарных сект, коих в Интернет можно найти не один десяток.

- Способность к внедрению в биологическую клетку, компьютер или человека путем преодоления или обмана механизмов защиты, то есть с помощью всех тех приемов, которые были описаны выше.

- Захват управляющих центров объектов атаки и подчинение этих центров самих объектов программам вируса, то есть вы и не заметите, как безобидный сайт станет для вас подобным наркотику.

- Изменение нормального состояния объекта путем ограничения, искажения или разрушения его функциональных возможностей, то есть вы начнете поступать в соответствии с психологической программой, о которой вы даже не подозреваете.

- Способность позволять своим жертвам выжить на длительный или короткий отрезок времени, для того чтобы они могли разносить этот вирус дальше, то есть поделиться со своими друзьями и знакомыми адресом «одного интересного сайта».

- Способность к широкому распространению в среде путем массового заражения объектов или субъектов, то есть ваших друзей, «подсевших» на тот же ресурс.

- Способность жить собственной жизнью и распространяться в среде без участия своего создателя (о котором, возможно, вы вообще никогда не узнаете).

Особенностью информационных вирусов является также способность образовывать «фильтры восприятия», с помощью которых происходит отбор поступающей к человеку информации, что создает существенные искажения воспринимаемой человеком реальности.

Одним из наиболее циничных распространителей информационных вирусов является интернет-реклама. Такие вирусы овладевают умами людей, подталкивают их к соответствующим прогулкам по интернет-магазинам, заставляя их покупать часто ненужные вещи. Для повышения эффективности воздействия информационных вирусов, используемых в рекламе и пропаганде, их нацеливают на базовые функции человека, связанные с его выживанием. Такие вирусы эксплуатируют в человеке реакции опасности, связанные со страхом, насилием, кровью, убийствами. Кроме того, широко используются вирусы, связанные с авторитетом, с сенсационностью, с чувством обиды на людей одной веры, нации, идеологии.

В настоящее время, когда психология развивается очень быстрыми темпами, разрабатываются приемы дополнительного усиления воздействия информационно-психологических вирусов, распространяемых через Интернет.

 


Заключение

 

Итак, Интернет владеет умами людей, или, во всяком случае, пытается ими завладеть. Для этого существует масса способов, методик и даже технологий, поэтому в данном случае человек - всего лишь объект информационного манипулятивного воздействия. Это происходит потому, что самой главной характеристикой манипулятивного информирования является то, что, предлагая пользователям вынести свое собственное суждение, Интернет создает лишь иллюзию независимости, объективности, возможности выбора из различных точек зрения и опоры на мнение аудитории.

Однако, мнение пользователей сети, у которых возникает негативная ответная реакция на определенную информацию, не распространяется на всю аудиторию воздействия. Массовая интернет-аудитория территориально разобщена и люди, потребляя информацию, находятся если не в одиночестве, то, по крайней мере, в малых группах и имеют возможность возразить разве что друг перед другом. Публичное выражение своего протеста в отношении текущей информации нереально, а именно она становится постоянно действующим инструментом манипулятивного влияния на людей, которые при современной системе интернет-информирования, обречены на пассивность и существование лишь в качестве объекта воздействия.

Но не все так плохо, как может показаться. Именно знание данных методик психологического воздействия на рядового пользователя глобальной компьютерной сети позволяет разгадать тайные информационные вирусы и скрытые технологии и обратить на них внимание, а значит, противостоять им хотя бы частично. В наше время более удобного и быстрого источника информации, чем Интернет просто нельзя представить. Поэтому отказываться от Интернет из-за угрозы быть подверженным психическому воздействию все-таки не стоит, нужно лишь иметь в виду то, что не все в сети правдиво и неоспоримо, и то, что практически никакая информация не является полностью проверенной.

Таким образом, к Интернет следует относиться чуть более критично, чем к другим источникам информации, и иногда подвергать сомнению то, что нам так старательно пытаются внушить с помощью огромного числа скрытых приемов и техник воздействия на наше подсознание, бурным цветом расцветающих на просторах всемирной паутины.

 

 


Список литературы

 

1. Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью. Организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. - М.: Астра-пресс, 2005.

2. Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия. - Екатеринбург, 1995.

3. Зарайский Д.А. Управление чужим поведением. Технология личного психологического влияния. - Дубна: издательский центр “Феникс”, 1997.

4. Мешкова Т.А. Социально-политические аспекты глобальной информатизации // Полис. М., 2002. №6.

5. Смирнов А.И. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. М., 2005.

6. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. - М.: Мысль. 1973.

7. Шафрански Р. Теория информационного оружия. / Пер. В. Казеннова. - М., 2002.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...